Здавалка
Главная | Обратная связь

Экономические циклы. Безработица и инфляция.



Экономическое развитие совершается неравномерно. Колебания деловой активности имеют, как правило, зако­номерно повторяющийся характер.

Циклом называется временной период развития эконо­мики, находящийся между двумя следующими друг за дру­гом верхними точками перелома (пиками) (рис. 5.1.).

Теории, объясняющие экономический цикл главным образом внешними факторами, называются экстернальными теориями. Интернальные теориирассматривают экономический цикл как порождение внутренних, присущих самой экономической системе, факторов.

Внешние факторы, вызывающие определенную повторяемость экономических явлений, лежат вне экономической системы. К ним можно отнести: - войны, революции и др. политические потрясения; - открытия крупных месторождений золота, урана, нефти и др. ценных ресурсов; - освоение новых территорий и связанная с этим миграция населения, колебания численности населения земного шара; - мощные прорывы в технологии, изобретения и инновации.

Внутренние факторы: - физический срок службы основного капитала (10-15 лет, через которые явление повторяется, в течение этого срока машины и оборудование будут полностью изношены); - личное потребление. Его возрастание или сокращение сказывается на объемах производства и занятости; - инвестирование; - экономическая политика государства.

Попытка объяснить экономический цикл с помощью только экстернальных или интернальных теорий не приводит к успеху. Только синтез.

В рамках одного цикла принято выделять несколько фаз.

Фазы - периоды, отличающиеся по состоянию конъюнктуры. Согласно наиболее простой модели, отмечают две фазы: фазу спада (bd) и фазу подъема (df). Более детальный подход выявляет четыре фазы. В классической трактовке их принято определять следующим образом:

• фаза кризиса (bс), • фаза депрессии (cd), • фаза оживления (de), • фаза подъема (ef).

Современные экономические циклы существенно отличаются от циклов XIX и первой половины XX вв. Некоторые фазы существенно изменились, а то и вовсе исчезли.

Экономический цикл в представлении современных американских экономистов (терминология их).

- фаза подъема (ab), - бум (точка b), - фаза сокращения (bd), - спад (точка d).

Нестабильность экономического развития проявляется не только в форме циклических колебаний и структурных кри­зисов. Периодические (а порой и длительные) нарушения ус­тойчивости национальной валюты также принято считать формой проявления макроэкономического дисбаланса.

Инфляция - повышение общего уровня цен.

В основе инфляционных процессов лежат многообразные причины. Прежде всего, разумно указать на те предпосылки, которые сложились в современной экономике, и которые обус­ловливают данное явление:

• Перестройка финансовой и кредитной систем в мире. Отмена существовавшего прежде золотомонетного стан­дарта, который до середины XX в. обеспечивал относи­тельную стабильность денежного обращения и ценооб­разования. Золото было вытеснено из обращения.

Формирование олигополистической структуры, которая стала типичной для многих отраслей экономики. Взаи­модействие крупных фирм сделало возможным процесс влияния на цены. Начала формироваться длительная тенденция к повышению уровня цен. Период свободной конкуренции, поддерживавший свободное ценообразова­ние, отошел в прошлое.

Формой дисбаланса экономики безработица стала уже в первой половине XX в. Растущая в мире конкуренция побуждает предпринимателей постоянно искать пути сокра­щения расходов на производственный фактор «труд».

В широком смысле безработица — форма нарушения макроэкономического равновесия: (несовпадение совокупного спроса на труд и его совокупного предложения).

В узком смысле безработица - социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (т.е. экономически активно­го населения) не занята в производстве товаров и услуг.

К категории безработных можно отнести следующих лиц: • уволенных работников; • добровольно оставивших работу в поисках новой работы; • пришедших на рынок труда после перерыва; • впервые пришедших на рынок труда (с 16 лет).

Безработицу принято измерять с помощью определенно­го показателя, вариации которого могут быть различными. В целях достижения единообразия подхода Международная организация труда (МОТ) разработала положение, согласно которому безработным считается лицо, которое в рассматри­ваемом периоде не имело работы, занималось активным ее поиском и готово приступить к ее выполнению. Важным ус­ловием при этом считается регистрация безработного в орга­нах службы занятости.

