Здавалка
Главная | Обратная связь

Воля как синоним произвольности



И. М. Сеченов писал, что произвольный — значит сознательно-разумный [1953, с. 136]. Тем самым он выступает против обывательских представлений о том, что между мыслями и желаниями — с одной стороны, и поступками — с другой сто­роны, должна быть свободная сила, которая и называется волей. Человек волен

1 Этот же «грех» присущ и пониманию воли В. И. Селивановым, когда он пишет, что волевая регуля­ция (воля) — не синоним всей произвольной регуляции, а только одна из ее форм, так как волевая регуляция, с его точки зрения, это только сознательная мобилизация личностью своих психических и физических возможностей для преодоления трудностей и препятствий. Другими формами произ­вольности он считает привычные действия и эмоциональный порыв.


2.2. Воля как синоним произвольности 55

поступать и согласно своим мыслям, и желаниям и наперекор им. Из этого выска­зывания следует, что для И. М. Сеченова воля и есть не что иное, как произволь­ность.

Чтобы не быть голословным, приведу функции воли, отмеченные И. М. Сече­новым: «Она может вызывать, прекращать, усиливать и ослаблять движение» [1952, с. 249]. Как видим, воля связывается не только и не столько с мобилизацией и преодолением препятствий, сколько с обычным сознательным (т. е. произволь­ным) управлением человеком своими действиями.

Наиболее характерны для человека сознательныедвижения, направленные на достижение поставленной цели. т. е. произвольныедвижения… Сочетание или целая система движе­ний, связанных между собой общей целью и единым мотивом, называется волевым дей­ствиемчеловека…

Мы называем направленные на достижение сознательно поставленной цели действия волевыми, потому что они являются выражением нашей воли, которая представляет собой сознательную целеустремленность человека на выполнение тех или иных действий.

Корнилов К. Н. 1948. С. 315–316

С моей точки зрения, «воля» — не столько объяснительное, сколько классифи­кационное понятие, которое позволяет отделить произвольные (сознательные, разумные) действия от рефлекторных (непроизвольных) реакций. Воля, как и многие другие психологические термины (восприятие, мышление, память) — это обобщенное понятие, обозначающее определенный класс психических явлений, про­цессов и действий, объединенных единой функциональной задачей — сознательным и преднамеренным управлением поведением и деятельностью человека. Использо­вание таких обобщающих понятий удобно, так как с их помощью мы сразу узна­ем, о каком классе действий, процессов идет речь.

В подтверждение именно такой точки зрения можно привести тот факт, что Аристотель, который считается одним из первых мыслителей, подошедших к изучению воли с научных позиций, употребил этот термин как раз с целью обозначения определенного класса действий и поступков человека, а именно тех, которые детерминируются не потребностями, желаниями, а пониманием нужно­сти, необходимости этих действий. Иначе говоря, речь идет о классе сознатель­ных поступков и действий, или о стремлениях, опосредованных размышлением. Аристотель ввел понятие о произвольных движениях, чтобы отделить их от не­произвольных, которые осуществляются без размышления. К произвольным дей­ствиям он относил те, о которых «мы заранее совещались с собою» (чтобы не со­здавалось излишнего противопоставления «разумных» действий и тех, которые вызваны желанием, следует заметить, что сознательными, связанными с предва­ряющими их размышлениями, могут быть и те действия, которые вызваны имею­щимися у человека потребностями, желаниями; поэтому такие действия нельзя исключать из состава произвольных).


56Глава 2. Воля как произвольное управление поведением и деятельностью человека

Волевыми мы называем такие действия, которые направлены на достижение сознательно поставленных целей. Воля — это та сторона психической жизни человека, которая получает свое выражение в сознательной направленности действий.

Мясищев В. Н. и др. 1968. С. 132

Итак, сопоставляя оба рассмотренных подхода к проблеме воли, делаешь вы­вод, что каждый из них страдает некоторым экстремизмом. Первый подход не­обоснованно противопоставляет волю и разум как механизмы управления поведе­нием и деятельностью. Второй подход, также необоснованно, отрицает наличие воли как реального психического явления. В действительности же воля — это, во-первых, реальное психическое явление, представляющее собой произвольное управ­ление; и во-вторых, она неразрывно связана с разумом (конечно, не подменяя его), поскольку произвольное управление — всегда сознательное и преднамеренное, т. е. разумное.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.