ОЦЕНКА БИЗНЕСА НА ОСНОВЕ ДОХОДНОГО ПОДХОДА
Согласно ФСО №1 утвержденного Приказом Минэкономразвития России №256 от 20.07.2007г., Доходный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от использования объекта оценки. Методы доходного подхода к оценке бизнеса основаны на определении текущей стоимости будущих доходов. Основные методы – это метод капитализации дохода; метод дисконтирования денежных потоков. При оценке методом капитализации дохода определяется уровень дохода за первый прогнозный год и предполагается, что доход будет таким же и в последующие прогнозные годы (в случае применения метода дисконтирования денежных потоков определяется уровень доходов за каждый год прогнозного периода). Если предполагается, что будущие доходы будут изменяться по годам прогнозного периода, когда предприятия реализуют влияющий на денежные потоки инвестиционный проект или являются молодыми, применяется метод дисконтирования денежных потоков. Определение стоимости бизнеса этим методом основано на дисконтировании разновременных изменяющихся денежных потоков. К основным недостаткам доходного подхода можно отнести сложность расчета ставок капитализации и дисконтирования. Определение стоимости бизнеса методом дисконтирования денежных потоков, основано на предположении о том, что потенциальный инвестор не заплатит за данный бизнес суммы больше чем текущая стоимость будущих доходов от этого бизнеса. Собственник не продаст бизнес по цене ниже текущей стоимости прогнозируемых будущих доходов. В результате взаимодействия стороны придут к взаимоотношению цены равной текущей стоимости будущих доходов. Этот метод наиболее приемлем для инвестора, который приобретает поток будущих доходов, позволяющий ему окупить вложенные средства, получить прибыль и высокое благосостояние. Основные этапы оценки предприятия методом дисконтирования денежных потоков: 1. Выбор модели денежного потока. 2 Определение длительности прогнозного периода. 3 Ретроспективный анализ и прогноз валовой выручки. 4 Анализ и прогноз расходов. 5 Анализ и прогноз инвестиций. 6 Расчеты величины денежного потока для каждого года прогнозного периода. 7 Определение ставки дисконта. 8 Расчет величины стоимости в постпрогнозный период. 9 Расчет текущих стоимостей будущих денежных потоков и стоимости в постпрогнозный период. 10 Внесение итоговых поправок. Определение конечной стоимости основано на предпосылке о том, что бизнес способен приносить доход и по окончании прогнозного периода. Предполагается, что после окончания прогнозного периода доходы бизнеса стабилизируются, и в остаточный период будут иметь место стабильные долгосрочные темпы роста или бесконечные одноуровневые доходы. Расчет стоимости в постпрогнозный период может быть произведен несколькими методами в зависимости от планируемых изменений, которые вероятны в после прогнозный период. Существуют следующие методы расчетов: - по ликвидационной стоимости – данный метод используется в том случае, если в после прогнозный период ожидается ликвидация компании с последующей перепродажей имеющихся активов. При расчете ликвидационной стоимости необходимо принять во внимание расходы, связанные с ликвидацией, и скидку на срочность (при срочной ликвидации); - по стоимости чистых активов – техника расчетов аналогична расчетам ликвидационной стоимости, но не учитывает затрат на ликвидацию и скидку за срочную продажу активов компании. Данный метод может быть использован для стабильного бизнеса, главной характеристикой которого являются накопленные активы; - метод предполагаемой продажи – состоит в пересчете денежного потока в показатели стоимости с помощью специальных коэффициентов, полученных из анализа ретроспективных данных по продажам сопоставимых компаний; - модель Гордона – капитализирует годовой доход после прогнозного периода в показатель стоимости при помощи коэффициента капитализации, рассчитанного как разница между ставкой дисконтирования и долгосрочными темпами прироста. При отсутствии темпов роста коэффициент капитализации будет равен ставке дисконтирования. Модель Гордона и метод предполагаемой продажи основаны на прогнозе получения стабильных доходов в остаточный период и предполагает, что величины амортизации и капиталовложений равны. Кроме того, в модели Гордона предполагается, что стратегия развития бизнеса не изменится. Поскольку по истечении прогнозного периода предполагается дальнейшее стабильное развитие бизнеса, при определении остаточной стоимости компании используется модель Гордона. Расчет конечной стоимости в соответствии с моделью Гордона производится по формуле: V(term) = CF (t + 1) / (K - g), где V(term) - стоимость в постпрогнозный период; CF (t + 1)- денежный поток доходов за первый год постпрогнозного периода; К - ставка дисконта; g - долгосрочные темпы роста денежного потока. Полученную таким образом конечную стоимость бизнеса на конец прогнозного периода приводят к текущим стоимостным показателям. Итоговая величина стоимости бизнеса состоит из двух составляющих: - текущей стоимости денежных потоков в течение прогнозного периода; - текущего значения стоимости в послепрогнозный период. Для определения рыночной стоимости предприятия полученная величина текущих значений денежных потоков (включая постпрогнозную стоимость) корректируется на ряд поправок: - поправка 1 – на изменение потребности в собственных оборотных средствах на первый прогнозный период; - поправка 2 – на нефункционирующий избыточный актив. Метод капитализации прибыли (денежного потока) является одним из вариантов доходного подхода к оценке бизнеса действующего предприятия. Как и другие варианты доходного подхода, он основан на базовой посылке, в соответствии с которой стоимость доли собственности в предприятии равна текущей стоимости будущих доходов, которые принесет эта собственность. Сущность данного метода выражается формулой Оцененная стоимость = Чистая прибыль или денежный поток / ставка капитализации. Метод капитализации прибыли в наибольшей степени подходит для ситуаций, в которых ожидается, что предприятие в течение длительного срока будет получать примерно одинаковые величины прибыли (или темпы ее роста будут постоянными). В отличие от оценки недвижимости в оценке бизнеса данный метод применяется довольно редко из-за значительных колебаний величин прибылей или денежных потоков по годам, характерных для большинства оцениваемых предприятий. Считаем необходимым отметить то, что все этапы управления стоимостью предприятия должны рассматриваться в комплексе или возможно создание нового метода оценки, который соединит в себе основные показатели, характеризующие оценку стоимости предприятия, из рассмотренных 3 методов. Это даст наиболее достоверную оценку и позволит рассмотреть предприятие с различных позиций: с позиции доходов, расходов и путем сравнения с другими предприятиями аналогами, которые уже существуют на рынке.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|