Здавалка
Главная | Обратная связь

Служебные и вспомогательные помещения (библиотечно-производственные помещения)



К планировке служебных и вспомогательных помещений библиотеки (библиотечно-производственных помещений) предъявляются следующие функциональные требования:

1. Помещения отделов комплектования, научной и технической об­работки и организации каталогов и служебного каталога должны объединяться в единый комплекс и размещаться на нижних эта­жах здания.

2. Нормы площади помещений административно-хозяйственного ап­парата библиотеки (кабинеты, приемные, рабочие комнаты, ком­наты отдыха персонала и пр.) следует предусматривать в зависи­мости от штата библиотеки, в соответствии с требованиями дей­ствующих СН (строительных норм).

3. Согласно рекомендациям ИФЛА, под служебные помещения пуб­личных библиотек рекомендуется выделять площадь не менее 20% от площади читательской зоны. В том случае, если библиоте-



Здания, интерьер и оборудование библиотек


ка имеет несколько филиалов, площадь служебных помещений уве­личивается до 25%, а в филиалах снижается соответственно до 10%. 4. В библиотеке обязательно должна быть оборудована комната от­дыха для сотрудников. Если речь идет о большой библиотеке, то такие помещения должны быть при соответствующих подразделе­ниях. Норма площади на одно место для отдыха — 2,5 кв. м. Пло­щадь для размещения кухонного оборудования — 2,0 кв. м. На­пример, комната площадью 12 кв. м достаточна для организации отдыха 6-10 сотрудников библиотеки.

 

Расчет помещений (библиотечно-производственных)
Помещения Единица измерения Площадь на единицу измерения, кв. м.
1.Отдел комплектования, обработки и организации каталогов, МБА:    
— рабочие места сотрудников1 1место 6,0(8,0)
— служебные каталоги 1 шкаф 2,5
— рабочие места сотрудников, оборудованные средствами механизации и автоматизации 1 место 8,0
— рабочее место для машинописных работ 1 место 2,5
— рабочее место, оборудованное средствами множительной техники 1 место 4,5
2. Кабинет директора (заведующего) (для библиотек IV-V групп) Помещение 18,0
3. Кабинет заведующего библиотекой-филиалом Помещение 12,0
4. Лаборатории (гигиены и реставрации, копировально-множительная и пр.)2    
5. Мастерские (переплетно-реставрационная, переплетно-брошюровочная и пр.)2    

1 В скобках указана максимально допустимая норма площади.

2 Рассчитывается в соответствии с нормами действующих ВСН.

В условиях высокого уровня энерговооруженности современной библиотеки и с учетом характера носителей содержащихся в ее хранили­щах документов необходимо принять все меры по обеспечению выполне­ния противопожарных требований. Противопожарные мероприятия и со­ответствующее оборудование должны быть в каждой библиотеке, незави­симо от ее размеров или характера деятельности, и отвечать требованиям действующей Инструкции по правилам техники безопасности и противо­пожарным мероприятиям в библиотеках.

В настоящее время наиболее распространенным решением простран­ства публичной библиотеки стала организация по принципу «одной комна-


Здания библиотек



ты» «one room library». Это характерно и для англоязычных стран, и для Скандинавии, и для Франции и т.д. Решение распространяется и на такие огромные по своей площади библиотеки как Публичная Информационная библиотека при Центре Помпиду в Париже. Суть этого решения заключа­ется в том, что в одном пространстве концентрируется зона обслужива­ния. Бюро приема и записи читателей становится ядром библиотеки. Пути читателей — взрослых и детей, равно как и путь книги и путь персонала, пересекаются в центральной точке, которой становится центральная ка­федра. При этом следует обратить внимание на то, что пересечение путей взрослого и детского читателей имеет для многих современных зарубеж­ных публичных библиотек принципиальное значение. Правда, это не ис­ключает и решения, когда под одной крышей сосуществуют две читательс­кие раздельные зоны — для взрослых и для детей.

В большинстве стран Европы оптимальными размерами читального зала считается площадь, не превышающая 250-300 кв. м. Зал абонемента в свою очередь не должен превышать 300-400 кв. м. Если для читального зала или абонемента требуется площадь, превышающая эти параметры, то необходимо организовать различные читальные залы. Эти залы не обяза­тельно разделяются путем создания внутренних стен, ибо можно создать перегородки путем использования мебели и оборудования. При этом важ­но учесть и то, что площадь идеального с точки зрения комфортности по отношению к пользователю читального зала не должна быть меньше 100-150 кв. м. Исключение может быть сделано лишь для читальных залов для детей. Согласно нормативам, используемым в странах Европы, оптималь­ная площадь для обслуживания силами одного сотрудника составляет при­мерно 200 кв. м.

