Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава 1. Общая характеристика транспорта. Основные формы взаимодействия различных видов транспорта



Во все времена и у всех народов транспорт играл важную роль и в настоящее время значение и роль транспорта в экономической жизни государства продолжает возрастать. Развитие транспорта способствует освоению природных богатств, развитию общественного разделения труда, повышению доступности промышленной и сельскохозяйственной продукции. При этом происходящие процессы глобализации усиливают роль транспорта в экономических связях стран и континентов и заставляют по- новому оценивать работу транспорта, ставить новые задачи на долгосрочную перспективу развития отрасли.

В Российской Федерации, как и в других развитых странах, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной инфраструктуры. Обслуживая все отрасли экономики, социальную сферу и население, выполняя перевозки к местам потребления практически всей производимой в стране и закупаемой за рубежом продукции, а также поездки населения с трудовыми, культурно-бытовыми и другими целями, транспорт обеспечивает всю жизнедеятельность страны. Транспортные коммуникации объединяют все районы страны, что является необходимым условием ее территориальной целостности, единства ее экономического пространства. Они связывают страну с мировым сообществом, являясь материальной основой обеспечения внешнеэкономических связей России и ее интеграции глобальную экономическую систему.

Выгодное географическое положение страны позволяет России получать значительные доходы от экспорта транспортных услуг, в т.ч. от осуществления транзитных перевозок зарубежных стран по своим коммуникациям. Велика роль транспорта и в обеспечении обороноспособности и национальной безопасности страны.

О месте и значении транспорта в отечественном народнохозяйственном комплексе свидетельствует также его значительный удельный вес в основных производственных фондах страны (в 2006 г. – 27,0%), существенная доля транспортных услуг в валовом внутреннем продукте (в 2007г. - 8%), в инвестициях на развитие отраслей хозяйства (в 2006г.- 10,4%) и в численности занятых на них работников (в 2007г. – 6,3%), а также в потреблении энергоресурсов, металла и в ряде других важных показателей, характеризующих экономику страны.

Объем удовлетворения спроса на перевозкисовременной транспортной системой определяется уровнем развития необходимой транспортной инфраструктуры, ее географической и технологической доступности, а также балансом стоимости, скорости, своевременности, ритмичности, безопасности и устойчивости перевозок.

Стоимостьперевозок любой продукции (транспортный тариф) отражается непосредственно на ее конечной цене в местах потребления и влияет на конкурентоспособность продукции и зону ее сбыта. Стоимость перевозок в пассажирском сообщении ограничивает возможности для поездок населения, а во многих случаях для части населения с невысокими доходами делает эти поездки недоступными.

Скорость транспортного сообщения накладывает ограничения на транспортно-экономические связи и подвижность населения. Рост скорости доставки грузов и пассажиров дает ощутимый экономический и социальный эффект. При перевозке грузов он выражается в высвобождении оборотных средств у предприятий, а при перевозке пассажиров – в высвобождении свободного времени людей, которое может быть использовано на другие цели. В целом удешевление и ускорение перевозок на магистральных видах транспорта позволит сблизить удаленные друг от друга регионы страны, повысить качество жизни населения и уровень деловой активности, укрепить территориальное единство страны и создать более благоприятные условия для реализации потенциальных экономических возможностей каждого российского региона.

Своевременность (регулярность, ритмичность)транспортного обслуживания в грузовом сообщении влияет на величину страховых запасов продукции на складах грузополучателей, необходимых для поддержания непрерывности производства или снабжения населения. При повышении регулярности и ритмичности перевозок величина этих запасов может быть сокращена, что, как и повышение скорости перевозок, приводит к высвобождению оборотных средств и, кроме того, уменьшает затраты на хранение грузов.

Транспорт является одной из крупнейших системообразующих базовых отраслей, имеющей тесные связи со всеми элементами экономики и социальной сферы. По мере дальнейшего развития страны, расширения ее внутренних и внешних транспортно-экономических связей, роста объемов производства и повышения уровня жизни населения значение транспорта и его роль как системообразующего фактора будут только возрастать.

