Здавалка
Главная | Обратная связь

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «КУЛЬТУРА» И «ЦИВИЛИЗАЦИЯ»



 

В научной литературе существуют три позиции по вопросу соотношения этих понятий:

 

1. Отождествление - Первоначально эти понятия использовались как синонимы. Философы эпохи Просвещения отмечали, что только высокая культура рождает цивилизацию. А цивилизация является показателем культурной развитости.

 

2. Противопоставление – с конца 18 века возникает традиция противопоставления культуры и цивилизации. Культура понимается как совокупность духовных ценностей, цивилизация становится синонимом материальной культуры. Культура является внутренним достоянием человека, раскрывает меру его развития. Цивилизация понимается как преобразованный человеком мир. Культурологические теории Шпенглера, Бердяева противопоставляют эти понятия. По мнению Шпенглера цивилизация это заключительная стадия развития культуры, ее упадок. По мнению Бердяева в культуре развиваются начала духовности, индивидуальности, аристократизма, цивилизация связана с развитием материального, коллективного, демократического начала.

 

3. Взаимообусловленность (взаимосвязь) – культура и цивилизация рассматриваются как взаимосвязанные, но не тождественные.

 

2 ВОПРОС

 

Морфология культуры – раздел культурологии, изучающий типичные формы культуры.

 

Культурная форма – совокупность наблюдаемых признаков и черт всякого культурного объекта и явления.

Культурная форма является исходным элементом культуры и касается не только материальных продуктов человеческого деятельности – вещей, сооружений, но и продуктов духовного производства (идеи, оценочные суждения, художественные произведения).

 

Всякая культурная форма может быть реализована во множестве культурных артефактов.

Артефакт (от лат.) – искусственно созданный.

Артефактом может быть конкретный материальный продукт, социальная структура, оценочное суждение. Культурный артефакт это воплощение какой либо культурной формы в конкретном материальном продукте, информационном сообщении и т.д.

 

Материальная культура подразумевает технику, технологию, средства связи, производственные здания, дороги, транспорт, жилище человека, предметы быта, одежду и т.д.

 

Духовная культура включает в себя науку, искусство, литературу, музыку, религию, мифологию, философию мораль.

Между материальной и духовной культурой имеется единство. Они являются результатом человеческой деятельности. Духовная культура неразрывно связана с материальной – любой предмет или явление материальной культуры в основе своей имеют какой то проект, воплощают в себе определенные знания.

Духовная культура, в свою очередь, должна получить то или иное материальное воплощение.

Но между ними имеется различие. В художественном произведении главным является не материальная оболочка, а духовное содержание. Произведения духовной культуры не несут утилитарного (полезного) назначения, они направлены на формирование в человеке высоких этических и эстетических идеалах.

 

Функции культуры – совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей

 

Функции:

 

1. Социализации – процесс формирования и воспитания человека, усвоения человеком определенных норм, знаний, ценностей. Этот процесс охватывает всю человеческую жизнь.

2. Познавательная – культура накапливает разнообразные знания, сведения о мире и передает их от поколения к поколению.

3. Регулятивная– культура устанавливает, организует, регулирует отношения между людьми. Осуществляется эта функция через системы норм, правил, законов.

4. Коммуникативная – для общения человек создал различные средства культурной коммуникации: информация может передаваться вербальными и невербальными способами.

5. Ценностная– она способствует формированию у человека ценностных потребностей и ориентации.

6. Интегративная– культура объединяет народы, социальные группы, государства. Основой единства являются: общий язык, единая система ценностей и идеалов, создающая общность взглядов на мир, общие нормы, регулирующие поведение людей в обществе.

7. Творческая– находит выражение в создании новых ценностей и знаний, норм и правил, обычаев и традиций, а также в критическом переосмыслении, реформировании уже существующей культуры.

8. Компенсаторная– связана с восстановлением физических и духовных сил человека, проведением досуга, психологической разрядкой.

 

3 ВОПРОС

 

Субъектом культуры может выступать как индивид, отдельный человек, так и социальная группа

 

4 ВОПРОС

 

Культурогенез – процесс постоянного порождения культурных форм и систем.

 

Культура появляется там и тогда, где появляется человек, но не как биологическая особь, а как разумное, мыслящее существо. Культура возникла вместе с обществом. Появление на земле человека разумного, обладающего сознанием, членораздельной речью, способностью к труду – антропогенез, а так же формирование социальных форм организации жизни человека, устойчивых общественных отношений – социогенез, одновременно были и процессом порождения культуры – культурогенезом.

 

Теории происхождения культуры:

1. Креационистская – человек был создан Богом, а все человеческие качества, в том числе умение создавать культуру, были получены человеком свыше.

2. Космологическая – Вернадский, Гумилев (сын). Они находили причины развития культуры в действии особых космических сил, благодаря которым на земле складываются благоприятные условия для развития человека. Гумилев считал, что космическая энергия, сконцентрированная в какой-то части земли рождает высокую социальную активность пассионарность этноса.

3. Натуралистическая – происхождение культуры является следствием саморазвития человеческого рода, результатом его революции. Дарвин, Спенсер.

4. Игровая – Хёйзинг. Культура возникла из игры.

5. Психоаналитическая – Фрейд. По его мнению культура появляется при подавлении первичных влечений и инстинктов при помощи норм и запретов.

6. Орудийно-трудовая – Энгельс «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». В этой работе утверждается, что мышление, речь, знания появляются в процессе коллективной трудовой деятельности и совершенствования орудий труда.

7. Символическая – Кассирер и Юнг. Предавать какой-то смысл предметам, явлениям может только человек. Через символ происходит одухотворение вещи, открытие ее значения, смысла. Появление этой способности и есть рождение культуры.

 

5 ВОПРОС

 

Значение языка:

1. В языке выражаются или отражаются не только окружающий человека мир, но и менталитет народа, его традиции, обычаи, мораль, эстетика.

2. Язык – кладовая культуры, так как все знания, умения, духовные ценности какого-то народа хранятся в его языковой системе.

3. Язык – носитель культуры, так как с помощью языка культура передается из поколения в поколение.

 

Культура выступает как совокупность знаков (символов), передающих некоторый смысл. Но культура несет информацию о глубинном смысле того, что выражает

 

6 ВОПРОС

 

Культурная ценность – свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы.

 

Ценность объекта определяется не столько его собственными свойствами, сколько отношением к нему человека.

 

Ценности в культурологии не следует путать с экономическим понятием стоимости.

 

Ценность надо отличать от полезности. Ценная вещь может быть совершенно бесполезной, а полезная не иметь ценности.

 

Культурная норма – стандарт культурной деятельности, регулирующий поведение людей, свидетельствующий об их принадлежности к конкретным социальным и культурным группам.

 

Культурные нормы подразделяются на 3 основных слоя:

 

1. Общекультурные нормы – распространяются на всех членов общества

2. Групповые нормы – регулируют поведение представителей какой либо группы людей

3. Ролевые нормы – предписывают, как должен вести себя человек в соответствии с выполняемой им социальной ролью.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.