Принципиально важно направить по разным направлениям пути чита­теля библиотеки и широкой публики. В свою очередь, они не должны пе­ресекаться с путем персонала библиотеки и с путем книги. В идеале для читателей библиотеки, для широкой публики и для сотрудников должны быть разные входы и выходы.

В современных условиях особое значение приобретают помещения библиотеки, функционирующие в зоне, предназначенной для широкой публики. Эту проблему так или иначе решают сегодня и крупнейшие наци­ональные библиотеки мира, и более скромные по масштабам своей работы публичные библиотеки. Так, на рубеже XX и XXI вв. библиотеки, ставшие своего рода лидерами в построении, а затем и освоении новых зданий — Британская библиотека в Лондоне, Национальная библиотека Франции в Париже, Королевская библиотека в Копенгагене и др., — каждая впервые решает эти проблемы. Одни библиотеки (например, Британская) пошли путем освоения именно особой зоны для широкой публики, и делают ак­цент на раскрытие богатств своих фондов через организацию музея книги и проведение масштабных выставок. Другие, как библиотека в Копенгаге-

14 Зак 809



Здания, интерьер и оборудование библиотек


не, создают при библиотеке комплекс с пятью выставочными залами, с семью помещениями для проведения занятий, собраний и конференций, способными вместить до 600 человек. При этом здесь создаются в качестве самостоятельных подразделений музей фотографии и культурные и иссле­довательские институты, такие как Датский женский информационный центр и Центр информации по датской литературе. В определении масшта­бов и форм деятельности национальной библиотеки как культурного цен­тра нет и не может быть единых рецептов.

Своим путем идут и классические научные библиотеки. Библиотека герцога Августа в Вольфенбюттеле (Германия) — специализированная библиотека гуманитарного профиля, обслуживающая ученых, организует не только масштабные выставки и концерты камерной музыки, но и рас­ширяет рамки аудитории, на которую она сориентирована, увеличивая масштабы работы, например, со школьниками, и не только города Воль­фенбюттеля. Все это оказалось возможным, потому что всесторонне про­думано, прежде всего, соотношение зон обслуживания читателей и широ­кой публики. Целый ряд парадных помещений библиотеки оборудованы таким образом, что здесь возможно проведение и постоянных экскурсий, ибо библиотека рассматривает себя в качестве туристического объекта, а также конференций и других масштабных мероприятий. Таким образом, функция культурного центра перестает быть привилегией публичной биб­лиотеки.

Традиционная работа публичной библиотеки как культурного центра сегодня также претерпевает изменения. Сама публичная библиотека мо­жет входить в качестве составной части в большой культурный центр, чаще всего муниципальный. И все же чаще культурный центр создается при библиотеке.

В большинстве стран Европы считается, что в идеале библиотека, пло­щадь читательской зоны которой превышает 6000 кв. м, должна иметь са­мостоятельный выставочный зал площадью 300 кв. м. Минимальная пло­щадь такого зала не должна быть меньше 100-200 кв. м. Особое внимание при организации такого зала следует уделить охране экспонатов. Наличие специального зала не только не означает отказа от проведения выставок в читательской зоне, а, напротив, позволяет более полно использовать воз­можности выставочной работы. Читательская зона должна быть оборудо­вана карнизами, на которые развешиваются картины, и мобильными выс­тавочными стендами.

В зоне, предназначенной для широкой публики, должен быть и мно­гофункциональный зал площадью 200 кв. м, который условно можно на­зывать лекционным. Условность определена тем, что в этом зале, как пра­вило, проводятся различные мероприятия, в том числе и музыкальные вечера, и даже спектакли. Здесь же могут проводиться и видеопоказы. Ми­нимальная площадь такого зала — 50-60 кв. м. В этом случае им смо-


Интерьер библиотек________________________________________ 419

гут пользоваться 40-50 человек. Залы меньшей площади создавать просто нецелесообразно. При наличии большей площади можно менять объем зала путем использования мобильных перегородок. Для показа же кино­фильмов, если позволяет площадь библиотеки, следует отводить отдель­ный специальный зал, который может занимать небольшую площадь в 40 кв. м.

