Здавалка
Главная | Обратная связь

Польша, Чехия, Австрия, Венгрия, Швеция, Россия



Центральную Европу отличают большое разнообразие и постоянные изменения. Разнообразие проявляется во всем: природе, климате, экономике, политике, культуре. Изменения связаны с тем, что в истории Центральной Европы было много войн. Возникали и распадались великие империи. Появлялись и исчезали межгосударственные противостоящие блоки.

Восточная Европа представлена, прежде всего, славянскими государствами, которые до 1991 года входили в состав СССР. Самая крупная восточноевропейская страна – Россия, большая часть территории которой вообще находится в Азии. Второй по величине является Украина, третьей – Беларусь.

Наиболее трагичным для Центральной и Восточной Европы был век двадцатый. По ней смертоносным катком прокатились две мировые войны. Между ними в Европе бушевала эпидемия чумы, которая унесла больше жизней, чем Первая Мировая война.

После Второй мировой войны Центральная Европа была искусственно поделена на два блока: демократический и социалистический. Между ними был возведен «железный занавес». Причем последний был не только условным, но и частично физическим – в виде «берлинской стены».

После распада социалистического лагеря входящие в него страны встали на путь политических и экономических преобразований. Освобождение от коммунистических режимов протекало по-разному: от «бархатной революции» в Чехословакии до кровопролитных войн в Югославии.

Переходные экономики в государствах бывшего социалистического блока и балтийских странах – бывших республиках в составе СССР развиваются по-разному. Однако есть и общие черты – «родимые пятна социализма»: незаконный передел собственности, коррупция, социальные напряжения.

Все национально-культурное центрально- и восточно-европейское многообразие мы представили пятью странами, сделав выбор в их пользу по наибольшей численности населения. В числе стран бывшего социалистического лагеря рассмотрим Польшу, Чехию и Венгрию. Страны послевоенной демократической ориентации будут представлены Австрией и Швецией. Восточная Европа будет представлена Россией.

В числе национальных деловых стереотипов выделены по три черты национального характера, которые имеют наибольшее влияние на построение деловых и трудовых отношений.

Польша

Историю Польши можно назвать сагой о героизме, катастрофе и возрождении. Соседи в разные периоды времени пытались буквально стереть эту страну с карты Европы. И в 1795 году они, на время, добились в этом успеха. Страна была разделена на прусское герцогство, русское герцогство и австрийскую Галиссию. В суматохе XIX века польский язык, культура и костел подвергались угнетению, часто поистине жестокому.

Во времена нацистской Германии немцы намеревались уничтожить Польшу. В Холокосте погибло 6 миллионов польских граждан, включая евреев.

После Второй мировой войны по воле Сталина территория Польши была перемещена на запад. Польше вернули прусские области, зато значительная часть восточных территорий отошла к Литве, Беларуси и Украине.

С населением в 39 миллионов человек Польша сегодня является самой крупной из бывших социалистических стран.

Экономика Польши, в качестве переходной, считается наиболее успешной. 65% ВВП страны приходится на частный сектор, в нем занято около 70% трудовых ресурсов. Малые и средние предприятия составляют львиную долю (99%) частного сектора.

Польша является лидером среди бывших социалистических стран по объему иностранных инвестиций. В абсолютных цифрах она в этом смысле обогнала даже Венгрию, которая лидирует в объеме инвестиций на душу населения.

В Польше сильна аграрная часть экономики. Около четверти населения страны проживают в сельской местности. Они трудятся на небольших, малоэффективных фирмах.

Поляки раньше других социалистических стран освободились от коммунистического режима. За два с лишним десятилетия они сумели многое сделать по части политических, социальных и экономических реформ. Они этим очень гордятся. Но одновременно они весьма чувствительны к тем недостаткам, которые еще имеют место.

Польские национальные деловые стереотипытаковы:

– официальность первых встреч;

– централизация руководства;

– нелюбовь к рутинной работе.

Официальность первых встреч связана с польской природной уважительностью и культурой. Формальный характер начала делового общения необходим для присматривания и оценки партнера.

К малознакомым людям поляки обращаются «пан» и «пани». Это примерно соответствует обращению «господин» и «госпожа», однако несет больше уважительного смысла к личности собеседника. После обращения «пан» следует должность, титул или звание собеседника. Например: «пан директор» или «пани профессор».

Осторожность в делахсвязана со сложной польской историей, ее нестабильностью. Способствует сохранению такого качества и то, что бизнес в основном представлен малыми и средними предприятиями. Одна грубая ошибка может привести к банкротству фирмы.

Осторожность у поляков проявляется в склонности к риторике. Они любят поговорить, но при этом избегают открытого и прямого изложения своей позиции в начале общения. Особенно ярко это проявляется в сложных и проблемных ситуациях, или когда нужно давать негативный ответ. Поляки скорее отложат решение проблемы, чем пойдут на конфронтацию.

У поляков часто присутствует затаенное чувство скептицизма или иронии. Однако открытый юмор они позволяют себе только в неофициальной обстановке, при общении с хорошо знакомыми людьми.

У Польши сильны контакты с США. Во-первых, в этой стране много поляков – переселенцев и эмигрантов, и многие из них занимают высокое положение в политике, бизнесе, искусстве. Во-вторых, США является главным зарубежным инвестором польской экономики. Это сопровождается и существенным влиянием на стиль деловой жизни Польши. Однако американское влияние встречает и сопротивление.

У поляков сильно чувство «самости» – самоуважения, самодостаточности. Оно позволяет сохранять свою национальную идентичность на протяжении многовекового иностранного доминирования и притеснения. Оно настраивает поляков против любого западного влияния, особенно если в нем отсутствует их личный интерес.

Неконфронтационное общение и ведение бизнеса отличает деловой мир Польши. При этом поляки склонны подозревать партнеров в скрытых мотива, не до конца ясной позиции, подводных течениях. Это еще больше усиливают осторожность. Они присматриваются и внимательно изучают партнеров, как своих, так и иностранных.

Поляки предпочитают получше узнать партнеров по бизнесу. Однако близкие и доверительные отношения совсем не обязательны для того, чтобы приступить к деловым контактам. Часто достаточно делового письма или телефонного звонка. Для мелких сделок нет необходимости даже в личном знакомстве.

В Европе нередко подшучивают, что поляк – это не национальность, а профессия. Увлечению и даже страсти по принципу «купи-продай» подвержены многие поляки, в том числе профессионально далекие от бизнеса.

Централизация руководства соответствует польской общей и деловой культуре. Система иерархии и уважение к боссу тщательно культивируется. К «пану директору» обращаются всегда почтительно, даже если собственное отношение этому и не соответствует.

В результате активной политической борьбы за два десятилетия власть в Польше менялась многократно. Однако сменялась лишь верхушка, а многочисленная армия чиновников и менеджеров сохраняла свои посты. Иными словами, исторически сложившееся культивирование иерархии сохраняется.

«Спиной хребет» политического и бизнес-класса Польши составляют бывшие партийно-коммунистические боссы. Не сумев построить коммунизм, сегодня они активно строят капитализм.

В деловом мире Польши существует сеть налаженных контактов. Включенному в эту сеть человеку значительно легче вести бизнес. Среди деловых людей сотрудничество часто строится на основе университетской дружбы.

