Здавалка
Главная | Обратная связь

Культурный пессимизм правых радикалов



У национал-социалистов коммунистическая вера в прогресс, в будущее, могла вызвать лишь насмешку. Они не собирались плыть по течению истории. Напро­тив, они пытались любой ценой овладеть им, обратить его вспять. Повсюду им виделись приметы разложения и упадка, за которыми мерещились тени мощного всемирного заговора. „Закат Европы", по их мнению, можно было предотвра­тить, обезвредив инициаторов этого заговора, - евреев, масонов, плутократов и марксистов. К числу идеологических предтеч фашизма и национал-социализма относятся европейские пессимисты, еще на рубеже ХIХ-ХХ веков распростра­нявшие видения близящегося заката европейской культуры. Одну из величайших опасностей, грозящих европейской цивилизации, они усматривали в так называ­емом „восстании масс". Организованное рабочее движение они считали наибо­лее опасной силой такого восстания. Чтобы противостоять этой опасности, угро­жающей снизу, идеологические предшественники фашистов и национал-социа­листов, такие, например, как социал-дарвинисты, предлагали пересмотреть су­ществующие понятия морали. Так, по их мнению, не слабых и угнетенных нуж­но защищать от сильных, а наоборот, сильных и лучших - от слабых, то есть от большинства, массы. Сострадание к слабому представлялось им совершенно от­жившей идеей7.

Позднее эти представления подхватили национал-социалисты. Они идеализи­ровали законы биологической природы и пытались целиком перенести право сильного, царящее в природе, на человеческое общество.

По своей хозяйственной и социальной структуре Италия занимала промежуто­чное положение между Россией и Германией. Большая разница между Югом и Севером в уровне индустриального развития привела к тому, что в Италии одно­временно развертывались два противоположных процесса. С одной стороны, кризис модернизации, кризис либерализма со всеми его пессимистическими вы­водами, - как в Германии, с другой же - тенденция к модернизации отсталой час-

7 Zmarzlik, H. G. Der Sozialdarwinismus in Deutschland. Ein geschichtliches Problem // Vierteljahrshefte für Zeitgeschichte, 1963, S. 246-273.

ти страны, как в России. Итальянский фашизм соединял в себе обе эти тенден­ции.

Немецко-русский социал-демократ Александр Шифрин писал в 1931 г.: в Ита­лии существует самый современный фашизм внутри слаборазвитого капитализ­ма, в Германии же напротив, отсталый фашизм в сложном и высокоразвитом ка­питалистическом пространстве. Шифрин полагал, что попытка национал-социа­листов реализовать их утопические социальные и хозяйственные проекты не вы­держит жесткого отпора со стороны немецких капиталистов. Гитлер не понимает законов современного высокоиндустриализированного общества. Отсюда его не­нависть к „сокрушительной мощи" крупного капитала8. Как считал Шифрин, большинству немецких капиталистов было ясно, что национал-социалистичес­кое мировоззрение идет вразрез с важнейшими хозяйственными принципами то­гдашнего немецкого общества. Однако он переоценивал дальновидность тогдаш­него большинства немецких промышленных магнатов.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.