В таком зале особое внимание следует уделить акустике. В этом отно­шении непревзойденным шедевром остается лекционный зал в Выборг­ской библиотеке Аалто, который благодаря уникальному волнообразно­му потолку из карельской березы обладает поразительной акустикой, при которой голос человека при его естественном звучании, без малейшего форсирования, идеально слышен в противоположном конце зала. Само собой разумеется, эта зона библиотеки должна иметь отдельный вход, холл и туалеты.

ИНТЕРЬЕР БИБЛИОТЕК

Библиотечный интерьер, как и все библиотечное пространство в це­лом, следует рассматривать как пространство открытое, свободно органи­зуемое и динамично меняющееся. Именно гибкий, не монументальный ва­риант интерьера, основанный на использовании так называемых модуль­ных конструкторских систем с минимальным числом внутренних несущих стен, обеспечивает наилучшие условия решения проблем автоматизации библиотек и использования не книжных носителей информации. Давно уже установлено, что свободной ориентации в пространстве библиотеки способствуют малые, визуально обозримые объемы.

Большое внимание следует уделять освещению библиотек, в том чис­ле вестибюлей, холлов, лестниц, переходов. Темное помещение библиоте­ки производит крайне негативное впечатление. Обязательным является сочетание естественного и искусственного освещения. Помещения, отве­денные для экспозиций, должны иметь дополнительные источники света. В читальных залах необходимо обеспечивать рабочие места читателей на­стольными лампами.

Особое значение имеет для библиотечного интерьера цвет отделки помещения библиотеки. Цветовая отделка должна соответствовать обще­му архитектурно-композиционному решению интерьера с учетом физио­логического воздействия цвета и способствовать улучшению освещения помещений. Это достигается использованием светлых тонов, имеющих более высокий коэффициент отражения. Например, в читальном зале для окраски стен можно использовать малонасыщенные тона одной гаммы. На абонементе, в холлах и на лестничных проемах лучше всего использовать тона насыщенные и даже контрастные.


420____________________ Здания, интерьер и оборудование библиотек

В целом отношение к цвету не является чем-то раз и навсегда устояв­шимся. На протяжении XX в. произошел переход от темных тонов древеси­ны и белых потолков к почти бесцветным библиотечным помещениям с жел­товато-коричневыми стенами и окраской оборудования умеренных тонов. Затем преобладали тона землистого оттенка. К концу века победили яркие оживленные цвета. Во многих помещениях стало преобладать оборудова­ние белого цвета. Эта белизна подчеркивается живой зеленью растений и яркими тонами других элементов интерьера. Именно цвет придает интерье­ру индивидуальный облик. Известно, что определенный цвет может как привлекать, так и отталкивать внимание читателей. Библиотека, выступая в роли информационного центра, активно привлекающего к себе пользовате­ля, должна использовать в интерьере хорошо освещенные и красочно офор­мленные информационные стенды. А вот на абонементе это, напротив, не требуется. Здесь следует использовать тона более приглушенные. Так, на­пример, пожилые люди воспринимают оттенки голубого и зеленого цвета как мутные. Цвет может меняться в зависимости от степени освещенности. Так, лампочки холодного белого света нельзя использовать в помещениях, окрашенных в темно-голубые, пурпурные или зеленые тона. То же следует сказать и о помещениях, выходящих окнами на север, так как свет с северной стороны имеет обычно специфический голубоватый оттенок. Можно ис­пользовать нетрадиционные решения во внутренних помещениях, лишен­ных естественного освещения. Так, неожиданное использование цвета все­гда привлекательно. Например, цветовое пятно в конце длинного коридора или ряда стеллажей. Можно покрасить в яркие цвета отдельно стоящие ра­диаторы отопления, чтобы они выделялись на окружающем фоне. Окраску можно использовать для так называемого «цветового кодирования» отдель­ных частей помещения библиотеки. Так, отдел художественной литерату­ры может иметь синий цвет, а истории — оранжевый. Но при этом гамма цве­тов не должна быть хаотичной. Если библиотека расположена в анфиладе помещений, то следует чередовать участки с более яркой окраской с участ­ками, окрашенными в мягкие пастельные тона.

