Здавалка
Главная | Обратная связь

Методы исследования проблем: анализ решений, интервью и наблюдения



 

Анализируя ранее принятые решения исследуемой проблемы, диссертант фиксирует положения в той форме, в которой они приведены в литературных (письменных) и виртуальных источниках. С одной стороны такой подход необходим, чтобы не исказить высказывание авторов, а с другой – уточнение положений может быть осуществлено другими методами (например, методом интервью).

Анализ указанных положений позволяет получить перечень проблем, которые пыталась решать предшественники.

Однако нужно отдавать себе отчет в том, что формулировки большинства проблем, приводимые в обозначенных документах, не позволяют увидеть причину и следствие, да и само существо проблемы. Отчасти это неудовлетворительное состояние разрешается с помощью диагностического интервью.

 

Умения в части проведения диагностического интервью включают больше опыта, чем знаний об этом виде диагностики.

Различают осваивающее и развивающее диагностическое интервью. Осваивающее (ознакомительное) интервью заключается в получении исходной информации об объекте исследования. Развивающее интервью, структурная схема основных элементов которого приведена на рисунке 2.6, предусматривает развитие процесса получения информации от респондента, ориентируясь на его ответы, отталкиваясь от них.

 

 

       
   
*Знакомство *Вовлеченность *Доверительность
*Определение *Достижение *Изменение целей  
    *Личные *Структурного подразделения *Организации в целом
    *Неформальные лидеры *Специалисты своего дела *Центры конфликтов
  *Принадлежность к группе *Точки зрения *Причины разногласий

 

 

 

 


Рис. 2.6. Структурная схема элементов развивающего интервью

 

Метод интервью обладает определенными преимуществами:

· позволяет установить личный контакт с экспертами, что дает возможность договориться о продолжении встреч;

· развивающее интервью позволяет следить за ходом мыслей, расстановкой приоритетов и эмоциями экспертов, что обеспечивает возможность получение более достоверной первичной информации, необходимой для диагностики предмета исследования;

· позволяет видеть поведение экспертов и улавливать слабые сигналы, посылаемые ими;

· возможность задать вопросы, которые возникли в процессе диагностики методом анализа решений.

Среди недостатков необходимо отметить то, что проведение диагностического интервью отнимает много времени. Сложность заключается еще в том, что бывает трудно сделать выбор: с кем встречаться (проводить интервью), а с кем – нет. Кроме того, поскольку большая часть собранной информации неструктурированна, то это затрудняет последующий анализ содержания диагностических интервью.

Первые интервью, как правило, занимают много времени, но, по мере ознакомления с проблематикой, каждое последующее интервью становится все короче и короче.

 

Наблюдения можно представить сочетанием диагностического наблюдения, стороннего наблюдения и диагностики по слабым сигналам (см. рис. 2.7.).

 


►Включенное     ►За совещаниями   ►От клиента  
►Участвующее     ►За конкурентами   ►От организации  
►Проблематизирующее   ►За потребителями   ►Из внешней среды  

 

Рис. 2.7. Структурная схема видов наблюдений

 

Диагностическое наблюдение еще называют активным наблюдением потому, что наблюдатель сам включается в процессы жизнедеятельности социально-экономических систем и на собственном опыте выясняет причинно-следственные связи проблем, накапливающихся в них. При включенном наблюдении наблюдатель принимает на себя какую-либо роль, обусловленную организационным порядком. Например, роль координатора процесса подготовки совещания, посвященного началу работы над стратегией развития организации.

Участвующее наблюдение основано на том, что наблюдатель берется за выполнение какой-то работы в организации для того, чтобы самому лучше понять специфику функционирования организации или конкретного участка работы. Например, диссертант в течение месяца замещает отсутствующего работника по рекламе в отделе маркетинга для того, чтобы, наблюдая за работой в отделе, лучше понять существо проблем, сдерживающих формирование маркетинговой политики организации.

При проблематизирующем наблюдении диссертант намеренно создает трудности для кого-то из работников организации с тем, чтобы проследить за реакцией. При этом, по возможности, следует обеспечить проявление в этой реакции того организационного порядка (системы управления персоналом, политики качества и т.п.), который установлен в организации. Примером может служить распространение информации о, якобы, подготовленном проекте федерального закона, содержание которого непосредственно касается деятельности организации и несет в себе как открывающиеся новые возможности, так и угрозы деятельности организации. Наблюдения за реакцией на такую информацию позволяют лучше понять существо проблем.

Сторонние наблюдения за совещаниями направлены на анализ взаимодействия руководителей и подчиненных в их реальных условиях работы организации, а также на определение доминирующих стилей управления в организации, выявление неформальных лидеров и методов принятия решений. Сами наблюдатели в совещаниях не участвуют – только наблюдают за тем, что происходит на них.

Кроме того, идет поиск ответа на вопрос: есть ли в организации развитая управленческая команда соратников? Важно определить степень и характер участия подчиненных в принятии решений и проследить за содержанием самих решений. Позиционность и уровень конфликтности в организации также выявляется на подобных совещаниях.

Наблюдения за конкурентами и потребителями осуществляется путем прямого контакта диссертанта с указанными группами субъектов, если возможность позволяет это сделать (на выставках, ярмарках, презентациях, а также в период посещения офисов сбытовых подразделений конкурентов и наблюдения за поведением покупателей в сфере торговли).

Диагностика по слабым сигналам[27], основана на том положении, что лица, принимающие решения, занятые текущими и горящими делами, не улавливают часть информации, свидетельствующей о предстоящих возможных неприятностях. Да и сама поступающая к ним информация, как правило, не является полной и точной.

Наблюдатель частично может восполнить имеющуюся неинформированность или псевдоинформированность посредством собственных диагностических наблюдений и выявления слабых сигналов.

Для уяснения сути проблемы в поиске часто используются такие инструменты как выявление критической трудности, контрольный листок, диаграмма Парето.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.