ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКА БИБЛИОТЕКАРЕЙ
В системе непрерывного библиотечного образования важное место занимает повышение квалификации и переподготовка. Повышение квалификации имеет целью расширение и углубление профессиональных знаний библиотекаря в соответствии с занимаемой им должностью и функциональными обязанностями. Переподготовка преследует цель освоения новых профессиональных знаний при переходе на другую должность, на другой участок библиотечной работы, в связи с внедрением новых автоматизированных библиотечных технологий и т. п. Повышение квалификации и переподготовка библиотекарей являются важными звеньями методической работы в коллективе библиотеки и методической помощи библиотекам и включают ряд направлений: • учебные заведения по подготовке и переподготовке библиотекарей (институты, факультеты, центры повышения квалификации); • формы повышения квалификации, используемые в системе методического обеспечения библиотечной деятельности (семинары, деловые игры, стажировки, практикумы); • профессиональное самообразование библиотекарей. Эти направления не исключают друг друга, а тесно взаимодействуют. Разнообразные формы обучения составляют в совокупности систему по- 368____ Подготовка и переподготовка кадров библиотечных работников вышения квалификации и переподготовки библиотекарей, к которой предъявляется ряд требований. Среди них следует выделить, прежде всего, требование полного охвата учебой всех групп и категорий библиотекарей без исключения. Система должна быть построена таким образом, чтобы каждый библиотекарь через определенный временной интервал (3-5 лет) имел возможность повысить свою квалификацию на курсах, семинарах, путем практики или стажировки. Важно также требование дифференцированного подхода к различным группам и категориям библиотекарей в зависимости от типа или вида библиотеки, занимаемой должности и функциональной специализации библиотекаря, его образования, производственного стажа и опыта библиотечной работы. При этом особое внимание должно уделяться начинающим работникам, не имеющим специального библиотечного образования, а также библиотекарям при переходе их на другую должность. Требование систематичности и последовательности означает, что повышение квалификации осуществляется не эпизодически, а постоянно и должно быть направлено на систематическое расширение и углубление профессиональных знаний. Выполнение этих требований тесно связано с разработкой учебных планов, программ и долгосрочных планов повышения квалификации, с переходом от более простых к более сложным формам обучения. Наиболее глубокие и систематизированные знания дает обучение в учебных заведениях, занятых подготовкой библиотечных кадров. Поэтому для сотрудников библиотек, не имеющих специального образования, основным путем повышения их квалификации является учеба на заочных и вечерних отделениях учебных заведений, готовящих библиотечные кадры. Руководители библиотек призваны привлекать библиотекарей, не имеющих специального образования, к заочному (вечернему) обучению, оказывать им помощь в подготовке к вступительным экзаменам и в процессе обучения. Систематические знания получают библиотекари и на различных курсах. Курсы и семинары для различных категорий библиотекарей проводит Республиканская Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма. 123007, Москва, 5-я Магистральная, 5/12. Тел.: (095) 940-02-36; факс: 940-02-54; e-mail: biblio@iprikt.freent.ru. В областях, краях, республиках действуют курсы повышения квалификации работников культуры, которые систематически проводят курсы повышения квалификации библиотекарей. На базе крупнейших библиотек работают Высшие библиотечные курсы для сотрудников, имеющих высшее, но не библиотечное образование. В настоящее время эти курсы расширяют диапазон своей деятельности, организуя повышение квалификации и переподготовку и других категорий Повышение квалификации и переподготовка библиотекарей_______________ 369 библиотекарей, и преобразуются в центры непрерывного библиотечного образования. Наиболее известные из них: «Школа Рудомино» ВГБИЛ. 109189, Москва, Николо-Ямская, 1.