Для Российской Федерации сложно переоценить значение транспортного комплекса. Площадь РФ составляет 17,08 млн. км2 с населением 142 млн. чел. Доля транспортных расходов в цене любой продукции составляет в среднем 20%.

Транспорт- непременный участник сферы обращения материальных ресурсов. Транспорт способствует переходу материальных ресурсов из сферы производства в сферу потребления.

Продукцией транспорта является законченная перевозка, то есть доставка грузов и пассажиров на определённое расстояние.

Продукция транспорта имеет специфические особенности, отличающие ее от продукции промышленных предприятий. К этим особенностям относят:

1. Продукция транспорта не осязаема. Это говорит о том, что продукция транспорта не содержит сырья, таким образом в себестоимости велики затраты на заработную плату, амортизацию, топливо и электроэнергию. Следовательно, важнейшей задачей для снижения себестоимости перевозок является увеличение производительности труда, улучшение использования транспортных средств, снижение расхода топлива и электроэнергии на единицу перевозочной работы.;

2. Продукция транспорта не сохраняема. Ее нельзя накопить, нельзя создать запасы транспортной продукции. Таким образом, для удовлетворения растущей потребности в перевозке транспорту необходимо иметь соответствующие резервы провозной и пропускной способностей, дополнительное количество вагонов и локомотивов.

3. Продукция транспорта не взаимозаменяема.

4. Продукция транспорта неотделима от источника. Процесс реализации и производства транспортной продукции полностью совпадают. То есть фактически предприятия транспорта реализуют не готовую продукцию, а производственный процесс, следовательно, требования к эффективности и качеству работы транспортной системы относятся не только к конечному результату транспортной деятельности, но и непосредственно к транспортному производственному процессу (увеличение скорости, бесперебойность, безопасность и т.д.).

5. Продукция транспорта не постоянна по качеству.

Транспорт как вид хозяйственной деятельности подразделяется на транспорт общего и необщего пользования.

Транспорт общего пользования -транспорт,удовлетворяющий потребности организаций всех видов деятельности и населения в перевозках грузов и пассажиров, перемещающий различные виды продукции между производителями и потребителями, осуществляющий общедоступное транспортное обслуживание населения. Обслуживает сферу обращения, обеспечивая связь между сферой производства и сферой потребления. К перевозкам транспортом общего пользования относятся перевозки на коммерческой основе (за плату) пассажиров или грузов.

Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором.

К транспорту общего пользования относятся все виды магистрального транспорта: железнодорожный, автомобильный, морской, речной (внутренний водный), трубопроводный, воздушный.

В зависимости от целей экономического анализа транспорт общего пользования группируется следующим образом:

1) круглогодичный и сезонный. Круглогодичный транспорт осуществляет перевозки круглый год, сезонный- только в определенное время года. К сезонному транспорту относят внутренний водный (речной) транспорт;

2) универсальный и специальный. Универсальным называется транспорт, который приспособлен для перевозки как различных родов грузов, так и осуществляющий пассажирские перевозки. К универсальным видам транспорта относят железнодорожный, морской , речной, воздушный, автомобильный. Специальный вида транспорта может осуществлять только один вид перевозок (пассажирские или грузовые), либо перевозить только один род груза. К специальному транспорту относят трубопроводный транспорт;

3) внутренний и внешний (обычно морской). Внутренний транспорт осуществляет перевозки внутри страны, внешний- за пределами страны. В основном к внешнему транспорту относят морской транспорт.

Транспорт необщего пользования (ведомственный), как правило, перевозит грузы и пассажиров своей организации. Осуществляет перевозку продукции внутри сферы производства.

По всем видам транспорта общего пользования, кроме автомобильного, объем перевезенных грузов рассчитывается по моменту отправления. На автомобильном транспорте учет перевезенных грузов осуществляется по моменту прибытия.

