Музыкальная культура России XVIII в.: европейские и самобытные черты.
Петровская Эпоха положила начало развитию светской музыки нового типа. Творчество этого времени пока еще очень незначительно: оно ограничивается в основном простейшими жанрами прикладной музыки - военной, застольной, танцевальной. На улицах новой столицы - Петербурга - играют военные оркестры; во дворце устраиваются ассамблеи с танцами; музыка звучит и на торжественных празненствах, и на военном параде, и на театральных подмостках. Строительство нового "государства Российского" настойчиво требовало новых, особых, специфических форм музицирования. Новая функция музыкального искусства особенно полно проявилась в жанрах парадной, торжественной музыки. В честь Петра I и его полководцев исполнялись специально сочиненные песнопения, носившие названия "панегирических", или "виатных", кантов. В музыкальном поэтическом отношении панегирические канты были типичным выражением героико-патриотических настроений петровской эпохи. Они породили особый стиль торжественно-пышной, гимнической хоровой музыки стиль, получивший высшее завершение в хоровых концертах, кантатах и ораториях конца века. Особой популярностью пользовались танцевальные жанры. Танцы петровских ассамблей - менуэт, полонез, англез - прочно укоренились на русской почве, а некоторые из них, в первую очередь менуэт, стали излюбленными в дворянском обществе. Достаточно разнообразным был музыкальный репертуар петровских ассамблей. В последние годы царствования Петра музыкальные развлечения при дворе приобретают иной характер. Постепенно к музыке начинают приобщаться наиболее образованные представители русской аристократии. Некоторые из них хорошо владели искусством игры на клавикордах, скрипке и флейте. При дворе входят в моду галантные песни любовно-лирического содержания ("арии"), исполнявшиеся под аккомпанемент клавесина, флейты или скрипки. Видное место музыка заняла и в театре. Первые годы царствования Петра I положили начало активному развитию театральной жизни в России. Впервые театр стад доступным для сравнительно широкого круга зрителей. Неизменной участницей всех спектаклей была инструментальная музыка. Для оформления театральных постановок, по-видимому, требовалась довольно большая группа музыкантов.
Российская живопись во 2-й половине XVIII в. Русская живопись совершенствуется в традиционном портретизме (работы Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого, В.Л.Боровиковского). М.Шибанов положил начало жанровой живописи. Родоначальники пейзажной живописи - С.Ф.Щедрин и Ф.Я.Алексеев. Первые картины в историческом жанре были созданы А.П.Лосенко.
Замечательные творения создают скульпторы Ф.И.Шубин - мастер скульптурного портрета и М.И. Козловский, который стал родоначальником русского классицизма в скульптуре.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|