Здавалка
Главная | Обратная связь

Приоритеты и консолидирующие идеи белорусского общества



Фундаментальными приоритетами и консолидирующей идеей белорусского общества, в рамках которых объединяются разнообразные многовариантные подходы и фиксируются значимые для открытого общества ценности, являются, несомненно, национальные интересы, предполагающие обеспечение национальной безопасности Беларуси; экономические приоритеты, направленные на создание динамично развивающейся, социально-ориентированной, рационально-целесообразной, рыночной экономики; основные приоритеты в социальной сфере, предусматривающие реализацию принципов социальной справедливости; обеспечение условий для реализации творческих способностей людей, социальной защиты интеллектуальной элиты Беларуси, сохранения научных школ и направлений.

Необходимо учитывать и культурно-духовный статус белорусского народа, который определяет нравственные начала и нормы социальной жизни и поведения человека в обществе.

Возможно, на современном этапе цивилизационного развития с его тенденцией к единству мирового процесса, признанием культурного плюрализма и необходимостью отказа от всякой иерархии культур, а значит, и отрицанием европоцентризма, именно славянский мир сможет сыграть роль творческого посредника между Востоком и Западом уже внутри славянства, Беларусь в этом процессе мирового единения может сыграть заметную роль.

Фундаментальную роль в становлении белорусской государственности играют культурные традиции, которые актуализируют национальную историческую память, гарантирующую преемственность общечеловеческого и культурного прогресса, формирование чувства укорененности в своей отчизне, патриотизма и ответственности за нее, заботы о своем «доме». Белорусский человек, глубоко общественное существо, предпочитающее решать свои проблемы «всем миром».

В становлении государственности важное место занимают приоритеты социально-политической консолидации общества, основывающиеся на реализации демократических принципов разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти; соблюдении прав и политических свобод человека; адаптации демократических традиций мировой социально-политической практики; гарантированном участии граждан в управлении и реальном влиянии на принятие решений в политической и социально-политической сферах; сохранении традиционных демократических ценностей; стремлении к созданию правового государства, политического плюрализма.

Для формирования устойчивой и ценностно-ориентированной государственности важен приоритет научной рациональности и «просвещенной творческой элиты» в экономике, политике, культуре, образовании при обосновании социально-политических и экономических моделей развития общества, отказ от догматизма и апологетики, слепого копирования западных образцов.

Динамика современного социального бытия убеждает в том, что без государственного управления и регулирования сложными общественными процессами невозможно устойчивое динамическое состояние общества, необходим конструктивный синтез компонентов планирования с наличием демократических свобод, «степени свободы», «веера возможных выборов» развития различных сфер культуры и экономически неоднозначно заданного вектора.

Таким образом, для того чтобы консолидирующая идея белорусского общества в процессе становления государственности выступила в роли стабилизирующего начала и стала частью личностного переживания современного человека подобная объединяющая идея должна включать в себя такие приоритетные компоненты, которые затрагивают жизненно важные ценности нашего человека и белорусского государства в целом: национальные интересы, обеспечивающие безопасность и суверенитет Республики Беларусь, ее независимость; предусматривать создание динамично развивающейся, социально ориентированной и наукоемкой экономики; ориентированной на социальную защищенность каждого гражданина, высокий статус культурно-духовных ценностей и традиций общества, соблюдение прав человека; осознавать особую миссию белорусского и русского народов в единении современной цивилизации, в выполнении роли творческого посредника между Востоком и Западом в силу соответствующего геополитического статуса Беларуси, синтетичности ее культуры; возрождать и обогащать национальные традиции, патриотичного чувства и ценности. Ориентация на эти приоритеты будет способствовать гражданскому единению общества, его консолидации, духовному оздоровлению и сплочению, рациональному выбору исторического развития в XXI столетии.

 

Тема 1.3 Государственная идеология как социально-политический феномен

 

1.3.1 Идеологияатрибутивный признак государства

В настоящее время едва ли не общепризнанным является определение государства, данное немецким социологом Максом Вебером (1864—1920). Согласно ему государство — это сообщество людей, которое в пределах определенной территории претендует на монополию легитимного, т. е. узаконенного, физического насилия. Применение или угроза применения такого насилия является специфическим, хотя и не единственным, средством обеспечения сообществом своей целостности и своего существования вообще. Правом на использование физического принуждения наделяется выделенная из состава населения данной территории группа людей, организованная в виде особых институтов, именуемых органами государственной власти и управления. Иными словами, государство — это такая организация проживающей на определенной территории совокупности (общности) людей, при которой с помощью средств властного принуждения обеспечивается соблюдение установленных правил и норм общежития. Такая форма объединения людей называется также политически организованным сообществом или просто политическим сообществом.

