Острие проблемной ситуации
Схема формирования совокупности проблем (проблемного поля) приведена на рисунке 2.15, которая демонстрирует, как, по мере роста количества и качества информации о проблемной ситуации в организации, система из простого множества проблем (первичного каталога) трансформируется в структурированную проблемную область. Структуризация проблемного поля позволяет выделить среди всего перечня проблем проблемы значимые (корневые и узловые, которые являются причиной возникновения других проблем) и проблемы, которые решаются автоматически при решении других проблем каталога (результирующие проблемы). Типология отражает следующие особенности проблем: - корневые - вызывающие или обостряющие другие проблемы; - узловые - зависящие от некоторых проблем, но одновременно вызывающие или обостряющие другие проблемы; - результирующие - являющиеся следствием других проблем; - автономные - проблемы достаточно значимые, но никак не связанные с другими проблемами.
Модель состава
Модель структуры
Рис. 2.15. Схема формирования проблемного поля
Специалисты в области исследования систем управления рассматривают этапы постановки проблем в виде схемы, представленной на рисунке 2.16, из которого следует, что многошаговая процедура состоит из пяти повторяющихся этапов. Первый этап диагностики — общее знакомство с проблемой; составление плана работы, с указанием срока выполнения, исполнителей и основных источников, которые могут быть использованы. Например, общий спад производственно-хозяйствен-ной деятельности организации воспринимается как проблема.
Этап 2 — установление "симптомов" проблемы, под которыми понимается некоторые косвенные признаки или характеристики, указывающие на наличие проблемы. Например, не хватает финансовых ресурсов для пополнения оборотных средств. Этап 3 — сбор факторов, подтверждающих "симптомы" - выявление причин возникновения проблемы. Например, в отношении воровства сырья и полуфабрикатов, нерациональных запасов на складах, роста цен на материальные ресурсы, нерациональной деятельности отдела сбыта и т.п. Этап 4 — истолкование факторов (анализ всей релевантной[30] информации). Например, рост дебиторской задолженности обусловлен тем, что работники отдела сбыта пассивны во взаимодействии с организациями, осуществляющими оптовые закупки. Наличие обратных последовательных этапов работы позволяет направить процесс формулирования проблемы по правильному руслу и постоянно его улучшать по мере выявления и накопления факторов. При вскрытии существа проблемы большую помощь могут оказать следующие шаги: · собрать и проанализировать данные, которые представляют недостатки системы; · описать и проанализировать подсистему, которая прямо порождает данные проблемы, в частности, оценить вход на полноту, частоту, согласованность, надежность и точность; · найти обратную связь, которая дает возможность судить об отклонении, величине ошибки или недостатке системы; · постараться связать объекты и свойства подсистемы в соответствии с их очевидной, логической или причинной связью; · постараться представить полную систему, в которой данная проблема является только частью; · постараться связать между собой полную систему, относящиеся к делу подсистемы и проблему, как она определена. Выполнение этих шагов создает возможность для формулирования проблемы. Этап 5 (формулирование проблемы) включает: · составление исходной формулировки проблемы; · осмысление этой формулировки по отношению к различным частям проблемы; · осмысление факторов, которые касаются проблемы; · общее уточнение исходной формулировки проблемы. Например, отсутствие системы стимулирования снижения дебиторской задолженности приводит к нехватке оборотных средств. Формулирование проблемы называется исходной или предварительной постановкой потому, что в ходе анализа и на его основании многие исходные положения могут быть пересмотрены или уточнены. Перечень проблем, описывающих проблемную область, как правило, можно упорядочить методом парных сравнений, определяя наличие и направленность причинно-следственных связей между проблемами[31]. Пример построения графа проблем приведен на рисунке 2.17. В результате получаем граф проблем организации, из которого следует, чем заниматься организации в первую, вторую и третью очередь. Главная проблема организации требует стратегических решений, что предопределяет формулирование соответствующих целей.
18. Нет стратегии, обеспечивающей подготовку и повышение квалификации кадров 34. Низкая требовательность и ответственность руководителей снижает экономические результаты 36. Система оплаты труда не достаточно мотивирует работников 37. Отсутствие сопричастности к общему делу не формирует социокультурные ценности 38. Неравномерна загрузка ИТР, есть «случайные» люди 39. Отдел кадров не ведет базу данных «лучших» сезонных рабочих 46. Расположение ДРСУ в г. Владимире при подъеме экономики ведет к оттоку квалифицированных кадров Рис. 2.17. Выявление корневой проблемы предприятия
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|