БИБЛИОТЕЧНЫЕ ТЕЛЕКОНФЕРЕНЦИИ
Информационные технологии и возможность использования компьютерных сетей связи, качественно изменяя библиотечно-библиографическую деятельность, отразились и на системе повышения квалификации Библиотечные телеконференции__________________________________ 371 библиотекарей. Появились новые формы ее организации, в числе которых прежде всего следует назвать телеконференции. Телеконференции — один из сервисов Интернета, состоящий в организационном тематическом обмене информацией между пользователями, то есть в групповых дискуссиях. Возникновение телеконференций было связано с выходом седьмой версии операционной системы UNIX. В состав этой версии впервые вошла программа UUCP (UNIX-to-UNIX Communication Protocol), позволяющая связывать удаленные друг от друга компьютеры для передачи сначала текстовых, а позднее графических, аудио и других файлов. В 1979 г. Т. Траскот и С. Белковин впервые организовали обмен сообщениями телеконференции, возникшей между университетами Дюка и Северной Каролины. Для работы с телеконференциями существует специальная программа News Reader. Термином UseNet названа система, позволяющая абонентам конференции участвовать в дискуссии. Первоначально задуманная для обмена технической информацией, UseNet в 1980 гг. стала системой с более широкой областью применения. В настоящее время она поддерживает более 10 000 конференций. UseNet — это не сеть, а один из ресурсов Интернета. UseNet можно представить как специальным образом организованную систему электронной почты, отличающуюся тем, что почтовые сообщения посылаются не отдельным пользователям, а в специально организованные дискуссионные группы — телеконференции. Отправленные в телеконференции сообщения становятся доступны для любого, кто к ним обращается. Однако ввиду своей доступности, эти сообщения имеют короткий срок жизни. Сообщений так много, что обычно через 1-2 недели провайдеры удаляют старые телеконференции, чтобы освободить место на дисках своего сервера для новых сообщений. Распространение сообщений телеконференций происходит благодаря наличию в Интернете серверов новостей — NNTP-серверов (Net News Transport Protocol). Телеконференции UseNet приходят на сервер новостей провайдера при помощи процесса, называемого лавинной маршрутизацией (flooding). To есть все серверы новостей связаны друг с другом и непрерывно передают друг другу тексты новых сообщений телеконференций. Данный конкретный сервер может «подпитываться» одним сервером новостей, а на тот сервер, в свою очередь, сообщения телеконференций приходят с других серверов. Периодически сервер новостей передает в систему UseNet сообщения, которые направлены в группы местными пользователями, и они становятся доступными всем пользователям Интернета. Провайдеры Интернета, имеющие NNTP-серверы, в автоматическом режиме копируют телеконференции с одного сервера на другой, обеспечивая тем самым их быстрое распространение. Естественно, что каждый провайдер сам решает, какую часть в мире групп телеконференций он будет поддерживать на своем NNTP-сервере. Обычно их число не превышает 3000-6000 телеконференций. 372_____ Подготовка и переподготовка кадров библиотечных работников В UseNet применяется часть терминологии электронной почты. Письмо, которое пишут для того, чтобы с ним могли ознакомиться другие, называют сообщением или статьей (article). Сообщения посылают в телеконференции, называя это публикацией в телеконференции (posting). Перекрестная публикация (cross posting) — это публикация в двух или более телеконференциях одного и того же сообщения. Для работы с телеконференциями используют специальные программы для чтения (news reader), которые позволяют выбрать телеконференцию и просмотреть ее содержание. Такой программой, например, является Internet News, входящая в состав полной версии Internet Explorer 3.0. В большинстве случаев никто специально не занимается управлением ходом дискуссий или контролем содержания телеконференций UseNet, хотя существует управление функционированием в целом системы UseNet на сетевом уровне. Когда телеконференция создана, в нее можно отправить любое сообщение и, следовательно, сделать эту информацию доступной любому пользователю Интернета. Исключение составляют специально создаваемые дискуссионные группы или модерируемые конференции, работающие под управлением и редактированием ответственного лица (или группы лиц) — модератора или модераторов. В зависимости от режима, в котором протекает телеконференция, различают конференции, происходящие в интерактивном режиме (online), и конференции, происходящие в режиме обмена текстами или файлами, содержащими другие типы информации, переведенной в цифровую форму на основе электронной почты (off-line). При проведении телеконференции в интерактивном режиме ее участники, разделенные в пространстве на любое расстояние, общаются в реальном режиме времени. В этом случае создается иллюзия непосредственного общения, что по форме проведения приближает такие телеконференции к традиционным, то есть таким, на которых участники объединены в одном физическом пространстве (конференц-зале, аудитории). В зависимости от технического оснащения участники подобных телеконференций могут разговаривать друг с другом, передавать информацию в виде