Здавалка
Главная | Обратная связь

Дефицит бюджетов и источники его финансирования



Государственные и муниципальные финансы

 

04/09/12

Сбалансированность бюджетов

Дефицит бюджетов и источники его финансирования

 

Бюджет – главный финансовый план страны, главная функция – централизованный сбор денежных средств и исполнение расходных обязательств.

Сбалансированность бюджета отражает состояние должного соответствия между доходной и расходной частями бюджета. Сбалансированность – идеальное состояние бюджета, к которому на практике объективно достигается очень редко и на очень короткий срок, как всякое идеальное состояние. Нормальным рабочим состоянием бюджета является превышение доходов над расходами или наоборот.

Дефицит (ст. 6 БК РФ) – определенное превышение доходов над расходами, явление такое же объективное, как кредитные отношения. При этом дефицит не должен порождать инфляцию. Дефицит означает недостаток средств у государства для исполнения им своих обязательств, который должен быть восполнен, и государство в законодательном порядке определяет источники финансирования и их размеры.

Источники финансирования дефицита бюджета, так же как доходы и расходы многообразны и должны быть классифицированы. В ст. 19 БК РФ определено, что в состав бюджетной классификации входит классификация источников финансирования дефицита бюджета. Различают внешние и внутренние источники финансирования.

Источники внутреннего финансирования:

1. Государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ (в основном это облигации разного достоинства);

2. Кредиты кредитных организаций в валюте РФ;

3. Бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы (не трансферты!);

4. Кредиты международных финансовых организаций в валюте РФ;

5. Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета (то, что осталось с прошлого года);

6. Иные источники.

Источники внешнего финансирования:

1. Государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;

2. Кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты в иностранной валюте;

3. Кредиты кредитных организаций в иностранной валюте;

 

Количественные характеристики источников финансирования бюджета определены в разделе 4 БК РФ «Сбалансированность бюджетов».

Ст. 92 «Дефицит Федерального бюджета» касается не содержания, а количественной характеристики верхнего предела дефицита и определения финансовых средств, которые не могут быть источником финансирования дефицита.

Дефицит Федерального бюджета, (п.1 ст. 92) не может превышать размер ненефтегазового дефицита Федерального бюджета.

Ненефтегазовый дефицит (ст. 96.7 БК РФ) – разница между объемом доходов Федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов и доходов от управления средствами резервного фонда и фонда национального благосостояния и общим объемов расходов Федерального бюджета в соответствующем финансовом году. [Ненефтегазовые доходы - расходы].

Во 2 части ст. 96.7 – определено, что дефицит не должен превышать 4,7% от прогнозируемого ВВП на соответствующий финансовый год. (Не работает до 2015 г.)

05/09/12

 

В 3 части ст. 96.7 установлены источники покрытия (финансирования) ненефтегазового дефицита:

· Нефтегазовый трансферт;

· Источники финансирования дефицита Федерального бюджета.

Нефтегазовый трансферт (ст. 96.8 БК РФ) – часть средств Федерального бюджета, используемых для финансирования ненефтегазового дефицита за счет нефтегазовых доходов Федерального бюджета и средств резервного фонда. Потолок нефтегазового трансферта 3,7%.

Часть 2 ст. 96.8 устанавливает величину нефтегазового трансферта – это абсолютная величина, исчисляемая как 3,7% ВВП на очередной финансовый год (правило начинает действовать только с 01.01.2015 г.)

Нефтегазовые доходы (ст. 96.6 БК РФ) – доходы Федерального бюджета от уплаты:

· Налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья;

· Вывозных таможенных пошлин на сырую нефть;

· Вывозных таможенных пошлин на природный газ;

· Вывозных таможенных пошлин на товары, выработанных из нефти.

Отличительной особенностью нефтегазовых доходов является строго целевой характер их использования – они используются только для финансового обеспечения нефтегазового трансферта и для формирования резервного фонда и фонда национального благосостояния (действие данной части статьи вступает в силу с 01.01.2015 г.).

[ФЗ № 245 от 30.09.2010 г. с последними изменениями от 28.07.2012 г. – поправка была сделана насчет срока 01.01.2015 г. – раньше срок был 01.01.2014 г.]

Учет и расчет нефтегазовых доходов – 96.12 БК РФ

Постановление от 17.12.2007 № 892 «О проведении расчета и перечислении средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов Федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств резервного фонда и фонда национального благосостояния».

Это постановление утвердило, что правила проведения расчетов и перечисления средств в связи с формированием и использованием в соответствии с БК РФ нефтегазовых доходов, нефтегазового трансферта, средств резервного фонда и фонда национального благосостояния.