Зная численность экономически активного населения, количество занятых и безработных, можно определить, ка­кую долю в общей численности занятых в экономике занима­ют безработные:

Уровень безработицы = (Среднемесячная численность безработных) / (Общее количество занятых) * 100%

В развитых странах данный «естественный уровень» составляет 5 - 7%. Задача государства - следить за тем, чтобы фактический уро­вень безработицы не превышал естественный.

Подобно инфляции, безработица несет в себе сложную со­вокупность социально-экономических последствий. Преоб­ладают, естественно, издержки негативного плана. Одно из наиболее очевидных последствий - тормозящее воздействие безработицы на динамику валового продукта (закон Оукена: превышение реального уровня безработицы относительно «естественной» нормы на 1% приводит к снижению объема ВВП (по сравнению с потенциально возможной величиной) на 2,5%).

Издержки безработицы проявляются в замедлении роста не только ВВП, но и масштабов собираемых государством налогов. Одновременно государство вынуждено расходовать более крупные бюджетные средства на оказание помощи потерявшим работу. Заметным негативным явлением (не только для самих безработных, но и для всей атмосферы в обще­стве) является вызываемое безработицей состояние психоло­гического стресса.

 

8. Философия концепции Джурана. Триада качества. Дорожная карта планирования качества.

Джозеф М.Джуран (1904-2008). Американский специалист в области качества, академик Международной академии качества (МАК).

Дж. Джуран первым обосновал переход от контроля качества к управлению качеством. Им разработана знаменитая «спираль качества» (спираль Джурана) — вневременная пространственная модель, определившая основные стадии непрерывно развивающихся работ по управлению качеством и послужившая прообразом многих появившихся позже моделей.

Дж. Джуран является автором концепции AQI (Annual Quality Improvement) — концепции ежегодного улучшения качества. Улучшение качества, считает Джуран, — это превышение уже достигнутых результатов работы в области качества, связанное со стремлением человека установить новый рекорд. В философии менеджмента непрерывное улучшение подразумевает, что на смену политике стабильности приходит политика изменений.Главное внимание в концепции AQI сосредоточивается на стратегических решениях, более высокой конкурентоспособности и долгосрочных результатах.

Основными принципами AQI являются:

- планирование руководством улучшения качества на всех уровнях и во всех сферах деятельности предприятия;

- разработка мероприятий, направленных на исключение и предупреждение ошибок в области управления качеством;

- переход от администрирования (приказов сверху) к планомерному управлению всей деятельностью в области качества, включая совершенствование административной деятельности.

Джуран был приглашен в Японию в начале 1950—х Союзом японских ученых и инженеров. Он прибыл туда в 1954 и проводил там семинары для руководителей высшего и среднего звена. Его темами были планирование, организация, а также ответственность руководителей за качество и необходимость в постановке целей и задач по совершенствованию. Также, как и Деминг, Джуран был награжден Вторым Орденом Священного Сокровища.

Триада качества

Фундаментальное значение для Джурана имело представление о том, что качество не может иметь случайный характер — оно должно планироваться. Джуран говорил о «триаде качества», состоящей из планирования качества, управления качеством и повышения качества. Были идентифицированы ключевые элементы стратегического планирования качества в компании:

• Идентификация потребителей и их потребностей.

• Определение оптимальных целей в области качества.

• Создание системы измерений качества.

• Планирование процессов, отвечающих целям в области качества в рабочих условиях.

• Достижение постоянных успехов в расширении доли на рынке.

• Снижение количества ошибок в администрации и на заводе.

«Дорожная карта» планирования качества

Самая последняя публикация Джурана, «Джуран о планировании в области качества» представляет собой прямые руководящие указания, построенные в соответствии с его сегодняшними представлениями. Ранее он опубликовал книгу, ставшую сегодня классическим справочником по качеству и имеющую название Справочник по управлению качеством, первое издание которой вышло в свет в 1950— м году и содержало 1900 стр.

«Дорожная карта планирования качества» по Джурану состоит из девятиэтапов.

 

  МЕРОПРИЯТИЕ
Идентификация потребителей
Определение потребностей этих потребителей
Перевод этих потребностей на свой язык
Разработка продукции, которая будет соответствовать этим требованиям
Оптимизация параметров продукции с целью удовлетворения не только потребностей потребителя, но и своих потребностей
Разработка процесса, способного произвести продукцию
Оптимизация процесса
Доказательство того, что процесс способен производить продукцию в рабочих условиях
Передача процесса в производство






©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.