Следует различать понятия «транспортная система» и «транспортная сеть».

Транспортная сеть- совокупность наземных путей сообщения, связывающих населённые пункты и промышленные центры, включая железные и автодороги, судоходные реки, каналы, трубопроводы и т.д.

Российская Федерация обладает всеми видами транспорта и достаточной развитой транспортной сетью (таблица 1).

Транспортная система (ТС)- совокупность взаимодействующих и конкурирующих между собой видов транспорта, включающая все технические средства, технологии и трудовые ресурсы, обеспечивающие обслуживание сферы обращения товаров и пассажирские перевозки.

Единая транспортная система (ЕТС)- совокупность взаимодействующих различных видов транспорта независимо от форм собственности в целях обеспечения спроса населения и грузовладельцев на транспортные услуги по системе «от двери до двери».

Важнейшими задачами транспортной системы России являются:

• максимальное удовлетворение потребностей экономики и населения в безопасных качественных транспортных услугах

• обеспечение высокого уровня конкурентоспособности транспортной системы России

Достижение высокого уровня конкурентоспособности транспортной системы предполагает:

ü Развитие высокопроизводительной транспортно-логистической инфраструктуры, обеспечивающей коммерческую скорость и надежность транспортных услуг, в том числе благодаря широкому внедрению интеллектуальных транспортных систем;

ü Достижение передового уровня техники и технологий, обеспечивающих стандарты безопасности, экологичности, экономичности и качества транспортных услуг;

ü Развитие нормативно-правовой базы транспортных услуг;

ü Развитие методов государственного регулирования рынка и контроля соответствия услуг требованиям доступности, качества, безопасности и экологичности.

Параллельно с необходимостью укрепления и развития взаимодействия различных видов транспорта, входящих в транспортную систему, в настоящее время происходит и усиление конкуренции как между видами транспорта, так и между предприятиями, осуществляющими перевозки одним видом транспорта.

 

Конкуренция на транспорте- это соперничество транспортных предприятий за лучшие методы хозяйствования, то есть за наиболее выгодные условия осуществления перевозок и получения максимальной выгоды. Кроме того, конкуренция на транспорте- это борьба за грузовладельцев и пассажиров, за получение максимально полезного эффекта на основе применения современных, более эффективных технологий, повышения качества перевозок, их надёжности и скорости перемещения грузов и пассажиров.

Конкурентная борьба на рынке транспортных услуг может происходить по следующим направлениям:

1) между различными видами транспорта (межотраслевая);

2) между компаниями, занимающимися перевозками одним видом транспорта (внутриотраслевая);

3) конкуренция на международном рынке транспортных услуг (международная).

Железнодорожный транспорт конкурирует с другими видами транспорта в основном по следующим направлениям- это пассажирские и грузовые перевозки, а также инфраструктура (трубопроводный транспорт).

По данным на 2003г. (журнал Эксперт), доля суммарного объема реализации ОАО "РЖД" среди крупнейших транспортных компаний РФ составляет 69%. Более подробные данные представлены на рис. 1.

Рис. 1. Структура объемов реализации услуг крупнейших транспортных компаний РФ

 

Конкуренция в сфере пассажирских перевозок происходит в международном, междугородном и пригородном сообщениях.

Особое внимание следует уделить рынку грузовых перевозок как наиболее прибыльному сегменту рынка транспортных услуг. Сегмент грузовых перевозок целесообразно разделить по географическому признаку. Это разделение обусловлено тем, что по уровню транспортной обеспеченности территорию России можно разбить на две части: европейскую и азиатскую. На европейскую часть приходится около 87% длины железнодорожной сети, около 90% автомобильных дорог и свыше 30% речных путей сообщения. Такая концентрация путей сообщения характеризуется разветвлённостью и частым дублированием. То есть конкуренция развивается на конкретных направлениях грузопотоков с конкретным (в основном автомобильным) видом транспорта.

