Здавалка
Главная | Обратная связь

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКА БИБЛИОТЕКАРЕЙ



В системе непрерывного библиотечного образования важное место занимает повышение квалификации и переподготовка.

Повышение квалификации имеет целью расширение и углубление профессиональных знаний библиотекаря в соответствии с занимаемой им должностью и функциональными обязанностями.

Переподготовка преследует цель освоения новых профессиональных знаний при переходе на другую должность, на другой участок библиотеч­ной работы, в связи с внедрением новых автоматизированных библиотеч­ных технологий и т. п.

Повышение квалификации и переподготовка библиотекарей являют­ся важными звеньями методической работы в коллективе библиотеки и методической помощи библиотекам и включают ряд направлений:

• учебные заведения по подготовке и переподготовке библиотека­рей (институты, факультеты, центры повышения квалификации);

• формы повышения квалификации, используемые в системе мето­дического обеспечения библиотечной деятельности (семинары, де­ловые игры, стажировки, практикумы);

• профессиональное самообразование библиотекарей.

Эти направления не исключают друг друга, а тесно взаимодействуют. Разнообразные формы обучения составляют в совокупности систему по-


368____ Подготовка и переподготовка кадров библиотечных работников

вышения квалификации и переподготовки библиотекарей, к которой предъявляется ряд требований.

Среди них следует выделить, прежде всего, требование полного охва­та учебой всех групп и категорий библиотекарей без исключения. Система должна быть построена таким образом, чтобы каждый библиотекарь че­рез определенный временной интервал (3-5 лет) имел возможность повы­сить свою квалификацию на курсах, семинарах, путем практики или ста­жировки.

Важно также требование дифференцированного подхода к различ­ным группам и категориям библиотекарей в зависимости от типа или вида библиотеки, занимаемой должности и функциональной специализации библиотекаря, его образования, производственного стажа и опыта биб­лиотечной работы. При этом особое внимание должно уделяться начинаю­щим работникам, не имеющим специального библиотечного образования, а также библиотекарям при переходе их на другую должность.

Требование систематичности и последовательности означает, что по­вышение квалификации осуществляется не эпизодически, а постоянно и должно быть направлено на систематическое расширение и углубление профессиональных знаний.

Выполнение этих требований тесно связано с разработкой учебных планов, программ и долгосрочных планов повышения квалификации, с переходом от более простых к более сложным формам обучения.

Наиболее глубокие и систематизированные знания дает обучение в учеб­ных заведениях, занятых подготовкой библиотечных кадров. Поэтому для сотрудников библиотек, не имеющих специального образования, основным путем повышения их квалификации является учеба на заочных и вечерних отделениях учебных заведений, готовящих библиотечные кадры.

Руководители библиотек призваны привлекать библиотекарей, не име­ющих специального образования, к заочному (вечернему) обучению, ока­зывать им помощь в подготовке к вступительным экзаменам и в процессе обучения.

Систематические знания получают библиотекари и на различных кур­сах. Курсы и семинары для различных категорий библиотекарей проводит Республиканская Академия переподготовки работников искусства, куль­туры и туризма. 123007, Москва, 5-я Магистральная, 5/12. Тел.: (095) 940-02-36; факс: 940-02-54; e-mail: biblio@iprikt.freent.ru.

В областях, краях, республиках действуют курсы повышения квали­фикации работников культуры, которые систематически проводят курсы повышения квалификации библиотекарей.

На базе крупнейших библиотек работают Высшие библиотечные кур­сы для сотрудников, имеющих высшее, но не библиотечное образование. В настоящее время эти курсы расширяют диапазон своей деятельности, организуя повышение квалификации и переподготовку и других категорий


Повышение квалификации и переподготовка библиотекарей_______________ 369

библиотекарей, и преобразуются в центры непрерывного библиотечного образования. Наиболее известные из них:

«Школа Рудомино» ВГБИЛ. 109189, Москва, Николо-Ямская, 1.Тел. для справок: (095)915-00-67. E-mail: jadko@libtl.ru;

Сибирский региональный библиотечный центр непрерывного обра­зования ГПНТБ СО РАН (Новосибирск, 630200, ул. Восход, 1 5). Тел.: (383-2) 66-83-76, 66-18-60. Факс: 66-33-65, 66-25-85. E-mail: office@spsl.nsc.ru, artem@spsl.nsc.ru

В курсовой системе повышения квалификации велика роль методи­ческих служб библиотек. Именно они разрабатывают учебные планы и программы обучения и в основном обеспечивают их преподавателями по специальным дисциплинам.

