Служебные и вспомогательные помещения (библиотечно-производственные помещения)
К планировке служебных и вспомогательных помещений библиотеки (библиотечно-производственных помещений) предъявляются следующие функциональные требования: 1. Помещения отделов комплектования, научной и технической обработки и организации каталогов и служебного каталога должны объединяться в единый комплекс и размещаться на нижних этажах здания. 2. Нормы площади помещений административно-хозяйственного аппарата библиотеки (кабинеты, приемные, рабочие комнаты, комнаты отдыха персонала и пр.) следует предусматривать в зависимости от штата библиотеки, в соответствии с требованиями действующих СН (строительных норм). 3. Согласно рекомендациям ИФЛА, под служебные помещения публичных библиотек рекомендуется выделять площадь не менее 20% от площади читательской зоны. В том случае, если библиоте- Здания, интерьер и оборудование библиотек ка имеет несколько филиалов, площадь служебных помещений увеличивается до 25%, а в филиалах снижается соответственно до 10%. 4. В библиотеке обязательно должна быть оборудована комната отдыха для сотрудников. Если речь идет о большой библиотеке, то такие помещения должны быть при соответствующих подразделениях. Норма площади на одно место для отдыха — 2,5 кв. м. Площадь для размещения кухонного оборудования — 2,0 кв. м. