Отношение к институту семьи в первое десятилетие после захвата власти в стране коммунистами
И.Ф.Арманд, предшественница Коллонтай на посту заведующей женотделом ЦК РКП (б), умершая в 1920-м году, била в ту же точку: Как видим, эти высказывания повторяются независимо от личности руководителя, следовательно, представляют собой политическую линию. Это не удивительно, так как ещё в XIX ст. Ф.Энгельс, непререкаемый авторитет для коммунистов, предсказал в своей работе "Происхождение семьи...", что "в будущем социалистическом обществе... должна отмереть и семья". Поскольку коммунисты в России должны были доказать всему миру, что они строят не что-нибудь, а социализм, они пунктуально внедряли все теории Маркса и Энгельса в практику. Место семьи, по убеждению коммунистов, должен занять трудовой коллектив и отношения товарищества внутри прогрессивного класса пролетариата. Вместо мещанского быта - общежития, общие столовые, детсады и ясли, общие прачечные. Новые дома строились в виде общежитий, без кухонь, с одним общим туалетом, жильцы должны были питаться в столовых. Такие дома до сих пор стоят в Харькове в районе ХТЗ, это не миф. Однако, по цитатам из статей и книг 1920-х годов, изданных в России, нельзя судить, насколько широко практически распространился коммунистический эксперимент, насколько был успешным. Есть основания полагать, что новое, к счастью для населения, внедрялось со скрипом, и традиционная семья в основном оставалась. В 1924 году известный идеолог тех лет по половому вопросу Залкинд А. Б. замечает в своей брошюре: "Одной из предпосылок ему служило, между прочим, и то соображение, что в переходный период революции семьяещё не погибла". [Залкинд А. Б. Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата. - Брошюра "Революция и молодежь", изд. Коммунистического Университета им. Я. М. Свердлова, 1924.] Какое отношение к матриархату имеет политика фактического уничтожения семьи? Самое прямое. С одной стороны, предполагают уничтожение "буржуазной семьи", то есть обычной семьи, которая была на самом деле не только при "буржуазном строе", но и при феодализме, и в примитивных обществах на поздних стадиях развития. С другой стороны, прекращения деторождения не ожидают, наоборот, озабочены "евгенированием" ("у революционного класса, спасающего от погибели все человечество, в половой жизни содержатся исключительно евгенические задачи, то есть задачи революционно-коммунистического оздоровления человечества через потомство" [Залкинд А. Б. Двенадцать половых...]). В таком случае, где будут рождаться дети? Очевидно, вне семьи, в коллективе, в результате пролетарского промискуитета, группового брака, как это делается у дикарей или в стаях бродячих собак на улицах городов. Рождённые в результате "свободной любви", такие дети будут материнскими. Коммунисты вполне сознательно шли на создание дефицита простейших бытовых товаров - они были очень озабочены уничтожением семейного быта, хозяйственной функции семьи, в которую включалась даже готовка еды, стирка, глажка белья, не говоря уж о производстве семьёй товаров на продажу. Подруга Ленина Арманд не случайно писала: "Сейчас лучше пострадать со старыми мочалками, утюгами, сковородами". Да, действительно, вплоть до 1960-х годов страдали: для молодожёнов проблемой было так сразу, когда понадобилось, купить обычную сковородку, чайник... Всё это покупалось всю жизнь по случаю, передавалось от родителей детям... Но о том, что чугунная, лучшая по своим свойствам в сравнении с другими материалами, сковородка была неизвестна в СССР, должны знать и современные люди, выросшие в сравнительной роскоши: чугунные сковородки появились в продаже только в середине 1990-х годов. Вообще же выпуску товаров народного потребления в СССР стали уделять какое-то внимание только в 1960-70-е годы, когда перестали бояться "буржуазности", но и тогда сохранялись недостатки многих товаров, а реликты прежних времён, такие как академик Амосов, продолжали обличать потребительство, мещанство, продолжали призывать к сознательности и аскетизму. Впоследствии отношение власти к семье в СССР изменялось, уже в 1930-е годы, о чём подробнее сказаноздесь: "Л.Д.Троцкий о семейной политике", но допущение элементов "буржуазности" не могло искоренить ту базу, которая была заложена в самом начале существования этого государства. Разные "линии" отношения к семье продолжали существовать, вступая друг с другом в противоречие. Промискуитет
Что на этом фоне происходило с женщинами и мужчинами в первые годы после революции в общем остаётся неизвестным, но по отдельным деталям, которые встречаются там и сям, можно судить. Интересный обзор - в книге И.Р.Шафаревича "Социализм как явление мировой истории", в главе "Воплощение социалистического идеала. - Семья". Здесь говорится о коммунах, призывах к свободной любви, разрушении семьи, росте сожительств и их следствии - росте детской "беспризорщины". Глава завершается цитатой из выступления участника Всероссийского исполкома (1925г.): В стране процветала "любовь" за деньги или иные услуги - проституция: Продолжался характерный для всех классов России промискуитет (в быту называемый развратом), усугубляемый пьянством и вседозволенностью низших слоёв населения, созданной социализмом. Начало этой вседозволенности знаменитый в своё время писатель И.А.