МЕТОДИЧЕСКИЕ СЛУЖБЫ БИБЛИОТЕК И ОРГАНИЗАЦИЯ ИХ РАБОТЫ
Методическое обеспечение библиотечной деятельности возлагается на специальную методическую службу библиотеки (научно-методический, методический, методико-библиографический отдел), координирующую всю методическую работу библиотеки, и на штатных сотрудников — методистов. В осуществлении этой функции активно участвуют руководители библиотеки и ее структурных подразделений. В последние годы в ряде библиотек-методических центров были ликвидированы методические отделы и на их базе созданы отделы маркетинга. Хотя маркетинговая деятельность библиотек в современных условиях функционирования библиотек приобретает особое значение, это не означает, что можно методическое обеспечение работы библиотек свести к маркетингу, игнорируя все остальные направления и задачи, которые стоят перед библиотеками. Методические службы библиотек и организация их работы________ 351 Преобразование методических отделов в отделы маркетинга ведет к тому, что этот отдел неизбежно начинает работать на свою библиотеку, на обеспечение маркетингового подхода в ее деятельности. На помощь библиотекам сети времени, как правило, уже не остается. Поэтому разумнее поступили те библиотеки, которые, не ликвидируя научно-методических отделов, создали самостоятельные подразделения маркетинга. Методическая служба возглавляется заведующим, который отвечает за состояние методического обеспечения деятельности сети библиотек и осуществляет общее руководство работой методического отдела. Профессия методиста относится к числу наиболее сложных библиотечных профессий. Методическая работа требует глубокого знания истории и современного состояния библиотечного дела, владения методами научно-исследовательской и научно-методической работы. Методическая деятельность — работа творческая, требующая постоянного поиска новых путей повышения эффективности и качества работы библиотеки. Методисту во многих случаях приходится самостоятельно решать разнообразные вопросы библиотечной теории, методики и практики, слабо освещенные в специальной литературе. Он должен обладать организаторскими и педагогическими способностями и знаниями. Квалификационные требования к должности методиста предусматривают наличие высшего библиотечного образования и практического опыта работы в библиотеках того вида, оказание методической помощи которым входит в его обязанности. Методист должен быть умным помощником библиотекарей, а не контролером-инспектором. В этом отношении большую роль играет самовоспитание, чувство такта, которое всегда необходимо в работе с людьми. Важными интеллектуальными качествами методиста являются начитанность, широта интересов, наблюдательность, творческое воображение, практическая направленность ума, умение анализировать и использовать свои знания и навыки в методической работе. В структуре методического отдела выделяется специализированный читальный зал (методический кабинет) с фондом литературы и неопубликованных документов по библиотековедению и смежным наукам (библиографоведению, книговедению, информатике). В методическом кабинете формируется фонд документов о библиотеках сети (досье на каждую библиотеку), куда включаются планы, отчеты, информации о деятельности библиотеки, справки о посещениях библиотеки, переписка с библиотекарями и т. д. Самостоятельной частью фонда документов методического отдела является фонд законодательных материалов как федерального, так и местного уровня, имеющих как прямое, так и опосредованное отношение к библиотечной деятельности (о коммерческой деятельности, налогообложении, авторском праве). 352 ________ Методическое обеспечение библиотечной деятельности Консультации, письма, рекомендации и другие методические материалы хранятся в тематических папках. В методическом отделе создается своя система каталогов и картотек. В нее входит систематический каталог литературы по библиотечному делу, в котором отражаются как отдельные издания, так и аналитически расписываются статьи из сборников и периодических изданий. Среди наиболее распространенных картотек — картотеки сети библиотек и их кадров, социально-экономического профиля региона, предметно-тематическая картотека новшеств, картотека «Библиотечное дело по материалам местной печати» и др. Картотеки могут быть организованы как в традиционной, так и в электронной форме в рамках электронного каталога и фактографической базы данных. В методической работе чрезвычайно важны средства оперативной полиграфии, современные средства связи, мультимедийная техника. В помещениях методических кабинетов оформляются выставки литературы по библиотечному делу, стенды, плакаты, альбомы, отражающие состояние и перспективы развития библиотечного дела в регионе и передовой опыт библиотек. В методическом отделе осуществляется учет и планирование методической работы. В основе этого планирования лежит метод программно-целевого планирования. Одной из целевых библиотечных программ является программа методического обеспечения деятельности библиотеки и / или сети библиотек. Она реализуется совместными усилиями практически всех структурных подразделений библиотеки (филиалов, отделов), что требует единства целей, направлений, форм, методов и средств его осуществления. Поэтому план методической работы является сводным, отражающим методическую деятельность не только методического отдела, но и библиотеки в целом, всех ее структурных подразделений. При этом головным, ведущим, как при разработке сводного плана, так и его реализации, является методический отдел. План методической работы должен быть направлен на методическое обеспечение основных позиций плана работы библиотеки и/или сети библиотек. Объем работы и распределение обязанностей между методистами определяются по нормам времени на методическую работу с учетом фонда рабочего времени каждого сотрудника методического отдела. В методическом отделе ведется учет работы. Он включает, во-первых, индивидуальные личные дневники работы методистов, в которых ежедневно учитывается проделанная работа, ее объем и затраты рабочего времени. На основе этого дневника методист составляет сводный отчет о своей работе. Во-вторых, ведется общий учет работы по отделу в специальном дневнике, где отдельно учитываются посещения библиотек, мероприятия по повышению квалификации библиотекарей и т. п. Методические службы библиотек и организация их работы__________________ 353 Литература 1. Бачалдин Б. Н., Инькова Л. М. Менеджмент в научно-методической работе: В помощь библиотекарю. — М., 1993. — 256 с. 2. Ванеев А. Н. Методическое обеспечение библиотечной деятельности.