Среди коллективных форм повышения квалификации и переподго­товки библиотекарей наибольшее распространение получили совещания, семинары и «круглые столы» библиотекарей, которые имеют между собой много общего. Совещание посвящается обсуждению какого-либо произ­водственного вопроса, а «круглый стол» — дискуссии по какой-либо акту­альной библиотечной проблеме.

Программа семинара более разнообразна по тематике и формам обу­чения. Различают следующие виды семинаров: территориальные (област­ные, районные, межрайонные, городские), которые охватывают разнооб­разные группы библиотекарей, и семинары для отдельной категории биб­лиотекарей. Семинары могут быть эпизодическими либо, чаще всего, периодическими (раз в месяц, раз в квартал).

По содержанию семинары разделяются на универсальные (с разнооб­разной программой) и тематические. Если программа семинара рассчитана на всех библиотекарей, независимо от их квалификации, то для начинаю­щих работников должны проводиться дополнительные занятия.

Более высокой формой повышения квалификации являются научно-практические конференции, цель которых — глубокое изучение библио­течного опыта, его теоретическое осмысление и выработка практических рекомендаций.

Формами повышения квалификации являются также школы передо­вого опыта — форма практического обучения библиотекарей на базе луч­ших библиотек; школы молодого библиотекаря, рассчитанные на лиц, не имеющих специального библиотечного образования и, имеющие целью по­мочь им овладеть основными профессиональными знаниями; университе­ты библиотечного работника, рассчитанные на расширение, прежде всего, теоретических знаний библиотекарей.

Все эти формы имеют много общего в использовании разнообразных методов теоретического и практического обучения. Их программы пре­дусматривают лекции и доклады как по общеобразовательным, так и по специальным темам, выступления библиотекарей с обменом опытом рабо-


370_____ Подготовка и переподготовка кадров библиотечных работников

ты; обзоры новой литературы по библиотечному делу; практические заня­тия, экскурсии в библиотеки и т. п.

В последние годы в практике повышения квалификации и переподго­товки библиотекарей все активнее используются методы ситуационного проблемного обучения: деловые и инновационные игры, тренинги, анализ конкретных ситуаций библиотечной практики, направленные на модели­рование конкретных производственных ситуаций.

Среди индивидуальных форм повышения квалификации наибольшее распространение получили практикумы и стажировки Практикумы орга­низуются для начинающих работников, не имеющих библиотечного обра­зования. Их цель — познакомить начинающего библиотекаря с основами библиотечного дела, дать ему минимум необходимых практических профес­сиональных знаний. Практикумы проводятся на базе лучших библиотек.

Стажировки проводятся с целью углубления и совершенствования тео­ретической и практической подготовки библиотекарей, освоения новых уча­стков работы, новых функциональных обязанностей, новых библиотечных технологий. Они организуются для библиотекарей, имеющих специальное образование и приступивших к выполнению новых для себя обязанностей.

В последние годы у библиотекарей России появились возможности повышения квалификации в зарубежных библиотеках и учебных заведе­ниях подготовки и переподготовки библиотечных кадров путем получе­ния грантов, то есть финансовой помощи, предоставляемой на безвозврат­ной основе. Гранты на зарубежные поездки предоставляют различные благотворительные фонды и прежде всего Институт «Открытое общество» (фонд Сороса). Российское представительство фонда: 107078, Москва, Б. Козловский пер., 13/17. Тел.: (095)921-20-65. Институт имеет филиа­лы в Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре и Санкт-Петербурге.

Перечисленные формы не заменяют основной формы повышения ква­лификации — профессионального самообразования библиотекарей.

Руководители библиотек и методисты призваны содействовать про­фессиональному самообразованию, информируя библиотекарей о новой литературе по библиотечному делу, обеспечивая рекомендательными списками литературы по отдельным библиотечным проблемам; консуль­тируя библиотекарей по вопросам профессионального самообразователь­ного чтения; выделяя им рабочее время для ознакомления с профессио­нальной литературой.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.