Здавалка
Главная | Обратная связь

БИБЛИОТЕЧНЫЕ ТЕЛЕКОНФЕРЕНЦИИ



Информационные технологии и возможность использования компь­ютерных сетей связи, качественно изменяя библиотечно-библиографи­ческую деятельность, отразились и на системе повышения квалификации


Библиотечные телеконференции__________________________________ 371

библиотекарей. Появились новые формы ее организации, в числе которых прежде всего следует назвать телеконференции.

Телеконференции — один из сервисов Интернета, состоящий в орга­низационном тематическом обмене информацией между пользователями, то есть в групповых дискуссиях.

Возникновение телеконференций было связано с выходом седьмой версии операционной системы UNIX. В состав этой версии впервые вошла программа UUCP (UNIX-to-UNIX Communication Protocol), позволяющая связывать удаленные друг от друга компьютеры для передачи сначала тек­стовых, а позднее графических, аудио и других файлов. В 1979 г. Т. Траскот и С. Белковин впервые организовали обмен сообщениями телеконферен­ции, возникшей между университетами Дюка и Северной Каролины.

Для работы с телеконференциями существует специальная програм­ма News Reader. Термином UseNet названа система, позволяющая абонен­там конференции участвовать в дискуссии. Первоначально задуманная для обмена технической информацией, UseNet в 1980 гг. стала системой с более широкой областью применения. В настоящее время она поддержи­вает более 10 000 конференций. UseNet — это не сеть, а один из ресурсов Интернета. UseNet можно представить как специальным образом органи­зованную систему электронной почты, отличающуюся тем, что почтовые сообщения посылаются не отдельным пользователям, а в специально орга­низованные дискуссионные группы — телеконференции. Отправленные в телеконференции сообщения становятся доступны для любого, кто к ним обращается. Однако ввиду своей доступности, эти сообщения имеют ко­роткий срок жизни. Сообщений так много, что обычно через 1-2 недели провайдеры удаляют старые телеконференции, чтобы освободить место на дисках своего сервера для новых сообщений.

Распространение сообщений телеконференций происходит благода­ря наличию в Интернете серверов новостей — NNTP-серверов (Net News Transport Protocol). Телеконференции UseNet приходят на сервер ново­стей провайдера при помощи процесса, называемого лавинной маршрути­зацией (flooding). To есть все серверы новостей связаны друг с другом и непрерывно передают друг другу тексты новых сообщений телеконферен­ций. Данный конкретный сервер может «подпитываться» одним сервером новостей, а на тот сервер, в свою очередь, сообщения телеконференций приходят с других серверов. Периодически сервер новостей передает в сис­тему UseNet сообщения, которые направлены в группы местными пользо­вателями, и они становятся доступными всем пользователям Интернета. Провайдеры Интернета, имеющие NNTP-серверы, в автоматическом ре­жиме копируют телеконференции с одного сервера на другой, обеспечивая тем самым их быстрое распространение. Естественно, что каждый провай­дер сам решает, какую часть в мире групп телеконференций он будет под­держивать на своем NNTP-сервере. Обычно их число не превышает 3000-6000 телеконференций.


372_____ Подготовка и переподготовка кадров библиотечных работников

В UseNet применяется часть терминологии электронной почты. Письмо, которое пишут для того, чтобы с ним могли ознакомиться другие, называют сообщением или статьей (article). Сообщения посылают в теле­конференции, называя это публикацией в телеконференции (posting). Пе­рекрестная публикация (cross posting) — это публикация в двух или бо­лее телеконференциях одного и того же сообщения. Для работы с теле­конференциями используют специальные программы для чтения (news reader), которые позволяют выбрать телеконференцию и просмотреть ее содержание. Такой программой, например, является Internet News, входя­щая в состав полной версии Internet Explorer 3.0.

В большинстве случаев никто специально не занимается управлением ходом дискуссий или контролем содержания телеконференций UseNet, хотя существует управление функционированием в целом системы UseNet на сетевом уровне. Когда телеконференция создана, в нее можно отправить любое сообщение и, следовательно, сделать эту информацию доступной любому пользователю Интернета. Исключение составляют спе­циально создаваемые дискуссионные группы или модерируемые конфе­ренции, работающие под управлением и редактированием ответственного лица (или группы лиц) — модератора или модераторов.

В зависимости от режима, в котором протекает телеконференция, различают конференции, происходящие в интерактивном режиме (on­line), и конференции, происходящие в режиме обмена текстами или файла­ми, содержащими другие типы информации, переведенной в цифровую форму на основе электронной почты (off-line).

При проведении телеконференции в интерактивном режиме ее участ­ники, разделенные в пространстве на любое расстояние, общаются в ре­альном режиме времени. В этом случае создается иллюзия непосредствен­ного общения, что по форме проведения приближает такие телеконферен­ции к традиционным, то есть таким, на которых участники объединены в одном физическом пространстве (конференц-зале, аудитории). В зависи­мости от технического оснащения участники подобных телеконференций могут разговаривать друг с другом, передавать информацию в виде печат­ного текста или рисунка и при этом видеть друг друга на экране дисплея. Проведение телеконференций, происходящих в аудиовизуальном режиме, требует значительных материально-технических ресурсов; наличия со­вершенной высокопроизводительной техники у всех участников телекон­ференции, стекловолоконных или спутниковых каналов связи между ними. Телеконференции, организуемые на основе использования элект­ронной почты, наиболее доступны, так как позволяют обходиться мини­мумом материально-технических ресурсов.