Растения в интерьере библиотеки не только украшают его, но и способствуют поддержанию в библиотечном помещении устойчивого сво­еобразного микроклимата. Размещение растений может влиять на воспри­ятие пространства как по горизонтали, так и по вертикали. Так, вьющиеся растения, направленные вверх, могут создать ощущение более высоких потолков. Эти растения уместны в холлах, вестибюлях, но не в читальных залах, так как здесь они будут часто загораживать свет. Размещать расте­ния следует на специальных напольных подставках различной формы или в кадках. Нельзя использовать для их размещения библиотечную мебель и оборудование. Применяя зеленые растения в библиотечном помещении, следует учитывать их естественное происхождение. В принципе, в библио­теках могут применяться комнатные растения различных климатических


 


Интерьер библиотек___________________________________________ 421

зон — влажных тропических лесов (бальзамин, бегония, драцена, жас­мин, некоторые виды пальм, паслен, традесканция, фикус и др.); растения субтропиков (араукария, аспарагус, бирючина, гортензия, инжир, калла, камелия, камнеломка, кипарис, лавр, лимон, мирт, олеандр, плющ, роза, самшит, тис, туя, фуксия, эвкалипт и др.); растения пустынь (кактусы, алоэ, агава, астрофитум («тысячелистник») и множество других видов); водные растения (в основном аквариумные). Само существование аквари­ума в библиотеке вполне допустимо и даже желательно, так как в сочета­нии с соответствующим подбором других растений он создает особый, не­повторимый природный декор и хорошо вписывается в интерьер библио­теки. Растительное убранство в помещении библиотеки не только украша­ет интерьер, но и прекрасно увлажняет воздушную среду, очищает ее от пыли. Следует только очень тщательно и избирательно подходить к выбо­ру цветущих комнатных растений, так как они иногда плохо воспринима­ются людьми, склонными к аллергии.

При проектировании библиотечных зданий и оформлении интерьера библиотеки важно четко определить систему указателей (табло) как для читателей, так и для библиотекарей. Оформление должно начинаться с фасада библиотечного здания, с вывески библиотеки, режима работы, на­хождения входа и выхода и т. п. Система координатных указателей внутри помещений библиотеки должна играть роль путеводителя. Естественно, чем меньше библиотека, тем меньше потребность в самих знаках. Указате­ли должны быть красочными. Между фоном и надписью должен быть ис­пользован контраст. Особенно хорошо виден черный цвет на желтом фоне, зеленый на белом (аналогично — красный, синий, коричневый). Размещение указателей должно быть очень четко продумано. Расположе­ние их не должно превышать высоты 2,4 м от уровня пола. Их не следует (по возможности) размещать на мебели и оборудовании.

Особого внимания требуют детские библиотеки. С одной стороны, в них можно более смело использовать более яркие цвета. Но еще важнее учитывать возможности использования нетрадиционных решений для оформления. Дети любят читать не только сидя, но и лежа. Для ребенка может быть характерно и желание спрятаться, уединиться. Среди приемов оформления помещения, используемых в детских библиотеках, можно на­звать следующие. Во-первых, могут быть созданы так называемые «ямы» для чтения — углубления в полу с мягким ковровым покрытием, с множе­ством подушек. Во-вторых, можно создать пирамиду для чтения с помо­щью использования ящиков разного объема и цвета и тех же подушек. Для уединения можно предусмотреть создание ячеек-ниш. Ниши могут быть расположены и у стеллажей.

Особо следует отметить организацию работы в отделах, работающих с непечатными документами. Так, для подразделения, которое может использовать звуковоспроизводящие устройства(нотно-музыкальный от-


422 Здания, интерьер и оборудование библиотек

дел, фонотека, дискотека), необходимо создать особую звукопоглощаю­щую среду. Рабочие места читателей должны быть оборудованы наушни­ками. Наиболее современным способом организации считается сосредото­чение всех подводов на одном столике или стойке со свободным располо­жением сидячих мест вокруг. В остальном мебель для аудиовизуального зала ничем не отличается от мебели, которая используется в других чи­тальных залах.

Литература

1. Беплер Й. Строительство нового здания для Соборной библиотеки в Хильдес­хейме // Петерб. библ. школа. — 1998. — №3/4. — С. 45-51.

2. Володин Б. Ф. Человечные библиотеки Алвара Аалто / / Петерб. библ. шко­ла. — 1998. — №3/4. — С. 39-44.

3. Гаскюэль Ж. Пространство для книги. Руководство для всех тех, кто строит, оборудует и обновляет библиотеку. — М.: Рудомино, 1995. — 303 с.

4. Куликова Л. В., Могилевер Н.В. Организационно-технологический проект реконструкции библиотеки Алвара Аалто г. Выборга Ленинградской области // Петерб. библ. школа. — 1998. — №3/4. — С. 68-95.

5. Матлина С. Г. Привлекательная библиотека, или что может реклама. — М.: Либерея, 1997. —94 с.








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.