Родионов в повести "Наше преступление" (СПб., 1909) относит ко времени реформ 1860-х годов, которые были годами прихода в Россию социализма (земство, т.е система демократии в городах и на селе, т.е. социализм). В 1920-х комсомол упражнялся в насаждении половой распущенности. "Нам сообщают из Бийского уезда (Сибирь), что там комсомольцы не пользуются почетом у крестьянства только потому, что эти комсомольцы, вместо того, чтобы поднимать общий культурный уровень деревенского молодняка, занялись пропагандой "свободной любви". Насколько велик уклон некоторых товарищей в сторону форсирования полового вопроса, указывает хотя бы такой факт. Ячейка ВЛКСМ литейного цеха Людиновского завода (Брянская организация) постановила по докладу "О половых сношениях" следующее: "Половых сношений нам нельзя избегать. Если не будет половых сношений, то не будет и человеческого общества". Под видом сохранения "человеческого общества" ячейка ВЛКСМ литейного цеха выносит категорические резолюции о необходимости половых сношений". ""Не прелюбы сотвори" – этой заповеди часть нашей молодежи пыталась противопоставить другую формулу – "половая жизнь – частное дело каждого", "любовь свободна", – но и эта формула неправильна. ...Пролетариат имеет все основания для того, чтобы вмешаться в хаотическое развертывание половой жизни современного человека. ... Половая жизнь перестает быть "частным делом отдельного человека"... и превращается в одну из областей социальной, классовой организации". Половая распущенность молодёжи вызывала беспокойство властей страны. Об этом беспокойстве можно судить по цитатам из ряда статей и брошюр тех лет. Так, вся статья Залкинда, цитированная ранее, посвящена проповеди необходимости ограничения половых связей в социалистическом обществе, поскольку излишняя трата сил на половые развлечения снижает трудовую активность пролетариата на производстве, ослабляет борьбу за построение нового общества. Равноправие
О женщинах, воевавших в составе банд в годы революции 1917-21 можно узнать из лучшей книги о гражданской войне - романа А.Весёлого "Россия, кровью умытая". Мирные женщины не отставали от бандиток - в том же романе казачки убивают военных мужчин, попавших в казачью станицу. В одном из романов К.Федина есть упоминание о случае, когда разъярённые дамы закололи зонтиками красноармейца. Советский публицист Ф.М.Бурлацкий сообщает в книге "Мао Цзе-Дун" о своих родителях, что "мать была дочерью деревенского кузнеца и успешно воевала в составе боевых отрядов большевиков, а отец – потомственный интеллигент, успевший не только закончить гимназию, но и два курса консерватории". Равноправное положение женщины в Советском Союзе было закреплено статьей 122 Конституции СССР: "Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни. Возможность осуществления этих прав женщин обеспечивается предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, государственной помощью многодетным и одиноким матерям, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских яслей и садов". Фактически в статье сталинской конституции идёт речь не только о равных правах, но и об установлении привилегий женскому полу: говорится об охране интересов матери и ребёнка, помощи одиноким матерям, и не говорится об охране интересов отцов и ребёнков, ни слова о помощи одиноким отцам. В первых же заявлениях советской власти звучало противопоставление мужчин женщинам, и такое противопоставление закреплено в конституции: упорно избегают говорить о правах родителей, о помощи родителям, но настойчиво сегрегируют женский и мужской пол и противопоставляют их. К тому же тон статьи в смысле защиты прав женщин от мужчин был излишним: рядовые мужчины в СССР и без того не имели возможности покушаться на "оплату труда, отдых, социальное страхование и образование" женщин в условиях, когда всё в стране было огосударствлено и человек был лишь винтиком, от которого мало что зависело. Декларации не оставались пустыми словами, а подкреплялись материально. Была создана огромная система охраны здоровья женщин, система акушерско-гинекологических учреждений и т.п. (она существует и поныне). Женщины пользовались равным с мужчинами избирательным правом (Статья 135 Конституции СССР), равным доступом к образованию, государственным и выборным должностям. Женщины наравне с мужчинами трудились в промышленности, науке, расценки труда были одинаковыми для всех полов, и зависели только от квалификации. Законодательство в СССР не допускало никакой дискриминации женщин. В стране функционировали женские организации, женотделы в составе парторганов в областях и городах, мужских организаций не было, что само по себе уже было дискриминацией мужчин.
8 июля 1944 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства"". К началу Великой Отечественной войны половая сегрегация пустила настолько глубокие корни в советском обществе, что апартеидное мышление советских женщин позволило одной из художниц создать патриотический плакат "Фашизм - злейший враг женщин". Это происходило в годы Войны, когда, казалось бы, должно было произойти единение всего народа. Невозможно представить плакат с названием "Фашизм - злейший враг мужчин"... Следующий, главный этап матриархата СССР, начался с 1955 года, об этом сказано далее. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|