Практически все исследователи феномен нации усматривают прежде всего в совокупности (общности) людей, проживающей на определенной территории. Однако предметом расхождений в понимании нации составляют вопросы о социокультурной природе данной совокупности людей и является ли она политическим, т. е. государственно-организованным, сообществом, а значит, и субъектом политических отношений.

Одни исследователи нацией считают естественно сложившуюся объективно существующую общность людей, отличающуюся своей культурной идентичностью. В основе такой идентичности могут быть общность происхождения, языка, истории, культуры, обычаев, образа мышления. Особое значение среди указанных признаков нации придается языку, в котором воплощается историческая память общности. Данное понимание нации своими корнями уходит в Германию XVIII в. — к работам К. Г. Гердера (1744—1803 гг.) и К. Г. Фихте (1762—1814 гг.). Нация в этом случае рассматривается как «коллективный индивид», обладающий базовыми потребностями, самосознанием, общей волей и способный на единое и целенаправленное коллективное действие. Одной из таких его потребностей является обеспечение условий для своего сохранения и развития. При этом предполагается, что нация может быть государственно организованным сообществом, но может и не быть таковым. Тем не менее, необходимым признаком нации считается явное стремление культурно отличительной территориальной общности к автономии и самооформлению в виде отдельного государства.

Другие исследователи полагают, что между нацией и государством существует неразрывная взаимосвязь: в качестве нации признается только политически организованное сообщество людей. Считается, что такой взгляд на нацию восходит к философу и идеологу Французской революции Ж-Ж. Руссо (1712—1778 гг.). В данном случае нация понимается как совокупность всех граждан одного государства как политического сообщества. При таком подходе понятие «нация» охватывает все территориальное сообщество, т.е. народ, независимо от происхождения, языка, цвета кожи, обычаев, религиозных убеждений составляющих его людей. При этом считается, что только организационно-правовое самооформление территориальной группы людей в виде государства делает ее способной на коллективное действие и, следовательно, превращает ее в подлинный субъект политики. Иными словами, нацией признается государственно организованное территориальное сообщество людей. В афористичной форме это положение может быть выражено так: «Нация — это народ, обладающий государством». В данном случае процесс социокультурной (например, языковой) гомогенизации сообщества приобретает целенаправленный характер и многократно усиливается под организующим началом институтов государства. Такую группу людей называют также гражданской нацией (нацией граждан) или политической нацией. Нетрудно видеть, что при таком подходе понятия «государство» и «нация» совпадают. Отсюда и название «Организация Объединенных Наций», хотя ее членами являются государства.

В отечественном обществоведении в воззрениях на нацию вплоть до недавнего времени господствовал первый из упомянутых подходов. Он был использован И. В. Сталиным (1879—1953 гг.) в работе «Марксизм и национальный вопрос» (1913 г.). Согласно ему для того чтобы какая-нибудь группа людей могла называться нацией, она должна обладать четырьмя неразрывно связанными между собой чертами: «Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры».

Приведенное определение умалчивает об организационных аспектах бытия нации, т.е. исходит из того, что она не обязательно должна быть организована как политическое сообщество. Такое определение нации близко к тому, что ныне исследователи называют этносом (греч. etnos — народ, племя) или этической общностью: исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих единым языком, общими чертами культуры и психологического склада, а также со­знанием своего единства и отличия от окружающих их других подобных общностей.

Как видно, определение этноса однозначно не предполагает наличие у него такого признака, как собственное государство или стремление иметь таковое. Требование о совместимости границ этноса, или нации как этноязыковой общности, и государства есть базовый принцип национализма. Однако в мире никогда не существовало государств, которые в этнокультурном отношении были бы полностью однородными. Национальные государства развиваются не только из отдельных, изолированно проживающих этносов, но охватывают и соседние территории, этноязыковые и религиозные общности, которые объективно оказываются втянутыми в этот процесс гомогенизации. Термин «этнос», следовательно, не используется для обозначения государственно организованных сообществ людей. Применительно к таковым ныне употребляется только понятие «нация». Стало быть, нация в современном значении этого слова есть государственно оформленное полиэтническое социокультурное сообщество.

Несомненно, однако, что проживающая на определенной территории культурно отличительная группа людей, как бы кто ее ни называл — этнос, народ или нация — не является социальным субъектом, если она не имеет собственных организационных структур. Поэтому вполне обоснованным является тот факт, что в мировом правоведении и в юридических академических словарях слово «этнос» отсутствует, а термин «нация» употребляется в значении государственно организованного, т. е. обладающего субъектностью, территориального полиэтнического сообщества людей.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.