Здавалка
Главная | Обратная связь

Избирательная система Республики Беларусь в контексте идеологического процесса



Выборы являются важным элементом демократического общества, являясь носителем верховной власти в государстве, народ посредством выборов участвует в ее осуществлении. Правовой основой выборов является Конституция Республики Беларусь (раздел III «Избирательная система. Референдум») и Избирательный кодекс, в котором подробно изложены принципы проведения свободных демократических выборов. Высокая избирательная активность населения в ходе парламентских выборов 2000 года (61%) и президентских 2001 года (84%) продемонстрировала политическую зрелость граждан Республики Беларусь.

Выборы — способ формирования высших и местных органов государственной власти.

Выборы депутатов и других лиц, избирающихся на государственные должности народом, являются всеобщими. Право избирать имеют граждане Республики Беларусь достигшие 18 лет.

Выборы Республики Беларусь являются: всеобщими, прямыми, свободными, равными, при полном голосовании (ст. 64–68 Конституции Республик Беларусь).

Социальные функции выборов:

- инструмент легитимации и совершенствования политической системы общества;

- демократическим путем формирование представительных законодательных органов власти;

- способ смены политических элит волеизъявлением граждан;

- форма коммуникации граждан с властью, общественного контроля политических институтов;

- средство политической социализации личности.

Для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни страны могут проводиться референдумы (республиканские и местные).

Республиканские референдумы назначаются президентом Республики Беларусь по собственной инициативе, а также по предложению Палаты представителей и Совета Республики большинством голосов от установленного конституционного состава, либо 450 тыс. граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тыс. граждан от каждой из областей и города Минска.

Типы избирательных систем:

- пропорциональная;

- мажоритарная;

- пропорционально-мажоритарная.

Пропорциональная избирательная система предусматривает пропорциональное распределение депутатских мандатов между политическими партиями в соответствии с числом подданных за них голосов (Западная Европа).

Ее достоинства: стимулирование многопартийности; более адекватно, нежели мажоритарная система отражает политическую волю избирателей и расстанавливает политические силы.

Недостатки: выгодно партийной верхушке, депутаты зависят от своей партии, а не от избирателей.

Парламент избирается представительством многих крупнейших партий, что затрудняет формирование правительства и обеспечения стабильности.

Мажоритарная избирательная система. Победителем на выборах признается кандидат, получивший установленное абсолютное или относительное большинство голосов в избирательном округе.

Республика Беларусь при выборах в Палату представителей Национального Собрания разделена на 110 избирательных округов.

Достоинства системы: универсальность — выборы Парламента, Президента; позволяет избирателю оценить личные достоинства кандидата в депутаты; гарантирует устойчивую взаимосвязь депутатов с избирателями.

Недостатки мажоритарной избирательной системы: значительная часть избирателей страны проголосует «против» (иногда до 50%) остается на представленной в органах власти, не исключая опасности манипулирования волей избирателей.

Смешанная избирательная система (50% депутатов по партийным спискам, 50% по одномандатным округам (Россия)).

Принципы демократической организации выборов:

- свобода выборов;

- наличие альтернативы кандидатов;

- состязательность;

- равенство возможностей кандидатов, материальных и информационных ресурсов.

Технология избирательной кампании:

- анализ политической ситуации в обществе, настроений, интересов, ожиданий избирателей, определение ключевых социальных проблем;

- разработка стратегии (что делать) и тактики (как делать) плана избирательной кампании;

- выявление кандидатов, вызывающих наибольшее доверие избирателей, оценку их политических программ, анализ сильных и слабых сторон кандидатов;

- разработка программ, формирование лозунгов, обращения к гражданам, которым необходимо уделить приоритетное внимание;

- включение информационного ресурса, а также СМИ, встреча с избирателями;

- организация публичных выступлений кандидатов.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.