Внутриотраслевая конкуренция получила своё развитие с момента образования частных компаний, занимающихся перевозками. Выход на рынок частных компаний на железнодорожном транспорте, а, следовательно, развитие конкуренции на рынке железнодорожных перевозок стало возможным благодаря реформированию железнодорожной отрасли.

В 2001 году частный парк российских операторов перевёз 9% грузов железных дорог, в 2002 году- 16,5%, в 2003 году- 21,2%, в 2004 году- уже 30,6%, а доля во взимаемой провозной плате составила 32%. Увеличение доли частных операторов привело к снижению доходной базы компании и, соответственно к снижению эффективности деятельности.

Конкуренция развивается, прежде всего, в высокодоходных сегментах грузовых перевозок. Так, доля компании ОАО «РЖД» в перевозках нефти снизилась с 30,7% в 2003 году до 17,3% в 2005-м, в перевозках руды и угля - с 72,2% до 48,1%, стальных заготовок - с 83,3% до 45,0%.

Парк вагонов собственников растёт. Удельный вес приватных вагонов в парке в 2004 г. возрос с 26,4 до 27,9%. При этом операторы в основном ориентированы на перевозки в специализированном подвижном составе, что негативно сказывается на структуре парка ОАО «РЖД». Так, доля собственных вагонов в парке цистерн составляет 55,6%, прочих спецвагонов (рефрижераторы, окатышевозы)- 31,8%, в то время как частных платформ- 11%, крытых вагонов- 8,1%. В значительной степени увеличился удельный вес приватного парка в сегменте высокодоходных перевозок (с 40,3% в 2003г. до 43,2% в 2004 г.).

В международном сегменте развитие конкуренции происходит по двум направлениям- это международные транзитные перевозки и конкуренция с иностранными транспортными компаниями. Министр транспорта И. Левитин отмечает, что экспорт транспортных услуг становится такой же важной составляющей валового внутреннего продукта, как и экспорт ресурсов.

Российская Федерация занимает выгодное географическое положение между двумя динамично развивающимися регионами мира - Европой и Восточной Азией. Однако в настоящее время транзитный потенциал российской транспортной системы используется в очень малой степени. Торговый оборот между Европой и Азией составляет около 600 млрд. долларов в год, из которого лишь 1% обеспечивается транспортной инфраструктурой России.

Конкуренция за транзитные грузы, следующие между Азией и Европой очень высока. Большую роль играет развитие транспортной инфраструктуры. Также развитие инфраструктуры способствует глубокой интеграции в Евроазиатскую транспортную систему, что является одной из целей ОАО «РЖД». Согласно Европейскому соглашению о важнейших линиях международных комбинированных перевозок и соответствующих объектах (СЛКП), участником которого с 1994 года является Россия, Российские железные дороги проводят мероприятия по приведению железнодорожных линий, терминалов, пограничных пунктов к установленным в соглашении техническим параметрам и эксплуатационным показателям.

В развитие стратегических транспортных коридоров в Южном, Северо-Западном и Восточном направлениях планирует вложить более 118 млрд. руб. за три года. Для сравнения Китай до 2010 года вложит в развитие железных дорог 200 млрд. долларов, Казахстан строит соединительные железнодорожные линии единой колеи с Китаем и Европейскими странами. Развитие инфраструктуры соседними государствами непосредственно отражается на обострении конкуренции в сфере транзитных перевозок. В этих условиях перед ОАО «РЖД» стоит задача модернизации Транссиба, чтобы не только сохранить, но и кардинально повысить его роль в глобальной системе товародвижения. Решение этой задачи будет способствовать и вовлечению в экономический потенциал России новых источников природных ресурсов в Сибири, на Дальнем Востоке и в Северной России за счёт строительства подъездных путей и соединительных линий к действующей сети железных дорог.