печатного текста или рисунка и при этом видеть друг друга на экране дисплея. Проведение телеконференций, происходящих в аудиовизуальном режиме, требует значительных материально-технических ресурсов; наличия совершенной высокопроизводительной техники у всех участников телеконференции, стекловолоконных или спутниковых каналов связи между ними. Телеконференции, организуемые на основе использования электронной почты, наиболее доступны, так как позволяют обходиться минимумом материально-технических ресурсов. Многие телеконференции распространяются в режиме «листа рассылки». Такие телеконференции являются закрытыми, то есть участвовать в них могут только те абоненты электронной почты, адреса которых внесены Библиотечные телеконференции в специальную программу, автоматически рассылающую корреспонденцию, исходящую от модератора. Как правило, и адрес приема корреспонденции в подобные телеконференции известен лишь ее участникам. Телеконференции в режиме листа рассылки могут быть как модерируемыми, так и немодерируемыми. Обычно такие телеконференции организуются в том случае, когда участников обсуждения относительно немного. Это позволяет проводить подобные телеконференции с относительно небольшими материальными затратами, так как загрузка сетей передачи информации в этом случае минимальна. Для участия в такой телеконференции каждому участнику необходим далеко не самый совершенный персональный компьютер, подключенный через простейший модем к обычной телефонной сети. Мощный компьютер и высокоскоростной модем желательны лишь для организатора, так как через него осуществляется связь между всеми участниками конференции. Именно в таком режиме существует конференция Министерства культуры РФ, обеспечивающая таким образом нормативными и рекомендательными документами крупнейшие библиотеки России (адрес: www. relcom.culture.ministry.library). Другие отечественные телеконференции, отражающие библиотековедческую тематику, можно отнести к числу модерируемых, например, телеконференция Государственной публичной исторической библиотеки (http://www.shp.ru/libforum). К сожалению, их количество пока не превышает десяти, но интенсивность информатизации библиотечной отрасли позволяет рассчитывать на скорое увеличение этого числа. В ряду наиболее известных — конференции, организованные вузовскими библиотеками и другими подразделениями вузов. Например, библиотека Челябинского технического университета два года модерирует конференцию по вопросам комплексной автоматизации библиотек высших и средних специальных учебных заведений, Барнаульский педагогический институт совместно с Академией информатизации образования модерирует региональную конференцию педагогических вузов, постоянно включающую в число актуальных вопросов работу и проблемы вузовских библиотек, Герценовская сеть Санкт-Петербургского государственного педагогического университета имеет в ряду подписчиков более двадцати крупных вузовских библиотек и, имея целью увеличить число библиотек—участниц телеконференции «edu.emissia». ведет постоянную рубрику, освещающую библиографические информационные ресурсы, созданные в педагогических вузах России и их библиотеках. Необходимо отметить, что незначительному числу телеконференций, посвященных библиотековедческим проблемам в России, противостоит большое количество зарубежных конференций данной тематики. Расширение виртуальных коммуникаций работников библиотек России — один из реальных путей совершенствования библиотечной отрасли. 374____ Подготовка и переподготовка кадров библиотечных работников Библиотечные проблемы, как теоретические, так и практические, удобнее и легче всего обсуждать в on-line модерируемой конференции, организатором которой является одна или несколько крупных библиотек. При этом необходимо учитывать специфику деятельности библиотек различных типов. Таким образом, для создания насыщенного информационно-коммуникативного и образовательного пространства отечественных библиотек целесообразно параллельное ведение ряда конференций: • публичных общедоступных библиотек; • детских и юношеских библиотек; • научно-технических библиотек; • вузовских библиотек; • межведомственных, по сквозным актуальным проблемам и по вопросам взаимодействия. Кроме того, учитывая важность возможности оперативного и широкомасштабного обсуждения теоретических вопросов отрасли, необходима постоянная конференция вузов культуры и органов управления культурой. Учитывая новизну телекоммуникаций, в качестве их пользователей для большинства библиотечных кадров целесообразно начинать работу в отрасли с организации модерируемых конференций. За подобный выбор выдвигаются следующие аргументы: • принципиальная возможность достижения ставящихся перед телеконференцией целей; • небольшое число вероятных участников обсуждения; • различная квалификация большинства предполагаемых участников; • необходимость использования наиболее доступной и демократичной формы проведения компьютерной телеконференции; • различный уровень компьютерной грамотности участников конференции; • наличие психологических барьеров, возникающих на начальных стадиях дистанционного профессионального общения. Подготовка к организации конференции имеет несколько стадий: • выбор провайдера, то есть той компьютерной станции, которая будет