Здавалка
Главная | Обратная связь

Российская журналистика последней трети XVIII в. Как общественно-культурный феномен.



Начало российской журналистики следует отнести к последней трети XVIII в., когда, помимо знаменитых журналов Н. И. Новикова, существовало множество журналов-однодневок. Однако подлинным временем становления журналистики в нашей стране стала первая половина XIX в. Официальная Россия в изучаемый период ориентировалась на правительственную газету «Санкт-Петербургские ведомости», носившую характер информационного бюллетеня.

 

Гораздо более разнообразными и живыми были материалы «Северной пчелы», газеты, издававшейся Ф. В. Булгариным. Газета была основана с помощью А. А. Аракчеева, а позже существовала на средства, выделяемые III отделением. Она являлась единственным частным изданием, которому предоставлялось право давать политическую информацию. «Северную пчелу» отличали страсть к сенсациям, занимательность и явная «желтизна». Булгарин впервые ввел в практику газетный фельетон и отдел рекламы, приносивший ему значительную прибыль. Чиновничья масса России зачитывалась этой газетой и считала ее материалы приговором в последней инстанции.

 

Первым серьезным журналом в России XIX в. стал «Вестник Европы», издававшийся Н. М. Карамзиным с 1802 г. Он привлекал читателя освещением актуальных вопросов жизни не только России, но и зарубежных стран, публиковал переводные статьи из лучших иностранных журналов, произведения русских писателей и поэтов. Издатель «Вестника Европы» выполнял работу редактора, автора и переводчика, так что можно сказать, что журнал держался на таланте и обаянии Карамзина. Когда же он отошел от журналистики, «Вестник Европы» зачах.

 

33. Российская литература эпохи Просвещения.

Эпоха русского Просвещения связана с деятельностью целой плеяды писателей, ученых и публицистов. Ранние русские просветители – Кантемир, Тредиаковский и Ломоносов – выступили на общественном поприще в первую половину XVIII в., когда крестьянский вопрос еще не стал главным в жизни нации и государства. Потому представители раннего Просвещения, отстаивая интересы народа, не боролись с крепостным правом. В их деятельности на первое место выдвигались общие задачи просвещения отечества.

 

В 1760–1770-е гг., когда вооруженная борьба крепостных против помещиков потрясла государство Екатерины II, русское Просвещение окончательно сложилось как широкое и богатое идейное движение. На общественную арену выступили: журналист и писатель Николай Новиков, драматург и прозаик Денис Фонвизин, философ Яков Козельский. Наряду с ними активно работали ученые С. Десницкий, Д. Аничков, пропагандист и популяризатор просветительской идеологии профессор Н. Курганов, составитель одной из самых популярных книг века «Письмовника». В 1780-е гг. Новиков создал в Москве на базе арендованной им типографии Московского университета крупнейший просветительский центр. В конце 1780-х гг. в литературу вступил молодой писатель, ученик русских просветителей, талантливый прозаик Иван Крылов. Тогда же вышли из печати и произведения Александра Радищева. Своеобразие социально-исторического развития России определило особенности русского освободительного движения. Первыми русскими революционерами, как известно, были в начале XIX в. лучшие люди из дворян. В дальнейшем освободительное движение шло по пути все большей демократизации. Дворянские революционеры, поднявшие в декабре 1825 г. восстание, опирались на традиции русского Просвещения XVIII в., начавшего борьбу с самодержавием Екатерины II и крепостничеством. Радищев – деятель огромного исторического масштаба связал эти два этапа русской общественной мысли. Он – высшее достижение русской культуры XVIII в. и русского Просвещения и в то же время – первый революционер, идейный предтеча дворянских революционеров XIX в.

 

Просвещение в последнюю треть XVIII в. оказывало огромное влияние на всю идейную жизнь общества, и прежде всего на развитие литературы и искусства. Даже те крупные дворянские писатели, которые не принимали социальной программы просветителей (главным в которой было требование освобождения крестьян), испытывали влияние просветительской философии, усваивали просветительские представления о внесословной ценности человека и концепцию просвещенного абсолютизма.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.