Здавалка
Главная | Обратная связь

Функциональность библиотечного здания



Строительство библиотечных зданий в России является едва ли не самой сложной и противоречивой проблемой. Это связано с тем, что на протяжении нескольких десятилетий, начиная с 1930-х по 1990 годы, воп­росы строительства библиотечных зданий решались здесь принципиально иначе в сравнении с большей частью стран Европы и многих других стран мира. Связано это было с принципиальными отличиями организации пуб­личных библиотек в большинстве стран мира и массовых библиотек СССР. В отличие от России советского периода в большей части стран индустри­ального и постиндустриального общества на первое место в определении будущего библиотеки, самой стратегии ее развития, ее программ и концеп­ций выходит наряду с руководителем библиотеки ее архитектор. Библио­тека становится авторской и обретает свое лицо, делающее каждую биб­лиотеку не похожей на любую другую. При этом здание библиотеки изна­чально создается именно как здание библиотеки и может быть использо­вано только в соответствии с библиотечной технологией.

Главное отличие отечественной и мировой библиотечной архитекту­ры характеризуется отношением к функциональности архитектуры. По­нятие функциональности применительно к библиотечному пространству было первоначально связано с научными библиотеками, которые в XIX в. расставались с музейным прошлым. В XX в. функциональность распрост-


406____________________ Здания, интерьер и оборудование библиотек

раняется и на публичные (общедоступные) библиотеки. Функциональ­ность современной публичной библиотеки означает, что в ее простран­ственном решении не может быть ничего случайного и непродуманного. Все решение в целом и каждый элемент в отдельности — все подчинено главным идеям обеспечения оптимальной организации основопо­лагающих технологических циклов — «пути читателя» и «пути книги». При этом стержнем этой концепции является обязательное использова­ние открытого доступа ко всему фонду или части его.

Наиболее ярким примером классического функционализма, оказав­шего едва ли не самое большое влияние на развитие публичных библиотек XX в. и в силу этого вошедшего в качестве эталонного в зарубежные учеб­ники как по библиотечному делу, так и по архитектуре, является здание Городской библиотеки в городе Выборге. Это здание, построенное в 1930 годы по проекту выдающегося финского архитектора Алвара Аалто, ока­залось на территории современной Ленинградской области после включе­ния части территории южной Финляндии в 1940 г. в СССР. Эта библиоте­ка рассматривается как классический образец галерейкой библиотеки, то есть библиотеки, в которой весь фонд расположен как вдоль стен поме­щений библиотеки, так и на лестничных переходах. При этом стеллажи имеют высоту, позволяющую человеку, имеющему средний рост, свобод­но снимать книги с верхней полки.

Но у галерейных библиотек был один существенный недостаток. Они были рассчитаны на обычного здорового читателя, не испытывающего проблем с перемещением по территории библиотеки. В настоящее время каждая публичная библиотека в постиндустриальных странах должна быть максимально удобна и для пользования лицами, имеющими физичес­кие недостатки, то есть передвигающимися по библиотеке в инвалидных колясках.

Столь масштабное расширение читательской зоны и превращение ее в зону открытого доступа с почти полным устранением в качестве самосто­ятельной зоны книгохранилища означало внимание (на качественно ином уровне) не только к проблемам обеспечения сохранности фонда в плане защиты его от краж или порчи книг отдельными читателями, но прежде всего — более серьезный подход к решению проблемы защиты фонда от пыли, стремление свести к минимуму ее циркуляцию. В целом, со времени реализации этого проекта появилось несколько поколений библиотечных зданий, в которых практически отсутствует зона книгохранилища и цент­ральное место занимает зона обслуживания читателя, которая включает в себя фонд библиотеки, представленный на открытом доступе. Наиболее известной в этом отношении является Публичная информационная биб­лиотека Центра Помпиду в Париже.

