Проблема познаваемости мира и ее решение в истории философии.
Познание – это активная деятельность людей направленная на получение знания. Знание – это результат познавательной деятельности, выраженной в идеальных образах и закрепленные в знаках естественных и искусственных. Виды познания: обыденное, художественное, научное – основными чертами которого является системность, обоснованность. Выделяют два течения по вопросу о возможности познаваемости мира: 1) гносеология – изучает такие проблемы как природа познания, его возможности и границы, отношение знания и реальности. Это учение называют оптимистическим. Знание это продукт отражения внешнего мира, познавательный образ в голове человека является более или менее точной копией оригинала, человек обладает достаточными средствами, позволяющие ему познать окружающий мир. . Пример оптимистического взгляда на познание - позиция Гегеля, выраженная в словах: "У скрытой и замкнутой вначале сущности вселенной нет силы, которая могла бы противостоять дерзанию познания; она должна раскрыться перед ним, показать ему свои богатства и свои глубины и дать ему наслаждаться ими". 2) пессимистическая доктрина – скептицизм, отрицание возможности достижения истинного т.к. относительно любого суждения можно высказать ему противоположное суждение. Истоки это взгляда еще с античности. Основой скептицизма является антидогматизм и борьба с ложными авторитетами. Агностицизм отрицает возможность познания сущности вещей. Кант говорил, что человек может познать лишь явление вещей, поскольку вещи даны нам в формах нашего человеческого опыта. А каковы вещи сами по себе знает лишь Бог. Человек никогда не сможет выпрыгнуть за границы своих возможностей. Релятивизм - все знания изменчивы. Нет ничего истинного и ложного.
Сознание и язык. Сознание –одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Язык является материальной оболочкой сознания, материальным его потребителем. Это относится и к речи и к письму и к электронному (машинному) языку. Сущность связи сознания с языком выражается в том, что сознание первично как идеальное свойство человека. Язык вторичен, как материальный носитель сознания, т.е. сознание первично, материя вторична в этом и заключается суть идеализма. В то же время существует проблема первичности языка по отношению к сознанию. Существуют 3 основных правила языка: 1) прежде чем сказать подумай. 2) думай когда и что говоришь. 3) не говори все то, о чем думаешь. Функции: 1) Язык является внешним выражением сознания, т.е. первейшее значение в языке имеет его форма (качество формы). 2) Язык является средством передачи сознания, т.е. определенной информационной оболочкой. 3) Язык фиксирует, закрепляет и увековечивает сознание. 4) Язык систематизирует, организует и классифицирует сознание. 5) Язык выполняет функцию общения между людьми. Сознание и язык неразрывно связаны друг с другом и вместе выражают одну материально-идеальную систему. 6) средство общения. Существуют 2 основных типа языков: естественный язык, выраженный в устной речи и в форме письма и искусственный язык, символический и технический.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|