Здавалка
Главная | Обратная связь

Интегрированные системы менеджмента: понятие, цель и порядок создания.



Интегрированной системой менеджмента качества является часть общей системы предприятия, которая отвечает двум или более международным стандартам на общие системы менеджмента и функционирует как единое целое.

Интегрированная система менеджмента — это система для разработки политики, целей и достижения этих целей. Построение системы должно начинаться с формулирования высшим руководством организации миссии, на основании которой разрабатывается политика организации. В случае интегрирования системы менеджмента в организации, включают политику в области качества, охраны окружающей среды, труда и профессиональной безопасности.

Элементы этой системы определены в международных стандартах.

Создание интегрированной системы менеджмента качества содействует равноправию систем и принятию решений способствующих постоянному усовершенствованию всей работы организации.

К числу преимуществ, целесообразности создания интегрированных систем менеджмента можно отнести:

- интегрированная система менеджмента обеспечивает согласованность действий внутри организации;

- интегрированная система минимизирует функциональную разобщенность в организации, возникающую при разработке автономных систем менеджмента;

- создание интегрированной системы, значительно менее трудоемко, чем создание нескольких параллельных систем;

- число внутренних и внешних связей в интегрированной системе меньше, чем суммарное число этих связей в нескольких системах;

- объем документов в интегрированной системе значительно меньше, чем суммарный объем документов в нескольких параллельных системах;

- в интегрированной системе достигается более высокая степень вовлеченности персонала в улучшении деятельности организации;

- способность интегрированной системы учитывать баланс интересов различных сторон организации выше, чем при наличии параллельных систем;

- затраты на разработку, функционирование и сертификацию интегрированной системы ниже, чем суммарные затраты при нескольких системах менеджмента.

Построение интегрированной системы менеджмента качества должно строиться на принципах, сформулированных в международных стандартах ИСО серии 9000 и в первую очередь такие, как процессный и системный подходы, лидерство руководителя и вовлечение персонала. Реализация именно этих принципов позволяет наилучшим образом обеспечить интегрирование положений стандартов на отдельные системы в единый комплекс.

Интегрированные системы менеджмента строятся на основе системного подхода к управлению предприятием, позволяющего связать в единое целое различные аспекты деятельности, оказывающие в итоге значимое влияние на успешную работу всего предприятия. Деятельность любого предприятия связана с рисками, которые определяют основные потери. Целью создания интегрированной системы менеджмента является совместное, оптимальное управление рисками, позволяющее сократить требующиеся предприятию материальные и организационные ресурсы.

При разработке необходимо придерживаться 9 принципам ИСМ:

1. Баланс интересов заинтересованных сторон.

2. Лидерство руководства.

3. Вовлечение персонала.

4. Соответствие законодательным и др. требованиям.

5. Подход, основанный на управлении рисками.

6. Процессный подход.

7. Системный подход к менеджменту.

8. Принятие решений основанных на фактах.

9. Постоянное улучшение.

Особая роль на этапе разработки должна принадлежать высшему руководству организации, принимающему решение о создании ИСМ. Приступая к разработке ИСМ, высшему руководству необходимо четко представлять себе не только явные выгоды от выполнения этой работы, но и потенциальные риски, масштаб, а также сложность и продолжительность работы.

Структурируя процессы интегрированной системы менеджмента, определяют общие процессы и процессы, управляющиеся в соответствии с конкретным стандартом. Интегрированная система менеджмента разрабатывается в соответствии со следующим алгоритмом:

- последовательный анализ выбранных для внедрения международных стандартов с целью выявления требований относительно процессов, которые должны присутствовать в системе менеджмента организации;

- анализ связей между процессами (определение потоков документации, информации и ресурсов, объединяющих процессы в систему);

- анализ и построение системы взаимосвязей процессов ИСМ;

- выявление общих требований стандартов к процессам, документации и ресурсам с целью исключения дублирования составляющих ИСМ;

- последовательная декомпозиция процессов интегрированной системы менеджмента, необходимая для включения в модель всех требуемых процессов;

- проверка соответствия полученной модели первоначально выявленным требованиям стандартов и устранение выявленных несоответствий.