— М., Профиздат, 2000.— 140 с. 3. Высоцкая Е. К. К вопросу о профессиограмме методиста / / Социодинамика и социоструктура библиотечной профессии. — СПб, 1993. — С. 112-121. 4. Ермакова В. А. Методическая работа в ЦБС. — Челябинск, 1991. — 117 с 5. Карташов Н. С. Анализ деятельности библиотек как часть управленческого процесса / / Управление библиотекой: новые идеи и практические решения. — М., 1995 — С. 79-89. 6. Коровякина И. Д. Методологические основы нововведений в библиотеках: Лекция. — М., 1992.— 18 с. 7. Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках / / Библиотека и закон. — Вып. 3. — М., 1997. — С. 337-399. 8. Цыганова Н. Н. Управление нововведениями / / Мир библиотек сегодня. — 1998. — №2.— С. 44-50. ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ БИБЛИОТЕЧНЫХ РАБОТНИКОВ БИБЛИОТЕЧНАЯ ПРОФЕССИЯ: СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ Профессия — это основной род занятий, трудовой деятельности, требующий определенной подготовки, знаний и умений. Библиотекари представляют собой самостоятельную социально-профессиональную группу общества. В 1999 г. в общедоступных библиотеках России работало около 150 тыс. библиотекарей. Содержанием библиотечной профессии является выполнение комплекса разнообразных библиотечно-библиографических процессов. Ее основной особенностью является многофункциональность. Имея своим основным содержанием общение с читателями, пользователями услуг библиотеки, библиотечная деятельность включает и многообразные технологические процессы и операции, связанные с работой с документным фондом библиотеки, с ее информационно-поисковыми системами и т. п., что требует дифференциации библиотечной профессии по содержанию технологических процессов и уровням требований к их выполнению. Основным критерием дифференциации библиотечной профессии является уровень библиотечного профессионализма, определяемый в свою очередь уровнем профессиональной подготовки. Можно выделить три уровня: • неквалифицированные библиотекари, не имеющие библиотечного образования и выполняющие в библиотеках вспомогательные процессы и операции; Библиотечная профессия: содержание и особенности_____________ 355 • библиотекари средней квалификации, выполняющие комплекс организационно-технологических операций на регламентированном (стандартизованном) уровне; • библиотекари высшей квалификации, умеющие самостоятельно принимать управленческие и методические решения. Другим основанием является дифференциация по должностям, занимаемым библиотечными работниками, перечень которых и требования к ним определяют «Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников культуры Российской Федерации». В них по каждой библиотечной должности определен круг обязанностей и требования к образованию и стажу работы. Так, лица со средним специальным образованием имеют право занимать должность библиотекаря (библиографа) II категории, а при наличии стажа работы не менее 5 лет — и должность заведующего филиалом. На всех остальных библиотечных должностях (директора библиотеки, зав. отделом (филиалом), главных и ведущих библиотекарей и библиографов, а также библиотекарей (библиографов) I категории) должны работать лица с высшим образованием. При этом для занятия руководящих должностей директора библиотеки и зав. отделом требуется стаж работы не менее 5 лет, а для заведования филиалом — не менее 3 лет. Многофункциональность библиотечной деятельности ведет к многообразию библиотечных специальностей, то есть видов занятий в рамках библиотечной профессии (библиотечные менеджеры, методисты, комплектаторы, каталогизаторы, сотрудники отделов обслуживания и т. д.). Содержание трудовой деятельности по каждой специальности фиксируется в профессиограмме. Профессиограмма дает общую характеристику специальности, отражает содержание и формы трудовой деятельности и профессиональные требования к знаниям, умениям и навыкам не библиотекаря вообще, а к тем, которые необходимы и достаточны для выполнения функциональных обязанностей по конкретной специальности. В основе обеспечения библиотек профессиональными библиотечными кадрами лежит система непрерывного библиотечного образования как целенаправленного процесса подготовки, повышения квалификации и переподготовки библиотекарей. Непрерывное образование сопутствует библиотекарю на протяжении всей его трудовой деятельности и в нем взаимосвязаны разнообразные формы профессионального обучения и профессионального самообразования. Начальным этапом профессионального библиотечного образования является профориентация — система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии. Основными направлениями ориентации на библиотечную профессию являются начальное библиотечное образование в школах и профильных «библиотечных классах», а также дея- 356____ Подготовка и переподготовка кадров библиотечных работников тельность общедоступных и школьных библиотек по обучению школьников основам информационной культуры, привлечению их к участию в работе библиотеки (читательский актив), рекламирование правил поступления в средние и высшие учебные заведения, готовящие библиотечно-информационные кадры. Следующим этапом является профотбор, то есть отбор кандидатов для профессионального обучения. В библиотечных учебных заведениях он осуществляется путем предварительных собеседований абитуриентов с преподавателями и членами приемных комиссий и сдачей вступительных экзаменов. Последующими ступенями непрерывного библиотечного образования являются получение среднего и высшего специального библиотечно-информационного образования, обучение в аспирантуре и последипломное образование, включающее систему повышения квалификации и переподготовки библиотечных кадров. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|