Избирательная система Республики Беларусь в контексте идеологического процесса
Выборы являются важным элементом демократического общества, являясь носителем верховной власти в государстве, народ посредством выборов участвует в ее осуществлении. Правовой основой выборов является Конституция Республики Беларусь (раздел III «Избирательная система. Референдум») и Избирательный кодекс, в котором подробно изложены принципы проведения свободных демократических выборов. Высокая избирательная активность населения в ходе парламентских выборов 2000 года (61%) и президентских 2001 года (84%) продемонстрировала политическую зрелость граждан Республики Беларусь. Выборы — способ формирования высших и местных органов государственной власти. Выборы депутатов и других лиц, избирающихся на государственные должности народом, являются всеобщими. Право избирать имеют граждане Республики Беларусь достигшие 18 лет. Выборы Республики Беларусь являются: всеобщими, прямыми, свободными, равными, при полном голосовании (ст. 64–68 Конституции Республик Беларусь). Социальные функции выборов: - инструмент легитимации и совершенствования политической системы общества; - демократическим путем формирование представительных законодательных органов власти; - способ смены политических элит волеизъявлением граждан; - форма коммуникации граждан с властью, общественного контроля политических институтов; - средство политической социализации личности. Для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни страны могут проводиться референдумы (республиканские и местные). Республиканские референдумы назначаются президентом Республики Беларусь по собственной инициативе, а также по предложению Палаты представителей и Совета Республики большинством голосов от установленного конституционного состава, либо 450 тыс. граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тыс. граждан от каждой из областей и города Минска. Типы избирательных систем: - пропорциональная; - мажоритарная; - пропорционально-мажоритарная. Пропорциональная избирательная система предусматривает пропорциональное распределение депутатских мандатов между политическими партиями в соответствии с числом подданных за них голосов (Западная Европа). Ее достоинства: стимулирование многопартийности; более адекватно, нежели мажоритарная система отражает политическую волю избирателей и расстанавливает политические силы. Недостатки: выгодно партийной верхушке, депутаты зависят от своей партии, а не от избирателей. Парламент избирается представительством многих крупнейших партий, что затрудняет формирование правительства и обеспечения стабильности. Мажоритарная избирательная система. Победителем на выборах признается кандидат, получивший установленное абсолютное или относительное большинство голосов в избирательном округе. Республика Беларусь при выборах в Палату представителей Национального Собрания разделена на 110 избирательных округов. Достоинства системы: универсальность — выборы Парламента, Президента; позволяет избирателю оценить личные достоинства кандидата в депутаты; гарантирует устойчивую взаимосвязь депутатов с избирателями. Недостатки мажоритарной избирательной системы: значительная часть избирателей страны проголосует «против» (иногда до 50%) остается на представленной в органах власти, не исключая опасности манипулирования волей избирателей. Смешанная избирательная система (50% депутатов по партийным спискам, 50% по одномандатным округам (Россия)). Принципы демократической организации выборов: - свобода выборов; - наличие альтернативы кандидатов; - состязательность; - равенство возможностей кандидатов, материальных и информационных ресурсов. Технология избирательной кампании: - анализ политической ситуации в обществе, настроений, интересов, ожиданий избирателей, определение ключевых социальных проблем; - разработка стратегии (что делать) и тактики (как делать) плана избирательной кампании; - выявление кандидатов, вызывающих наибольшее доверие избирателей, оценку их политических программ, анализ сильных и слабых сторон кандидатов; - разработка программ, формирование лозунгов, обращения к гражданам, которым необходимо уделить приоритетное внимание; - включение информационного ресурса, а также СМИ, встреча с избирателями; - организация публичных выступлений кандидатов.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|