Здавалка
Главная | Обратная связь

Синтаксис в типологии языков. Контенсивная типология



Синтаксическая типология занимается сравнением единиц синтаксического уровня. Основными единицами для сравнения служат слово, словосочетание и предложение. Синтаксическая типология обычно сравнивает языки на основе трансформационного синтаксиса.

Главный предмет синтаксической типологии — сходства и различия языков в устройстве предложения.

В задачи синтаксической типологии входит изучение коммуникативно-мыслительных структур, с помощью которых на разных языках происходит формирование и сообщение мыслей. Это предполагает выявление основных синтаксических моделей.

Предложения строится с учетом того, каким образом и с помощью каких средств синтаксический строй языка представляет взаимоотношения структурно -смысловых компонентов предложения субъекта, предиката, объекта, причины цели условия атрибута

Главная заслуга в разработке синтаксической типологии принадлежит И. И. Мещанинову. В синтаксических исследованиях Мещаников выделяет два этапа.

1 этап – стремление связать синтаксическую типологию с идеями Н. Я. Марра и стадиальности языка и мышления.

2 этап – отказ от принятой им ранее схемы стадиального развития языков (стадии –аморфная, аморфно-синтетическая, агглютинативная, флективная).

Контенсивная типология сформировалась как наука в 30-е годы XX века.

В большинстве языков имеется залог. Изучение категории залога как сферы разнообразных субъектно-объектных отношений привело И. И. Мещанинова в 30-х годах XX века к открытию классов языков, для которых характерны различные типы организации предложения.

И. И. Мещанинов выделил три основных синтаксических типа языков:

Языки пассивного строя – это языки, в которых ни субъект, ни объект не получают никакого грамматического оформления и объединяются в один комплекс, подчиненный ведущему компоненту. Глаголы в этих языках не делятся на переходные и непереходные. К этому типу относятся, например, инкорпорирующие языки индейцев Северной Америки и чукотский язык.

Языки эргативного строя. В этих языках глагол-сказуемое не только координируется с подлежащим, но и управляет им, что находит грамматическое выражение в постановке подлежащего в эргативном падеже, если глагол переходный, и в абсолютном падеже, если глагол непереходный. К языкам эргативного строя относятся баскский, аварский и др. языки.

Языки номинативного строя. В языках номинативного строя характерно употребление именительного падежа в позиции подлежащего независимо от того, является ли глагол-сказуемое переходным или непереходным. К языкам номинативного строя относятся индоевропейские, монгольские, финно-угорские языки.

Современные языковеды выделяют пять типов строя языков: номинативный, эргативный, активный, классный и нейтральный.

К номинативным языкам относится большинство языков мира, в том числе все языки индоевропейской, тюркской, монгольской семей, афразийской макросемьи, уральской макросемьи, тунгусо-маньчжурские языки алтайской семьи, большинство языков китайско-тибетской семьи. В номинативных языках весь строй предложения направлен на максимальное различие субъекта действия и его объекта.

Языки эргативного строя

В эргативном строе языков происходит максимальное различение более активных действий и действий менее активных и самостоятельных. Это различение осуществляется:

· переходными (активными) и непереходными (пассивными) глаголами;

· оппозицией двух падежей для субъекта действия в зависимости от его большей или меньшей активности (при большей активности субъект действия, подлежащее, стоит в эргативном падеже, а при меньшей активности подлежащее стоит в абсолютном падеже;

· оппозицией двух падежей для объекта действия в зависимости от большей или меньшей активности (при большей активности требуется прямой объект в абсолютном падеже, при меньшей активности объекта действия берется косвенный объект в эргативном падеже.

В номинативной конструкции различаются падежи именительный и винительный по передаче ими субъекта и объекта, тогда как в эргативной конструкции один и тот же падеж выступает с функциями того и другого. Выполнением обеих функций выделяется абсолютный падеж, включаемый, как и активный, в число специально выделяемых этой синтаксической системой. К языкам эргативного строя относятся иберийско-кавказские языки, баскский язык, папуасские, австралийские, чукотско-камчатские, эскимосско-алеутские языки.

Эргативную конструкцию отличает то, что подлежащее при переходном глаголе-сказуемом получает особое падежное и согласовательное оформление, отличное от оформления подлежащего при непереходном глаголе. При этом подлежащее при непереходном глаголе совпадает по форме с прямым дополнением; ср. в аварском языке: вас в-екерула «мальчик (муж. кл.) бегает»; вас-ас яц й-еццула«мальчик (эрг.) сестру (жен. кл.) хвалит». Производитель действия – агенс (выраженный подлежащим переходного глагола и непереходного глагола действия), противопоставленный его пассивному претерпевателю – пациенсу (выраженному прямым объектом переходного глагола и подлежащим глагола состояния).

Языки активного строя.

В лексике активный строй проявляется в распределении существительных на классы активных (одушевленных) и инактивных (неодушевленных), глаголов – на классы активных(глаголов действия) и стативных (глаголов состояния), при отсутствии класса имён прилагательных. В синтаксисе для активного строя характерны корреляция активной и инактивной конструкции предложения, противопоставление так называемого ближайшего и дальнейшего дополнений.

Языки активного строя распространены в Северной и Южной Америке Единственный искусственный язык активной типологии – арахау.

Классный строй. Для языков классного строя характерно разделение частей речи на семантические классы (разряды). Например, глаголы делятся на глаголы ситуации и глаголы качества. В кругу существительных есть разряд человека, разряды животных, растений и т.д. Этим классам соответствуют определенные конструкции предложения. К этому строю относятся языки Центральной Африки и языки банту.

Нейтральный строй.

Имя и глагол здесь морфологически не дифференцируются. Здесь сложно указать семантико-синтаксическую доминанту предложения. Они нейтральны и в передаче субъектно-объектных отношений и в различении активных и неактивных действий. Единственным типичным признаком можно считать отсутствие морфологии и близость к изолирующим языкам. К нейтральному типу относятся некоторые языки западной Африки.

Типология порядка слов.

В типологии порядка слов существенны следующие различительные признаки:

1) свободное или фиксированное положение основных мыслительных категорий внутри предложения; для языков с фиксированным порядком существенно также то, в какой последовательности относительно друг друга располагаются главные мыслительные категории (и соответствующие члены предложения)

2) преобладание «естественного» или «синтаксического» порядка в развертывании полипредикативных высказываний.

3) преобладание «естественного» или «синтаксического» порядка в линейной организации синтагм

В типологии порядка слов выделяют два типа языков:

· языки с фиксированным порядком слов

· языки со свободным порядком слов.

На уровне предложения речь идет о взаиморасположении трех основных членов предложения - сказуемого и его основных актантах, подлежащем и дополнении (S/V/O).

В языках с фиксированным порядком слов в высказываниях преобладает та или иная модель взаиморасположения. В языках с фиксированным порядком слов в качестве доминирующей модели может встретиться любая из шести перечисленных моделей словопорядка:

1. SVO – Ваня читает книгу.

2. SOV – Ваня книгу читает.

3. OVS – Книгу читает Ваня.

4. OSV – Книгу Ваня читает.

5. VSO – Читает Ваня книгу.

6. VOS – Читает книгу Ваня.

Свободный порядок коррелирует с флективно-синтетическим характером морфологического строя, как в русском языке: при свободном порядке слов синтаксическая функция слова (например, субъекта или объекта) не зависит от его места в предложении, но от его падежной формы. При фиксированном порядке слов, как в английском языке, место слова соответствует его синтаксической функции.

Билет №17, 18







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.