Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные принципы и уровни анализа качественных данных



 

Уровней анализа белановского недостаточно- ей нужны ещё другие – какие-неясно

Принципы –их я не нашла- я нашла только принцип системности

Общие стратегии анализа данных фокус-групп:

1. Поэтапный анализ

2. Параллельный анализ

3. Вертикальный и горизонтальный методы анализа данных.

4. Взаимодополнение количественных и качественных методов анализа данных.

Виды анализа данных фокус-групповых исследований:

1. Лингвистический анализ (анализ беседы, анализ интеракции)

2. Анализ содержания или контент-анализ.

2.1. Прагматический КА

2.2. Семантический КА:

- (designation) - указательный, обозначающий анализ.

- (attribution) - анализ приписывания.

- (assertion) - анализ суждений.

2.3. Психологический КА (sign-vehicle)

Общие правила анализа данных ФГ:

1. Обращать внимание на слова и их значения.

2. Учитывать контекст.

3. Принимать во внимание последовательность ответов и поведение участников.

4. Исследовать специфичность ответов (базирующихся на собственом опыте, а не “безличных”).

5. Находить основные идеи.

Как и для других типов данных, характер анализа данныхфокус-группыдолжен быть определен исследовательскими задачами. Объем анализа и степень егодетальностииточностиварьируетсявзависимостиотцелейисследования.

Существует несколько уровней анализа результатов качественного исследования [С.А. Белановский, 1996]:

1)уровень сознательных, рациональных факторов;

2)уровень личных чувств, эмоций и языка,

3)уровень интуитивных ассоциаций;

4)уровень бессознательных реакций, желаний и отождествлений.

Уровень качественного анализа определяется целями и задачами исследования. Чем более глубокий уровень требуется изучить, тем больше проективных методик должно быть использовано.

Качественный анализ значительно отличается от количественного. Сложность качественного анализа данных фокус-группы,отмечается Н.Н. Богомоловой и Т.В. Фоломеевой [11], заключается, прежде всего, в том, что приходится анализировать ответы на открытые вопросы, которые нельзя привести к какимто определенным цифровым знаменателям.

В фокус-группевсячески поощряется взаимодействие между респондентами, и это дает возможность людям менять свои взгляды под влиянием других участников дискуссии. Исследователю приходится сравнивать разные ответы на один и тот же вопрос и приводить их ккакому-тообщему знаменателю. Для этого необходимо учитывать контекст ответа и взаимодействия участников. Исследователь должен также обращать внимание на интенсивность и эмоциональную окрашенность ответов респондентов. Важно учитывать и внутреннюю последовательность ответов. Важно также проследить, меняется ли позиция участников под воздействием дискуссии. Таким образом, исследователь должен принимать во внимание очень много аспектов анализа при сравнении достаточно простых ответов. Исследователю необходимо выделить как наиболее типичные, повторяющиеся результаты, так и разнообразие опыта и восприятия респондентов.

Аналитический процесс должен быть с и с т е м а т и ч н ы м (т.е. его результаты должны быть предъявлены в определенной последовательности) ип роверяемым (т.е. он должен давать возможность другому исследователю прийти к аналогичным выводам, используя имеющуюся документацию и непосредственные высказывания). Исследователь должен как бы отфильтровывать предвзятые, субъективные взгляды, ожидания и личные мнения и стараться выражать взгляды именно участников группы.

R Крюгер процесс анализа результатов фокус-группыпредставляет в виде определенного континууманепосредственные данные –описательные утверждения –интерпретации [5]. Н е п о-ср е д с т в е н н ы е данные составляют текст высказываний участниковфокус-группы,когда они обсуждают определенные вопросы. Их высказывания можно организовать по категориям.

О п и с а т е л ь н ы е у т в е р ж д е н и я – это обобщения высказываний респондентов. Такие обобщения дают наиболее типичные или информативные высказывания.