Тел. для справок: (095)915-00-67. E-mail: jadko@libtl.ru; Сибирский региональный библиотечный центр непрерывного образования ГПНТБ СО РАН (Новосибирск, 630200, ул. Восход, 1 5). Тел.: (383-2) 66-83-76, 66-18-60. Факс: 66-33-65, 66-25-85. E-mail: office@spsl.nsc.ru, artem@spsl.nsc.ru В курсовой системе повышения квалификации велика роль методических служб библиотек. Именно они разрабатывают учебные планы и программы обучения и в основном обеспечивают их преподавателями по специальным дисциплинам. Среди коллективных форм повышения квалификации и переподготовки библиотекарей наибольшее распространение получили совещания, семинары и «круглые столы» библиотекарей, которые имеют между собой много общего. Совещание посвящается обсуждению какого-либо производственного вопроса, а «круглый стол» — дискуссии по какой-либо актуальной библиотечной проблеме. Программа семинара более разнообразна по тематике и формам обучения. Различают следующие виды семинаров: территориальные (областные, районные, межрайонные, городские), которые охватывают разнообразные группы библиотекарей, и семинары для отдельной категории библиотекарей. Семинары могут быть эпизодическими либо, чаще всего, периодическими (раз в месяц, раз в квартал). По содержанию семинары разделяются на универсальные (с разнообразной программой) и тематические. Если программа семинара рассчитана на всех библиотекарей, независимо от их квалификации, то для начинающих работников должны проводиться дополнительные занятия. Более высокой формой повышения квалификации являются научно-практические конференции, цель которых — глубокое изучение библиотечного опыта, его теоретическое осмысление и выработка практических рекомендаций. Формами повышения квалификации являются также школы передового опыта — форма практического обучения библиотекарей на базе лучших библиотек; школы молодого библиотекаря, рассчитанные на лиц, не имеющих специального библиотечного образования и, имеющие целью помочь им овладеть основными профессиональными знаниями; университеты библиотечного работника, рассчитанные на расширение, прежде всего, теоретических знаний библиотекарей. Все эти формы имеют много общего в использовании разнообразных методов теоретического и практического обучения. Их программы предусматривают лекции и доклады как по общеобразовательным, так и по специальным темам, выступления библиотекарей с обменом опытом рабо- 370_____ Подготовка и переподготовка кадров библиотечных работников ты; обзоры новой литературы по библиотечному делу; практические занятия, экскурсии в библиотеки и т. п. В последние годы в практике повышения квалификации и переподготовки библиотекарей все активнее используются методы ситуационного проблемного обучения: деловые и инновационные игры, тренинги, анализ конкретных ситуаций библиотечной практики, направленные на моделирование конкретных производственных ситуаций. Среди индивидуальных форм повышения квалификации наибольшее распространение получили практикумы и стажировки Практикумы организуются для начинающих работников, не имеющих библиотечного образования. Их цель — познакомить начинающего библиотекаря с основами библиотечного дела, дать ему минимум необходимых практических профессиональных знаний. Практикумы проводятся на базе лучших библиотек. Стажировки проводятся с целью углубления и совершенствования теоретической и практической подготовки библиотекарей, освоения новых участков работы, новых функциональных обязанностей, новых библиотечных технологий. Они организуются для библиотекарей, имеющих специальное образование и приступивших к выполнению новых для себя обязанностей. В последние годы у библиотекарей России появились возможности повышения квалификации в зарубежных библиотеках и учебных заведениях подготовки и переподготовки библиотечных кадров путем получения грантов, то есть финансовой помощи, предоставляемой на безвозвратной основе. Гранты на зарубежные поездки предоставляют различные благотворительные фонды и прежде всего Институт «Открытое общество» (фонд Сороса). Российское представительство фонда: 107078, Москва, Б. Козловский пер., 13/17. Тел.: (095)921-20-65. Институт имеет филиалы в Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре и Санкт-Петербурге. Перечисленные формы не заменяют основной формы повышения квалификации — профессионального самообразования библиотекарей. Руководители библиотек и методисты призваны содействовать профессиональному самообразованию, информируя библиотекарей о новой литературе по библиотечному делу, обеспечивая рекомендательными списками литературы по отдельным библиотечным проблемам; консультируя библиотекарей по вопросам профессионального самообразовательного чтения; выделяя им рабочее время для ознакомления с профессиональной литературой. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|