Деловое общение в Польше проходит под явным доминированием старшего по должности. У подчиненных не принято брать на себя инициативу или высказывать критические замечания в адрес руководства.

Подчеркнутое уважение не только в деловом мире, но и в целом в польском обществе вызывают владельцы и руководители крупных предприятий. Богатство выступает символом жизненного успеха. Чем богаче человек, тем почтительнее относятся к нему окружающие.

Нелюбовь к рутинной работе является существенным деловым стереотипом поляков. Желание что-то делать необходимо в них постоянно поддерживать, поощрять и направлять.

Чтобы поляки твердо придерживались обязательств, планов действия и сроков, обычно необходимы напоминания и подкрепления. Им также свойственно природное сопротивление всякого рода ограничениям.

Имея за спиной бурную и противоречивую историю, поляки отразили ее в своем национальном характере. Они научились быстро и без лишнего невроза адаптироваться к изменениям. Сегодня поляки спокойно откликаются на перемены и новые обстоятельства, их не смущают неожиданные изменения.

Поляков отличает стремление к веселому отдыху.

Важной чертой поляков является любовь к увеселениям и развлечениям. В качестве вечернего отдыха они предпочитают хорошо выпить и приударить за привлекательной женщиной. В Европе даже есть шутливое сравнение: «Пьян, как поляк». Кавалеры же поляки весьма галантные.

Не слишком усердствуя на работе, поляки предпочитают делать только то, что является их прямыми обязанностями. Проявлять активность, брать на себя инициативу большинство из них не хотят. Это считают они, обязанности руководителей.

Сами поляки невесело шутят: «Мы хотим работать как в Польше, а жить, как в США».

 

Чехия

Бывшая Чехословакия получила независимость в 1989 году в результате «бархатной революции». В 1993 году завершился «бархатный развод» чехов со словаками. Чехия, как и Словакия, стали самостоятельными государствами.

Чехия осталась с населением в 10 миллионов человек, более жизнеспособной и производительной частью промышленности. Кроме того, у чехов остался главный культурный и экономический центр – город Прага, а также чувство превосходства под своими соседями. Словакия осталась с 5-миллионным населением и без значимых природных ресурсов.

Чехия весьма однородна в своем национальном составе. Здесь фактически нет этнических или лингвистических меньшинств. Это необычно для Центральной Европы.

Чешские национальные деловые стереотипы таковы:

– недопущение неопределенности;

– уважение к иерархии;

– ценность личных взаимоотношений.

Недопущение неопределенности ярко проявляется в партнерских отношениях. Чехи не любят неясностей и недомолвок. Они предпочитают определить четкий круг обязанностей и прав. Также стремятся добиться и в отношении партнера.

Принятию решений предшествует тщательная подготовка, анализ и дебаты. Их целью является застраховаться от недомолвок и неясностей. После принятия решения оно будет воплощаться в жизнь с тщательностью и упорством. Гибкость и импровизация не приветствуются. Наоборот, предпочтительно жесткое следование процедурам. В этом смысле чехи похожи на французов.

Чехи не относятся к людям, умеющим сразу ясно и четко изложить свою позицию. Переговоры с ними обычно идут долго и трудно, условия сделок вырабатываются медленно пункт за пунктом.

Зато чехов отличает точное исполнение договоренностей, условия они соблюдают во всех деталях. Предложения о внесении поправок или пересмотре условий может быть воспринято отрицательно. Более того, подобные изменения могут быть оценены как уловки, и даже злоупотребление доверием.

Подобно другим постсоциалистическим странам, обычной практикой в ведении бизнеса в Чехии являются подарки, подношения, взятки. Вознаграждения вручаются представителям власти и чиновникам за любые решения, разрешения, лицензии и т.д.

Нежелание брать на себя ответственность есть проявление чешской осторожности. Ответственность, по их мнению, должен нести тот, кому это положено по должности. Обычно это представитель топ-менеджмента.

Чехи предпочитают неравное партнерство. Они хотят, чтобы в деловых отношениях были доминирующие и ведомые. Поэтому часто одна из фирм выступает в качестве головной.

Самомотивация или инициатива в корпоративной сфере не приветствуются. Обязанности менеджеров и служащих подробно излагаются в должностных инструкциях. Редко кто выходит за их рамки.

Однако, если контроль отсутствует, чешские работники не будут пунктуально придерживаться своих обязанностей. Работа может быть выполнена и не в срок, и не слишком качественно.

Уважение к иерархии у чехов активно культивируются. Они всегда осознают, на какой ступеньке социальной лестницынаходится человек.

В чешском бизнесе и менеджменте используются звание и фамилии. На визитных карточках неукоснительно перечисляются все титулы и квалификация.

На деловых совещаниях происходит своеобразный инструктаж. Старшие дают указания младшим. Советоваться с подчиненными с целью выработки совместных решений у них не принято. Наиболее важные взаимодействия между менеджером и подчиненным осуществляются в обстановке один на один.

Старомодная чешская вежливость иногда может выглядеть как желание установить дистанцию. Им даже как неискренность. Но это не так. Это именно вежливость.

Опыт тоталитаризма у более чем нескольких поколений чехов отразился на их национальном характере. Они склонны к сокрытию своих истинных чувств от тех, кому не вполне доверяют.

Поколения выживания, как и государство – вассал иностранной власти, от Габсбургов до Советов, создало у чехов определенную манеру поведения с иностранцами. Внешне она является благоприятной, а внутренне – защитной. Они не стараются взять верх над иностранцами. Но чехи пока еще осторожны в том, чтобы остановить иностранцев, которые берут над ними верх.

Ценность личных отношений связана у чехов с осторожностью и недоверием. Это мотивируется и тем, что коммерческие законы и доверительная деловая практика еще не стали нормой. Поэтому важно быть уверенным в человеке, с которым имеешь дело.

Становление рыночных отношений после плановой экономики проходило в Чехии непросто. Имели место махинации, экономические мошенничества и тому подобное. Немало деловых людей стали их жертвами.

Чехов исторически отличает скрытность.

В современном деловом мире Чехии приветствуются углубленные контакты между партнерами. Это укрепляет доверие и снижает риски по субъективным причинам.

В Чехии многие деловые вопросы обсуждаются и решаются не в офисе, а, скажем, за обедом в ресторане. Это считается вполне нормальным. Такое гостеприимство чехов способствует развитию делового доверия.

Следует отметить, что молодое поколение чехов, не знавшее тоталитаризма, более инициативно, демократично, ответственно. Оно ориентируется не только на национальные ценности и традиции, но и на западный деловой стиль.

Венгрия

История Венгрии сложна и тяжела. В XIX веке она вела борьбу за освобождение от Габсбургской империи. В 1867 году венгры добились частичной независимости в составе Австро-Венгерской империи. Император Австрии одновременно являлся королем Венгрии. Внешние отношения контролировались Австрией, но во внутренних, Венгрия была достаточно автономной.

В начале XX века Габсбургская империя распалась в результате Первой мировой войны. Венгрия была разделена. Нынешняя Словакия отошла к Чехии, Трансильвания-Румыния, Хорватия и Воеводина-Югославии.

После Второй мировой войны Венгрии был навязан коммунистический режим. Приживался он тяжело. В 1956 году произошло восстание. Оно было подавлено военными силами социалистического блока.

