Проблема определения религийСтр 1 из 15Следующая ⇒
Существует большое количество подходов к определению религий. Это связано прежде всего со сложностью изучаемого явления и с его многогранностью. И не случайно проблема определения религии рассматривается в таких областях знаний как история, психология, философия, социология, и др. Не смотря на широкий спектр мнений среди ученых, большинство подходов научных к определению религий можно свести к четырем позициям (характеристикам): 1. Вера в сверхъестесственное 2. Вера в Бога 3. Культы, обряды 4. Сакрально (священное)/профанное (мирское) Первый подход – подход к религии через веру в сверхестесственное Рассматривая данное направление необходимо ответить на три вопроса: 1. Определиться с понятием «сверхестесственное» 2. Действительно ли во всех религиозных традициях присутствует вера в сверхъестественное? 3. Есть ли такие формы духовной культуры не религиозного характера, в которых так же присутствуют элементы веры в сверхъестественное. В религиоведении под термином «сверхъестественное» понимается нечто сверхприродное, сверхнатуральное или нечто трансцендентное. Имманентный (противоположно трансц). Первый.Согласно современным исследованиям, такой элемент религии как вера в сверхъестественное действительно присутствует во многих традициях, но далеко не во всех, в частности, он отсутствует в первобытной промысловой магии, которая была направлена на обеспечение жизнедеятельности коллектива. Функционирование таких магических обрядов было построено на неправильном истолковании причинно-следственной связи. Можно выделить ряд религий национального характера, в которых так же отсутствует элемент веры в сверхъестественное (Буддизм и Джайнизм). В Буддизме и Джайнизме признается существование различных божеств и духов, но именно как определенного вида живых существ наряду с людьми и животными. При этом, такие боги и духи могут так же рождаться и умирать (как и другие живые существа), обладать особыми способностями, недоступными человеку, но такие существа не оказывают принципиального воздействия на жизнь человека. Сущность буддизма и джайнизма поэтому заключается не в вере в нечто сверхъестественное, а в достижении Нирваны (высший пик духовного развития), достигнуть Нирваны может только сам человек путем самосовершенствования. Другим примером отсутствия данного элемента может являться национальная религия Китая – Даосизм. Согласно доктрине даосизма, идеалом даозской религии является ни что иное как «Естественное» или «Естественность». В даосизме так же признается существование богов и духов, но основная суть религии и философии даосизма сводится к тому, что человек должен стремиться к саморазвитию, самореализации, самосовершенствованию, то есть к слиянию с Дао (первопринцип). Даже в древних политеистических религий (египтян, греков, римлян) вера в сверхъестественное не представлена в чистом виде. Согласно верованиям египтян, боги, люди и животные обладают одной и той же природой, но в разном качественном измерении, поэтому божествам часто приписывались человеческие или животные характеристики, не только внешний вид, но и черты характера. Таким образом, наиболее полно элемент веры в сверхъестественное присутствует только в трех религиях – иудаизм, христианство и ислам. Кроме религиозной сферы можно выделить еще элементы или виды духовной культуры, где присутствуют элементы веры в сверхъестественное, например – онтологическая концепция философии Платона: Мир идей Мир материй Таким образом, вера в сверхъестественное не может рассматриваться как универсальная или уникальная. Второй подход к определению религий – вера в бога или в богов. Как отмечено выше, на примере буддизма и джайнизма, в них отсутствует такой догмат, как вера в богов, хотя и признается их существование, но при этом, сущностью религиозного учения является духовное развитие человека. В этой связи вера в бога или богов не может рассматриваться как универсальная характеристика всех религий. Она не присуща всем религиозным традициям. Третий подход к определению религий базируется на том, что всем религиям присуща система обрядовых действий и обычаев. С точки зрения современного религиоведения, культ в той или иной форме представлен практически во всех религиозных системах, но в то же время, данная характеристика не может считаться уникальной для религии, это связано с тем, что существует не только религиозный культ, но и политический, военный и гражданский. Четвертый подход к определению религий стал разрабатываться Э. Фюркгейм, М. Вебер, но наибольший вклад внес Мирча Элиаде Суть подхода исследователя заключается в том, что каждая религия характеризуется наличием оппозиции или противопоставления сакрального/профанного (в религиозной системе есть четкое деление на мир священного и есть мир мирской обыденности). В то же время, современные исследователи указывают на то, что не во всех религиях прослеживается чёткая грань между сакральным и обыденным. В представлениях древних египтян все живые существа (животные, люди и боги) обладают одной и той же природой (сущностью), а соответственно, обладают одной и той же сакральностью, нов в то же время, степень сакральности у них различна: у божеств она достигает высших характеристик, поэтому они обладают сверхвозможностями. У людей степень сакральности ниже, а у животных низшая степень сакральности. В религии, в частности древних египтян, нет четкого противопоставления между миром священного и миром обыденного. Подход к определению религий: 1. Е. А. Торчинов (СПБ). С точки зрения Торчинова, религия – это комплекс представлений верований, доктрин, элементов культа, базирующихся на трансперсональном переживании. То есть, в религии важен именно личный религиозный опыт, а не общий. 2. Яблоков (Мск). С точки зрения Яблокова и его сторонников, религия – это одна из сфер духовной жизни, способ практически духовного освоения мира человеком, социальной группой или обществом. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|