Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава 2. Оценка экологической обстановки региона



Важнейшей причиной неудовлетворительного экологического состояния рек Вологодской области и внутренних водоемов в черте города является мощное антропогенное загрязнение промышленными стоками. Недостаточная обеспеченность очистными сооружениями предприятий, низкий технологический уровень очистки сточных вод, слабая производственная дисциплина и низкий уровень эксплуатации имеющихся очистных сооружений приводит к поступлению в водоемы от проминдустрии города огромного количества загрязнений.

Так, в 2005 году от 28 предприятий города, имеющих сброс производственных и ливневых стоков в водоемы города, поступило около 5,4 т солей тяжелых металлов; 4,8 т алюминия;160,0 т железа; 380,0 т нефтепродуктов; около 4,0 тыс. т взвешенных веществ; 1,4 тыс. т сульфатов; 1,0 тыс. т хлоридов. Для более наглядного сравнения - это почти 4 железнодорожных шестидесятитонных вагона ежемесячно, и это на протяжении всего года и ранее предшествующих десятилетий. Следует отметить, что по сравнению с 2004 произошло уменьшение массы сброса по следующим ингредиентам: по алюминию на 7 т, по железу на 95 т, по сульфатам на 85 т, по хлоридам на 123 т, по солям тяжелых металлов на 4 т, несмотря на то, что в результате инспекционной работы, выявлено еще 16 предприятий, имеющих сброс в открытые водоемы. Это объясняется продолжающимся спадом производства и тем, что в 1995 году комитет приступил к работам по ликвидации сбросов предприятиями города в открытые водоемы и опломбированию имеющихся аварийных выпусков. В 005 г. прекращен сброс ливневых стоков в неторые водоемы области с таких предприятий как "Завод штампов и прессформ»и"Завод ремсельхозтехники",производственных стоков из технологического бассейна завода "Новая сосна". При этом в водоемы не поступило 75 тыс. куб. м /год стоков, содержащих 26,8 т загрязняющих веществ, в том числе : взвешенных веществ - 2,5 т, нефтепродуктов - 1 т, железа - 0,7 т, солеи тяжелых металлов - 0,023 т. Проведена работа по прекращению сброса промывных вод с фильтровальной станции водопровода, ведутся строительно-монтажные работы по ликвидации сброса на "Новологосдкой" водопроводной станции. Опломбированы аварийные выпуски на поселковой КНС и КНС - 4 АО "Этна", КНС "Вологда" и КНС - 14 МП "Водоканал".

Крайне экологически неблагополучная обстановка продолжает оставаться на большинстве рек региона располозженных вблизи промышленных объектов, которые являются основными поставщикими загрязнений. С производственными сточными водами предприятия в 2005 году было сброшено 49 т солей тяжелых металлов и железа, что составляет 1/3 часть сброса промышленных предприятий города в целом.

Количество взвешенных веществ в ливневых водах значительно выше, чем в постоянных водотоках, поэтому при равной концентрации металлов во взвесях с ливневыми потоками мигрирует значительно большая масса металлов. При осаждении взвесей на механических геохимических барьерах происходит накопление металлов в донных отложениях. С высокой степенью достоверности можно предсказать наличие мощного слоя техногенных донных отложений с аномальными содержаниями ряда тяжелых металлов в руслах малых рек города.

Несомненно, что в загрязнении поверхностного стока значительно влияние выпадений из атмосферы. Данные по приносу вещества с атмосферной пылью и его поступлению в водотоки со взвесью в стоке талых вод имеют близкий порядок. Но далеко не все загрязнения, выпадающие из атмосферы, смываются поверхностным стоком, что свидетельствует о значительной роли неатмосферных источников в поставке техногенных загрязнений в ливневом стоке.

Поверхностный сток является крупным поставщиком загрязняющих веществ за счет смыва верхней части почвенного покрова, атмосферных выпадении, продуктов разрушения строительных сооружений, автодорог, размыва свалок и т.д. Разбрасывание в зимнее время на дорогах города поваренной соли приводит к накоплению в снеге хлоридов и солей натрия. Эти соединения при таянии снега с поверхностным стоком поступают в городские водоемы.

