Здавалка
Главная | Обратная связь

Храм Лады в древнем славянском поселении.



(реконструкция исследователя дохристианской древности Всеволода Иванова)

Кроме традиционных оладий, красиво изукрашенных пирогов и прочей праздничной снеди, в домах пекли из сдобного теста «журавликов» (подобие современных булочек-жаворонков, только делая их с крылышками немного подлиннее) – это были славянские обереги, и их раздавали детям, соседям и добрым прохожим, хотя бы одного «журавлика» обязательно нужно было положить в доме.

Закладывали «журавликов» внутри дома, повыше над входной дверью и над окнами, чтобы силой вышних славянских Богов ограждать дом и домочадцев от злых сил и освятить пространство в доме.

Символические булочки-журавлики были связаны с поверьем, будто в день Ладодения птицы возвращаются на землю из Ирия — славянского рая, что символизировало возрождение Природы к жизни. С этим же был связан и обычай танцевать в этот день особым образом, замысловато подражая повадкам птиц — «кобениться» (вспомните русское выражение: «ты, что выкобениваешься?»).

Люди верили, что получали от вернувшихся из Ирия-рая птиц часть той чудодейственной божественной Небесной силы, которая помогает одолеть невзгоды и смерть. Эти старинные обряды связаны с возвращением на землю обновленной уже наступившей на земле Весной новой солнечной силы Жизни.

Гореть — значит любить. Поэтому в эти дни играли в горелки. Любовь сравнивали с красивым алым цветом, огнем, даром и даже пожаром. Красный цвет —- это родство, род, кровь, любовь. И это цвет Самого верховного славянского Бога Рода.

Славянское слово "лад" многозначное. Прежде всего, это супружеское согласие, основанное на любви. Ладить —- это значит жить любовно, Ладой, ладушкой называли любимую.

В наше время сохранились старые обряды и прошения.

Вот одно из обращений к Ладе:

«Молимся, тебе, Лада,

Молимся нашему вышнему Богу Роду,

Ой, Лада, ой,

Да подует Лада,

Да подует тихий ветер,

Да ударит Лада,

Да ударит урожайный дождь!"

Именем Лада (которую в разных племенах также звали Фрея, Прея, Сив или Зиф) древние славяне называли не только изначальную богиню Весны, Жизни и любви, но и весь строй доброй славянской жизни, налаженной по традициям и обычаям древней Солнечной веры — лад, где все должно было ладно, то есть хорошо.

Все люди должна уметь ладить друг с другом. Жена называла любимого ладо, а он ее — ладушкой. «Лады», — говорят люди, когда решили какое-то важное дело, а в древности ладником называли уговор о приданом: лады — помолвка, ладило — сват, ладканя — свадебная песня.

И даже оладьи, которые пекли по весне в честь возрождающейся жизни, от того же корня.

8 сентября проводится особый праздник Богини Лады.


Мистический славянский праздник
1 апреля - именины домового

Домовой очень дружен с домашними кошками.

Он всегда приглашает их к себе на именины.

Дача домового.

ДОМОВОЙ — дух дома. Живет в доме, во дворе дома. Может принимать вид хозяина дома и в этом виде показываться людям. Представления о его облике очень многообразны. Его представляли в виде небольшого седого старичка, одетого в белую рубаху, и в виде старичка, покрытого шерстью. Где-то считали, что он черен, лохмат и здоров, как медведь, но может принимать вид собаки, а чаще кошки. Может он проявиться и в виде тени.

Домового старались всячески задобрить, оставляли для него еду. Считалось, что в том доме, где домовой полюбит хозяев и особенно хозяина, там он будет оберегать и весь дом, и самих домашних, будет кормить и холить домашнюю скотину, расчесывать лошадям хвосты и гривы. В этом случае он печется обо всем, в том числе и самому хозяину расчесывает бороду и заплетает ее в косы. Если предвидится какое-то несчастье, то он, чтобы предупредить хозяев, будет стонать басом в переднем углу в подполье.

Первого апреля никому не верят. Откуда взялся этот обычай? Этот день считался Днем пробуждения домового. Древние славяне верили, что на зиму, он, подобно многим животным и духам, впадал в спячку и просыпался лишь изредка, чтобы сделать необходимую работу по дому.

Спал домовой ровно до того времени, когда уже весна полностью вступит в свои права. А она приходила, по мнению предков совсем не в марте, а в апреле. Точнее сказать, приход весны ознаменовался днем весеннего равноденствия 22 марта и все последующие дни вплоть до 1-го апреля были днями встречи весны. Первого же числа, весна приходила окончательно и бесповоротно и главный дух-хранитель очага - домовой, должен был проснуться, чтобы навести порядок в доме.

Как известно, домовой имеет иногда повадки ребенка, и после долго спячки просыпается не очень радостный. И тут же начинает шалить, а порой и хулиганить. То остатки муки из мешков высыплет, то гривы лошадям запутает, коров перепугает, белье перепачкает.

Конечно, наш далекий предок пытался умаслить недовольного домового кашкой, молочком и хлебом, но как известно, к хлебу обязательно должны прилагаться и зрелища. Такими зрелищами для проснувшегося духа становились повсеместные гуляния, шутки, смех людей в доме, которые разыгрывали друг друга весь день. К тому же, чтобы было веселее домовому, да и всем окружающим, обитатели дома надевали одежду наизнанку, подобно самому духу пращуру, который, как известно, носит свою меховую жилетку швами наружу; на ногах должны были непременно красоваться разные носки или обувь, а в разговоре все старались обмануть друг друга или пошутить, чтобы хозяин-батюшка домовой забыл, что он недавно проснулся.

Со временем, про встречу весны (праздник Комоедица) и умасливание домового первого апреля забыли, но традиция шутить, разыгрывать и обманывать в этот день, осталась.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.