Здавалка
Главная | Обратная связь

Отношение к институту семьи в первое десятилетие после захвата власти в стране коммунистами




В отношении института семьи партийное руководство страны заняло враждебную позицию. Коллонтай A. M., главная по женскому вопросу в партии большевиков в начале 1920-х, заявляла:
"Коммунистическое хозяйство упраздняет семью, семья утрачивает значение хозяйственной ячейки с момента перехода народного хозяйства в эпоху диктатуры пролетариата…" [Коллонтай А. М. Труд женщины в эволюции хозяйства. - Лекции, прочитанные в Университете имени Я.М.Свердлова. М., 1923. Стр. 87]
"Семья, воспитывая и утверждая эгоизм, ослабляет скрепы коллектива и этим затрудняет строительство коммунизма". [Коллонтай А. М. Тезисы о коммунистической морали. - Коммунист. 1921. № 12. Стр. 29]
"Теперь, при переходе к социализму, домашнее хозяйство является вредным пережитком старины", "семья как хозяйственная единица с точки зрения народного хозяйства должна быть признана не только беспомощной, но и вредной" [Коллонтай A. M. Семья и коммунистическое государство. Киев, 1919. Стр. 23-25].

И.Ф.Арманд, предшественница Коллонтай на посту заведующей женотделом ЦК РКП (б), умершая в 1920-м году, била в ту же точку:
"Сугубые мещане хотели сохранить семью. Но речь идет о революции самого института семьи. Ибо нельзя провести всеобщей трудовой повинности, не освободив женщину от печного горшка" [Арманд И. Ф. За социальную переделку быта. - Работница. 1920. № 4. Стр. 3]. А также: "Сейчас лучше пострадать со старыми мочалками, утюгами, сковородами, с тем, чтобы имеющиеся средства и силы бросить для устройства общественных учреждений, которые упразднят семейный быт" [Цит. по: Семейная политика в СССР. М., 1997. 196 с.].

Как видим, эти высказывания повторяются независимо от личности руководителя, следовательно, представляют собой политическую линию. Это не удивительно, так как ещё в XIX ст. Ф.Энгельс, непререкаемый авторитет для коммунистов, предсказал в своей работе "Происхождение семьи...", что "в будущем социалистическом обществе... должна отмереть и семья". Поскольку коммунисты в России должны были доказать всему миру, что они строят не что-нибудь, а социализм, они пунктуально внедряли все теории Маркса и Энгельса в практику.

Место семьи, по убеждению коммунистов, должен занять трудовой коллектив и отношения товарищества внутри прогрессивного класса пролетариата. Вместо мещанского быта - общежития, общие столовые, детсады и ясли, общие прачечные. Новые дома строились в виде общежитий, без кухонь, с одним общим туалетом, жильцы должны были питаться в столовых. Такие дома до сих пор стоят в Харькове в районе ХТЗ, это не миф.

Однако, по цитатам из статей и книг 1920-х годов, изданных в России, нельзя судить, насколько широко практически распространился коммунистический эксперимент, насколько был успешным. Есть основания полагать, что новое, к счастью для населения, внедрялось со скрипом, и традиционная семья в основном оставалась.

В 1924 году известный идеолог тех лет по половому вопросу Залкинд А. Б. замечает в своей брошюре: "Одной из предпосылок ему служило, между прочим, и то соображение, что в переходный период революции семьяещё не погибла". [Залкинд А. Б. Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата. - Брошюра "Революция и молодежь", изд. Коммунистического Университета им. Я. М. Свердлова, 1924.]

Какое отношение к матриархату имеет политика фактического уничтожения семьи? Самое прямое. С одной стороны, предполагают уничтожение "буржуазной семьи", то есть обычной семьи, которая была на самом деле не только при "буржуазном строе", но и при феодализме, и в примитивных обществах на поздних стадиях развития. С другой стороны, прекращения деторождения не ожидают, наоборот, озабочены "евгенированием" ("у революционного класса, спасающего от погибели все человечество, в половой жизни содержатся исключительно евгенические задачи, то есть задачи революционно-коммунистического оздоровления человечества через потомство" [Залкинд А. Б. Двенадцать половых...]). В таком случае, где будут рождаться дети? Очевидно, вне семьи, в коллективе, в результате пролетарского промискуитета, группового брака, как это делается у дикарей или в стаях бродячих собак на улицах городов. Рождённые в результате "свободной любви", такие дети будут материнскими.