С промышленными стоками в канализационную систему попадают нефтепродукты, фенолы, минеральные и органические взвеси, хлориды, сульфаты, нитраты, аммиак, тяжелые металлы, группа сложных органоминеральных химических соединении. Широкая ассоциация тяжелых металлов в сточных водах характерна не только для традиционно "грязных" производств (например, гальванические участки), где эти элементы используются в технологическом цикле, но даже для пищевой и легкой промышленности.

Загрязнение сферы обитания человека ионами цветных и тяжелых металлов является острейшей экологической проблемой г. Вологда, обладающего развитой промышленностью.. Этот вид загрязнении, вызывающий интенсивное разрушение генофонда и целый спектр патологий (в том числе онкологических), вышел по степени опасности на первое место, оставив позади такие специфические загрязнения, как радионуклиды и пестициды.

Вызывает тревогу состояние очистных многих заводов. Пятисуточный мониторинг качества стоков этих заводов показал объективную картину уровня загрязнений. По таким показателям, как цинк, концентрация достигла 19,9 мг/л, кадмий - до 1,2 мг/л, что показывает "транзитный" характер прохождения стоков через очистные сооружения. На основании этого данные заводы поставлены на жесткий контроль со всеми вытекающими последствиями. Аналогичная ситуация наблюдалась весной на "Масложиркомбинате" и привела к взысканию сверхнормативной платы на сумму 392 млн. рублей.

Неблагополучная обстановка обнаружена на заводских очистных сооружениях заводов, веденных в эксплуатацию в 60-70х году и предназначенных для механической очистки стоков завода от взвешенных веществ и нефтепродуктов. Проект очистных сооружений для большинства таких предприятий был разработан институтом "Сантехпроект" и предусматривал очистку стоков на песколовках и нефтеотделителях. Технология любого вида очистки заключается не только в извлечении загрязняющих веществ из стоков, но и в дальнейшем их обезвоживании с целью захоронения на специально оборудованном полигоне. Проект обезвоживания на иловых картах осадка, образующегося при очистке стоков, выполнен проектным управлением.

Отчет по объему осадкообразования за 2005 год, представленный заводоми, вызвал сомнение и потребовал вмешательства инспекционной службы отдела контроля за состоянием поверхностных и подземных вод Вологдагоркомприроды. В результате выявлены как эксплуатационные нарушения в части механической очистки стоков, заключающиеся в отсутствии сбора нефтепродуктов и размывании образующегося осадка, так и неправильно принятые решения при проектировании иловых карт. Вследствие чего уловленные при очистке стоков загрязнения, в конечном счете, поступают с переполненной иловой карты в канализационные сети. При этом теряется изначальное предназначение механической очистки и образуется свыше 40 млн. м3/год загрязненных стоков. Комитет вынужден в 2006 г. принять кардинальные меры по устранению фактов нарушения и пересмотру условий природопользования завода.

Транспорт продолжает оставаться одним из основных источников загрязнения атмосферного воздуха и вредных физических воздействий на окружающую природную среду города.

На 01.01.06 г. общее количество транспортных средств(ТС), стоящих на учете в г. Вологда, составило 35734 единицы.

В 2005 г., как и в предыдущие три года, сохранилась тенденция роста общего парка автомобилей, стоящих на учете в Вологде, хотя темпы роста по сравнению с прошлым годом несколько замедлились.

Количество автомобилей, "прописанных" в Вологде, увеличилось по сравнению с 2004 г. на 5676 единиц или на 3,7%. Основной рост автопарка происходит за счет индивидуального транспорта: его количество увеличилось на 17,9 тысяч единиц. Доля государственного транспорта неуклонно снижается (14,5% - в 2005 г. против 17% - в 2004 г.), снизилось на 9 тыс. единиц и количество автотранспорта, принадлежащего предприятиям иных форм собственности (малым, частным, кооперативам и т.д.). Это объясняется отсутствием объемов перевозок в государственном секторе и большинстве малых предприятий и стремлением предприятий избавиться от ставших ненужными основных средств, т.к. за не работающий, но стоящий на балансе транспорт приходится платить различные налоги. Себестоимость перевозок индивидуальным транспортом значительно дешевле, т.к. в нее не закладывается содержание основных фондов автобаз, расходов на энергоносители, содержание управленческого аппарата и т.д.