 

 

Тесты

1. Выберите верное утверждение:

а) Транспортная сеть- совокупность наземных путей сообщения, связывающих населенные пункты и промышленные центры, включая железные и автодороги, судоходные реки, каналы, трубопроводы и т.д.

б) Транспортная сеть- совокупность наземных путей сообщения, включая железные дороги, автодороги и судоходные реки.

в) Транспортная сеть- совокупность видов транспорта.

г) нет правильного ответа.

2. Укажите особенности продукции транспорта:

а) не имеет вещественной формы, не сохраняема, не отделима от источника, постоянна по качеству;

б) не сохраняема, не постоянна по качеству;

в) не постоянна по качеству, не осязаема, отделима от источника, не взаимозаменяема;

г) не осязаема, не взаимозаменяема, не сохраняема, не отделима от источника, не постоянна по качеству.

 

3. Обеспечение связи между сферой производства и сферой потребления осуществляет:

а) транспорт необщего пользования;

б) транспорт общего пользования;

в) универсальный транспорт;

г) специализированный транспорт, находящийся в собственности промышленных предприятий.

 

4. К принципам управления транспортной системой относятся:

а) обеспечение эффективности управления взаимосвязанных звеньев транспортного конвейера; комплексный подход к управлению; диспетчеризация и дисциплинированность в управлении перевозочным процессом;

б) обеспечение мотивации труда и поддержка инициативы снизу; единоначалие в технологии управления и коллегиальность принятия общих управленческих решений;

в) правильные ответы а) и б);

г) правильных ответов нет.

 

5. К количественным показателям, общим для всех видов транспорта, относятся:

а) объем перевозки грузов и пассажиров; транспортная работа; приведенная работа;

б) объем перевозки грузов и пассажиров; транспортная работа; скорость доставки грузов и пассажиров;

в) экономическая дальность перевозок; густота или грузонапряженность; средняя дальность;

г) правильные ответы а) и в).

6. К качественным общим показателям работы всех видов транспорта относятся:

а) экономическая дальность перевозок, себестоимость перевозок, производительность труда;

б) себестоимость перевозок, производительность труда, средняя скорость доставки грузов и пассажиров;

в) только производительность труда;

г) нет правильных ответов.

 

7. Укажите формулу, которая не является показателем транспортной обеспеченности территории:

а)

б)

в)

г)

 

8. Государственное управление транспортной системой осуществляет:

а) Министерство транспорта;

б) Министерство транспорта совместно с министерством путей сообщения;

в) РОСМОРФЛОТ; ФАС России; ФАДС России;

г) Министерство финансов.

9. Взаимодействие видов транспорта осуществляется в следующих областях:

а) экономической, технологической, правовой, организационной;

б) экономической, организационной, правовой;

в) только в экономической;

г) только в технологической.

 

10. По назначению грузопотоки делятся на:

а) международные;

б) местные;

в) городские;

г) внутрипроизводственные;

д) межрайонные;

е) все верны, кроме в);

ж) все верны;

з) все верны, кроме г).

 

11. Основные преимущества железнодорожного транспорта:

а) высокая экологичность;

б) большой удельный вес условно-постоянных расходов;

в) регулярность;

г) верны а) и в);

д) все верны.

 

12. Основные преимущества автотранспорта:

а) высокая скорость доставки;

б) большая трудоемкость;

в) высокая себестоимость;

г) нет правильных ответов.

 

13. Основные недостатки речного транспорта:

а) большая провозная способность;

б) замкнутость речных бассейнов;

в) сезонность работы;

г) небольшие капитальные вложения;

д) все верны, кроме а) и г);

е) все верны, кроме в) и г).

 

14. Основные недостатки морского транспорта:

а) эффективность перевозок только на дальние расстояния;

б) низкая себестоимость грузовых перевозок;

в) возможность массовых межконтинентальных перевозок;

г) нет правильных ответов.