Коммунисты вполне сознательно шли на создание дефицита простейших бытовых товаров - они были очень озабочены уничтожением семейного быта, хозяйственной функции семьи, в которую включалась даже готовка еды, стирка, глажка белья, не говоря уж о производстве семьёй товаров на продажу. Подруга Ленина Арманд не случайно писала: "Сейчас лучше пострадать со старыми мочалками, утюгами, сковородами". Да, действительно, вплоть до 1960-х годов страдали: для молодожёнов проблемой было так сразу, когда понадобилось, купить обычную сковородку, чайник... Всё это покупалось всю жизнь по случаю, передавалось от родителей детям... Но о том, что чугунная, лучшая по своим свойствам в сравнении с другими материалами, сковородка была неизвестна в СССР, должны знать и современные люди, выросшие в сравнительной роскоши: чугунные сковородки появились в продаже только в середине 1990-х годов. Вообще же выпуску товаров народного потребления в СССР стали уделять какое-то внимание только в 1960-70-е годы, когда перестали бояться "буржуазности", но и тогда сохранялись недостатки многих товаров, а реликты прежних времён, такие как академик Амосов, продолжали обличать потребительство, мещанство, продолжали призывать к сознательности и аскетизму.

Впоследствии отношение власти к семье в СССР изменялось, уже в 1930-е годы, о чём подробнее сказаноздесь: "Л.Д.Троцкий о семейной политике", но допущение элементов "буржуазности" не могло искоренить ту базу, которая была заложена в самом начале существования этого государства. Разные "линии" отношения к семье продолжали существовать, вступая друг с другом в противоречие.

Промискуитет

 

 
Б.М.Кустодиев. Матрос и милая. 1921  
 
Б.М.Кустодиев. Матрос и милая. 1920  
 
В. Лебедев, из серии "Панель революции" То, что надо! 1923  
 
Трое. 1922  

Что на этом фоне происходило с женщинами и мужчинами в первые годы после революции в общем остаётся неизвестным, но по отдельным деталям, которые встречаются там и сям, можно судить. Интересный обзор - в книге И.Р.Шафаревича "Социализм как явление мировой истории", в главе "Воплощение социалистического идеала. - Семья". Здесь говорится о коммунах, призывах к свободной любви, разрушении семьи, росте сожительств и их следствии - росте детской "беспризорщины". Глава завершается цитатой из выступления участника Всероссийского исполкома (1925г.):
"...если мы пойдём таким путём, я опасаюсь, мы всю Россию превратим в сплошной всенародный брак".

В стране процветала "любовь" за деньги или иные услуги - проституция:
"Как явствует из намеченной выше беглой картины, положение борьбы с проституцией в Советской России печальное: борьба, в сущности, только начата. ... Голод и всеобщая скудость, невежество и унаследованная от прошлого пассивность, слабая способность к организации и мещанский дух еще долгие годы будут омрачать русское небо. С этим вместе долго еще будет разъедать тело и душу страны проституция — но все же, повторяем, условия для успешной борьбы даны в современной России." [Василевский Лев Маркович, Василевская Лидия Абрамовна. Проституция и новая Россия. Тверь, 1923]

Продолжался характерный для всех классов России промискуитет (в быту называемый развратом), усугубляемый пьянством и вседозволенностью низших слоёв населения, созданной социализмом. Начало этой вседозволенности знаменитый в своё время писатель И.А.Родионов в повести "Наше преступление" (СПб., 1909) относит ко времени реформ 1860-х годов, которые были годами прихода в Россию социализма (земство, т.е система демократии в городах и на селе, т.е. социализм).

В 1920-х комсомол упражнялся в насаждении половой распущенности.

"Нам сообщают из Бийского уезда (Сибирь), что там комсомольцы не пользуются почетом у крестьянства только потому, что эти комсомольцы, вместо того, чтобы поднимать общий культурный уровень деревенского молодняка, занялись пропагандой "свободной любви".