обеспечивать прием и рассылку корреспонденции, поступающей на имя модератора и исходящей от него; • выбор тематики, способной заинтересовать профессиональное сообщество, отвечающей как теоретическим, так и практическим проблемам современных библиотек; • формирование состава участников, так как именно этот фактор определяет в итоге успешность конференции. Тем более это относится к впервые организуемым конференциям; Библиотечные телеконференции__________________________________ 375 • организация повышения уровня компьютерной грамотности рядовых участников форума; • формирование программы работы телеконференции. По своему содержанию эта стадия практически не отличается от соответствующего этапа традиционных мероприятий; • распространение сообщений различного характера и жанра по заранее оговоренной широкой тематике. По мере представления материалов в конференцию начинается их коллективное обсуждение. При создании новых конференций для повышения активности участников иногда используется рассылка анкет по групповым или индивидуальным электронным адресам. В анкетах предполагается оценить представленные в конференцию за определенный период материалы. Анкета может содержать 4-5 вопросов с несколькими вариантами ответов, например: 1. Как Вы оцениваете предложенную к обсуждению тему и соответствие ей подобранных модератором материалов? (Варианты ответов: тема не актуальна, поднятые проблемы надуманы, тема представляет интерес для узкого круга лиц, тема важна для практической работы библиотеки и т. д.). 2. Как Вы оцениваете полученные Вами в последнее время статьи? (Содержат много (мало) фактографического материала; несут плодотворные идеи; полученные статьи стимулируют мою собственную деятельность в этом направлении и др.) 3. Как должна, по Вашему мнению, проходить дальнейшая работа конференции? (Остаться без изменений; увеличить время обсуждения статей; увеличить количество практически значимых материалов и др.). 4. Открытый вопрос: Каковы Ваши предложения, выходящие за рамки для обсуждения? Анализ результатов анкетирования позволяет мягко корректировать ход конференции, стимулировать активность ее участников. Об эффективности конференции судят по количеству заказанных статей после выхода конференции в эфир и оживленности дискуссии по затронутым проблемам. Одним из практических результатов модерируемой конференции и завершающим ее этапом является принятие коллективного решения (резолюции). Опыт показывает, что в процессе обсуждения резолюции участники конференции отмечают не только полезность полученных практических знаний, но и повышение уровня коммуникационной компетентности, чрезвычайную важность профессионального общения. Кроме того, в большинстве резолюций участники конференций отмечают, что приобрели ценные навыки совместной (групповой) работы. 376_____ Подготовка и переподготовка кадров библиотечных работников Особую роль телеконференции могут сыграть в дистанционном варианте повышения квалификации и переподготовки кадров на базе вузов и крупных библиотек. Преимуществами подобного решения являются: • невысокая стоимость, уменьшение вынужденных отлучек специалистов на сессии в другие города; • возможность индивидуального консультирования с привлечением ведущих специалистов; • возможность воплощения индивидуальных маршрутов обучения в системе повышения квалификации; • надежность и оперативность передачи выполненных заданий, возможность увеличения их числа; • возможность в пределах одной дистанционной акции по повышению квалификации или переподготовки «виртуально» посетить многие вузы и библиотеки, обогатить и расширить круг общения. Литература 1. Борисова Е. И. Выпускники библиотечной средней школы // Сов. библиотековедение. — 1992. — № 1. — С. 39-47. 2. Гаврилова Н. В. Подготовка библиотечных специалистов в системе «колледж — институт» // Библиотекарь. — 1994. — № 2. — С. 86-91. 3. Голенок Л. Н. Библиотечные деловые игры: уровень разработки и организации // Науч. и техн. б-ки. — 1995. — № 7. — С. 58-65. 4. Дрешер Ю. Н. О повышении квалификации и переподготовке библиотечных кадров / / Библиотековедение. — 1996. — № 3. — С. 86-93. 5. Дрешер Ю Н. Повышение квалификации библиотечных кадров за рубежом / / Науч. и техн. б-ки. — 1996. — № 9. — С. 38-49. 6. Дрешер Ю. Н., Водолазская А. Я. Система повышения квалификации библиотечных кадров: история, современное состояние, тенденции совершенствования. — Казань, 1994. — 98 с. 7. Карташов Н. С Общая теория библиотечного дела. — М., 1997. — Гл. 4. Библиотечная профессия. — С. 91-116. 8. Костюкова М. В., Фунтикова С. П. Профессиональная ориентация школьников / / Библиотековедение. — 1995. — № 3. — С. 81-86. 9. Моргенштерн И. Подготовка кадров: Нужна модернизация / / Библиография. — 1998. — № 1. —С. 11-15.
10. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников культуры Российской Федерации (извлечение) / / Библиотека и закон: Справочник. — Вып. 1. — М., 1996. — С. 147-55. 11. Терешин В. И. Совершенствование высшего и среднего библиотечно-библиографического образования в России. — М.: МГИК, 1992. — 32 с. 12. Трапезникова Л. В. Библиотечное образование в России / / Возрождение культуры России: Книжно-библиотечное дело: Вып. 5. — СПб, 1997. — С. 101-109. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|