На этапе проектирования ИСМ следует:

1. Выбор международных стандартов на менеджмент, используемых при проектировании интегрированной системы менеджмента.

2. Идентифицируются процессы организации, на которые распространяется действие интегрированной системы менеджмента.

3. Устанавливаются последовательность и взаимодействие идентифицированных процессов.

4. Назначаются владельцы и руководители процессов, ответственные за их результативное и эффективное управление.

5. Определяются конкретные требования международных стандартов на менеджмент, используемых в ИСМК, которые должны выполняться в каждом процессе (решение данной задачи представляется ключевым при проектировании интегрированной системы менеджмента).

6. Устанавливаются критические контрольные точки в процессах, связанные с выбранными международными стандартами.

7. Определяются методы и средства для мониторинга, измерений и анализа процессов. Формируются критерии оценки результативности и эффективности процессов ИСМК в целом.

К числу достоинств создания интегрированных систем менеджмента можно отнести:

- согласованность действий внутри организации;

- минимизация функциональной разобщенности в организации;

- создание ИСМ менее трудоемко, чем нескольких параллельных систем;

- уменьшение числа внутренних и внешних связей;

- сокращение объема документов СК;

- достижение более высокой степени вовлеченности персонала в улучшении деятельности в организации;

- учитывание баланса интересов различных сторон организации;

- снижение затраты на разработку, функционирование и сертификацию.

 

 

Мотивация принятия решения о разработке системы менеджмента качества, роль высшего руководства, разработка этапов работ по проектированию СМК, формирование рабочей структуры по проектированию СМК, обучения персонала.

Качество- один из важнейших секретов маркетингового успеха. Конечного потребителя СМК не интересует. Предъявляет требования к товару- доверяет репутации компании, и отказывается от покупки, если продукт его не устраивает. Если вы- оптовый покупатель, то в заинтересованы в долгосрочных отношениях с поставщиком. Поэтому часто именно он начинает предъявлять требования к СМК предприятия –партнера.

Качественный продукт покупается лучше, довольный клиент становится постоянным покупателем, поддерживая тем самым стратегические планы руководства, направленные на рост компании. Эта логика, как правило, всегда встречает понимание руководства.

Политика качества направлена, прежде всего, на удовлетворение клиентов. Помимо задачи удовлетворения потребностей клиентов для руководства компаний появляются также цели управления качеством в области продуктов, процессов и системы в целом.

Цель руководства компаний, совместно с менеджером по качеству- разработать цели политики качества, а затем убедиться, что на всех уровнях работы компании эти цели разбиты на подзадачи. Не реже 1 раз в год руководство компании обязано провести проверку состояния качества и СМК с целью выявления проблемных участков, расстановки приоритетов, а также планирование новых проектов по совершенствованию качества. После принятия решения о создании СМК на предприятии следует работа над организацией самой системы. В первую очередь следует обратить внимание на следующие задачи:

1. формулировка политики в области качества, ее стратегии и целей

2. описание системы

3. назначение ответственных, установление внутренней структуры СМК

4. разработка и описание всех процессов, влияющих на качество

5. определение и утверждение контрольных показателей качества

В стандартах ISO 9000 сказано, что должны быть определены квалификационные требования и нужно быть уверенным, что назначаем на ту или иную роль или должность персонал, который обладает определенной квалификацией, опытом и т.д. Необходимо вести записи о данной квалификации. Т.е. вы не обязаны проводить обучение персонала, который будет координировать вопросы внедрения модели ISO, во внешних организациях с обязательным получением каких-либо сертификатов. Для вас может быть достаточно, если один подготовленный специалист проведет внутренние тренинги для остального персонала компании.

Другое дело, что если в ходе аудита станет ясно, что персонал, обученный таким образом, не понимает основополагающих вещей (не философию качества или требования раздела 7.1, а их роль в системе менеджмента), то тогда например аудитор имеет право сделать замечание по недостаточной подготовке персонала компании.

Также следует особо коснуться вопросов проведения аудитов по ISO 9001. В некоторых стандартах ISO четко определены квалификационные требования к специалистам, проводящим такую деятельность.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.