Тем не менее, в 1968 году Венгрия первой среди социалистических государств провела децентрализацию своей экономики. В результате, после краха коммунистических диктатур, переход венгров к рыночной экономике пришел гораздо легче, чем у соседей.

Современная Венгрия получает активное прямое иностранное инвестирование. Его объемы сравнимы с инвестированием вовсе бывшие социалистические страны, вместе взятые.

Основной зарубежный инвестор Венгрии – США (около 35%). Германия инвестирует свыше 30% от общего объема.

Венгрия небогата на природные ресурсы. Здесь добывают бокситы, есть небольшое количество природного газа. В стране преобладает сельскохозяйственное производство. Свыше половины ВВП страны приносит внешняя торговля.

За последние 20 лет власть в Венгрии переходила из одних рук в другие несколько раз. Однако курс на демократизацию и рыночную экономику сохранялся. Поэтому Венгрию этого периода можно считать политически стабильной страной.

В национальном отношении этнические венгры называют себя мадьярами. Они происходят от азиатов, которые две тысячи лет назад переселились на берега Дуная. Ни сами венгры, ни их язык не относится к славянам.

Венгерский язык входит в финно-угорскую группу, куда входят финский и эстонский языки. Считается, что это трудный в изучении язык.

Венгерские национальные деловые стереотипысостоят в следующем:

– талант импровизации;

– сильный менеджмент;

– высокий статус личных отношений в бизнесе.

Талант импровизации выгодно отличает деловые отношения венгерских бизнесменов и менеджеров. Гибкость, «срезание углов» достались в наследство от трудного исторического прошлого венгров. В условиях габсбургской, а затем коммунистической бюрократии и давления им постоянно приходилось приспосабливаться. Теперь венгры уверенно чувствуют себя в быстро меняющейся и текучей деловой среде, проявляя высокую адаптивность.

Однако венгры являются знатоками по части создания всевозможных систем и процедур, причем весьма грамотных. Однако, в отличие от французов, венгры не боятся отступать от схем. Они с успехом работают и за их пределами.

Венгры ценят деловое сотрудничество без неуместного контроля, невроза, беспокойства. Они ценят системность и рабочую ответственную обстановку. Сами они выполняют свои обязательства без напоминаний. В свою очередь, венгры уважают пунктуальность деловых партнеров.

Сильный менеджмент связан с традиционно высокими требованиями к руководителям всех уровней. Они обязательно должны быть харизматичными, компетентными, ответственными. Вялые руководители венграми просто не воспринимаются.

Деловые совещания у венгров проходят при явном доминировании старшего по должности. Он руководит, раздает задания, инструктирует. Подчиненные могут высказаться только по его разрешению.

В деловых отношениях при обращении друг к другу сначала следует фамилия, и лишь потом имя.

На визитных карточках деловых венгров сначала указывается фамилия, затем имя. После их указываются титулы и звания, которые здесь весьма почитаемы.

Чувство иерархиивесьма сильно у венгров. Это также особенность их исторической памяти, привнесенной из последних столетий. Кроме того, как правило, венгры поднимаются по иерархической лестнице благодаря своим качествам, а не протекции. Поэтому в человеке с высоким статусом венгры, по определению, склонны видеть соответствующие достоинства.

Многие гости Венгрии и специалисты отмечают жесткость и даже высокомерие венгерских чиновников и полицейских, это оборотная сторона национального уважения к должности. Часто самооценка завышается сразу после назначения.

Высокий статус личных отношений в бизнесесвязан с тем, что становление надежностив деловых взаимодействиях еще не завершено. Наличие риска мошенничества по-прежнему присутствует. Это явление и его следствие сродни ситуации в бизнесе Чехии.

Деловые беседы и переговоры венгерские бизнесмены и менеджеры часто переносят в неформальную обстановку, стремясь к сближению с партнером. Обычно это обед в ресторане или кафе. Кстати, ужин для этой цели используется редко. Ужин остается прерогативой личной и семейной жизни. Хотя венгры могут поужинать вместе с деловым партнером, но это будет сделано не для делового, а для личного общения, лучшего узнавания друг друга.

Кстати, имеется одна очень важная особенность венгерских застолий. У них не принято чокаться и звенеть бокалами во время тостов. Это связано с исторической памятью. Во время восстания 1867 года габсбургские офицеры расстреливали венгерских патриотов. При этом офицеры чокались после каждой команды о залпе.

Ужины и обеды в Венгрии оплачивают исключительно хозяева, то есть те, кто пригласил. Попытка иностранца расплатиться по счету может может быть воспринята как вызов и разрыв отношений.

В современной Венгрии сильно влияние американцев. США, как отмечено выше, главный инвестор страны. Поэтому американские бизнесмены находятся в авторитете в деловом, да и политическом мире Венгрии. Американские принципы деловых отношений и управленческие подходы постепенно изменяют венгерскую сферу деловых отношений.

 

Австрия

Австрия – это по большей части горная страна, плотно окруженная другими государствами. Сегодня это небольшая по территории и численности населения (8 миллионов человек) страна. Но в ее истории были времена, когда она занимала почти всю Центральную Европу. Так было, например, в XVIII-XIX веках во время Австро-Венгерской империи.

Экономически Австрия является весьма развитой страной. Исторически она обогащалась за счет своего расположения в центре европейских торговых путей. И сегодня международная торговля составляет более трети национального дохода.

Австрия выступает активным инвестором для стран бывшего социалистического лагеря. В общем объеме западных инвестиций доля Австрии составляет 10%.

Даже во времена «холодной войны» Австрия выполняла роль коммерческого посредника Запада и Востока. Это достигалось благодаря историческим и личным связям, а также политика нейтралитета.

Австрию можно назвать Романо-католической и германской страной. При подавляющем численном превосходстве австрийцев, здесь проживают несколько национальных меньшинств: хорваты, словенцы, венгры, чехи и др.

Что же касается национального австрийского характера, то он отличается вежливостью, индивидуализмом, прагматичностью.

Австрийские национальные деловые стереотипытаковы:

– социальное партнерство;

– практичность делового общения;

– «удобное бытие».

Социальное партнерство (Sozialparterschaft) является ведущей концепцией австрийской деловой жизни. Основу партнерства составляет всеобъемлющая система ассоциаций и палат, регулирующих деловые и трудовые отношения с целью баланса интересов.

Собственные ассоциации и палаты присутствуют в Австрии во всех сферах: промышленности торговле, бытовом обслуживании и др. Участие в них является обязательным. Трудовые палаты защищают интересы служащих. Для обсуждения вопросов на уровне палат и ассоциаций созданы несколько хорошо отработанных механизмов и форумов. Споры и забастовки здесь очень редки.

Почти две трети служащих принадлежат Австрийской федерации профсоюзов (АФП). У АФП нет политической окраски. Практически все промышленные предприятия входят в добровольную ассоциацию – Федерацию австрийских промышленников (ФАП).

Австрия является страной маленьких городов, этнической и религиозной однородности. Поэтому в австрийском национальном характере присутствует глубокое чувство общности. Оно содержит осознание принадлежности и взаимной ответственности между компаниями и их служащими.

Влияние глобализации и международного рынка проникает и в Австрию. Появился избыток рабочей силы. Однако австрийские кампании не выбрасывают людей на улицу. Они стараются переквалифицировать и трудоустроить увольняемых.

