Здавалка
Главная | Обратная связь

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК



Инновационная деятельность — это ведущее направление методи­ческого обеспечения работы библиотеки или сети библиотек, имеющее своей целью поиск, оценку, разработку и применение библиотечных нов­шеств. Инновационная деятельность присуща всем библиотекам, которые должны искать и создавать новшества и использовать их в своей работе. Библиотеки-методические центры призваны распространять новшества по сети библиотек.

В понятие «новшество» включаются новые (неизвестные) или извес­тные, но модернизированные формы и методы библиотечной работы, спо­собствующие ее совершенствованию. Источниками новшеств в библиоте­ках являются передовая библиотечная практика, рационализаторские предложения библиотекарей, рекомендации научных исследований, но­вые информационные технологии. Разумеется, должны использоваться и адаптироваться к библиотечной практике и новшества, заимствованные из других сфер деятельности (например, информационные технологии, элек­тронные мультимедийные ресурсы, использование компьютерных сетей связи). Процесс ввода новшества в библиотечную практику в целях ее со­вершенствования называется нововведением.

Инновационная деятельность в библиотеках включает процессы со­здания новшеств и их применения. При этом конечная цель заключается в том, чтобы превратить новшества в нововведения, то есть обеспечить их освоение в конкретной библиотеке и в сети библиотек.

Инновационный процесс состоит из ряда взаимосвязанных этапов. Его началом является изучение библиотечной практики в целях обнару­жения потребности в новшестве. Анализ библиотечной практики позволя­ет выявить имеющиеся в ней недостатки и противоречия, разрешение ко­торых требует применения новшеств.

Следующим этапом является поиск новшества, применение которого позволит разрешить то или иное противоречие в библиотечной практике. Источниками выявления новшеств являются как опубликованные (книги, статьи, методические и информационные материалы, материалы конфе­ренций, совещаний, семинаров), так и неопубликованные материалы (де­понированные рукописи, отчеты о НИР, информация в Интернете и др.), а также непосредственное ознакомление с библиотечной практикой (обсле­дования, экскурсии).

За выявлением новшества следует этап его оценки. Ее критериями являются: преимущество новшества в сравнении с традиционной практи­кой; степень доступности новшества для библиотеки определенного типа или вида; соответствие его конкретным условиям работы библиотеки. На основе такой оценки производится отбор новшеств для применения их в библиотеках.


Инновационная деятельность библиотек



Ввод новшества в библиотечную практику сопровождается следую­щим этапом — испытанием новшества в библиотеке, так как зачастую использование новшества требует его проверки в целях адаптации и кор­ректировки к конкретным условиям библиотеки. При эксперименталь­ной проверке новшества (в отдельной библиотеке, на ограниченном участ­ке работы) ведутся наблюдения за ходом его применения, что дает необхо­димый фактический материал для анализа работы библиотеки в условиях нововведения и позволяет сделать обоснованные выводы о результатах ис­пользования новшества и целесообразности его распространения.

Важным этапом инновационного процесса в библиотеке является со­здание новшеств. Появление новшеств связано, в первую очередь, с твор­ческой, поисковой деятельностью библиотечных специалистов, нацелен­ной на поиск практических способов и средств преодоления противоречий в библиотечной практике. Создание новшеств основывается на экспери­ментальной работе, в ходе которой проверяются предложения библиоте­карей по применению новшеств в работе библиотеки.

Если инновационный процесс в библиотеке как составная часть ее методической работы ограничен освоением нововведения в практике сво­ей библиотеки, то инновационная деятельность центральной библиотеки-методического центра направлена на распространение новшеств по сети библиотек. Она включает изучение опыта работы библиотек в целях выяв­ления новшеств, информирование библиотекарей о новшествах, помощь библиотекам в их освоении.

Важным в распространении новшества является работа, направлен­ная на преодоление предубеждения у части библиотекарей к использова­нию новшеств, психологического сопротивления переменам. Новшество будет воспринято библиотекарем только в том случае, когда им будет по­нята его необходимость, убедить — задача методиста.

В совокупности этот процесс определяется понятием «управление нововведениями», в котором методисты выступают и как инициаторы, и как разработчики, и как проводники нововведений. Этот процесс включа­ет в себя несколько этапов:

• выбор новшества для распространения;

• его экспериментальная проверка;

• разработка и распространение рекомендаций по внедрению нов­шества;

• обучение библиотекарей методике его применения;

• методическая помощь библиотекарям в освоении новшества.

Учитывая, что библиотеки имеют право самостоятельно решать, ка­кие новшества использовать в своей работе, методический центр стремит­ся обеспечить широкое информирование библиотекарей о новшествах. Оно базируется на фактическом материале, собранном на основе методи-



Методическое обеспечение библиотечной деятельности


ческого мониторинга и включает информацию обо всех выявленных и по­лучивших положительную оценку методического центра новшествах. Оно может осуществляться как в устной форме (на семинарах, групповых кон­сультациях, курсах библиотекарей), так и путем распространения по сети библиотек информационных бюллетеней о новшествах.

В целях активного продвижения в библиотеки наиболее значимых новшеств, прошедших экспериментальную проверку, разрабатываются методические рекомендации по их использованию в библиотечной прак­тике. Одновременно ведется в разных формах (стажировки, практикумы, семинары) обучение библиотекарей применению новшества.

Как правило, первоначально новшество внедряется в отдельных биб­лиотеках — экспериментальных базах его применения, на отдельных уча­стках работы библиотеки и т. п. в целях разработки методики использова­ния новшества в библиотечной практике. На этой основе осуществляется широкое распространение новшества по сети библиотек, а методические центры оказывают библиотекам консультационную и практическую по­мощь в его применении.

Заключительным этапом инновационного процесса является освое­ние нововведения в библиотеке, когда новшество становится обычной практикой деятельности библиотеки.

Управление нововведениями, являясь важным звеном методического обеспечения библиотечной деятельности, имеет своей целью активную деятельность по выявлению и созданию новшеств. Их широкое распрост­ранение в библиотечной практике и является эффективным средством со­вершенствования деятельности библиотек.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.