Организационные методы управления качеством.
Управление качеством, как целенаправленное воздействие реализуется управляющими подсистемами, имеющую соответствующую организацию. В общем виде задачи управления качеством сводятся к следующему: 2. определить правильные цели в области качества; 3. достичь цели, оптимально используя ресурсы; 4. установить и поддерживать соответствующие отношения между людьми в процессе труда (необходимую культуру); 5. обеспечить постоянное совершенствование. Третья из вышеназванных задач имеет особое значение. Её успешное решение во многом предопределяет результативного управляемого процесса. Когда разрозненные силы организованы и направляются к достижению единой цели, рождается новая производительная сила, существенно отличающаяся от простой арифметической суммы её слагаемых. Главное предназначение организационных методов управления качеством – способствовать такой организации управляемой подсистемы, которая позволит обеспечивать требуемое качество. Классификация организационных методов управления: - Стабилизирующие: непосредственное регламентирование; общеорганизационное регламентирование (положение о производственном объединении); линейно-функциональное регламентирование (положение о линейных и функциональных подразделениях); организационно-структурное регламентирование (типовое положение); на основе норм и нормативов; на основе инструктирования (ознакомление, объяснения, консультации, предостережения). - Распорядительные: директивы, постановления, приказы, распоряжения, указания. - Дисциплинарные: установление ответственности, привлечение к ответственности; установление форм поощрения. Организационные формы реализации методов управления качеством подразделяются на прямые и косвенные. Прямые формы реализуются главным образом посредством издания актов. Акт предписывает исполнителю, что необходимо сделать, как и когда. Косвенные формы реализуются через нормы. Нормы определяют, как нужно действовать в соответствующих условиях, т.е. представляют собой правила поведения без обязательного запрета. Нормы по сравнению с актами создают определённые возможности для творческой активности персонала. Формы прямого воздействия эффективны в основном в трёх ситуациях: - если есть уверенность подчинённых в знании и опыте руководителя; - при понимании подчинёнными смысла и значения команд; - если возникли критические обстоятельства, не позволяющие подчинённым (исполнителям) самим найти правильные решения. Формы прямого воздействия имеют следующие недостатки: развивают пассивность; снижают творческие начала в исполнителях; могут приводить к скрытому отрицанию и неприятию диктуемых сверху решений – их формальному выполнению. При использовании форм косвенного воздействия исполнителям ставят цель, задачи, сроки, требуемое качество и выделяют ресурсы. Пути и способы решения поставленных задач выбираются самими исполнителями. Формы косвенного воздействия ориентируют исполнителя на творческую деятельность, при их использовании к минимуму сводится формальный подход, создаются условия самовыражения исполнителя (высшей степени мотивации).
Содержание программы аудитов: объем программы аудитов, ресурсы, формирование аудиторских групп, ответственность за программу аудита. Первоначальные действия: 1. Определить цели, область и критерии аудита 2. Определить возможности проведения аудита 3. Ознакомиться с документами 4. Подобрать команду 5. Составить план аудита Программа аудита-совокупность одного или нескольких аудитов, запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретной цели. Программа аудита включает всю деятельность, необходимую для: планирования, обеспечения ресурсами, разработки процедур, проведения аудита. Главный аудитор должен составить программу аудита и послать ее представителю аудитируемой организации. При подборе команды аудиторов необходимо ориентироваться на опыт аудита, производственный опыт, образование и обучение на аудитора.
Порядок проведения работ по сертификации систем менеджмента качества: принятие решения о сертификации, подача заявки, подготовка комплекта документов, аудит на месте, завершение сертификации. Трехлетний цикл сертификации начинается с принятия решения о сертификации. Организация работ. Основанием для начала работ может служить письмо-обращение в произвольной форме или заявка, направленная заказчиком в орган по сертификации. Орган по сертификации регистрирует письмо-обращение (заявку) и проводит анализ письма-обращения (заявки) для определения возможности проведения сертификации. Орган по сертификации письменно извещает заказчика о решении принять/не принять заявку на сертификацию СМК. В случае отказа орган по сертификации приводит в извещении основание для отрицательного решения. После получения извещения о принятии заявки от органа по сертификации заказчик оплачивает органу по сертификации регистрационный взнос (три минимальных размера оплаты труда), который включается в стоимость работ по договору на проведение сертификации СМК. В случае положительного решения о принятии заявки на СМК орган по сертификации и заказчик заключают договор. Подготовка комплекта документов заказчиком После оплаты работ по договору орган по сертификации направляет заказчику перечень сведений и документов СМК, представляемых проверяемой организацией (заказчиком) в обязательном порядке, а также перечень дополнительных документов (включая записи), представляемых по запросу органа по сертификации. Заказчик представляет в орган по сертификации заполненный бланк заявки в одном экземпляре (в случае, если ранее было направлено письмо-обращение) и запрашиваемые сведения и документы СМК в одном экземпляре на бумажном носителе (часть сведений и документов может быть представлена в электронном виде). Полученные документы остаются в органе по сертификации в качестве контрольных экземпляров. После представления заказчиком запрошенных сведений и документов распоряжением руководства органа по сертификации назначается председатель комиссии и формируется комиссия по сертификации. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|