Наиболее сложная часть анализа – и н т е р п р е т а ц и о н н а я, в которой излагается содержание полученных данных. В интерпретации необходимо принимать во внимание то, что не выражено непосредственно в словах: невербальные проявления, интенсивность и последовательность высказываний участников.

При интерпретации данных фокус-группыили ECG должно быть изучено содержание обсуждения и раскрыто его значение, его скрытый смысл для исследуемой проблемы. Таким образом, каждая попытка интерпретировать фо-кус-группу,равно как и ECG, требует анализа содержания. Метод анализа содержания, илик о н т е н т – а н а л и з, имеет длинную и богатую историю в социальных науках [10]. Он широко применяется для изучения таких разнообразных феноменов, как пропаганда, литература и газеты, для расшифровки психотерапевтических заседаний и тд. К этому методу относят разнообразные специфические методики и техники. Интересна разработанная И. Джэнис (1965) классификациятипованализасодержания, основаннаянацелиисследования[5]:

1.Практический анализ содержания, в который входит классификация знаков, слов в соответствии с их вероятными причинами и следствием. В этом типе анализа ударение ставится на то, почему это было сказано.

2.Семантический анализ содержания, который классифицирует знаки в соответствии с их значением. Этот тип анализа может иметь три формы:

a) «Designation» – указательный, обозначающий анализ, который определяет частоту, с которой определенный объект упоминается. Это обычное частотное подсчитывание;

б) «Attribution» – анализ приписывания, который изучает частоту, с которой используются определенные характеристики или описания. Это также обычный подсчет;

в) «Assertion» – анализ суждений, который дает частоту, с которой определенные объекты характеризуются определенным образом. Эта форма анализа соединяет обозначающий анализ и анализ приписывания в матрице с объектами в столбик и описаниями в ряд.

3.«Sign-vehicle» – анализ, в который входит подсчет употребления специфических слов или типов слов.

Хотя обычно цифровые данные не используются в отчете фокус-группы,все эти типы анализа содержания могут быть использованы в анализе данныхфокус-группы.При этом частота, с которой появляется та или иная мысль, интерпретируется как степень важности, внимания и выделения.

Практические рекомендации. По мнению ряда авторов, исследователь при проведении нализа данныхфокус-группыдолжен:

1. Обращать внимание на слова. Исследователь должен иметь в виду одновременно как само слово, которое использует участник, так и его значение. Разнообразие слов и фраз, с которыми работает исследователь, заставляет его находитькакие-тоспособы их группировки. Иногда подсчитывают частоту используемых слов, иногда группируют похожие идеи, или группируют ответы в определенном континууме или по категориям.

2. Учитывать контекст. Исследователь должен тщательно следить, чем вызвана та или иная реакция респондента: воздействием заданного вопроса или замечаниями других участников. Тон, интенсивность и интонация высказываний также определяют контекст, а значит и смысл сообщения.

 

3. Принимать во внимание внутреннюю последовательность ответов и поведения участников. Участникифокус-группыиногда меняют свои точки зрения на противоположные. Если это происходит, то исследователь должен проследить ход обсуждения в группе, для того чтобы понять, что же вызвало подобное изменение во мнении респондента.

4. Исследовать специфичность ответов. Следует отдавать предпочтение тем ответам, которые базируются на собственном опыте респондентов, по сравнению с неопределенными, безличными ответами. Больше внимания обычно обращают на ответы, которые излагаются от первого лица по сравнению с гипотетическим ответом в третьем лице.

5. Находить основные идеи. Исследователь должен в огромном количестве отдельных деталей и замечаний находить общие направления или идеи, проходящие через всю дискуссию. Такие общие идеи обычно возникают на основе обобщения конкретных высказанных слов, невербального поведения, интенсивности комментариев. Для этого нужно использовать всю программу работыфокус-группы.

Таким образом, анализ и интерпретация данных ECG или фокус-группявляется очень сложным и значимым этапом в проведении исследования, основным принципом которого является постоянное соотнесение используемых методов с поставленными целями и решаемыми задачами.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.