Здавалка
Главная | Обратная связь

Архитектура и изобразительное искусство Украины в XVIII в.



В украинской архитектуре, так же как и во второй половине 17 в., сохраняет свое ведущее значение народное деревянное зодчество. Оно продолжает оказывать большое влияние и на украинское каменное зодчество 18 века. В середине 18 в. были воздвигнуты наиболее замечательные памятники украинского деревянного зодчества — пятикупольная церковь Покрова в Ромнах (1764), семикупольная церковь Вознесения в местечке Березне около Чернигова (1761), построенная мастером Афанасием Шелудько, и величественный девятикупольный Троицкий собор в Новоселице (Новомосковске), созданный в 1772—1779гг. выдающимся народным мастером Якимом Погребняком.

В 18 в. широко распространяется на Украине и каменное гражданское зодчество. Сооружаются городские магистраты, здания коллегиумов, торговые постройки, жилые дома, монастырские ансамбли, дворцы — резиденции светской и духовной Знати. В 18 в. на Украине распространилось строительство каменных колоколен, игравших большую роль в городских и монастырских ансамблях и развивавших образцы деревянного зодчества. Известнейшие среди них — колокольня Киево-Софийского собора и Великая колокольня Киево-Печерской лавры (1731—1744), созданная петербургским архитектором Иоганном Готфридом Шеделем и играющая важную роль в создании облика Киева.Характерной чертой украинской архитектуры 18 в. (Киев и Левобережье) является ее пышный декор, развивавшийся в сторону все более богатой пластической обработки зданий. Лепные украшения, пилястры, сложные обрамления оконных и дверных проемов покрывают большие плоскости стен. Так же обильно декорируются фронтоны и порталы. Все эти особенности придали исключительно нарядный вид всему ансамблю Киево-Печерской лавры, восстановленному после пожара 1718 г., и особенно колокольне Киево-Софийского собора и воротам Заборовского, в которых орнамент покрывает стены сплошным узором. Архитектурное творчество В. В. Растрелли, А. В. Квасова и ряда других мастеров непосредственно связывает украинское зодчество с русским. По проекту Растрелли в 1747—1753 гг. в Киеве был сооружен Андреевский собор, замечательный красотой своих пропорций и гармонической связью с живописным рельефом города. Квасовым вместе с Григоровичем-Барским был построен величественный собор Рождества Богородицы в Козельце (1752—1763), представляющий своеобразный синтез русской архитектуры с местной, украинской.На украинских землях, остававшихся в границах Польши, каменное зодчество по своим стилевым формам было связано с поздним западноевропейским барокко. К лучшим сооружениям 18 в, этого рода нужно отнести комплекс собора св. Юра во Львове, построенного в 1745—1770 гг. по проекту архитектора Бернарда Меретина, и ратушу в Бучаче (1751), Тернопольской области, созданную тем же автором. Они замечательны найденностью своих силуэтов, изысканностью пропорций, богатством декора и скульптуры. Собор св. Юра пирамидальной композицией своих архитектурных масс связан в известной мере с духом восточнославянского зодчества. То же самое ощущается и во внешне барочном по своей архитектуре Успенском соборе Почаевской лавры (1771—1791), отличающемся размахом и смелостью архитектурного замысла. Среди памятников католической культовой архитектуры 18 в. необходимо отметить доминиканский костел во Львове (1745—1749), построенный по проекту Яна Вита. Здание увенчано огромным овальным в плане куполом и внутри обильно украшено деревянной скульптурой.В 18 в. продолжается процесс нарастания черт реализма в рамках традиционного типа старого украинского портрета. Его основные художественные черты определялись во многом репрезентативной функцией в показе особы представителя светской или духовной знати, в раскрытии его высокого общественного положения и выражались в неподвижной, величавой позе и разных атрибутах — гербах, оружии, прославительных надписях — эпитафиях. Отсюда сочетание монументальности образа с декоративностью решения. Однако при этом в лучших портретах, несмотря на традиционную схему, достигается и острая индивидуальная характеристика— портрет атамана Даниила Ефремовича (1752; Киев, Музей украинского искусства). К концу 18 в. углубляется выявление внутреннего состояния человека — портрет Д. И. Долгорукого (1769; Киев, Музей украинского искусства), написанный художником Самуилом, а также портреты запорожцев, братьев Василия и Якова Шияновых (1784).

В 18 в. развивается гравюра, видную роль в которой играют киевские граверы Иван-Иннокентий Щирский, Александр-Антоний и Леонтий Тарасовичи, авторы замечательных гравюр, в том числе панегирических (то есть восхвалительного типа), а также портретов. Выдающимся гравером был отец Д. Г. Левицкого Григорий Левицкий-Нос (1697—1769), иллюстрировавший «Философию» Аристотеля (1741). Левицкий-Нос занимался также живописью.

Украинская скульптура в первой половине 18 столетия развивается в основном на западе, где главную роль играет львовская школа, к которой принадлежали такие мастера, как И. Пинзель, Я. Оброцкий и другие. Крупнейшие произведения этой школы — скульптуры фасада собора св. Юра (вторая половина 18 в.) и скульптуры интерьера доминиканского костела во Львове (середина 18 в.). Несмотря на отличающие их типичные черты искусства позднего барокко, осложненного рокайльными влияниями, они лишены присущей этому направлению жеманной манерности и проникнуты чертами искреннего драматизма.

В центральной и восточной Украине скульптура начинает развиваться только во второй половине 18 в. Барочная по манере исполнения церковная скульптура, однако, лишена мистической экзальтации. Она близка к народной скульптуре, бытовавшей в то время на Украине. Таковы, например, фигуры иконостаса церкви Покрова в Ромнах. К лучшим произведениям скульптуры начала 18 в. относилась группа «Самсон, разрывающий пасть льву», созданная мастером Дэдом и установленная в Киеве.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.