Здавалка
Главная | Обратная связь

Несистематические вариации



Дайте любой группе людей какой-нибудь тест — и вы получите определенное распределение ответов. Чаше всего оно будет иметь куполообразную форму. Так распределились оценки студентов, прошедших предварительную проверку на знание слов испанского языка. То же было справедливо и для покупателей, пользовавшихся вычислительным устройством. Такую же форму имело распределение времени научения, необходимого для правильного выполнения задач на различение в опытах с крысами. В большинстве случаев нельзя заранее выделить те индивидуальные различия, которые объясняли бы подобный разброс. Эти различия непостоянны и изменчивы.

Какую-то часть несистематических вариаций можно отнести за счет изменчивости поведения каждого испытуемого во времени или нестабильности в оценке этого поведения, о чем мы говорили в главе 2. Во-первых, в любой конкретной пробе одни испытуемые будут более работоспособны, другие—менее и т. д. Во-вторых, в каждый конкретный замер обычно попадает лишь какая-то часть изучаемого поведения, и поэтому данная оценка работы одних испытуемых может оказаться удачной, а других—неудачной. В отличие от индивидуальных экспериментов, в экспериментах с межгрупповым сравнением подобная изменчивость сглаживается за счет увеличения количества отдельных действий, оцениваемых в одном замере. В эксперименте с испанским это достигалось двумя путями. Во-первых, каждый студент участвовал в опытах на протяжении двух лет (при одном из условий независимой переменной). Таким образом, обучение происходило как в благоприятные, так и в неблагоприятные периоды. Во-вторых, они проводились через длительный тест. Возможно, что для еще большей минимизации факторов во времени было бы лучше повторно проводить тесты по 2—3 в месяц.

Но независимо от того, насколько удастся сократить изменчивость результатов у каждого отдельного испытуемого, все же сохранятся вариации между испытуемыми, причем те, которые мы не сможем объяснить установленными индивидуальными различиями. Причины этих вариаций могут быть разными. Все еще обсуждается извечный вопрос о соотношении врожденных и приобретенных различий. Правда, экспериментатора больше интересуют сами вариации, чем их теоретическое объяснение. Далее, такие вариации могут оказаться связаны с самим экспериментом. Может случиться так, что для большинства испытуемых более эффективным окажется разговорный метод обучения испанскому языку, а кому-то больше поможет письменный. И наконец, есть вариации, возникающие в самом ходе эксперимента. Так, могут меняться личные отношения между студентом и преподавателем, испытуемым и экспериментатором.

Таким образом, разброс данных по группе испытуемых может быть обусловлен как изменчивостью поведения каждого испытуемого, так и различиями между испытуемыми по их “среднему” уровню. Чтобы представить общую картину несистематических вариации, нужно иметь в виду оба их источника. Если в каждом из экспериментальных условий работает отдельная группа испытуемых, то всегда есть опасность, что полученные различия в результатах объясняются не условиями, а индивидуальными особенностями испытуемых, случайно попавших в каждую из групп







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.