Здавалка
Главная | Обратная связь

Приоритетные проблемы и диаграмма Парето



 

Математическая зависимость, которая легла в основу «принципа 80/20», была обнаружена в 1897 году итальянским математиком и экономистом Вильфредо Парето. Его открытие называли по-разному, в том числе Принципом Парето, Законом Парето, Правилом 80/20, Принципом наименьшего усилия, Принципом дисбаланса.

Парето исследовал распределение богатства и доходов в Англии XIX века и выяснил, что распределение богатства среди населения предсказуемо несбалансированно. Кроме того, схема такого дисбаланса оставалась неизменной для статистических данных, относящихся к различным периодам времени и различным странам.

Принцип 80/20 утверждает, что в любой статической совокупности некоторые факты обычно обладают гораздо более сильным влиянием, чем другие.

 

За рабочую гипотезу принимается положение, в соответствие с которым 80 % результатов представляют собой следствия 20 % причин.

 

Хотя иногда доля имеющих решающее значение сил может быть гораздо меньшей, чем та, что указана выше.

Однако формула 80/20 не точна и не универсальна. Иногда соотношение между результатами и вызвавшими их причинами может быть 70/30 или 60/40. Но чрезвычайно редко случается так, что 50 % причин ответственны за 50 % результатов.

Выходит, что на практике 4/5 приложенных вами усилий не имеют к получаемому результату почти никакого отношения.

Принцип 80/20 гласит, что небольшая доля причин отвечает за большую долю результатов. Например:

на получение 80 % результатов, достигаемых в работе, уходит 20 % всего затраченного времени;

80 % компьютерного времени тратится на обработку 20 % команд программы;

20% мужчин выпивают 80% всего производимого пива;

решение 20% проблем обеспечивает 80% всего ожидаемого результата.

Но это не означает, что можно игнорировать оставшиеся 80% проблем: в надлежащий момент времени этими проблемами, которые называют «этим важным большинством», также следует заняться.

 

Принцип Парето определяет область приоритетных проблем, за решение которых следует браться в первую очередь.

 

Сама по себе диаграмма Парето представляет графическую интерпретацию в виде скошенного распределения так называемого правила «80/20». Это причины,рассортированные по степени важности, по частоте возникновения, по затратам, по уровню показателей и т.д. При упорядочивании причин на диаграмме Парето самые важные из них располагаются в левом краю схемы, так, чтобы это «жизненно важноеменьшинство» было легко идентифицировать.

Для большей информативности диаграммы Парето на нее наносят и кривую накопленных частот. Пример построения диаграммы представлен на рис. 2.9[28].

При работе с диаграммой Парето выполняют следующие действия:

1. Определяют главную проблему события и ее различные потенциальные причины. При этом цель построения диаграммы Парето заключается в идентификации основных причин неэффективного функционирования системы.

2. Определяют, какой количественный показатель будет использоваться при сравнении возможных причин. В качестве такого показателя можно взять частоту возникновения разного рода проблем или их следствий.

3. Определяют период времени, в течение которого будут собраны данные и собирают их, например, с помощью контрольных листков.

4. Располагают причины слева направо вдоль горизонтальной оси диаграммы Парето по убыванию степени их относительной важности. Изображают столбики, высота которых соответствует степени относительной важности соответствующей причины.

5. Отмечают полученные абсолютные значения показателей на левой вертикальной оси и относительные значения показателей в процентах на правой вертикальной оси. Рисуют кривую накопления важности вдоль верхнего края столбиков.

 

Рис. 2.9. Диаграмма Парето с кумулятивной линией важности

 

Изучение диаграммы Парето может дать ответ на вопросы типа:

1) Что представляют собой две-три основные причины низкой эффективности функционирования системы?

2) Какова доля затрат, приходящихся на самые жизненно важные причины?

Уяснив суть проблемы, можно переходить к установлению непосредственных причин (идентификации) ее возникновения, т.e. к анализу проблемы. Этот переход осуществляется в рамках ментальных моделей причинно-следственных связей и с помощью таких инструментов как: диаграмма «рыбий скелет», пять «почему», поле корреляции, гистограмма и матричная структура.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.