Здавалка
Главная | Обратная связь

ОЦЕНКА БИЗНЕСА НА ОСНОВЕ СРАВНИТЕЛЬНОГО ПОДХОДА



Согласно ФСО №1 утвержденного Приказом Минэкономразвития России №256 от 20.07.2007г., Сравнительный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с объектами-аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах. Объектом-аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость.

Сравнительный подход предполагает, что ценность собственного капитала фирмы определяется тем, за сколько он может быть продан при наличии достаточно сформированного рынка. Другими словами, наиболее вероятной ценой стоимости оцениваемого бизнеса может быть реальная цена продажи сходной фирмы, зафиксированная рынком.

Теоретической основой сравнительного подхода, доказывающего возможность его применения, а также объективность результативной величины, являются следующие базовые положения:

Во-первых, используется в качестве ориентира реально сформированные рынком цены на сходные предприятия (акции). При наличии развитого финансового рынка фактическая цена купли-продажи предприятия в целом или одной акции наиболее интегрально учитывает многочисленные факторы, влияющие на величину стоимости собственного капитала предприятия. К таким факторам можно отнести соотношение спроса и предложения на данный вид бизнеса, уровень риска, перспективы развития отрасли, конкретные особенности предприятия и т.д.

Во-вторых, сравнительный подход базируется на принципе альтернативных инвестиций. Инвестор, вкладывая деньги в акции, покупает, прежде всего, будущий доход. Производственные, технологические и другие особенности конкретного бизнеса интересуют инвестора только с позиции перспектив получения дохода. Стремление получить максимальный доход на размещенные инвестиции при адекватном риске и свободном размещении капитала обеспечивает выравнивание рыночных цен.

В-третьих, цена предприятия отражает его производственные и финансовые возможности, положение на рынке, перспективы развития. Следовательно, в сходных предприятиях должно совпадать соотношение между ценой и важнейшими финансовыми параметрами, такими как прибыль, дивидендные выплаты, объем реализации, балансовая стоимость собственного капитала. Отличительной чертой этих финансовых параметров является их определяющая роль в формировании дохода, получаемого инвестором.

Основным преимуществом сравнительного подхода является то, что Оценщик ориентируется на фактические цены купли-продажи сходных предприятий. В данном случае цена определяется рынком, т.к. оценщик ограничивается только корректировками, обеспечивающими сопоставимость аналога с оцениваемым объектом. При использовании других подходов оценщик определяет стоимость предприятия на основе расчетов.

При оценке предприятия по сравнительному подходу используются финансовый анализ и мультипликаторы.

Теоретические основы сравнительного подхода:

1. Оценщик использует в качестве ориентира реально сформированные рынком цены на аналогичное предприятие (акции). Эти цены учитывают различные факторы, влияющие на стоимость собственного капитала предприятия:

- соотношение спроса и предложения на этот бизнес;

- уровень риска;

- перспективы развития отрасли;

- особенности конкретного предприятия.

2. Сравнительный подход базируется на принципе альтернативных инвестиций, что означает, инвестор, вкладывая деньги в акции, покупает, прежде всего, будущий доход, не рассматривая особенности конкретного бизнеса.

3. Цена предприятия отражает его производственные и финансовые возможности, положение на рынке, перспективы развития, следовательно, в аналогичных предприятиях должно совпадать соотношение между ценой и важнейшими финансовыми показателями, такими как прибыль, денежный поток, объем реализации, балансовая стоимость и т.д.

Преимущества сравнительного подхода:

1. Оценщик ориентируется на фактические цены купли-продажи аналогичных предприятий, которые складываются на рынке.

2. Реальное отражение спроса и предложения на данный объект инвестирования, поскольку цена фактически совершенной сделки максимально учитывает ситуацию на рынке.

Недостатки сравнительного подхода:

1. Базой для расчета являются достигнутые в прошлом финансовые результаты, т.е. игнорируются перспективы развития предприятия в будущем.

2. Сравнительный подход возможен только при наличии доступной разносторонней финансовой информации не только по оцениваемому предприятию, но и по большому числу похожих фирм-аналогов.

3. Оценщик должен сделать сложные корректировки, вносить поправки в итоговую величину и промежуточные расчеты, требующие серьезных обоснований.

Необходимые условия применения сравнительного подхода:

1. Наличие развитого фондового рынка.

2. Открытость рынка или доступность финансовой информации необходимой оценщику.

3. Наличие специальных служб накапливающих ценовую и финансовую информацию.

В зависимости от целей объекта и конкретных условий оценки сравнительный подход использует следующие методы:

Метод компании-аналога (метод рынка-капитала);

Метод рынка собственного капитала;

Метод сделок (метод продаж);

Метод отраслевых коэффициентов

Метод компании-аналога основан на использовании цен на единичную акцию аналогичных акционерных обществ, сформированных открытым фондовым рынком.

Метод рынка собственного капитала базируется на использовании цены за акцию оцениваемого предприятия на бирже, либо внебиржевых торгах.

Метод сделок ориентирован на цены приобретения предприятия в целом или контрольного пакета акций.

Метод отраслевых коэффициентов основан на использовании рекомендуемых соотношений между ценой и определенными финансовыми параметрами. Отраслевые коэффициенты рассчитаны на основе длительных статистических наблюдений специальными исследовательскими институтами за ценой продажи предприятия и его важнейшими производственно-финансовыми характеристиками.

В результате обобщения разрабатываются достаточно простые формулы определения стоимости оцениваемого предприятия.

В оценочной практике используется два типа мультипликаторов: интервальные и моментные.

К первому типу можно отнести мультипликаторы:

1) цена/прибыль,

2) цена/денежный поток,

3) цена/ дивидендные выплаты,

4) цена/выручка от реализации.

К моментным мультипликаторам относят:

1) цена/балансовая стоимость,

2) цена/ чистая стоимость активов.

Процесс формирования итоговой величины стоимости состоит из трех основных этапов:

- выбор величины мультипликатора;

- взвешивание промежуточных результатов;

- внесение итоговых корректировок.

Итоговая величина стоимости, полученная в результате применения мультипликаторов, должна быть откорректирована в зависимости от конкретных обстоятельств.

Таким образом, сравнительный подход, несмотря на достаточную сложность расчетов и анализа, является неотъемлемым приемом определения обоснованной рыночной стоимости. Результаты, полученные таким способом, имеют хорошую объективную основу, уровень которой зависит от возможности привлечения широкого круга компаний-аналогов. Следовательно, развитие оценочных услуг будет способствовать расширению сферы использования сравнительного подхода.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.