Насколько велик уклон некоторых товарищей в сторону форсирования полового вопроса, указывает хотя бы такой факт. Ячейка ВЛКСМ литейного цеха Людиновского завода (Брянская организация) постановила по докладу "О половых сношениях" следующее: "Половых сношений нам нельзя избегать. Если не будет половых сношений, то не будет и человеческого общества". Под видом сохранения "человеческого общества" ячейка ВЛКСМ литейного цеха выносит категорические резолюции о необходимости половых сношений".
[С. Григоров и С. Шкотов. Старый и новый быт. М.-Л., Молодая гвардия, 1927]

""Не прелюбы сотвори" – этой заповеди часть нашей молодежи пыталась противопоставить другую формулу – "половая жизнь – частное дело каждого", "любовь свободна", – но и эта формула неправильна. ...Пролетариат имеет все основания для того, чтобы вмешаться в хаотическое развертывание половой жизни современного человека. ... Половая жизнь перестает быть "частным делом отдельного человека"... и превращается в одну из областей социальной, классовой организации".
[Залкинд А. Б. Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата. - Брошюра "Революция и молодежь", изд. Коммунистического Университета им. Я. М. Свердлова, 1924.]

Половая распущенность молодёжи вызывала беспокойство властей страны. Об этом беспокойстве можно судить по цитатам из ряда статей и брошюр тех лет. Так, вся статья Залкинда, цитированная ранее, посвящена проповеди необходимости ограничения половых связей в социалистическом обществе, поскольку излишняя трата сил на половые развлечения снижает трудовую активность пролетариата на производстве, ослабляет борьбу за построение нового общества.

Равноправие

 

 
"Да здравствует равноправная женщина СССР!". Плакат 1938 г. Обратите внимание на мужеподобную внешность и казачью причёску женщины справа.  

О женщинах, воевавших в составе банд в годы революции 1917-21 можно узнать из лучшей книги о гражданской войне - романа А.Весёлого "Россия, кровью умытая". Мирные женщины не отставали от бандиток - в том же романе казачки убивают военных мужчин, попавших в казачью станицу. В одном из романов К.Федина есть упоминание о случае, когда разъярённые дамы закололи зонтиками красноармейца. Советский публицист Ф.М.Бурлацкий сообщает в книге "Мао Цзе-Дун" о своих родителях, что "мать была дочерью деревенского кузнеца и успешно воевала в составе боевых отрядов большевиков, а отец – потомственный интеллигент, успевший не только закончить гимназию, но и два курса консерватории".

Равноправное положение женщины в Советском Союзе было закреплено статьей 122 Конституции СССР:

"Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни. Возможность осуществления этих прав женщин обеспечивается предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, государственной помощью многодетным и одиноким матерям, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских яслей и садов".

Фактически в статье сталинской конституции идёт речь не только о равных правах, но и об установлении привилегий женскому полу: говорится об охране интересов матери и ребёнка, помощи одиноким матерям, и не говорится об охране интересов отцов и ребёнков, ни слова о помощи одиноким отцам. В первых же заявлениях советской власти звучало противопоставление мужчин женщинам, и такое противопоставление закреплено в конституции: упорно избегают говорить о правах родителей, о помощи родителям, но настойчиво сегрегируют женский и мужской пол и противопоставляют их. К тому же тон статьи в смысле защиты прав женщин от мужчин был излишним: рядовые мужчины в СССР и без того не имели возможности покушаться на "оплату труда, отдых, социальное страхование и образование" женщин в условиях, когда всё в стране было огосударствлено и человек был лишь винтиком, от которого мало что зависело.

Декларации не оставались пустыми словами, а подкреплялись материально. Была создана огромная система охраны здоровья женщин, система акушерско-гинекологических учреждений и т.п. (она существует и поныне). Женщины пользовались равным с мужчинами избирательным правом (Статья 135 Конституции СССР), равным доступом к образованию, государственным и выборным должностям. Женщины наравне с мужчинами трудились в промышленности, науке, расценки труда были одинаковыми для всех полов, и зависели только от квалификации. Законодательство в СССР не допускало никакой дискриминации женщин. В стране функционировали женские организации, женотделы в составе парторганов в областях и городах, мужских организаций не было, что само по себе уже было дискриминацией мужчин.

 
"Фашизм — злейший враг женщин". Плакат. Автор: Ватолина Н.Н., 1941  

8 июля 1944 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства"".

К началу Великой Отечественной войны половая сегрегация пустила настолько глубокие корни в советском обществе, что апартеидное мышление советских женщин позволило одной из художниц создать патриотический плакат "Фашизм - злейший враг женщин". Это происходило в годы Войны, когда, казалось бы, должно было произойти единение всего народа. Невозможно представить плакат с названием "Фашизм - злейший враг мужчин"...

Следующий, главный этап матриархата СССР, начался с 1955 года, об этом сказано далее.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.