Здавалка
Главная | Обратная связь

Острие проблемной ситуации



 

Схема формирования совокупности проблем (проблемного поля) приведена на рисунке 2.15, которая демонстрирует, как, по мере роста количества и качества информации о проблемной ситуации в организации, система из простого множества проблем (первичного каталога) трансформируется в структурированную проблемную область.

Структуризация проблемного поля позволяет выделить среди всего перечня проблем проблемы значимые (корневые и узловые, которые являются причиной возникновения других проблем) и проблемы, которые решаются автоматически при решении других проблем каталога (результирующие проблемы). Типология отражает следующие особенности проблем:

- корневые - вызывающие или обостряющие другие проблемы;

- узловые - зависящие от некоторых проблем, но одновременно вызывающие или обостряющие другие проблемы;

- результирующие - являющиеся следствием других проблем;

- автономные - проблемы достаточно значимые, но никак не связанные с другими проблемами.

 

       
 
Составление каталога проблем
   
 


Связи между проблемами
Агрегирование проблем
Выявление проблем

Формирование перечня

Модель состава

 
 
Уточнение каталога


Дополнение каталога
Сокращение каталога

 
 

 

 


Отношения причинности
Отношения предшествования

Модель

структуры

Общее и частное
Множество связанных между собой проблем

Граф проблем
       
   
 

 


Корневая проблема Модель
Узловые проблемы структурной
Результирующие проблемы схемы  

 

Рис. 2.15. Схема формирования проблемного поля

 

Специалисты в области исследования систем управления рассматривают этапы постановки проблем в виде схемы, представленной на рисунке 2.16, из которого следует, что многошаговая процедура состоит из пяти повторяющихся этапов.

Первый этап диагностики — общее знакомство с проблемой; составление плана работы, с указанием срока выполнения, исполнителей и основных источников, которые могут быть использованы. Например, общий спад производственно-хозяйствен-ной деятельности организации воспринимается как проблема.

Этап 2 — установление "симптомов" проблемы, под которыми понимается некоторые косвенные признаки или характеристики, указывающие на наличие проблемы. Например, не хватает финансовых ресурсов для пополнения оборотных средств.

Этап 3 — сбор факторов, подтверждающих "симптомы" - выявление причин возникновения проблемы. Например, в отношении воровства сырья и полуфабрикатов, нерациональных запасов на складах, роста цен на материальные ресурсы, нерациональной деятельности отдела сбыта и т.п.

Этап 4 — истолкование факторов (анализ всей релевантной[30] информации). Например, рост дебиторской задолженности обусловлен тем, что работники отдела сбыта пассивны во взаимодействии с организациями, осуществляющими оптовые закупки.

Наличие обратных последовательных этапов работы позволяет направить процесс формулирования проблемы по правильному руслу и постоянно его улучшать по мере выявления и накопления факторов.

При вскрытии существа проблемы большую помощь могут оказать следующие шаги:

· собрать и проанализировать данные, которые представляют недостатки системы;

· описать и проанализировать подсистему, которая прямо порождает данные проблемы, в частности, оценить вход на полноту, частоту, согласованность, надежность и точность;

· найти обратную связь, которая дает возможность судить об отклонении, величине ошибки или недостатке системы;

· постараться связать объекты и свойства подсистемы в соответствии с их очевидной, логической или причинной связью;

· постараться представить полную систему, в которой данная проблема является только частью;

· постараться связать между собой полную систему, относящиеся к делу подсистемы и проблему, как она определена.

Выполнение этих шагов создает возможность для формулирования проблемы.

Этап 5 (формулирование проблемы) включает:

· составление исходной формулировки проблемы;

· осмысление этой формулировки по отношению к различным частям проблемы;

· осмысление факторов, которые касаются проблемы;

· общее уточнение исходной формулировки проблемы. Например, отсутствие системы стимулирования снижения дебиторской задолженности приводит к нехватке оборотных средств.

Формулирование проблемы называется исходной или предварительной постановкой потому, что в ходе анализа и на его основании многие исходные положения могут быть пересмотрены или уточнены.

Перечень проблем, описывающих проблемную область, как правило, можно упорядочить методом парных сравнений, определяя наличие и направленность причинно-следственных связей между проблемами[31]. Пример построения графа проблем приведен на рисунке 2.17.

В результате получаем граф проблем организации, из которого следует, чем заниматься организации в первую, вторую и третью очередь. Главная проблема организации требует стратегических решений, что предопределяет формулирование соответствующих целей.

 
 

 

 


18. Нет стратегии, обеспечивающей подготовку и повышение квалификации кадров

34. Низкая требовательность и ответственность руководителей снижает экономические результаты

36. Система оплаты труда не достаточно мотивирует работников

37. Отсутствие сопричастности к общему делу не формирует социокультурные ценности

38. Неравномерна загрузка ИТР, есть «случайные» люди

39. Отдел кадров не ведет базу данных «лучших» сезонных рабочих

46. Расположение ДРСУ в г. Владимире при подъеме экономики ведет к оттоку квалифицированных кадров

Рис. 2.17. Выявление корневой проблемы предприятия

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.