Здавалка
Главная | Обратная связь

МЕТОДИЧЕСКИЕ СЛУЖБЫ БИБЛИОТЕК И ОРГАНИЗАЦИЯ ИХ РАБОТЫ



Методическое обеспечение библиотечной деятельности возлагается на специальную методическую службу библиотеки (научно-методический, методический, методико-библиографический отдел), координирующую всю методическую работу библиотеки, и на штатных сотрудников — мето­дистов. В осуществлении этой функции активно участвуют руководители библиотеки и ее структурных подразделений.

В последние годы в ряде библиотек-методических центров были лик­видированы методические отделы и на их базе созданы отделы маркетинга. Хотя маркетинговая деятельность библиотек в современных условиях функционирования библиотек приобретает особое значение, это не озна­чает, что можно методическое обеспечение работы библиотек свести к маркетингу, игнорируя все остальные направления и задачи, которые сто­ят перед библиотеками.


Методические службы библиотек и организация их работы________ 351

Преобразование методических отделов в отделы маркетинга ведет к тому, что этот отдел неизбежно начинает работать на свою библиотеку, на обеспечение маркетингового подхода в ее деятельности. На помощь биб­лиотекам сети времени, как правило, уже не остается. Поэтому разумнее поступили те библиотеки, которые, не ликвидируя научно-методических отделов, создали самостоятельные подразделения маркетинга.

Методическая служба возглавляется заведующим, который отвечает за состояние методического обеспечения деятельности сети библиотек и осуществляет общее руководство работой методического отдела.

Профессия методиста относится к числу наиболее сложных биб­лиотечных профессий. Методическая работа требует глубокого знания истории и современного состояния библиотечного дела, владения метода­ми научно-исследовательской и научно-методической работы. Методи­ческая деятельность — работа творческая, требующая постоянного поис­ка новых путей повышения эффективности и качества работы библиоте­ки. Методисту во многих случаях приходится самостоятельно решать раз­нообразные вопросы библиотечной теории, методики и практики, слабо освещенные в специальной литературе. Он должен обладать организатор­скими и педагогическими способностями и знаниями.

Квалификационные требования к должности методиста предусматри­вают наличие высшего библиотечного образования и практического опы­та работы в библиотеках того вида, оказание методической помощи кото­рым входит в его обязанности.

Методист должен быть умным помощником библиотекарей, а не кон­тролером-инспектором. В этом отношении большую роль играет самовос­питание, чувство такта, которое всегда необходимо в работе с людьми. Важными интеллектуальными качествами методиста являются начитан­ность, широта интересов, наблюдательность, творческое воображение, практическая направленность ума, умение анализировать и использовать свои знания и навыки в методической работе.

В структуре методического отдела выделяется специализированный читальный зал (методический кабинет) с фондом литературы и неопубли­кованных документов по библиотековедению и смежным наукам (библио­графоведению, книговедению, информатике). В методическом кабинете формируется фонд документов о библиотеках сети (досье на каждую биб­лиотеку), куда включаются планы, отчеты, информации о деятельности библиотеки, справки о посещениях библиотеки, переписка с библиотека­рями и т. д.

Самостоятельной частью фонда документов методического отдела является фонд законодательных материалов как федерального, так и мест­ного уровня, имеющих как прямое, так и опосредованное отношение к библиотечной деятельности (о коммерческой деятельности, налогообло­жении, авторском праве).


352 ________ Методическое обеспечение библиотечной деятельности

Консультации, письма, рекомендации и другие методические материа­лы хранятся в тематических папках.

В методическом отделе создается своя система каталогов и картотек. В нее входит систематический каталог литературы по библиотечному делу, в котором отражаются как отдельные издания, так и аналитически распи­сываются статьи из сборников и периодических изданий. Среди наиболее распространенных картотек — картотеки сети библиотек и их кадров, со­циально-экономического профиля региона, предметно-тематическая кар­тотека новшеств, картотека «Библиотечное дело по материалам местной печати» и др. Картотеки могут быть организованы как в традиционной, так и в электронной форме в рамках электронного каталога и фактографической базы данных.

