Здавалка
Главная | Обратная связь

Атрибутивный признак государства



В науке, в философии в частности, термином «атрибут» (от лат. atributum — свойство, принадлежность) обозначается неотъемлемое свойство предмета, без которого предмет не может ни существовать, ни мыслиться. Атрибутивный признак — это существенный признак, внутренне присущий определенному явлению или объекту.

В качестве атрибутивных признаков государства обычно называют территорию, население, власть, суверенитет, право и налоги, хотя ими и не исчерпываются таковые. Без них государство как политическое сообщество действительно немыслимо и невозможно. Но столь же невозможно представить государство как субъект политики без его собственной идеологии. В политической науке бесспорным является положение, согласно которому группа людей становится социальным субъектом только в том случае, если она осознает себя имеющей специфический интерес общностью, выражает свой общий интерес, ставит перед собой обусловленные этим интересом цели и самоорганизуется для совместной деятельности по реализации своих целей и устремлений. Нация и есть общность людей, самоорганизовавшаяся в форме государства, чтобы с помощью государственной власти добиваться реализации своих индивидуальных, групповых и, главное, общих интересов. Государственная же идеология есть форма выражения сознания нации как совокупности граждан, ее специфического интереса и путей его реализации с помощью государственной власти. Таким образом, государственная идеология в любой из ее форм есть столь же неотъемлемый атрибут государства, как суверенитет, территория, власть, право. С его утратой государство утрачивает субъектность и прекращает свое существование в качестве политически организованного сообщества.

Приведенное определение государственной идеологии не следует отождествлять или смешивать с феноменом идеократии.

Очевидно, что государственная идеология в приведенной выше интерпретации являетя иным, нежели идеократия, феноменом; она не есть привнесенный извне в сознание народа некий отвлеченный от его реального жизненного процесса и довлеющий над ним комплекс идей. Государственная идеология есть воспринятая институтами государства и подлежащая постоянной коррекции целостная совокупность представлений народа о самом себе, своем положении в окружающей действительности, своих интересах и устремлениях и путях их реализации.

Политическое сообщество всегда нуждается в поддерживаемой институтами государства совокупности идей, т. е. идеологии, которая выражает насущные интересы, чаяния и устремления народа; только такая система идей, ценностей и представлений позволяет объединить народ в единое целое во имя будущего, во имя ясно осознанной цели. Это значение идеологии в выполнении государством своего предназначения хорошо выразил испанский философ X. Ортега-и-Гассет (1883—1955 гг.): «Государство, — писал он, — каким бы оно ни было - первобытным, античным, средневековым или современным, — это всегда приглашение группой людей других людских сообществ для совместного осуществления какого-то замысла. Замысел, каковы бы ни были его частности, в конечном счете заключается в организации нового типа общественной жизни. Государство и программа жизни, программа человеческой деятельности и поведения — понятия неразделимые».

Государственная идеология, таким образом, выполняет те же функции в жизнедеятельности политического сообщества, как и частные идеологии в жизни своих носителей: познавательную, прагматическую (оправдывающую) и мобилизационную. Без идеологии государство становится несостоятельным, оно утрачивает свою сущность как таковое. Деидеологизация государства фактически означает и упразднение самого государства.

Исходя из вышеизложенного, можно дать следующее определение идеологии белорусского государства, или белорусской государственной идеологии. Это — целостная, относительно систематизированная совокупность взаимосвязанных идей, ценностей и представлений, в которых белорусский народ осознает себя и свое положение в окружающей действительности, выражает свои потребности и интересы как единого целого, оп­ределяет формы организации своего бытия, формулирует и оправдывает свои цели и устремления и обосновывает пути их достижения посредством использования государственной власти.

Если же говорить предельно просто, то идеология белорусского государства есть сумма ответов народа на вопросы смысложизненного характера: Кто мы, белорусы, есть? Почему мы именно такие? Каковы наши ценности и идеалы? Каково наше положение в существующей действительности? Почему мы именно так, а не иначе устраиваем свое бытие? Каковы наши цели и устремления? Какими путями мы будем их достигать? Суть ответов на данные вопросы — обеспечиваемая посредством государственной власти совокупность фундаментальных идей, представлений, ценностей, целей и устремлений, отвечающих интересам белорусского народа.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.