В деловых контактах, в том числе внешних, обязательно присутствуют лояльность и консерватизм. Изменить условия партнерского взаимодействия, поставок, отгрузок весьма сложно. Все традиционно, типично, стандартизировано. Любые перемены лишь вызывают свои сложившейся системы.

В личных отношениях австрийцы учтивыи внимательны. Это связано с национальной вежливостью, радушием и гостеприимством.

Особая австрийская учтивость выражается понятием «шарм». Сами австрийцы иногда иронично называют его schmalzig елейный. Особенно часто это выражение употребляется провинциалами по отношению к жителям Вены, а считается, что те переигрывают со своим шармом.

Практичность делового общения австрийцев перекликается с немецким прагматизмом и точностью. В австрийских коммуникациях используются факты, цифры и прямой подход, образность и намеки здесь не воспринимают.

Откровенность, тем более преподнесенная с шармом, прекрасно воспринимается в обществе равных. Даже если мнение изложено грубовато – это лучше, чем витиевато и непонятно.

Если позиции австрийцев расходятся, они не избегают споров и всегда готовы к дискуссиям. Предпочитают «расставить точки над i», а не уклоняться от выяснения. Спор ведется заинтересованными сторонами самостоятельно. Даже в присутствии начальников к ним никогда не обращаются за разрешением разногласий.

При обращении к партнеру в Австрии так же, как и в других германоязычных странах, используется титул либо должность и фамилия, например: «директор Краузе», «магистр Дитер». Статус университетских степеней и ученых званий очень высок. Это связано с тем, что на получение образования и квалификации у австрийцев уходит порядка десяти лет. Поэтому степени и квалификации указываются на визитных карточках, фирменных бланках и даже на ярлыках багажа.

Дружелюбие и гостеприимство среди деловых партнеров имеют свои границы. В Австрии существует четкое разделение деловой и частной жизни. Постоянное общение после работы или в выходные дни не принято. Партнеров в качестве гостей охотно принимают в ресторане, но дома – редко. Номер домашнего телефона не распространяется.

Деловые отношения могут перерасти в личные. Однако это не является необходимой составной частью делового общения.

Исторический опыт и экономическая необходимость научили австрийцев приспосабливаться к переменам. Одной из важных национальных черт является гибкость.Партнеры обычно настроены дружелюбно друг к другу. В то же время они осторожны в предварительных переговорах. Они стараются не демонстрировать готовность к сотрудничеству слишком скоро. Австрийцы не боятся занимать твердую прагматичную позицию. Но в то же время они всегда готовы к разумным изменениям, к согласованию неувязок.

Системность и индивидуальностьв управленииуспешно сочетаются в австрийском менеджменте. Австрийцы склонны выстраивать целые системы взаимодействия, процедур, контроля, которые затем закрепляются и становятся традиционными.

Хотя внутри систем присутствует гибкость и компромисс, однако в целом за рамки лучше не выходить. Это допустимо только по согласованию с руководством. Импровизация и творчество считаются симптомами неадекватности, непродуманности предварительных решений.

Роли и обязанностируководителей и исполнителей четко обрисованы. Обычно их исполнение обеспечивает эффективность работы. Политика делегирования управленческих полномочий не приветствуется. Это может касаться лишь второстепенных функций.

Менеджеры обычно не озабочены достижением согласия между подчиненными. Они требуют личной ответственности каждого за свой участок работы. При необходимости менеджеры готовы проявить авторитаризм.

Деловые совещания проходят под руководством босса. Повестка дня строго соблюдается. На совещании принято приходить подготовленным, перелистывать бумаги и

готовиться по ходу совещания не принято. Сами совещания проводятся редко, так как характер работы в основном индивидуальный, а не командный.

Трудовые коллективы и характер делового общения в них внешне закрыты. Посторонние внутрь не допускаются.

В столице – Вене – деловые отношения сохраняют официальность. Здесь приняты сдержанность и даже церемонность. Общеприняты шикарные вечерние костюмы и наряды. В небольших городах распространены костюмы и галстуки сдержанного покроя и приглушенных тонов. На официальных мероприятиях эквивалент смокинга –фланелевый серый пиджак с вышитыми лацканами.

Удобное бытие (Gemutlichkeit) – это то, что австрийцы больше всего любят дома, в личных отношениях и на работе. Они хотят чувствовать себя беззаботными и наслаждаться жизнью.

Общепринятой является дружественность отношений. Австрийцы всегда обмениваются приветствиями, это относится даже к незнакомым в лифте, коридоре. С коллегами по работе в начале и в конце рабочего дня обязательно рукопожатие, которое стало своего рода ритуалом.

Во многих компаниях, особенно за пределами столицы, существует обычай делать утренний перерыв в работе. Но не на чашку кофе, а на кружку пива. Для этого не надо идти в соседний бар. Пиво подадут прямо в рабочем буфете.

Юмор уместен только в неофициальной обстановке. В деловом общении австрийцев он недопустим.

Австрийские женщины находятся в атмосфере старомодной учтивости и внимания. Однако традиция целовать женщинам руки не мешает их дискриминации в бизнесе и менеджменте. В Австрии сложно найти женщину, занимающую высокий руководящий пост.

В Австрии очень распространено детское страхование. Страховка оформляется на ребенка с рождения. К 20 годам у молодого человека накапливается солидная сумма. Соединение двух сумм – жениха и невесты – становится основой для создания материальной базы новой семьи.

Австрийцы любят комфортную жизнь. Они четко разделяют труд и отдых. Сверхурочная работа считается скорее признаком неэффективности, чем трудолюбия. Любые важные процедуры прерываются ради ланча. На обед многие отправляются домой.

Австрийцы относятся к категории людей-жаворонков. Большинство из них начинают работу в 8 часов утра, а в 16 -16.30 уже заканчивают. В пятницу после обеда, особенно в зимний лыжный сезон и летнее время, задержать кого-либо весьма сложно.

Австрийцы своеобразно решают проблему бездомных бродяг – бомжей. Муниципалитеты их просто содержат. Вечером полицейская машина собирает их всех в специальный приют. Здесь их моют, кормят и укладывают спать. Утром одевают в ношенную, но выстиранную и опрятную одежду – чтобы своим видом не оскорбляли чувство граждан. Бомжам выдают небольшую сумму на карманные расходы – чтобы не воровали. Правда, эти карманные расходы обычно тратятся на спиртное. Но вечером бомжей снова собирает полицейская машина, и все начинается сначала.

Австрийцы дорожат своей самобытностью. Они стремятся защитить свою национальную идентичность, даже по отношению к самой близкой нации – немцам. Даже свой язык австрийцы не считают немецким. Смешение с немцами для австрийцев не менее раздражительно, чем канадцы причисление к американцам, чем ирландцам – к британцам.

Не теряя своей идентичности и культуры, деловые австрийцы набирают опыт ведения дел со своими немецкими, итальянскими соседями и представителями стран Центральной Европы.

Швеция

«Шведская модель» социально-экономического устройства имеет мировую известность. Она включает высокие налоги, преобладание государственного сектора в экономике, социальное равноправие граждан.

