Здавалка
Главная | Обратная связь

В процессе стимулирования необходимо соблюдать следующие принципы.



1. Комплексность (например, две грамоты, два места на доске почёта и две премии должны получить два человека, а не шесть) 2. Принцип дифференцированности (в организации структура персонала неоднородна, поэтому к каждому работнику должен индивидуальный подход). 3. Гласность (если мы признали заслуги работников, то должны перед всем коллективом об этом сказать). 4. Принцип гибкости (возможность коррекции, изменения). 5. Оперативность (выполнение в срок). 6. Платить больше не за усилия, а за результат труда.

В практике управления существуют правила материального поощрения.

1. Система материального стимулирования должна быть проста и понятна каждому работнику.

2. Система поощрений должна способствовать повышению за­интересованности работников в организации.

3. Поощрения должны формировать ощущения справедливо­сти у работников.

4. Размеры поощрений должны быть психологически и эконо­мически обоснованы.

5. Платить больше за те результаты, которые отражаются на прибыли.

6. Материальное вознаграждение осуществлять в формах наи­более приемлемых для работника.

Одним из важных аспектов материального стимулирования яв­ляется оплата труда. Согласно Трудовому кодексу РФ. под оплатой труда понимается «система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальны нормативными актами и трудовыми договорами». Каждая организация вправе самостоятельно устанавливать систему оплаты труд

Теории мотивации

Выделяют следующие группы теорий мотивации:

- содержательные теории (А. Маслоу, Ф. Герцберг, Мак-Клелланд);

- процессуальные теории (теория ожиданий В. Врума и теория справедливости С. Адамса);

- теории, основанные на отношении человека к труду ( Макгрегор, У. Оучи).

Теория потребностей Л. Маслоу. Согласно теории Абрахама Маслоу, существует пять основных типов потребностей, которые определяюn поведение человека, и они образуют иерархическую структуру (в порядке значимости).

Суть теории А. Маслоу состоит в следующем:

- потребности человека делятся на первичные и вторичные, образуя пятиуровневую иерархическую структуру, в которой они положены в соответствии с приоритетом;

- потребности высшего порядка не мотивируют человека, пока хотя бы частично не будут удовлетворены потребности низших уровней;

- поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность иерархической структуры;

- после того, как потребность удовлетворена, прекращается её мотивирующее действие.

1. Первичные: - физиологические потребности (уровень 1); - потребность в безопасности (уровень 2);

2. Вторичные: - социальные потребности (уровень 3); - потребность в уважении, самоутверждении, успехе (уровень 4);

- потребность в саморазвитии, самовыражении (уровень 5)

Д. Мак-Клелланд выделил три потребности, мотивирующие человека:- потребность во власти; - потребность в успехе; - потребность в принадлежности к определенному классу (социальная потребность).

Д. Мак-Клелланд считал, что наибольшую значимость приобретают потребности высшего порядка, поскольку потребности низших уровней, как правило, удовлетворены.

Двухфакторная теория Ф. Герцберга. Американский психолог Ф. Герцберг сформулировал эту теорию на основе данных интервью, взятых на различных рабочих местах, в разных профессиональных группах и в разных странах.

Он разделили потребности на гигиенические и мотивирующие факторы.

Гигиенические факторы - размер оплаты, условия труда, межличностные отношения, характер контроля.

Мотивирующие факторы- ощущение успеха, продвижение по службе, признание, ответственность, рост возможностей.

Суть теории: гигиенические факторы всего лишь не дают развиться чувству неудовлетворенности работой; в то время как для достижения мотивации необходимо обеспечить воздействие мотивирующих факторов.

Теория ожиданий В. Врумаоснована на предположении, что человек направляет свои усилия на достижение какой-либо цели только тогда, когда уверен в большой вероятности, что его потребности будут удовлетворены.

Теория ожиданий базируется на положении о том, что наличие активной потребности не является единственным условием мотива­ция человека на труд. Человек должен надеяться на то, что выбран­ный им тип поведения действительно приведёт к удовлетворению его потребностей или приобретению желаемого. Особое значение в этой теории приобретает понятие «ожидание», которое можно рас­сматривать как оценку данной личностью вероятности определён­ного события.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.