 

15. Выберите верное утверждение:

а) промышленный транспорт является транспортом общего пользования, и его транспортные средства являются собственностью частных лиц, предприятий и т.д.;

б) промышленный транспорт включает, в основном, железнодорожные подъездные пути к промышленным предприятиям, а также другие транспортные средства, участвующие непосредственно в производственном процессе;

в) промышленный транспорт не является транспортом общего пользования, включает транспортные средства, непосредственно участвующие в производственном процессе, которые являются собственностью государства;

г) нет правильных ответов.

 

 

16. Городской транспорт включает в себя:

а) только метрополитен, трамвайные и троллейбусные линии, автобусный транспорт, легковые автомобили, осуществляющие только пассажирские перевозки в городах и пригородных зонах;

б) все виды магистрального транспорта, а также метрополитен, трамвайные и троллейбусные линии, автобусный транспорт, легковые автомобили;

в) все виды магистрального транспорта, а также метрополитен, трамвайные и троллейбусные линии, автобусный транспорт, грузовые и легковые автомобили, осуществляющие как пассажирские, так и грузовые перевозки в городах и пригородных зонах;

г) нет правильного ответа.

 

17. Технико-экономические показатели работы транспорта делятся на:

а) технические, натуральные, стоимостные;

б) технические показатели, себестоимость и объем перевозок;

в) скорость, себестоимость, безопасность, объем перевозок;

г) правильный ответ а) и в).

 

18. Продолжите фразу: «При выборе вида транспорта грузоотправителем…

а) решающим показателем является дальность перевозок и использование грузоподъемности транспортного средства»;

б) сначала определяются и сравниваются стоимостные показатели»;

в) сначала выбираются тип и грузоподъемность транспортного средства»;

 

19. Выберите неверное утверждение:

а) осуществление выбора вида транспорта - приоритет транспортных компаний;

б) основной стоимостной критерий - затраты пользователей на транспортные услуги (тарифы);

в) при сравнении видов транспорта нет необходимости обеспечения сопоставимости показателей сравниваемых вариантов перевозок;

г) правильные ответы а) и в);

д) нет правильных ответов

 

20. К эксплуатационным (текущим) расходам i-ого вида транспорта не относятся:

а) подготовка груза к перевозке;

б) стоимость погрузочно-разгрузочной операции;

в) дополнительные расходы на потери;

г) нет правильного ответа.

 

21. К факторам, не влияющим на выбор вида транспорта пассажирами, относятся:

а) стоимость поездки;

б) цель поездки;

в) комфортность;

г) дальность поездки.

 

22. Продолжите фразу: «Себестоимость перевозок по видам транспорта:

а) является несопоставимой, так как на разных видах транспорта одни и те же затраты учитываются по-разному в себестоимости»;

б) является сопоставимой»;

в) сопоставимость себестоимости на различных видах транспорта зависит от схемы транспортировки грузов».

 

23. Транспортные затраты:

а) это расходы транспорта;

б) это доходы транспорта;

в) это время, за которое осуществляется перевозка.

 

24. Затраты транспорта:

а) это время оформления договора на перевозку;

б) это эксплуатационные расходы;

в) это провозные платы за перевозку.

 

25. Укажите верное утверждение:

а) тариф- это прибыль транспортного предприятия;

б) тариф- это доходы транспортного предприятия;

в) тариф- это затраты транспорта.

 

26. Найдите верное утверждение:

а) на железнодорожном транспорте все тарифы регулируются федеральными органами;

б) на железнодорожном транспорте все тарифы являются договорными;

в) размер тарифа зависит от вида перевозок.

 

27. К основным недостаткам действующих тарифов на железнодорожном транспорте относятся:

а) применение безналичной системы расчета за перевозку;

б) величина тарифа не соответствует платежеспособному спросу;

в) применение в качестве тарифной базы среднесетевой себестоимости;

г) размер тарифа влияет на инфляцию.

