Здавалка
Главная | Обратная связь

Экономическая сущность и назначение государственного кредита



 

Кредитный механизм – объективно необходимый экономический инструмент, опосредующий движение денежных средств государства.

Он необходим также как кредит в товарно-денежных отношениях, но в силу особой социально-экономической роли государства государственный кредит имеет свои особенности.

Необходимость появления состоит в обязанности государства исполнять свои функции непрерывно в том числе и в случае недостаточности поступления в бюджет средств и образования дефицита бюджета.

Возможность появления и сущности государственного кредита определяется тем, что государство в силу свой социально-экономической природы (наличие аппарата принуждения) может сформировать денежные средства и использовать из для покрытия недостающих ему денежных средств.

Кроме этого, наличие таких возможностей у государства означает:

· наличие временно свободных денежных средств у физ. и юр. лиц и других субъектов финансовых отношений;

· наличие доверия государству по обеспечению выплаты им своих долговых обязательств;

 

Государство может и должно выступать в качестве заемщика и кредитора.

Денежные средства, в которых государство выступает заемщиком, кредитором и гарантом представляет собой государственный кредит. Государственные кредиты строятся на основе платности, срочности и возвратности.

 

25/09/12

 

Государство выступает как заемщик, кредитор и гарант в связи со своим федеративным устройством.

Государственные и муниципальные кредиты – это совокупность экономических отношений между государством и экономическими субъектами по повожу форм и исполнения государственного ссудного фонда.

Кредиты и государственный кредит соотносятся между собой как общее и частное.

Государственный кредит имеет все признаки кредитам и одновременно особенности, которые его выделяют в отдельный, самостоятельный вид кредита.

Сущность государственного кредита проявляется в его функциях:

· распределительная;

· регулирующая;

· контрольная.

Распределительная функция заключается в распределении вновь созданной стоимости на основе принципов возвратности, платности, срочности.

Государство в этой функции выступает финансовым посредником в распределении и перераспределении временно свободных средств субъектов в пользу других субъектов, которым требуются дополнительные денежные средства.

Социально-экономическое проявления распределительной функции заключается:

· в выплате кредиторам РФ их доходов за счет бюджетных средств, то есть за счет всех налогоплательщиков;

· в распределении последствий принятых решений между нынешними и следующими поколениями.

 

Распределительная функция определяет регулирующую функцию, которая определяется тем что государство воздействует на:

· объем денежной массы в обращении;

· уровень % ставок на рынке денег и капитала;

· темпы экономического роста;

· занятость;

· уровень ликвидности банка.

 

Используя государственный кредит государство может осуществлять социальную и экономическую политику.

Регулирующая функция кредита имеет две стороны:

· экономическая – состоит в формировании экономических пропорций: воспроизводственных, территориальных, отраслевых. Государственный кредит может расти, но при этом смягчать экономические колебания;

· социальная сторона связана с воспроизводством рабочей силы за счет поддержания социальных целей государства:

o здравоохранения;

o образования;

o социального страхования;

o создания рабочих мест;

o снятие социальной напряженности.

 

Контрольная функция осуществляется:

· за соблюдением кредитного договора;

· за целевым использованием денежных средств заемщиков (кредитные средства только на покрытие дефицита);

· за движением денежных потоков в сфере государственного кредита.

 

В кредитном договоре обязательны должны быть указаны:

· предмет;

· срок;

· сумма платежа.

 

Государственный кредит во всех своих видах (заемный, кредитный, гарантийный) неизбежно становится частью не только централизованных средств, но и всех национальных ресурсов. И поэтому оказывает влияние на состояние денежного обращения, состав и структуру финансовых рынков, на уровень % ставок и уровень инфляции, при этом влияние может быть позитивным и негативным.

Положительное воздействие государства как заемщика проявляется в том что государство пополняет государственные ресурсы финансирует дефицит бюджета и социальных программ.

Отрицательное воздействие: вытеснение с финансового рынка других заемщиков, негативное воздействие на инвестиционный процесс.

Политическое воздействие государства на кредитора – способствует росту экономики, оказывает финансовую поддержку отраслям и территориям. Отрицательное воздействие проявляется в стимулировании инфляции.

 

Как категория государственный кредит отражает одновременно отношения возникающие во время форм публичных финансов и одновременно отражает отношения возникающие в результате кредитных отношений.

Таким образом, государственный кредит является специфической самостоятельной частью финансов. Как органичная часть государственных финансов государственный кредит имеет общие черты с налогами и обязательными платежами, такие как:

· учет в формировании использовании централизованных денежных средств;

· участие в распределении и перераспределении ВВП;

· субъектом отношений является государство;

· целью является формирование фондов денежных средств;

· выражаются в форме кредитных потоков (кредитных платежей).

Особенности кредита:

· привлечение денежных средств осуществляется на возвратной и возмездной основе;

· движение денежных средств при кредитовании осуществляется в прямом и обратном направлении;

· государственный кредит по своей природе имеет добровольный характер во всех формах;

· государственный кредит носит разовый (ситуационный) характер;

· денежные средства, привлеченные по государственному кредиту не имеют конкретного целевого назначения (поступают в распоряжение исполнительных органов власти);

· кредитные средства являются дополнительными финансовыми ресурсами для погашения дефицита (то есть средства попадают в бюджет и только в него) – ст. 113 БК РФ;

· источником погашения государственного кредита служат средства бюджета или новые государственные займы;

· посредством государственно-кредитных отношений государство может осуществлять бюджетную и денежно-кредитную функции, относящиеся к исключительным функциями государства;

· государственный кредит гарантируется всем национальным богатством государства;

· отношения по поводу государственного кредита возникают только в процессе финансово-правовой деятельности государственной и муниципальной власти.