Многие телеконференции распространяются в режиме «листа рассыл­ки». Такие телеконференции являются закрытыми, то есть участвовать в них могут только те абоненты электронной почты, адреса которых внесены


Библиотечные телеконференции



в специальную программу, автоматически рассылающую корреспонден­цию, исходящую от модератора. Как правило, и адрес приема корреспонден­ции в подобные телеконференции известен лишь ее участникам. Телеконфе­ренции в режиме листа рассылки могут быть как модерируемыми, так и не­модерируемыми. Обычно такие телеконференции организуются в том слу­чае, когда участников обсуждения относительно немного. Это позволяет проводить подобные телеконференции с относительно небольшими мате­риальными затратами, так как загрузка сетей передачи информации в этом случае минимальна. Для участия в такой телеконференции каждому участ­нику необходим далеко не самый совершенный персональный компьютер, подключенный через простейший модем к обычной телефонной сети. Мощ­ный компьютер и высокоскоростной модем желательны лишь для организа­тора, так как через него осуществляется связь между всеми участниками конференции. Именно в таком режиме существует конференция Министер­ства культуры РФ, обеспечивающая таким образом нормативными и реко­мендательными документами крупнейшие библиотеки России (адрес: www. relcom.culture.ministry.library).

Другие отечественные телеконференции, отражающие библиотеко­ведческую тематику, можно отнести к числу модерируемых, например, телеконференция Государственной публичной исторической библиотеки (http://www.shp.ru/libforum).

К сожалению, их количество пока не превышает десяти, но интенсив­ность информатизации библиотечной отрасли позволяет рассчитывать на скорое увеличение этого числа.

В ряду наиболее известных — конференции, организованные вузов­скими библиотеками и другими подразделениями вузов. Например, биб­лиотека Челябинского технического университета два года модерирует конференцию по вопросам комплексной автоматизации библиотек выс­ших и средних специальных учебных заведений, Барнаульский педагоги­ческий институт совместно с Академией информатизации образования мо­дерирует региональную конференцию педагогических вузов, постоянно включающую в число актуальных вопросов работу и проблемы вузовских библиотек, Герценовская сеть Санкт-Петербургского государственного педагогического университета имеет в ряду подписчиков более двадцати крупных вузовских библиотек и, имея целью увеличить число библио­тек—участниц телеконференции «edu.emissia». ведет постоянную рубри­ку, освещающую библиографические информационные ресурсы, создан­ные в педагогических вузах России и их библиотеках.

Необходимо отметить, что незначительному числу телеконферен­ций, посвященных библиотековедческим проблемам в России, противо­стоит большое количество зарубежных конференций данной тематики. Расширение виртуальных коммуникаций работников библиотек России — один из реальных путей совершенствования библиотечной отрасли.


374____ Подготовка и переподготовка кадров библиотечных работников

Библиотечные проблемы, как теоретические, так и практические, удобнее и легче всего обсуждать в on-line модерируемой конференции, организатором которой является одна или несколько крупных библиотек. При этом необходимо учитывать специфику деятельности библиотек раз­личных типов. Таким образом, для создания насыщенного информацион­но-коммуникативного и образовательного пространства отечественных библиотек целесообразно параллельное ведение ряда конференций:

• публичных общедоступных библиотек;

• детских и юношеских библиотек;

• научно-технических библиотек;

• вузовских библиотек;

• межведомственных, по сквозным актуальным проблемам и по воп­росам взаимодействия.

Кроме того, учитывая важность возможности оперативного и широко­масштабного обсуждения теоретических вопросов отрасли, необходима постоянная конференция вузов культуры и органов управления культурой.

Учитывая новизну телекоммуникаций, в качестве их пользователей для большинства библиотечных кадров целесообразно начинать работу в отрасли с организации модерируемых конференций. За подобный выбор выдвигаются следующие аргументы:

• принципиальная возможность достижения ставящихся перед те­леконференцией целей;

• небольшое число вероятных участников обсуждения;

• различная квалификация большинства предполагаемых участ­ников;

• необходимость использования наиболее доступной и демократич­ной формы проведения компьютерной телеконференции;

• различный уровень компьютерной грамотности участников кон­ференции;

• наличие психологических барьеров, возникающих на начальных стадиях дистанционного профессионального общения.

