Здавалка
Главная | Обратная связь

Слабости противоборствующих по вопросу о природе воли направлений



Итак, изучение воли в историческом аспекте можно разделить на несколько этапов.

Первый этап связан с пониманием воли как механизма осуществления дей­ствий, побуждаемых разумом человека помимо его желаний или даже вопреки им.

Второй этап связан с возникновением волюнтаризма как идеалистического течения в философии.

На третьем этапе волю стали связывать с проблемой выбора и борьбой мо­тивов.

Наконец, на четвертом этапе волю начали рассматривать как механизм преодо­ления препятствий и трудностей, встречающихся человеку на пути к достижению цели.

Это в итоге привело к возникновению двух главных противоборствующих течений в вопросе о природе воли.

Одно из них подменяет волю мотивами и мотивацией. В соответствии со взглядами представителей этого направления, сказать «против воли» — значит сказать «против желания». Желание (волеизъявление) бывает разной силы. Со­ответственно, в этом случае сила желания становится заменителем «силы воли». Происходит, таким образом, подмена представлений о психическом и физиче­ском волевом напряжении представлениями о силе переживания потребности, желания. Воля выступает здесь скорее как сознательный (мотивационный) спо­соб регуляции поведения и деятельности человека.

Другое течение связывает волю только с преодолением трудностей и препят­ствий, т. е., по существу, делает понятие «воля» синонимичным понятию «сила воли». Такое отождествление этих двух понятий в обыденном сознании, вероят­но, происходит следующим образом. Считается, что человек, умеющий преодоле­вать трудности, обладает сильной волей, и такой человек обычно называется волевым. Отсюда «волевой» — это тот, кто имеет волю. Незаметно «сила воли» превратилась просто в «волю», и теперь воля понимается только как инструмент


1.8. Слабости противоборствующих по вопросу о природе воли направлений 47

преодоления трудностей, а волевое поведение рассматривается прежде всего как поведение, направленное на достижение цели, несмотря на имеющиеся трудности. Отсюда — возникают представления о субъектах волевых и неволевых, т. е. обла­дающих или не обладающих волей. Воля здесь выступает как характеристика личности, характера.

Но если волевая регуляция и волевое поведение связаны только с преодоле­нием трудностей, то как назвать сознательную регуляцию и сознательное поведе­ние, которые не обусловлены обязательными трудностями? Почему тогда эту ре­гуляцию тоже называют волевой, произвольной?

Воля — способность человека действовать в направлении поставленной цели, преодолевая те или иные (внутренние или внешние) препятствия. Если разум формулирует цель, то воля инициирует действия к данной цели.

Волевой акт — это глубинный процесс борьбы разнонаправленных мотивов, тенденций в точках бифуркации (точки разветвления) на жизненном пути.

Ананьев В. А. 2006. С. 74

Неразбериха в понятиях, относящихся к определению воли, отчетливо вид­на у ряда авторов: с одной стороны, воля не сводится только к волевому усилию, а с другой стороны — она не совпадает и с произвольным действием.

Такая позиция, по существу, наблюдается у Е. О. Смирновой (1990). Напри­мер, она пишет, что действия ребенка по инструкции, по правилу, будучи произ­вольными, не являются волевыми, поскольку их мотивы задаются взрослым, а не исходят от самого ребенка. Или что воля и произвольность могут не совпадать даже у взрослого человека: волевой человек, — замечает она, — т. е. обладающий устойчивой иерархией мотивов и вытекающими отсюда качествами настойчиво­сти, решительности, целеустремленности, далеко не всегда способен к произволь­ной организации своего поведения (не владеет собой, не контролирует себя); на­против, человек с развитой произвольностью, — продолжает Е. О. Смирнова, — т. е. хорошо владеющий собой, организованный, сознательно управляющий собой, может не обладать устойчивой системой собственных мотивов и ценностей и, сле­довательно, является слабовольным.

Этот странный взгляд на произвольность и волю, в принципе, не нуждается в обстоятельном опровержении. Достаточно указать на то, что целеустремленность и настойчивость не могут проявляться несознательно. По существу автор этой точки зрения говорит о том, что воля проявляется по-разному, в разных волевых качествах, поэтому можно быть решительным, но невыдержанным, хорошо орга­низованным, но ненастойчивым.

Путаница в использовании терминов «произвольный» и «волевой» видна и в наименовании так называемых вторичных видов внимания. Так, говорят о после-произвольном внимании, имея в виду, что при возникновении интереса к деятель­ности (например, к чтению) уже не требуется того напряжения внимания, кото­рое было необходимо вначале, пока деятельность не вызывала интереса. Но разве


48Глава 1. Теории воли

при этом сознательный, преднамеренный характер привлечения внимания к этой деятельности исчезает? Очевидно, лучше бы говорить о послеволевом, но все рав­но произвольном внимании.