Для современных публичных библиотек постиндустриальных стран характерно и стремление к новой концепции публичной библиотеки, ко-


Здания библиотек__________________________________________ 407

торая выражается в соединении служб, занимающихся обслуживанием, с залами, в которых на открытом доступе стоят книги и другие документы. В этих библиотеках нет традиционного абонемента или стола справок, но по всей площади библиотеки расставлены столики, за которыми сидят го­товые оказать читателю любую помощь библиотекари. Такие консульта­ционные пункты как бы растворены в среде библиотеки. Так, в Городской библиотеке шведского города Мальме, построенной в 1990 годы по проек­ту одного из самых популярных на сегодняшний день в мире архитекторов — датчанина Хеннинга Ларсена, из 116 сотрудников с публикой работают 60. И здесь же среди книг находятся уголки отдыха, которые приглашают чи­тателя уединиться с книгой.

Проблемы библиотечной архитектуры в условиях информатизации имеют и иной, также весьма существенный аспект — изменение самих от­ношений пользователя с библиотекой, поскольку пользователь получил возможность удовлетворения многих своих информационных потребно­стей без прямого посещения библиотеки. В новых условиях библиотека, как правило, активизирует свою работу в качестве культурного центра, обращая особое внимание на работу по раскрытию своих книжных фон­дов, на пропаганду традиционной книги, на работу по развитию интереса пользователя именно к чтению. Библиотека становится все в большей сте­пени не только учреждением, куда обращаются за книгами и другими доку­ментами на абонемент, но и важнейшим по отношению к городу или насе­ленному пункту центром досуга, куда приходят надолго и одиночные пользо­ватели и целые семьи.

Все это также меняет традиционные представления о понимании биб­лиотечной архитектуры. К самому библиотечному зданию все в большей степени применяется наряду с требованиями функциональности (теперь уже функциональности эпохи информатизации) требования соответствия сложившихся представлений о здании, характеризуемом в английском язы­ке понятием «intelligent», то есть разумным и продуманным, явно с оттен­ком внешней и внутренней привлекательности.

Требования функциональности и разумности распространяются и на научные библиотеки с богатыми книжными фондами. Но по отношению к научной библиотеке решение проблемы функциональности имеет свои особенности. По отношению к этим библиотекам функциональность сле­дует рассматривать на двух уровнях. С одной стороны, современная науч­ная библиотека все более активно проявляет себя как публичная библиоте­ка. В связи с этим современная научная библиотека делится на две основ­ные составные части — пространство собственно библиотеки как традици­онной, классической библиотеки, выполняющей функции обслуживания и книгохранилища, и, соответственно, имеющей обязанности по отношению к своему читателю, и пространство, открытое для широкой публики, в том числе и для той части публики, которая может быть охарактеризована как


408 ___________________ Здания, интерьер и оборудование библиотек

«нечитатели», то есть той категории посетителей, которая ранее вообще не пользовалась никакими библиотеками. Это пространство предназначе­но, с одной стороны, для выполнения функции библиотеки как культурно­го центра, как центра досуга. Как правило, это пространство включает в себя помещения для выставок и музейных экспозиций, лекционный и/или концертный залы, кафетерии и т. д. Например, большую площадь занима­ет пространство, предназначенное для широкой публики, в новом здании Британской библиотеки в Лондоне, поскольку постройка нового здания для этой библиотеки означала не только расширение ее площади, улучше­ние условий обслуживания читателей и создание оптимальных условий для сохранения фонда библиотеки, но и реализацию принципиально новой концепции обслуживания пользователей, составной частью которой и ста­ло создание специальной зоны для тех, на кого ранее эта библиотека вооб­ще не была сориентирована. С другой стороны, в нее входят открытые при многих библиотеках специализированные информационные центры, со­риентированные на удовлетворение запросов в области техники, бизнеса, экономики и т. д. Одна из первых таких библиотек под названием Шотлан­дская научно-техническая библиотека (Scottish Science Library) была от­крыта при Национальной библиотеке Шотландии в Эдинбурге.

Определенные изменения проявились и в понимании функционально­сти традиционного библиотечного пространства библиотеки, куда допус­кается собственно читатель библиотеки. Они связаны с подходом к обес­печению безопасности фонда. Он не рассматривается как некий единый фонд библиотеки и четко делится на три составные части — представляе­мую на открытом доступе, содержащуюся в специальных помещениях, предназначенных именно для хранения, и хранящуюся в специально обо­рудованных сейфах.