 

26/09/12

 

Постановление Правительства РФ от 17.12.2007 года № 892 «О проведении расчетов и перечисления средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния».

 

 

02/10/09

Государственный займ – самостоятельный вид государственных заимствований.

Ст. 98 БК РФ устанавливает структуру государственного долга по видам обязательств, одно из них называется – обязательство по государственным ценным бумагам, выпущенными РФ.

Этот вид долговых обязательств регламентируется:

· ГК РФ глава 7, 42;

· ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

· ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных ценных бумаг»;

· Постановление Правительства РФ от 15.05.1995 № 458 «О генеральных условиях эмиссии и обращения облигаций»;

· Положение «Об обслуживании и обращении выпусков государственных ценных бумаг»;

· Решение Банка России № 219-П;

· ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления» от 25.01.1997.

 

Понятия

 

Ценная бумага – обособленный документ установленной формы с обязательными реквизитами. Этот документ представляет собой материальное выражение письменной формы сделки (договор), где реквизиты подобны условиям договора.

Ст. 142 ГК РФ устанавливает, что ценной бумагой является документ удостоверяющий права, осуществление и передача которых возможны только при его предъявлении. Утрата документа влечет потерю права требования по этой ценной бумаге.

Ценная бумага – это объект гражданских прав, отнесенный ГК РФ к категории вещей (ст.148 ГК РФ).

Для возникновения отношений по поводу ценных бумаг недостаточно просто выпустить «бумажки», необходимо наделить субъективными правами конкретного субъекта.

Первый субъект – первый собственник ценной бумаги – лицо, создавшее ее (эмитент). В отношении такого объекта эмитент обладает полноценными вещными правами, одной из характеристик которого является их абсолютный характер.

Именно это состояние присвоенности как объекта, и позволяет эмитенту выпускать ее в различных отношениях с другими участниками гражданского оборота определяя, в дальнейшем, ее судьбу.

Способ фиксации субъективного гражданского права и есть ценная бумага. Существует 2 способа фиксации:

· Классические ценные бумаги – способ фиксации – собственно бумага;

· Бездокументарная ценная бумага – запись в реестре.

 

Ст. 816 ГК РФ определяет ценную бумагу и выделяет облигацию, как самый распространенный вид ценных бумаг.

Часть 4 ст. 816 ГК РФ содержит определение облигации – это ценная бумага, удостоверяющая права ее владельца на получение от лица выпустившего облигацию ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента, а также право на фиксированный в ней % от номинальной стоимости, либо иные имущественные права, предусмотренные ценной бумагой в установленные на ней сроки.

Выпуск и продажа облигаций по ГК РФ – это способ заключения договора займа.

Обращение ценных бумаг – это заключение гражданско-правовых сделок в текущем переходе права собственности на ценные бумаги.

Публичное обращение ценных бумаг – это обращение ценных бумаг на организованных торгах или обращение ценных бумаг путем предложения ценных бумаг неограниченному числу лиц.

Обращение ценных бумаг начинается когда эмитент передает право на созданную ценную бумагу путем совершения им гражданско-правового действия.

Признаки ценной бумаги:

· Литеральность – возможность требовать только то, что прямо указано в ЦБ. Несоблюдение формы, отсутствие обязательных реквизитов влечет ее ничтожность (ст. 144 ГК РФ);

· Особый способ презентации (представления) права – предъявление ЦБ;

· Легитимация – ЦБ устанавливается (признается) правообладателем лицо, владеющее ЦБ;

· Недопустимость отказа от исполнения обязательств по ЦБ (со ссылкой на любые основания);

· Автономность права, выраженного в ЦБ – лицо, приобретшее на законных основаниях ЦБ, приобретает права на нее, не зависящие от прав своего предшественника.

Классификация ЦБ:

1. По способу легитимации (у правомочного лица):

a. Предъявительские – право устанавливается по одному факту предъявления;

b. Именные – правообладатель непосредственно назван в ЦБ (передача права производится в порядке, установленном для уступки права требования);

c. Ордерные – разновидность именной ЦБ, правообладатель которой может распоряжаться ей самостоятельно или назначить своим распоряжением иное уполномоченное лицо, это распоряжение правообладатель осуществляет путем осуществления передаточной надписи на самой ЦБ (индоссамент).

2. По содержанию удостоверенных прав:

a. Денежные – фиксируют право требования уплаты денежных средств (вексель, облигация);

b. Товарораспределительные – фиксируют права на определенные вещи (закладная);

c. Корпоративные – права на участие в делах компании (акция).

3. По обязанным лицам (по лицам, которые обязаны вернуть заемные средства и обслужить долг):

a. Государственные и муниципальные ЦБ;

b. Частные ЦБ физических и юридических лиц.

4. По способу фиксации удостоверенных прав:

a. Документарные (бумажные);

b. Бездокументарные (на основании записи счетов).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.