Первое (мотивационное) направление в понимании вопроса о воле пренебре­гает изучением волевых качеств (поскольку сила воли заменяется силой мотива, потребности), второе — практически исключает мотивацию из волевой активности человека (поскольку вся воля сведена к проявлению волевого усилия).

Сведение воли к волевой регуляции, отрыв волевой регуляции от мотивации даже терминологически не очень понятны. Ведь воля не потому называется волей, что проявляется в волевых качествах, а наоборот, волевые качества называются так потому, что они реализуют волю, произвольно, сознательно проявляются, т. е. по воле (по желанию и приказу) самого человека. Следовательно, семантически понятие «волевые качества» — производное от слова «воля», а не слово «воля» происходит от понятия «волевые качества».

Сведение воли как единого целостного психологического механизма только к волевой регуляции, т. е. к регуляции по преодолению препятствий, неправомер­но и по существу. Например, А. Ц. Пуни [1973] писал о полифункциональности воли, имея в виду не просто выполнение волей различных задач на разных этапах произвольного действия, а, скорее, многообразные волевые качества, конкретные проявления которых соответствуют различным функциям, выполняемым волей в процессе саморегуляции человеком своего поведения, своих действий. Однако, как будет показано далее, у одного и того же человека различные волевые каче­ства могут проявляться в разной мере: одни лучше, другие хуже. Следовательно, это означает, что воля, понимаемая как механизм преодоления препятствий и трудностей (т. е. как «сила воли»), неоднородна и проявляется по-разному в раз­личных ситуациях. Поэтому единой для всех случаев воли (если ее понимать как «силу воли») нет, иначе в любой ситуации воля проявлялась бы данным челове­ком либо одинаково успешно, либо одинаково плохо.

Кроме того, еще И. М. Сеченов отмечал, что воля (как механизм преодоления препятствий) просто так, без идеи, без какого-то смысла проявляться не будет. Во­левой регуляции и связанным с ней волевым качествам требуется руководство, для чего и служит основание действия, поступка, т. е. мотив. Наличие же мотива отра­жает сознательный и преднамеренный характер регуляции, называемой произволь­ной. Отсюда следует, что отрывать волевую регуляцию от произвольной нельзя.

Свою лепту в одностороннее понимание воли внес и Ю. Куль, о представлени­ях которого говорилось выше. Он свел волю к контролю за действием. Можно согласиться, что произвольный контроль за действием является непременной ча­стью волевого процесса (и то, что автор обратил внимание западных психологов на это, можно поставить ему в заслугу). Но почему воля — это только контроль за действием?

Ю. Куль является учеником Х. Хекхаузена, и поэтому странно читать следую­щий пассаж последнего: «Проблема текущего контроля за действием является особой проблемой наряду с мотивацией и волей» [2003, с. 317]. Тут уж невольно голова пойдет кругом. Значит, вопреки утверждениям Куля, сознательный конт­роль за действием — это не волевой процесс?


1.8. Слабости противоборствующих по вопросу о природе воли направлений 49

Понять, что такое воля, можно только в том случае, если удастся свести воедино крайние точки зрения, каждая из которых абсолютизирует одну из упомянутых сторон воли: мотивацию, принимаемую за волю, — в одном случае, или направ­ленное на преодоление трудностей волевое усилие, к которому сводится воля, — в другом случае. Изложенные выше подходы к пониманию сущности воли отража­ют различные ее стороны, обозначают различные ее функции и вовсе не противо­речат друг другу. В самом деле, воля, с одной стороны, связана с сознательной целеустремленностью человека, с преднамеренностью его поступков и действий, т. е. с мотивацией, с самоинициацией действий и самоуправлением при их осуще­ствлении (отсюда и создающееся у действующего человека впечатление о свобо­де своих поступков и действий, кажущаяся их независимость от внешних усло­вий, от влияния других людей). С другой стороны, наиболее яркое проявление воли наблюдается при преодолении трудностей — отсюда и возникает мнение, что воля нужна только для этих случаев. В действительности же волевое (или, други­ми словами, произвольное) управление включает и то и другое.

Поэтому понимание феномена воли возможно только на основе синтеза различ­ных теорий, на основе учета полифункциональности воли как психологического механизма, позволяющего человеку сознательно управлять своим поведением.


Глава 2







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.