ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК
Инновационная деятельность — это ведущее направление методического обеспечения работы библиотеки или сети библиотек, имеющее своей целью поиск, оценку, разработку и применение библиотечных новшеств. Инновационная деятельность присуща всем библиотекам, которые должны искать и создавать новшества и использовать их в своей работе. Библиотеки-методические центры призваны распространять новшества по сети библиотек. В понятие «новшество» включаются новые (неизвестные) или известные, но модернизированные формы и методы библиотечной работы, способствующие ее совершенствованию. Источниками новшеств в библиотеках являются передовая библиотечная практика, рационализаторские предложения библиотекарей, рекомендации научных исследований, новые информационные технологии. Разумеется, должны использоваться и адаптироваться к библиотечной практике и новшества, заимствованные из других сфер деятельности (например, информационные технологии, электронные мультимедийные ресурсы, использование компьютерных сетей связи). Процесс ввода новшества в библиотечную практику в целях ее совершенствования называется нововведением. Инновационная деятельность в библиотеках включает процессы создания новшеств и их применения. При этом конечная цель заключается в том, чтобы превратить новшества в нововведения, то есть обеспечить их освоение в конкретной библиотеке и в сети библиотек. Инновационный процесс состоит из ряда взаимосвязанных этапов. Его началом является изучение библиотечной практики в целях обнаружения потребности в новшестве. Анализ библиотечной практики позволяет выявить имеющиеся в ней недостатки и противоречия, разрешение которых требует применения новшеств. Следующим этапом является поиск новшества, применение которого позволит разрешить то или иное противоречие в библиотечной практике. Источниками выявления новшеств являются как опубликованные (книги, статьи, методические и информационные материалы, материалы конференций, совещаний, семинаров), так и неопубликованные материалы (депонированные рукописи, отчеты о НИР, информация в Интернете и др.), а также непосредственное ознакомление с библиотечной практикой (обследования, экскурсии). За выявлением новшества следует этап его оценки. Ее критериями являются: преимущество новшества в сравнении с традиционной практикой; степень доступности новшества для библиотеки определенного типа или вида; соответствие его конкретным условиям работы библиотеки. На основе такой оценки производится отбор новшеств для применения их в библиотеках. Инновационная деятельность библиотек Ввод новшества в библиотечную практику сопровождается следующим этапом — испытанием новшества в библиотеке, так как зачастую использование новшества требует его проверки в целях адаптации и корректировки к конкретным условиям библиотеки. При экспериментальной проверке новшества (в отдельной библиотеке, на ограниченном участке работы) ведутся наблюдения за ходом его применения, что дает необходимый фактический материал для анализа работы библиотеки в условиях нововведения и позволяет сделать обоснованные выводы о результатах использования новшества и целесообразности его распространения. Важным этапом инновационного процесса в библиотеке является создание новшеств. Появление новшеств связано, в первую очередь, с творческой, поисковой деятельностью библиотечных специалистов, нацеленной на поиск практических способов и средств преодоления противоречий в библиотечной практике. Создание новшеств основывается на экспериментальной работе, в ходе которой проверяются предложения библиотекарей по применению новшеств в работе библиотеки. Если инновационный процесс в библиотеке как составная часть ее методической работы ограничен освоением нововведения в практике своей библиотеки, то инновационная деятельность центральной библиотеки-методического центра направлена на распространение новшеств по сети библиотек. Она включает изучение опыта работы библиотек в целях выявления новшеств, информирование библиотекарей о новшествах, помощь библиотекам в их освоении. Важным в распространении новшества является работа, направленная на преодоление предубеждения у части библиотекарей к использованию новшеств, психологического сопротивления переменам. Новшество будет воспринято библиотекарем только в том случае, когда им будет понята его необходимость, убедить — задача методиста. В совокупности этот процесс определяется понятием «управление нововведениями», в котором методисты выступают и как инициаторы, и как разработчики, и как проводники нововведений. Этот процесс включает в себя несколько этапов: • выбор новшества для распространения; • его экспериментальная проверка; • разработка и распространение рекомендаций по внедрению новшества; • обучение библиотекарей методике его применения; • методическая помощь библиотекарям в освоении новшества. Учитывая, что библиотеки имеют право самостоятельно решать, какие новшества использовать в своей работе, методический центр стремится обеспечить широкое информирование библиотекарей о новшествах. Оно базируется на фактическом материале, собранном на основе методи- Методическое обеспечение библиотечной деятельности ческого мониторинга и включает информацию обо всех выявленных и получивших положительную оценку методического центра новшествах. Оно может осуществляться как в устной форме (на семинарах, групповых консультациях, курсах библиотекарей), так и путем распространения по сети библиотек информационных бюллетеней о новшествах. В целях активного продвижения в библиотеки наиболее значимых новшеств, прошедших экспериментальную проверку, разрабатываются методические рекомендации по их использованию в библиотечной практике. Одновременно ведется в разных формах (стажировки, практикумы, семинары) обучение библиотекарей применению новшества. Как правило, первоначально новшество внедряется в отдельных библиотеках — экспериментальных базах его применения, на отдельных участках работы библиотеки и т. п. в целях разработки методики использования новшества в библиотечной практике. На этой основе осуществляется широкое распространение новшества по сети библиотек, а методические центры оказывают библиотекам консультационную и практическую помощь в его применении. Заключительным этапом инновационного процесса является освоение нововведения в библиотеке, когда новшество становится обычной практикой деятельности библиотеки. Управление нововведениями, являясь важным звеном методического обеспечения библиотечной деятельности, имеет своей целью активную деятельность по выявлению и созданию новшеств. Их широкое распространение в библиотечной практике и является эффективным средством совершенствования деятельности библиотек. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|