 

28. Тарифная плата за грузовые перевозки зависит от:

а) объема перевозимого груза;

б) от тарифной ставки за начально-конечные операции и за движенческие операции;

в) от расстояния перевозки;

г) все ответы верны.

 

29. Железнодорожный тариф за грузовые перевозки не зависит от:

а) фактически пройденного грузом расстояния;

б) вида сообщения;

в) от рода груза;

г) от вида отправки.

 

30. Грузовые тарифы на воздушном транспорте зависят от:

а) типа самолета;

б) рода груза;

в) наличия альтернативных видов транспорта;

г) все ответы верны.

 

31. Тарифы на трубопроводном транспорте:

а) едины;

б) не учитывают себестоимость перекачки;

в) устанавливаются отдельно по каждому трубопроводу;

г) нет правильного ответа.

 

32. Железнодорожные пассажирские тарифы:

а) делятся на тарифы в дальнем и пригородном сообщении;

б) подразделяются в зависимости от типа тяги;

в) едины;

г) все ответы верны.

 

33. Пассажирские тарифы в дальнем сообщении на железнодорожном транспорте:

а) являются свободными;

б) регулируются государством;

в) устанавливаются пассажирами;

г) в основном регулируются государством, а в CВ являются свободными.

 

34. Железнодорожные тарифы в пригородном сообщении:

а) являются свободными;

б) зависят от времени отправления;

в) устанавливаются железной дорогой по согласованию с местными администрациями;

г) зависят от направления следования.

 

35. На речном транспорте пассажирские тарифы не зависят:

а) от типа судна;

б) от класса кают;

в) от времени года;

г) от пароходства.

 

36. Укажите неверное утверждение. «На автомобильном транспорте…

а) применяются повременные тарифы»;

б) применяются сдельные тарифы»;

в) стоимость билета не включает страховой сбор»;

г) пассажирские тарифы дифференцируются по субъектам федерации».

 

37. Капитальные вложения:

а) на различных видах транспорта рассчитывают как в подвижной состав, так и в постоянные устройства;

б) на различных видах транспорта рассчитывают только в подвижной состав;

в) являются одинаковыми для железнодорожного и автомобильного транспорта;

г) на различных видах транспорта являются постоянными.

 

38. Количество пассажиров, следующих на транспорте в определенном направлении, называют:

а) туристами;

б) пассажиропотоком;

в) населенностью направления;

г) объемом перевозок.

 

39. Укажите ширину колеи современных железных дорог России:

а) 2000 мм;

б) 1435 мм;

в) 1520 мм;

г) 1500 мм.

 

40. В структуре затрат транспорта преобладают:

а) фонд оплаты труда и амортизационные отчисления;

б)электроэнергия и материалы;

в) затраты на ремонт транспортных средств;

г) полуфабрикаты и сырье.

 

41. Какие факторы оказывают влияние на себестоимость перевозок на различных видах транспорта:

а) объем и дальность перевозок;

б) вид тяги;

в) рельеф местности;

г) правильные ответы а) и б).

 

42. Укажите вид транспорта, который не занимается массовыми грузовыми перевозками:

а) железнодорожный;

б) автомобильный;

в) морской;

г) трубопроводный;

д) нет правильного ответа.

 

43. Укажите специфические количественные показатели, характерные для железнодорожного транспорта:

а) ввоз;

б) транзит;

в) местное сообщение;

г) сдача груза;

д) объем перевозок;

е) все, кроме д).

 

44. Укажите показатели, не относящиеся к основным показателям работы автотранспорта:

а) техническая скорость;

б) коэффициент использования грузоподъемности;

в) производительность автомобиля;

г) нет правильного ответа.

 

45. Транспортная система включает в себя следующие виды транспорта:

а) железнодорожный, автомобильный;

б) речной, морской, воздушный;

в) железнодорожный, автомобильный, космический;

г) ответы а) и б);

д) нет правильного ответа


 

 


 



 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.