Оценки этой модели весьма противоречивы. Шведская экономическая мощь несоизмеримо превосходит ее территорию и численность населения (9 млн. чел.). Шведская экономика – седьмая по мощности в Европе, а по доле национального дохода на одного человека – четвертая в мире.

Тем не менее, оппоненты из числа либералов и свободных торговцев активно нападают на «шведскую модель», требуя резкого снижения налогов.

Важную социальную ценность в Швеции представляет защита окружающей среды. Этим активно занимаются политики, менеджеры, предприниматели.

В Швеции нет закона о нарушении частной собственности. Право общедоступности позволяет людям гулять в лесу или на открытой местности там, где им нравится. Повсюду можно собирать грибы или ягоды. В любом месте на неограниченное время можно привязать лодку. Ограничение одно – не наносить ущерба окружающей среде.

У шведов присутствует городская любовь к сельской местности. 85% населения живут в малых городах. Но многие имеют загородные коттеджи, в которых они живут по 2-3 месяца в году.

Источники экономического богатства Швеции – лес и железная руда. Государство вмешивается в экономику минимально. В Швеции самый низкий процент государственной собственности в Европе. Только 5% промышленной недвижимости является собственностью государства. С целью повышения конкурентоспособности на мировых рынках шведы разрешают своим компаниям извлекать выгоду из естественных монополий.

В Швеции 15 семей владеют 35% промышленной недвижимости. Семейственность и традиция поддерживать школьных друзей в бизнесе и менеджменте очень сильны. Принадлежность или дружба с известной семьей открывает все двери.

Швеция – одна из шести европейских монархий. Однако власть короля здесь в основном символическая и представительская. Реально страной управляет выборное правительство.

В части этнических особенностей, религии и языка Швеция до недавнего времени оставалась относительно однородным обществом. Однако недавняя волна эмигрантов из Южной и Восточной Европы изменила ситуацию. Сегодня шведы относят к эмигрантам до 10% населения.

По шведским законам, эмигрантом считается даже тот, у кого хотя бы один из родителей родился за границей.

Иммигрантов и беженцев в Швецию привлекает широкий круг социальных льгот, который во многом распространяется и на них. Содержание чужестранцев вызывает протест в некоторых слоях шведского населения. Проблема иммиграции создала определенные социально-политические напряжения в государстве и обществе.

Шведские национальные деловые стереотипысостоят в следующем:

– социальное равноправие;

– системность и гибкость в делах;

– открытое общение.

Социальное равноправие – доминирующая ценность шведского общества. Его отличает открытость и компромисс. Однако это не означает безликое единообразие. Политическая система и деловой мир состоят из сети организаций, различных движений и групп.

Швецию отличает общий высокий жизненный уровень населения. Это достигается и тем, что разница между самой высокой и самой низкой оплатой труда в стране незначительна. Все вместе это создает примерное равенство в статусе.

Однако страна не превратилась в огромную общину. Чувство общности проявляется на социальном, а не на личном уровне. Современные шведы достаточно уединенны и индивидуальны.

В деловой и общественной жизни Швеции глубоко укоренились консенсус и сотрудничество. Практически любая информация является общедоступной. Судопроизводство содержит обширную сеть арбитражных процедур и трибуналов.

Образцом открытости является правительство Швеции. Начиная с 1766 года любой швед или иностранец имеет право просмотреть любой правительственный отчет или документ, хранящийся в центральной или местной правительственной регистратуре.

В Швеции сильна роль профсоюзов. Практически все работающие объединены в союзы. Последние входят в Конфедерацию труда Швеции.

Если в шведской фирме работает более 25 человек, они могут назначить своего представителя в совет директоров. Там, где работает более 100 человек, в дирекцию назначают двух представителей: один от рабочих («синих воротничков»), другой от менеджеров («белых воротничков»).

Сверхмягкое управление – доминирующая отличительная черта шведского менеджмента, яркий национальный деловой стереотип.

Шведские менеджеры видят себя в роли тренеров. Но не в американской, а в английской управленческой традиции. То есть, они планируют, обучают и корректируют. Приказы же отдают редко.

Ясная и решительная выдача инструкций по примеру других управленческих культур, может смутить как шведских менеджеров, так и исполнителей. Здесь предполагается, что исполнитель знает о конкретной работе больше, чем его босс. Поэтому менеджеры ожидают от подчиненных самостоятельности и инициативы. Подчиненные же ожидают от руководства советов, а не указаний.

Считается вполне естественным, что каждый исполнитель стремится сделать свою работу хорошо. А менеджеру и не надо знать все проблемы, с которыми в работе сталкиваются подчиненные. Это не забота босса, у него есть свои проблемы.

Решения принимаются на основании согласия и консенсуса. Приветствуется баланс деловых интересов, но не личных. Понятие «компромисс» у шведов имеет позитивный оттенок. Все недоразумения компенсируются более эффективным выполнением работы.

Шведское деловое сообщество коллегиально но не коллективно. Каждый член коллектива вносит свой вклад в общее дело. Но это вовсе не значит, что все привлекаются к принятию важных решений. В этом участвуют не все, а лишь достаточно компетентные менеджеры и сотрудники.

Однако шведские менеджеры должны посвящать много времени выслушиванию подчиненных – их предложении , инициатив, жалоб. Значительное время тратится на убеждения, улаживания противоречий между сотрудниками. Это оборотная сторона равноправия.

Несогласие и соперничество у шведов достаточно распространены, и даже могут быть выражены в ультимативной форме. И менеджерам надо иметь большое терпение, чтобы развязывать постоянно появляющиеся узлы противоречий, а не «разрубать» их.

В IV веке до н.э. великий завоеватель древнего мира Александр Македонский взял город Гордий, расположенный на границе Европы и Азии. В одном из местных храмов находилась священная колесница. Хомут и дышло колесницы были связаны знаменитым гордиевым узлом, который никто не мог развязать. Существовало предание, что тот, кто развяжет этот узел, станет властителем мира. Александр тоже попытался распутать этот хитроумный узел, но и у него, как и у многих других, ничего не получилось. Тогда он выхватил меч и разрубил узел. Выражение «разрубить гордиев узел» с тех пор стало крылатым. Оно означает неожиданное и смелое решение какой-либо запутанной и сложной проблемы.

Благодаря указанным выше особенностям деловых отношений, шведские менеджеры хорошо подготовлены кведению переговоров. Они очень терпеливы. Они умеют внимательно выслушать и понять партнера. Но они не менее успешны в своих доводах, аргументах, логике.

В деловых отношениях шведы легко и быстро переходят к свободному общению с партнерами. Обращение по имени, без титулов и званий, без различий в возрасте часто инициируются шведскими менеджерами и бизнесменами. В смысле преодоления официальности в деловом общении, быстрого перехода к коллегиальной работе шведы могут служить примером.

В Швеции, как и других скандинавских странах, роль женщины сравнительно самая высокая. Оплата женского и мужского труда одинакова, возможности сделать карьеру – тоже. Государство специально финансирует детей дошкольного возраста. Отпуск по уходу за маленьким ребенком, кстати – высокооплачиваемый и, имеют право брать либо мать, либо отец.

В Швеции в числе менеджеров всех уровней женщины составляют 20%. Никаких ограничений нет, кроме желаний самих женщин.

Именно в Швеции недавно впервые женщина была назначена министром обороны.