Под специально выделенными под книгохранение помещениями сле­дует понимать помещения, которые оснащены оборудованием, позволяю­щим поддерживать необходимый влажностный и температурный режим. Эти помещения должны идеально соответствовать требованиям пожарной безопасности. Они должны быть оборудованы приборами, которые фик­сируют уровень запыленности и позволяют добиваться максимальной за­щищенности от микроорганизмов. В отличие от них под сейфами следует понимать специально оборудованные помещения библиотеки, где хранят­ся наиболее ценные издания.

Принципиальным отличием является режим доступа в это помеще­ние. Книгохранилища-сейфы открыты исключительно для ограниченного числа сотрудников библиотеки только в строго определенные часы. Они могут быть достаточно большими по площади. Так, в библиотеке герцога Августа в Вольфенбюттеле в Германии, представляющей собой своего рода эталон обеспечения безопасности фонда, такой сейф занимает три этажа.


Здания библиотек



Что касается читательской зоны, то изменения в подходе к ее органи­зации связаны, прежде всего, с двумя моментами. С одной стороны, значи­тельную часть площади занимает открытый доступ. С другой стороны, для работы с наиболее ценными изданиями выделяется специально оборудо­ванное помещение, вход в которое ограничен и допуск определяется ха­рактером запроса читателя. Речь идет о предоставлении в пользование ори­гинала наиболее ценных изданий для специалистов, в то время как другие читатели могут получить качественную копию. Этот подход особенно ха­рактерен для библиотек, которые развиваются в соответствии с требовани­ями, предъявляемыми к научно-гуманитарным или исследовательским биб­лиотекам. В круг этих библиотек входят как специализированные библио­теки гуманитарного профиля, так и универсальные по составу своего фон­да научные библиотеки.

Неизбежные изменения в подходе к рассмотрению классических зон традиционной библиотеки — обслуживания и книгохранения — привели и к пересмотру представлений, связанных, прежде всего, с расширением круга обслуживаемых читателей. Приток в библиотеку широкой публики потребовал принятия мер для защиты определенной, наиболее ценной ча­сти фонда в условиях расширения сферы открытого доступа, но в защите своих прав стал нуждаться и основной круг читателей научной библиоте­ки. В связи с этим в некоторых библиотеках, например, в новом здании Национальной библиотеки Франции в Париже введена двухуровневая сис­тема обслуживания читателей. В библиотеке созданы идентичные друг другу параллельные залы гуманитарного и негуманитарного профиля, со­риентированные на обслуживание профессионалов, занимающихся науч­ной работой по данному профилю, и на обслуживание широкой публики. Отличие залов заключается в предоставлении разных условий для работы этих категорий читателей — различной степени комфортности, полноты фонда открытого доступа и возможностей получения оригиналов более ценных изданий.

Начиная с конца 1950-х годов в мире наблюдается тенденция к пере­смотру традиционных представлений о стандартах и нормах для библио­тек (прежде всего, для публичных).

Общепринято, что помещения и здания библиотеки, исходя из функ­ционального назначения, подразделяются на:

• помещения обслуживания читателей;

• помещения хранения;

• служебные и вспомогательные помещения;

• помещения административно-хозяйственного аппарата.

Принципиально помещение любой библиотеки можно разделить на две зоны: читательскую и внутреннюю (функционально-технологическую). По принятым в России ВСН в планировочном решении необходимо пре-



Здания, интерьер и оборудование библиотек


дусматривать разделение всех помещений библиотеки на зоны «до контро­ля» и «за контролем». В этой связи, например, в зданиях библиотек I—IV групп следует предусматривать отдельный служебный вход. Соглас­но рекомендациям ИФЛА, под служебные помещения публичных библио­тек рекомендуется выделять площадь не менее 20% от площади читатель­ской зоны. В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к уве­личению площади служебных помещений библиотеки.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.