В методической работе чрезвычайно важны средства оперативной по­лиграфии, современные средства связи, мультимедийная техника.

В помещениях методических кабинетов оформляются выставки лите­ратуры по библиотечному делу, стенды, плакаты, альбомы, отражающие состояние и перспективы развития библиотечного дела в регионе и передо­вой опыт библиотек.

В методическом отделе осуществляется учет и планирование методи­ческой работы. В основе этого планирования лежит метод программно-целевого планирования. Одной из целевых библиотечных программ явля­ется программа методического обеспечения деятельности библиотеки и / или сети библиотек. Она реализуется совместными усилиями практичес­ки всех структурных подразделений библиотеки (филиалов, отделов), что требует единства целей, направлений, форм, методов и средств его осуще­ствления. Поэтому план методической работы является сводным, отража­ющим методическую деятельность не только методического отдела, но и библиотеки в целом, всех ее структурных подразделений. При этом голов­ным, ведущим, как при разработке сводного плана, так и его реализации, является методический отдел. План методической работы должен быть направлен на методическое обеспечение основных позиций плана работы библиотеки и/или сети библиотек.

Объем работы и распределение обязанностей между методистами оп­ределяются по нормам времени на методическую работу с учетом фонда рабочего времени каждого сотрудника методического отдела.

В методическом отделе ведется учет работы. Он включает, во-пер­вых, индивидуальные личные дневники работы методистов, в которых ежедневно учитывается проделанная работа, ее объем и затраты рабочего времени. На основе этого дневника методист составляет сводный отчет о своей работе. Во-вторых, ведется общий учет работы по отделу в специ­альном дневнике, где отдельно учитываются посещения библиотек, мероп­риятия по повышению квалификации библиотекарей и т. п.


Методические службы библиотек и организация их работы__________________ 353

Литература

1. Бачалдин Б. Н., Инькова Л. М. Менеджмент в научно-методической работе: В помощь библиотекарю. — М., 1993. — 256 с.

2. Ванеев А. Н. Методическое обеспечение библиотечной деятельности.— М., Профиздат, 2000.— 140 с.

3. Высоцкая Е. К. К вопросу о профессиограмме методиста / / Социодинамика и социоструктура библиотечной профессии. — СПб, 1993. — С. 112-121.

4. Ермакова В. А. Методическая работа в ЦБС. — Челябинск, 1991. — 117 с

5. Карташов Н. С. Анализ деятельности библиотек как часть управленческого процесса / / Управление библиотекой: новые идеи и практические решения. — М., 1995 — С. 79-89.

6. Коровякина И. Д. Методологические основы нововведений в библиотеках: Лекция. — М., 1992.— 18 с.

7. Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках / / Библиотека и закон. — Вып. 3. — М., 1997. — С. 337-399.

8. Цыганова Н. Н. Управление нововведениями / / Мир библиотек сегодня. — 1998. — №2.— С. 44-50.


ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ БИБЛИОТЕЧНЫХ РАБОТНИКОВ

БИБЛИОТЕЧНАЯ ПРОФЕССИЯ: СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ

Профессия — это основной род занятий, трудовой деятельности, тре­бующий определенной подготовки, знаний и умений. Библиотекари пред­ставляют собой самостоятельную социально-профессиональную группу общества. В 1999 г. в общедоступных библиотеках России работало около 150 тыс. библиотекарей.

Содержанием библиотечной профессии является выполнение комп­лекса разнообразных библиотечно-библиографических процессов. Ее ос­новной особенностью является многофункциональность. Имея своим ос­новным содержанием общение с читателями, пользователями услуг биб­лиотеки, библиотечная деятельность включает и многообразные техноло­гические процессы и операции, связанные с работой с документным фондом библиотеки, с ее информационно-поисковыми системами и т. п., что требует дифференциации библиотечной профессии по содержанию технологических процессов и уровням требований к их выполнению.