Приведенное выше перераспределение автотранспорта усложняет работу по взиманию платы за загрязнение окружающей среды, т.к. взаимоотношения с владельцами индивидуального транспорта по возмещению наносимого им природной среде вреда до сих пор в полном объеме не определены.

К сожалению, Управление ГАИ с 2005 г. перестало вести учет автомобилей с пониженной токсичностью, работающих на газомоторном топливе, хотя имеется Постановление Правительства РФ о неотложных мерах по развитию такого транспорта, и информация о наличии и использовании газобаллонных автомобилей сейчас особенно важна.

Как показывает практика, следствием разгосударствления и приватизации транспорта является ухудшение качества обслуживания автомобилей: не соблюдается периодичность и порядок техобслуживания, не проводится инструментальный контроль уровня токсичности и дымности отработавших газов. В результате не снижается количество транспортных средств, эксплуатирующихся с нарушением основных положений ПДД РФ по допуску транспортных средств к эксплуатации, с превышением норм токсичности и дымности, оказывающих повышенное шумовое воздействие на окружающую природную среду и т.д. По результатам инструментального обследования автопредприятий и транспортных цехов промпредпрятий инспекторским составом городского комитета выявлено и снято с эксплуатации свыше 1500 единиц экологически "грязного" транспорта. К этому числу надо добавить автотранспорт, проверенный в Нижнем Новгороде Нижегородоблкомприродой, Российской транспортной инспекцией, Госстандартом, ГАИ. Но окончательно побороть это зло пока не удается, ведь инспекционной проверке подвергается лишь десятая часть стоящего на учете в городе транспорта. А есть еще и иногородний, транзитный транспорт...

Промышленные предприятия и автомобили служат причиной поступления в атмосферу многих ядовитых соединений – оксид азота, оксида углерода, соединений свинца (каждый автомобиль выделяет за год 1 кг свинца), различных углеводородов – ацетилена, этилена, метана, пропана, и др. Вместе с капельками воды они образуют ядовитый туман – смог, вредно действующий на организм человека, на растительность городов. Жидкие и твердые частицы (пыль), взвешенные в воздухе, уменьшают количество солнечной радиации, достигающей поверхности Земли. Так, в больших городах солнечная радиация уменьшается на 15 %, ультрафиолетовое излучение – на 30 % (а в зимние месяцы оно может совсем исчезнуть).

В последние годы становятся обыденными факты хранения, мойки, ремонта автомобилей в не отведенных для этого местах (рядом с жилыми домам, на газонах, у водоразборных колонок, в зонах отдыха), что подтверждается многочисленными жалобами и обращениями граждан. Все это также обостряет экологическую и санитарную обстановку. По-прежнему значительный вклад в загрязнение окружающей среды города вносит грузовой транспорт, в том числе иногородний и транзитный, движущийся по основным магистралям из-за отсутствия дорог-дублеров, неразвитости объездных дорог вне города. Вследствие недостаточности средств в городском бюджете сеть автодорог в городе практически не развивается.

В последние годы администрация города проводит значительные работы по реконструкции и ремонту дорожного полотна. Это ведет к снижению загрязнения и к экономии ресурсов. Однако в весенний период происходит частичное разрушение проезжей части дорог, в результате чего водители вынуждены снижать скорость, переходить на низшие передачи, а это приводит к усиленному износу транспортных средств и повышенному загрязнению атмосферного воздуха отработавшими газами.

Таким образом, существует очень много нерешённых проблем для оздоровления экологической ситуации города, но стоит отметить, что «лёд тронулся». Действует спецвзвод при УГАИ УВД по борьбе с правонарушениями в области экологии, проводятся операции «Чистый воздух», «Чистая вода», «Автостоянка» (состояние территории, сбор отработанных нефтепродуктов) и др. Хочется надеяться, что всё это приведёт к оздоровлению экологической обстановки как в самом г. Вологда так и в области.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.