 

Резервный фонд и фонд национального благосостояния – два преемника стабилизационного фонда. С 2004 по 2007 годы в БК РФ была глава 13.1 «Стаб. Фонд», назначение СФ – гарантии от рисков, связанных с нестабильностью получения нефтегазовых доходов. Средства СФ сверхбазового объема должны были направляться ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на замещение источников внешнего финансирования или досрочное погашение государственного внешнего долга (данное назначение было определено в послании Президента РФ, эта установка осталась до сих пор при формировании резервного фонда и фонда национального благосостояния). Необходимо проводить четкое разделение между средствами, резервируемыми в СФ для минимизации отрицательных последствий падения цен на нефть и газ и ресурсами сверх этого объема (фонд будущих поколений).

В 2007 году в рамках реализации послания Президента СФ был заменен на резервных фонд и фонд национального благосостояния.

Резервный фонд (определение БК РФ) – часть средств Федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения нефтегазового трансферта, только в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта. Признаки резервного фонда – обособленный учет и управление, целевое расходование и принцип резервности – только в случае необходимости.

ФЗ о Федеральном бюджете на очередной финансовый год (ФБ на 3 года – один текущий и 2 плановых) устанавливает величину резервного фонда в абсолютном значении – 10% от запланированного ВВП.

В части 3 ст. 96.9 определено за счет чего формируется резервный фонд:

· За счет нефтегазовых доходов Федерального бюджета в объеме, превышающем величину нефтегазового трансферта при условии что накопленный объем резервного фонда не превышает его нормативной величины (не должен быть больше 10% ВВП); Нефтегазовые доходы = Нефтегазовый трансферт + остаток (остаток идет на резервный фонд, но только 10% от ВВП, остальные средства идут в фонд национального благосостояния)

· Доходы от управления средствами резервного фонда.

 

Фонд национального благосостояния (ст. 96.10 БК РФ) – часть доходов Федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан и обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ.

Фонд национального благосостояния формируется за счет нефтегазовых доходов Федерльного бюджета, в объеме, превышающий объем нефтегазового трансферта, но только в случае если накопленный объем средств резервного фонда достигнет нормативной величины.

 

Преобразование стабилизационного фонда в резервный фонд и фонд национального благосостояния обосновано необходимостью обеспечить устойчивость бюджетных расходов независимо от конъюнктуры рыночных цен.

Особая природа нефтегазовых доходов определяет необходимость специального режима управления ими, направленного на обеспечение долгосрочной макроэкономической стабильности. Ключевые задачи такого управления – поддержание устойчивого уровня государственных расходов и частного потребления на постоянном уровне длительное время и предотвращение отрицательных колебаний макроэкономических показателей.

 

Глава 13.2 определила новый порядок использования нефтегазовых доходов, в соответствии с которым эти доходы распределяются по 3 направлениям:

1. Резервный фонд – минимизация рисков падения цен на нефть;

2. Идет в федеральный бюджет для выполнения масштабных социальных программ;

3. Фонд национального благосостояния.

Средства этих фондов могут использоваться только на замещение внутренних и внешних источников финансирования дефицита Федерального бюджета и погашения долга РФ.

В ст. 96.11 БК РФ установлено, что средства этих фондов Правительство может размещать на финансовых рынках, в государственных ценных бумагах, валютных вкладах. Управление этими средствами может осуществлять Министерство Финансов в порядке, установленном Правительством РФ.

Такой способ резервирования бюджетных доходов для погашения дефицита бюджета – это особенность российского формирования источников финансирования.

Основные способы финансирования дефицита государственного бюджета в других странах:

1. Дополнительные налоговые поступления от принятия новых законодательных решений и улучшение налогового администрирования;

2. Займы на внутреннем и внешних рынках;

3. Кредиты;

4. Кредитно-денежная эмиссия;

5. Использование переходящих или временно свободных остатков бюджетных средств на счетах казначейства;

6. Привлечение средств резервных фондов.

 

Задание на семинар:

· Перефразировать источники формирования резервного фонда;

· Подготовить тему из прошлого семестра: бюджеты РФ (федеральный, региональный, местный)

 

 

11/09/12

 

При определении источников финансирования мы ссылаемся на ст. 23 (статья о классификации).

В соответствии со ст. 94 источники финансирования Федерального бюджета разделены на основные и иные.

Основные средства – средства от размещения государственных ценных бумаг, бюджетных кредитов, кредитов кредитных организаций и международных финансовых организаций. [если еще более укрупненно – основные источники – это займа и кредиты]

Кредиты – заемные средства, получаемые на основе договоров и соглашений. Займы в основном осуществляются в форме ценных бумаг.

Если рассматривать действия названных источников в динамике, то возникает вопрос не только о размещении государственных ценных бумаг, но и об их погашении. С учетом реального движения денежных средств – источников финансирования дефицита правомерно говорить не о размещенных государственных ценных бумагах, а о «разнице между средствами поступившими от размещения, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ и средствами, направленными на их погашение.

Так же определены и 2, 3 и 4 источники финансирования дефицита - разница между полученными и погашенными бюджетными кредитами, разница между полученными и погашенными кредитами кредитных / международных организаций.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.