Основным критерием дифференциации библиотечной профессии яв­ляется уровень библиотечного профессионализма, определяемый в свою очередь уровнем профессиональной подготовки. Можно выделить три уровня:

• неквалифицированные библиотекари, не имеющие библиотечного образования и выполняющие в библиотеках вспомогательные процессы и операции;


Библиотечная профессия: содержание и особенности_____________ 355

• библиотекари средней квалификации, выполняющие комплекс организационно-технологических операций на регламентирован­ном (стандартизованном) уровне;

• библиотекари высшей квалификации, умеющие самостоятельно принимать управленческие и методические решения.

Другим основанием является дифференциация по должностям, зани­маемым библиотечными работниками, перечень которых и требования к ним определяют «Тарифно-квалификационные характеристики (требова­ния) по должностям работников культуры Российской Федерации». В них по каждой библиотечной должности определен круг обязанностей и тре­бования к образованию и стажу работы.

Так, лица со средним специальным образованием имеют право зани­мать должность библиотекаря (библиографа) II категории, а при наличии стажа работы не менее 5 лет — и должность заведующего филиалом. На всех остальных библиотечных должностях (директора библиотеки, зав. отделом (филиалом), главных и ведущих библиотекарей и библиографов, а также библиотекарей (библиографов) I категории) должны работать лица с высшим образованием. При этом для занятия руководящих долж­ностей директора библиотеки и зав. отделом требуется стаж работы не менее 5 лет, а для заведования филиалом — не менее 3 лет.

Многофункциональность библиотечной деятельности ведет к много­образию библиотечных специальностей, то есть видов занятий в рамках библиотечной профессии (библиотечные менеджеры, методисты, комп­лектаторы, каталогизаторы, сотрудники отделов обслуживания и т. д.). Содержание трудовой деятельности по каждой специальности фиксирует­ся в профессиограмме.

Профессиограмма дает общую характеристику специальности, отра­жает содержание и формы трудовой деятельности и профессиональные требования к знаниям, умениям и навыкам не библиотекаря вообще, а к тем, которые необходимы и достаточны для выполнения функциональных обязанностей по конкретной специальности.

В основе обеспечения библиотек профессиональными библиотечны­ми кадрами лежит система непрерывного библиотечного образования как целенаправленного процесса подготовки, повышения квалификации и пе­реподготовки библиотекарей. Непрерывное образование сопутствует библиотекарю на протяжении всей его трудовой деятельности и в нем вза­имосвязаны разнообразные формы профессионального обучения и про­фессионального самообразования.

Начальным этапом профессионального библиотечного образования является профориентация — система мер, направленных на оказание по­мощи молодежи в выборе профессии. Основными направлениями ориента­ции на библиотечную профессию являются начальное библиотечное обра­зование в школах и профильных «библиотечных классах», а также дея-


356____ Подготовка и переподготовка кадров библиотечных работников

тельность общедоступных и школьных библиотек по обучению школьни­ков основам информационной культуры, привлечению их к участию в ра­боте библиотеки (читательский актив), рекламирование правил поступле­ния в средние и высшие учебные заведения, готовящие библиотечно-ин­формационные кадры.

Следующим этапом является профотбор, то есть отбор кандидатов для профессионального обучения. В библиотечных учебных заведениях он осуществляется путем предварительных собеседований абитуриентов с преподавателями и членами приемных комиссий и сдачей вступительных экзаменов.

Последующими ступенями непрерывного библиотечного образова­ния являются получение среднего и высшего специального библиотечно-информационного образования, обучение в аспирантуре и последиплом­ное образование, включающее систему повышения квалификации и пере­подготовки библиотечных кадров.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.