Системность и гибкость отличают деловой мир и общественную жизнь шведов. Системный подход просматривается во всем. Структуры и процедуры выстроены так, чтобы решение одних проблем не создавало новых.

В импровизациях и сомнениях обычно нет необходимости. Пунктуальноеследование процедурам позволяет добиться максимального эффекта при минимальных затратах времени.

Деловое совещание шведов будет закончено строго вовремя, даже если какие-то вопросы остались нерешенными. Отсутствие пунктуальности означает некомпетентность, и даже невоспитанность.

Системный подход к организационным вопросам не подразумевает жесткости в каналах связи или управленческих целях. Система должна выполнять свою функцию, а для этого в ней заложена необходимая гибкость. Система может и обязана адекватно реагировать на изменение обстановки с тем, чтобы обеспечить устойчивость функций.

Матричный менеджмент в деловой среде Швеции не предусматривает строгие управленческие цели и отчетные линии. В этой части он оставляет право самостоятельности и инициативы за менеджерами. Организационный менеджмент сосредотачивается на постановке задач и бюджетном контроле.

Открытое общение отмечает деловое, общественное и личное взаимодействие шведов. Они не прибегают к намекам и недомолвкам. Им свойственны прямолинейность и открытость.

Прямота шведов может даже обескуражить иностранцев. Однако обвинение в резкости их бы удивило. Для них прямое открытое общение – это естественная честность. В общении они стремятся избегать конфликтов и конфронтаций.

Шведы владеют последовательным стилем общения. Каждый человек говорит по очереди. В это время другие слушают, не перебивая, не высказывая внешних признаков одобрения или несогласия. Тишина не означает неприязни, как это принято у некоторых «разговорчивых» наций.

У шведов нет социального прессинга в том, чтобы поддерживать светскую беседу. Последняя здесь называется «мертвый разговор» – то есть беседа ни о чем. Умение ее вести не считается ценным качеством. Это лишь общественный долг.

Шведы причисляются к тем нациям, которые активно изучают и хорошо знают иностранные языки. Особенно хорошо они владеют английским и немецким. Этими языками шведские дети успешно осваивают еще в школе.

В некоторых культурах деловые отношения предшествуют личным, в других – наоборот. Шведы стремятся сохранить постоянную обособленность, хотя общаются свободно и по имени. Однако высокий индивидуализм препятствует сближению, хотя и не мешает хорошим отношениям.

Перед деловым разговором шведам совершенно не обязательно обсуждать вопросы искусства или политики. Даже о состоянии национальной хоккейной команды они будут говорить в сдержанных тонах. Это, конечно же, не потому, что данные темы не подлежат обсуждению в эмоциональных тонах. Просто личные темы не должны влиять на деловое суждение.

В шведских фирмах обычно царит сдержанная и дружественная, и даже сердечная атмосфера. Тем не менее, работающие в них представители южноевропейских стран редко могут быть уверены в том, что хорошо знают своих шведских коллег.

Россия

История России отличается неравномерностью своего развития, «рваным» ритмом, несбалансированностью в разных сферах жизни. Россия то пыталась найти свой оригинальный путь развития, то принять европейский. Последнее всегда было малоуспешно, несмотря на то, что стоило нередко огромных усилий и жертв.

Успехи в развитии отдельных сфер – военная техника, наука, искусство – иногда были буквально блестящими, но всегда кратковременными, непрочными. Во все времена явно отставали хозяйство, бытовая культура, качество жизни.

Тяжелейшим оказался для России век XX-й. Две революции, две мировые войны, гражданская война с массовой эмиграцией интеллигенции, жестокие сталинские репрессии, бесчеловечный коммунистический эксперимент. Все это серьезно подорвало экономический и культурный потенциал русского народа.

С момента зарождения российского государства его территория постоянно расширялась за счет освоения все новых и новых земель. Это выработало в русских легкость к перемене мест, быстрое привыкание к этнически чуждой среде. Для русских не характерно презрительное отношение к более отсталым народам. Русским свойственно уважительное отношение к иностранцам, готовность помочь в первую очередь заморскому гостю, а уже потом своему соотечественнику.

Длительное географическое расширение привело к тому, что нынешняя Россия – самая крупная по территории и самая многонациональная страна мира.

Россия занимает северные территории. Период сельскохозяйственных работ всегда был очень коротким, а обеспечить себя необходимо было на целый год. Этот фактор выработал у русских способность к крайнему напряжению сил. Они способны к высокой концентрации на короткий промежуток времени всего своего физического и духовного потенциала. Способность поработать «на одном дыхании», а затем надолго расслабиться стала даже частью жизненного уклада русских. Это даже вырабатывало определенную национальную леность.

Постоянная борьба с суровой природой, освоение сообща новых земель выработали у русских чувство коллективизма, готовность помочь ближнему, вплоть до самопожертвования. С другой стороны, тяжелые земледельческие условия, оказывали и иное влияние. Качество земледельческой работы мало влияло на урожайность. Отсутствие такой связи не способствовало формированию аккуратности и тщательности в труде.

Русский национальный характер,по мнению европейцев, отличает непостижимая и загадочная душа.

Н.Бердяев так характеризует русскую душу: «Безграничность, бесформенность, широкая, устремленная в бесконечность».

Русская душа, в отличие от европейской, очень свободолюбива. Это во многом обусловлено историческим общением с азиатскими народами, более чем двухвековым татаро-монгольским игом. Лихая удаль, постоянное расширение зоны обитания, огромные территории, отсутствие естественных преград более свойственны азиатским народам, нежели европейцам.

Россия наследовала греко-византийскую, то есть православную ветвь христианства. Православие не смогло в значительной мере укротить, дисциплинировать русских, в отличие от католицизма и протестантизма. В результате русские вобрали в себя черты, в том числе достаточно противоречивые, как европейских, так и азиатских народов. Именно поэтому русский характер во многом представляет собой загадочный феномен.

По своей натуре русские – максималисты. Они часто впадают из одной крайности в другую. В российской истории примеров тому немало. В XVIII веке религиозность доходила до фанатизма. В XX веке она сменилась атеистической вакханалией, разграблениями церквей и монастырей, расстрелами священников. Особое почитание монархии и государства периодически сменялось анархическими бунтами, бессмысленно-жестокими погромами, массовым избиением людей. Для русских всегда было проблемой найти «золотую середину», обрести стабилизирующий фактор.

Вместе с тем русские – идеалисты. Им свойственна мечтательность, стремление к недостижимому. В умах и душах русских людей родилось множество разнообразных проектов, сколь великих, столь и утопических. Русским не хватает терпения, долговременного упорства, чтобы достойно применить свои таланты. Они творят не системой, а порывом. Энергия порыва вскоре иссякает. От былых грандиозных планов остаются лишь разбитые надежды.

Так, в XX веке в России остался недостроенный коммунизм, несбывшаяся мечта догнать и перегнать Америку, умирающие деревни Нечерноземья, пустующая Байкало-Амурская магистраль и др.

Однако русским не свойственно предаваться унынию. Они преодолевают все трудности и препятствия с неистребимым оптимизмом.

Русские чрезвычайно гостеприимны. Обильные трапезы, частые тосты, песни и танцы – отличительные черты гостевых приемов.