Подготовка к организации конференции имеет несколько стадий:

• выбор провайдера, то есть той компьютерной станции, которая будет обеспечивать прием и рассылку корреспонденции, поступа­ющей на имя модератора и исходящей от него;

• выбор тематики, способной заинтересовать профессиональное со­общество, отвечающей как теоретическим, так и практическим проблемам современных библиотек;

• формирование состава участников, так как именно этот фактор определяет в итоге успешность конференции. Тем более это отно­сится к впервые организуемым конференциям;


Библиотечные телеконференции__________________________________ 375

• организация повышения уровня компьютерной грамотности рядо­вых участников форума;

• формирование программы работы телеконференции. По своему содержанию эта стадия практически не отличается от соответ­ствующего этапа традиционных мероприятий;

• распространение сообщений различного характера и жанра по за­ранее оговоренной широкой тематике.

По мере представления материалов в конференцию начинается их коллективное обсуждение.

При создании новых конференций для повышения активности участ­ников иногда используется рассылка анкет по групповым или индивиду­альным электронным адресам. В анкетах предполагается оценить пред­ставленные в конференцию за определенный период материалы.

Анкета может содержать 4-5 вопросов с несколькими вариантами ответов, например:

1. Как Вы оцениваете предложенную к обсуждению тему и соответ­ствие ей подобранных модератором материалов? (Варианты отве­тов: тема не актуальна, поднятые проблемы надуманы, тема пред­ставляет интерес для узкого круга лиц, тема важна для практичес­кой работы библиотеки и т. д.).

2. Как Вы оцениваете полученные Вами в последнее время статьи? (Содержат много (мало) фактографического материала; несут плодотворные идеи; полученные статьи стимулируют мою соб­ственную деятельность в этом направлении и др.)

3. Как должна, по Вашему мнению, проходить дальнейшая работа конференции? (Остаться без изменений; увеличить время обсуж­дения статей; увеличить количество практически значимых мате­риалов и др.).

4. Открытый вопрос: Каковы Ваши предложения, выходящие за рам­ки для обсуждения?

Анализ результатов анкетирования позволяет мягко корректировать ход конференции, стимулировать активность ее участников.

Об эффективности конференции судят по количеству заказанных статей после выхода конференции в эфир и оживленности дискуссии по затронутым проблемам.

Одним из практических результатов модерируемой конференции и завершающим ее этапом является принятие коллективного решения (ре­золюции). Опыт показывает, что в процессе обсуждения резолюции учас­тники конференции отмечают не только полезность полученных практи­ческих знаний, но и повышение уровня коммуникационной компетентнос­ти, чрезвычайную важность профессионального общения. Кроме того, в большинстве резолюций участники конференций отмечают, что приобре­ли ценные навыки совместной (групповой) работы.


376_____ Подготовка и переподготовка кадров библиотечных работников

Особую роль телеконференции могут сыграть в дистанционном вари­анте повышения квалификации и переподготовки кадров на базе вузов и крупных библиотек. Преимуществами подобного решения являются:

• невысокая стоимость, уменьшение вынужденных отлучек специа­листов на сессии в другие города;

• возможность индивидуального консультирования с привлечением ведущих специалистов;

• возможность воплощения индивидуальных маршрутов обучения в системе повышения квалификации;

• надежность и оперативность передачи выполненных заданий, воз­можность увеличения их числа;

• возможность в пределах одной дистанционной акции по повыше­нию квалификации или переподготовки «виртуально» посетить многие вузы и библиотеки, обогатить и расширить круг общения.

Литература

1. Борисова Е. И. Выпускники библиотечной средней школы // Сов. библио­тековедение. — 1992. — № 1. — С. 39-47.

2. Гаврилова Н. В. Подготовка библиотечных специалистов в системе «колледж — институт» // Библиотекарь. — 1994. — № 2. — С. 86-91.

3. Голенок Л. Н. Библиотечные деловые игры: уровень разработки и организа­ции // Науч. и техн. б-ки. — 1995. — № 7. — С. 58-65.

4. Дрешер Ю. Н. О повышении квалификации и переподготовке библиотечных кадров / / Библиотековедение. — 1996. — № 3. — С. 86-93.

5. Дрешер Ю Н. Повышение квалификации библиотечных кадров за рубежом / / Науч. и техн. б-ки. — 1996. — № 9. — С. 38-49.

6. Дрешер Ю. Н., Водолазская А. Я. Система повышения квалификации биб­лиотечных кадров: история, современное состояние, тенденции совершен­ствования. — Казань, 1994. — 98 с.

7. Карташов Н. С Общая теория библиотечного дела. — М., 1997. — Гл. 4. Библиотечная профессия. — С. 91-116.

8. Костюкова М. В., Фунтикова С. П. Профессиональная ориентация школь­ников / / Библиотековедение. — 1995. — № 3. — С. 81-86.

9. Моргенштерн И. Подготовка кадров: Нужна модернизация / / Библиогра­фия. — 1998. — № 1. —С. 11-15.

 

10. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников культуры Российской Федерации (извлечение) / / Библиотека и закон: Справочник. — Вып. 1. — М., 1996. — С. 147-55.

11. Терешин В. И. Совершенствование высшего и среднего библиотечно-библио­графического образования в России. — М.: МГИК, 1992. — 32 с.

12. Трапезникова Л. В. Библиотечное образование в России / / Возрождение культуры России: Книжно-библиотечное дело: Вып. 5. — СПб, 1997. — С. 101-109.








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.