Здавалка
Главная | Обратная связь

Государственная идеология



Поскольку понятия «государство» (политически организованное сообщество людей) и «нация» (совокупность граждан одного государства) в сущности тождественны, то национальную идеологию применительно к политически организованному сообществу с полным основанием можно называть также государственной идеологией. Государство, являясь формой самоорганизации в единое целое осознавшей себя особой нацией территориальной общности, т. е. будучи способом бытия нации, с момента своего конституирования становится выразителем и основным инструментом реализации интересов создавшей его общности. Иными словами, с момента самоорганизации национальной общности в государство совокупность составляющих ее идеологию принципов, ценностей, целей и представлений становится государственной идеологией. При этом основным субъектом ее формирования и ее носителем продолжает оставаться народ.

С наибольшей полнотой данное положение находит свое проявление в жизнедеятельности общества демократического типа. На что обратил внимание французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858—1917 гг.), который интерпретировал государство как форму самосознания народа. «Для демократического общества, — писал он, — народ и государство — это только две стороны одной и той же сущности. Государство — это народ, входящий в сознание самого себя, своих нужд и чаяний, но в сознание более полное, ясное». Это означает, что только с созданием (или воссозданием) собственного государства осознавшая себя нацией территориальная общность людей становится подлинным субъектом политики. Создаваемые ею государственные институты, которые также являются субъектами политических отношений, служат как целям выражения интересов народа как целого, так и целям их практической реализации.

Необходимо подчеркнуть, что основанием для введения понятия «государственная идеология» явилось понимание нации как совокупности граждан одного государства, выразителем и средством реализации общих интересов которых являются институты государственной власти. В данном случае понятия «национальная идеология» и «государственная идеология» можно совместить в одно — «национально-государственная идеология». Стало быть, носителем национально-государственной идеоло­гии выступает не только народ как целостность, но и каждая из составляющих его категория людей. Различные общественные группы, слои, классы и общности, обладая собственными интересами и ценностными предпочтениями, одновременно признают как отвечающую их интересам систему ценностей, служащую целям интеграции членов сообщества в единое целое. Носителями общезначимых идей и ценностей выступают также выражающие и поддерживающие их институты и органы государ­ственной власти, лидеры государства, правящая элита общества. Разумеется, носителем идеологии государства и в той или иной мере участником ее формирования является и каждый отдельный его гражданин, идентифицирующий себя с данной общностью, с системой ее базовых ценностей, с ее интересами и устремлениями. Очевидно, что наличием в политическом сообществе как государственной, так и частных идеологий обусловлена проблема их соотношения, к рассмотрению которой обратимся несколько позже.

Таким образом, государственная идеология есть целостная, относительно систематизированная совокупность идей, ценностей и представлений, в которых образующая данное государство общность людей (народ) осознает себя и свое положение в окружающей действительности, выражает свои потребности и интересы как единого целого, определяет формы организации своего бытия, формулирует и оправдывает свои цели и устремления и обосновывает пути их достижения с помощью госу­дарственной власти. Более кратко государственную идеологию можно определить как составляющий основу организации и деятельности данного государства комплекс общественно значимых идей, ценностей, норм и представлений, которые отвечают общим интересам и устремлениям его граждан.

Из приведенного определения понятия «государственная идеология» видно, что его содержание сложное: в нем перечисляется ряд присущих идеологии каждого государства существенных признаков. Их вполне достаточно, чтобы отличить государственную идеологию от других видов идеологии. Разумеется, таких признаков можно назвать и больше. Однако стремление к их расширению может привести к выходу за пределы объема понятия «идеология» и приданию ему иного значения. Именно тенденция к этому явным образом обнаружилась в условиях актуализации проблемы формирования идеологии возникших в результате распада СССР новых независимых государств. Она проявилась в конструировании таких выражений, как «идеология государственности», «идеология избирательных кампаний», «идеологическая политика государства», «идеология прав человека», «правовая идеология», «педагогическая идеология» и др. Очевидно, что данные словосочетания не придают дополнительного смысла таким вполне корректным понятиям, как «концепция государственности», «избирательные системы», «избирательные технологии», «духовно-культурная политика государства», «теория прав человека, «правовая система», «педагогическая система» и т. д. Однако использование в вышеприведенных словосочетаниях термина «идеология» свидетельствует о размывании рамок содержания этого понятия и придании ему смысловой неопределенности. Стало быть, во избежание подобного рода логических ошибок при конс­труировании производных терминов следует строго придерживаться значения исходного понятия. Это правило в полную меру относится и к понятию «государственная идеология». О рамках его содержания, конечно же, Можно дискутировать, но при этом очень важно не отклоняться от смысла.

Что касается предмета учебного курса по основам идеологии того или иного государства, то он вполне может быть ограничен рассмотрением индивидуальных значений тех существенных признаков государственной идеологии, которые перечислены в приведенном выше определении этого понятия. Предмет такого курса может быть так или иначе структурирован, представлен с той или иной степенью детализации, но во всех случаях он должен соответствовать содержанию понятия «государственная идеология».

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.