К примеру гостей русские готовятся задолго и основательно. Они готовы потратить на это последнее. Но и неожиданному гостю они рады. Угощением станет все, что есть в доме.

Юмор и шутки сопровождают русских всю жизнь. Причем чаще всего они шутят над своими же пороками и недостатками. Это показывает, что повышенное самомнение для них нетипично. Скорее наоборот, в русском характере присутствует заниженная самооценка.

Русские открыты, искренне, просты в общении. Они отзывчивы к чужому горю. Однако при этом можно отметить некоторую грубость манер, пренебрежительное отношение к этикету.

Настоящим бичом русских является пьянство. С одной стороны, их пристрастие к алкоголю скрашивает суровую северную жизнь. Но с другой стороны, пьянство порождает массу бытовых конфликтов и личных трагедий.

Европейцы упрекают русских в том, что они не сумели создать высокоразвитую цивилизацию. В качестве подкрепления этого приводятся следующие доводы: слабая социальная защита населения государством; общая неустроенность русских городов и деревень; соседство кричащего богатства и беспросветной нищеты; отвратительное качество дорог и др.

Однако русская культура достигла поистине сияющих вершин. Самобытный русский талант нашел наиболее полное выражение в культурном творчестве.

Своим величием и проникновением поражают живописные полотна И.К. Айвазовского, А.И.Иванова, А.И. Куинджи, И.Е. Репина, Н.К. Рериха, В.С. Сурикова и других.

Всему миру известны имена выдающихся композиторов – П.И. Чайковского, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова, С.В. Рахманинова, Д.Д. Шостаковича и других.

Особое место в русской культуре занимает художественная литература. Она поистине стала мировой. Национальная по форме, интернациональная по содержанию, она оказалась созвучной миллионам людей в разных странах мира.

Богатство поэзии А.С. Пушкина, красочное изображение дворянской жизни И.С. Тургенева, тонкий психологизм Ф.М. Достоевского, мучительные философские искания Л.Н. Толстого, глубокое понимание жизненной правды А.П. Чехова создали настоящую литературную вселенную.

По глубине проникновения в образ, в человеческую психику русская литература XIX – начала XX веков не имеет себе равных. На ее произведениях были воспитаны целые поколения высокообразованных, гуманных, тонко чувствующих людей. Русская литература оказала серьезное влияние на литературу европейских стран.

Русский талант активно проявил себя не только в культурном, но и в интеллектуальном творчестве. В теоретических науках русские ученые добились выдающихся результатов.

Плеяду великих русских ученых по праву открывает М.В. Ломоносов, человек энциклопедических знаний и интересов. Д.И. Менделеев открыл периодическую систему химических элементов. А.С. Попов изобрел радио. И.П. Павлов совершил великие открытия в физиологии. Этот перечень продолжать можно долго.

Новейшее время в российской истории наступило после распада СССР в 1991 году. Оно принесло новые, неизвестные ранее проблемы. «Нерушимая общность – советский народ» вдруг оказалась в состоянии межнациональных войн. 25 миллионов русских в одночасье очутились во враждебных к ним странах. И все это на фоне экономической разрухи.

Характер российского государства после распада СССР стал изменяться, превращаясь из унитарного в федеративное. Регионы стали требовать для себя больших прав и самостоятельности. Москва при этом продолжала аккумулировать львиную долю государственных средств. Это вызывало открытое недовольство государственных элит, порождало сепаратистские настроения.

Переход России от плановой к рыночной экономике оказался крайне болезненным и социально несправедливым. Необъятная собственность огромного государства, создаваемая миллионами на протяжении десятилетий, за несколько лет оказалась в частной собственности группы лиц.

Россия не сумела решить экономические проблемы переходного периода. Ее экономика поддерживает видимость успешности исключительно за счет удачной конъюнктуры мировых цен на нефть и газ.

Внешняя политика России по отношению к странам ближнего зарубежья – бывшим республикам СССР – оказалась полностью проваленной. Имея колоссальные возможности для сохранения в них своего определяющего влияния, Россия умудрилась все это потерять. А в некоторых регионах даже более того – допустить приход к власти враждебных для себя правительств. Новейшая московская элита оказалась совершенно не способной выстраивать конструктивную взвешенную внешнюю политику великого государства. Вместо этого она занята дележом государственной собственности и разборками между собой.

Однако потенциал России, как экономический, так и духовный, настолько велик, что его не в состоянии уничтожить даже десятилетия «смутного времени». Россия еще займет свое достойное место на европейской и мировой арене.

В дореволюционной России деловая жизнь имела свои конструктивные традиции и эффективные модели. За десятилетия Советской власти многое было утеряно. Сейчас это восстанавливается с большим трудом. Зато много далеко не самого лучшего принесла с собой новейшая российская бизнес-элита.

Деловые национальные стереотипы новейшей России таковы:

– личные связи как главный фактор успеха;

– неэффективность законов;

– негибкость и непрофессионализм в международном бизнесе.

Следует, однако, отметить, что деловые россияне активно учатся, набирают опыт. Поэтому ситуация, в том числе с деловыми стереотипами, весьма динамична. Она может существенно измениться буквально за десятилетие.

Личные связи как главный фактор успеха в бизнесе доминируют в российской деловой жизни. От них напрямую зависит успех в благосостоянии и карьере. Отсутствие своих людей – серьезное препятствие на пути профессионального роста. Продвижение по службе практически не зависит от достигнутых успехов на предыдущем месте работы, а исключительно от протекции «своих» людей.

В рыночных реформах 1990-х годов сколотить миллионные состояния смогли лишь те, кто имел доступ к деньгам, стратегическому сырью или природным ресурсам. Последние можно было закупать по внутренним ценам, а экспортировать по мировым. Еще одним каналом стремительного обогащения была возможность приватизации материальных ценностей за чисто символическую плату. В результате 85% государственной собственности быстро перешло в руки узкого круга частных лиц. Для них в российском лексиконе появилось даже новое понятие – олигархи.

Для тех, кто имел обширные знакомства в нужных инстанциях, доступ к материальным ценностям проблемы не составлял. Для человека со связями даже недостаточно было иметь начальный капитал. Гораздо важнее был капитал знакомств, контакты с нужными для дела людьми. Они создавали ему оптимальные условия для коммерческой деятельности, давали доступ к природным ресурсам или материальным ценностям. Они предоставляли различные льготы или налоговые поблажки. При необходимости они снабжали и капиталом для развертывания бизнеса. Естественно, за все это нужно было делиться с покровителями.

Сращивание бизнеса и властибыло характерно как в дореволюционных, так и в постсоветской России. Бизнес, особенно крупный, был полностью зависим от власти. А с другой стороны, крупный бизнес прямо влиял на формирование власти, на назначение конкретных людей на высшие государственные посты.

Иными словами, только те бизнесмены, которые имеют прочные связи в органах государственной власти, в состоянии выбиться в разряд крупных.

Во время реформ 1990-х годов представители власти и их приближенные получили неоспоримые преимущества. Вместе они прибрали к рукам все основные ценности страны. Плоды приватизации достались тем, кто еще до реформ имел высокий социальный статус.

Примечательно, что крупные бизнесмены, находясь в тесной связи с власть придержащими, умело уклоняются от уплаты многочисленных налогов. Поэтому вся тяжесть налогового бремени ложится на плечи среднего и малого бизнеса, а также рядовых граждан. Это затрудняет формирование прочного среднего класса – опоры западного общества.

