Здавалка
Главная | Обратная связь

Стратегия случайного распределения слоев



Эту стратегию можно назвать смешанной, поскольку в ней объединяются принципы подбора пар и случайного выбора. В эксперименте с испанским для выделения двух “слоев” можно было использовать очевидную индивидуальную характеристику — пол испытуемых, юноши и девушки. Существуют данные о том, что девушки в среднем более успевают в обучении языкам, чем юноши, поэтому желательно иметь равное число юношей и девушек в каждой из экспериментальных групп. Если из 100 студентов 56—девушки, то 28 из них обучались бы по разговорному методу, а другие 28— по письменному. Подобным образом были бы разделены на две равные группы и 44 юноши.

Для распределения испытуемых внутри каждого слоя (здесь — юношей и девушек) используется случайная стратегия. Метод случайного распределения, описанный на примере эксперимента с ценами, применяется к 56 девушкам и 44 юношам. Третья схема эксперимента с межгрупповым сравнением называется случайным распределением групп с выделением слоев.

Если различие между слоями связано с изучаемым видом деятельности, то данная стратегия будет иметь преимущество по сравнению с простым случайным распределением. Для достижения столь же высокой надежности эксперимента потребуется меньшее количество испытуемых. Если же такая связь отсутствует, то случайное распределение слоев даст те же результаты, что и обычная случайная стратегия. Поскольку выделение слоев—это один из вариантов подбора пар, мы надеемся, что остальные его особенности уже известны вам по предыдущему разделу.

ВНЕШНЯЯ ВАЛИДНОСТЬ:
ПРЕДСТАВЛЕННОСТЬ ИЗУЧАЕМОЙ ПОПУЛЯЦИИ

Эффективность любого из описанных нами экспериментов определяется тем, в какой мере его результаты можно распространить на интересующую исследователя популяцию: покупателей универсамов, курсантов, которые будут учиться сажать самолет Т-37, студентов, которым предстоит изучать испанский язык в высшей школе Постгейта. Нам понятно, что выборка испытуемых из популяции не может представлять последнюю безупречно. Такой она могла бы стать лишь в безупречном эксперименте, а он, как мы знаем, неосуществим. В эксперименте полного соответствия испытуемые фактически и были бы той популяцией, к которой затем будут применяться полученные результаты. С этой точки зрения внешняя валидность реального эксперимента зависит от того, насколько мы приближаемся к столь недостижимой цели благодаря своим способам отбора испытуемых.

Данный аспект вопроса о внешней валидности можно было бы обсуждать на примере эксперимента с привлечением одной и той же группы испытуемых для разных условий (когда оба условия предъявляются каждому испытуемому в последовательности АББА). Но мы продолжим анализ схем экспериментов с межгрупповым сравнением, это позволит нам лучше соотнести вопросы внешней и внутренней валидности.

Отбор из популяции

Популяций существует очень много. Многие будущие покупатели, летчики и студенты, которые будут изучать испанский, пока еще дети или даже не родились. С другой стороны, более и менее обширные популяции, из которых можно выбирать испытуемых, уже существуют, например все студенты Соединенных Штатов, начавшие изучать курс испанского языка. В одном из трех исследований этой главы — в эксперименте с мысленной тренировкой — использовалась относительно небольшая популяция. Но, конечно, курсантов на воздушной базе в Уильямсе гораздо больше, чем можно было привлечь в качестве испытуемых для эксперимента. Поэтому случайная стратегия применялась в этом случае не для распределения всех имеющихся в распоряжении курсантов, а для отбора экспериментальных групп из данной популяции.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.