Зависимость предпринимателей от властных структур порождает повсеместную коррупцию. А это неизбежно криминализирует власть как таковую.

Неэффективность законов исторически отличает российскую действительность. Основой российской юридической системы является не закон, а указ или постановления. Именно они проводятся государством в жизнь.

В России всегда правил человек – царь, помещик, секретарь парткома, но не закон. Высокая роль личности в исполнении законов имеет, таким образом, исторические корни.

Некрасов Н.А. очень точно выразил менталитет русского народа по отношению к закону: «Вот приедет барин, барин нас рассудит».

Большинство законов, принятых государством, на практике не выполняются. В большинстве своем россияне не верят в эффективность правовой системы, что резко отличает их от народов Запада. Личность юриста, адвоката, нотариуса лишь в последние годы стала приобретать какой-то вес.

Господство среди россиян системы личных связей делает государственный механизм абсолютно необъективным. Субъективность государственной власти очень высока. Подавляющее большинство населения России в социальном плане не получают от этой системы никакой пользы. Они оказываются беззащитными перед государством.

Однако российскому менталитету по-прежнему чужда идея о том, что указ учитывает волю народа или что судебная система должна быть независимой. Закон считался принудительным инструментом государства.

В советское время власть проводила непопулярные в народе указы буквально с издевательским обоснованием. Так, цены на проезд или продукты повышались «по многочисленным просьбам трудящихся».

Принимаемые в советскую эру законы даже не публиковались. Это придавало им некую форму закрытости, предназначенности не для исполнения, а лишь для некоторой ориентировки власть имущих. Рядовые граждане обычно узнавали о каком-то законе, лишь нарушив его. Но незнание закона ни в коей мере не освобождало от ответственности.

Сегодня юридический статус многих российских компаний весьма сомнителен. Судьба имущества, бывшего прежде государственной собственностью, часто оказывается неизвестной. Многие компании вместе с их землей и собственностью были присвоены менеджерами без внесения какой-либо платы или юридических оснований. Многие новые компании были объединены в соответствии с законами Советского Союза, который более не существует. Указы и инструкции постоянно пересматриваются, причем поправки часто имеют обратную силу.

Чрезмерное изобилие бюрократии, в том числе перенесенное из предыдущего режима, создает плодотворную почву для злоупотреблений. Несовершенство правовой системы позволяет вольготно себя чувствовать организованной преступности – мафии.

Негибкость и непрофессионализм в международном бизнесе отличает, к сожалению, современных деловых россиян от их западных коллег.

Российские чиновники и бизнесмены часто выдвигают неадекватные требования. Чиновники обычно готовы действовать в ущерб государству, если учтены их личные интересы.

Бизнесмены же в международных контактах часто выдвигают явно завышенные требования. Иностранцам приходится вести длительные дискуссии, чтобы смягчить их позицию. Сделать это непросто, так как россияне крайне неохотно идут на компромиссы. Они рассматривают их как проявление не гибкости, а слабости и неуверенности.

При ведении дел с иностранцами российские бизнесмены бывают, подвержены смене настроений. Искренне, доброжелательное расположение к партнерам может смениться проявлением строгой официозности, натянутости, сухости. Бывает и так, что россияне после резких возражений, неожиданно принимают предложения партнеров, приводя их в изумление.

В международном деловом мире считают, что русские не умеют правильно торговаться. Они часто не знакомы с реальной ценой товара, и вынуждены за него основательно переплачивать. Несколько брезгливое отношение русских к деньгам оборачивается для них значительными потерями.

Некомпетентностью россиян умело пользуются некоторые западные фирмы. Они сбывают в России продукцию низкого качества по завышенным ценам.

К заключению сделок с иностранцами многие российские бизнесмены подходят непрофессионально. Они не умеют вести переговоры. Во главу угла ставится максимальное извлечение собственной выгоды. Интересы партнера их мало интересуют. И дело здесь не в жадности. Просто россияне воспринимают сделку как конкуренцию, а не как партнерство. Непонимание принципа обоюдной выгоды затрудняет долговременное деловое сотрудничество.

Значение профессионалов в любом деле высоко ценилось с древнейших времен. Так, еще в III веке до н.э. царь Спарты Агесилай II убедительно отвел упреки своих союзников – греческих городов в том, что Спарта выставляет на войну меньше воинов, чем другие. Агесилай II построил союзнические войска, а затем попросил отойти в сторону гончаров, плотников, ремесленников, а остаться лишь профессиональных воинов. У делегаций всех городов осталось лишь около 10%. Спартанцы же остались в строю все 100%. «Теперь вы видите, насколько больше воинов выставляем мы, чем вы», – сказал союзникам Агесилай II.

Заключая сделку, россияне предпочитают обозначить лишь ее общие контуры. Механизм исполнения задуманного не обсуждается. Это обычно не устраивает иностранных партнеров. В результате в деловых отношениях возникают сложности и непонимания.

Правда, следует признать, что последние годы ситуация с профессионализмом россиян на мировой арене меняется в лучшую сторону. Олигархи стали приглашать в свои фирмы высококлассных менеджеров, которые умеют вести дела на современном уровне.

Итак, выше дан анализ деловых стереотипов России новейшего времени. Часть из них связана с исконным русским менталитетом, другая же часть является наносной, временной. Она совсем не соответствует русскому национальному характеру. А связано это с тем, что в современной России, среди российских бизнесменов, русских по национальности – незначительное меньшинство. Бизнесом, политикой и топ-менеджментом гораздо более успешно, чем русские, в многонациональной России занимаются представителями других национальностей, и даже иностранцы.

 


Таблица 4.2.Стереотипы народов ЦВЕ

 

Страны / Стерео-типы ПОЛЬША ЧЕХИЯ ВЕНГРИЯ АВСТРИЯ ШВЕЦИЯ РОССИЯ
1.   1.1.     1.2.     1.3. Официальность первых встреч Осторожность в делах Склонность к риторике   Неконфронтационное общение Недопущение непределенности Четкий круг обязанностей Тщательная подготовка решений Точное исполнение договоренностей Талант импровизации   Гибкость     Адаптивность Системность Социальное партнерство Система ассоциаций и палат Чувство общности   Лояльность и консерватизм Социальное равноправие Открытость и компромисс   Равенство в статусе   Сверхмягкое управление Личные связи   «Свои люди»     Капитал знакомств   Сращивание бизнеса и власти
2.     2.1.   2.2.     2.3. Централизация руководства   Культивирование иерархии   Сеть налаженных контактов Доминирование старшего Нежелание брать на себя ответственность Неравное партнерство     Следование должностным инструкциям Уважение к иерархии Сильный менеджмент     Высокие требования к руководителям Доминирование старшего Чувство иерархии Практичность делового общения Откровенность     Готовность к дискуссии   Системность и индивидуальность Системность и гибкость   Структуры и процедуры     Устойчивость функций Право самостоятельности Неэффективность законов   Высокая роль личности   Субъективность гос-власти Изобилие бюрократии
3.   3.1.     3.2.   3.3. Нелюбовь к рутинной работе Необходимость напоминаний Адаптивность к изменениям  






©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.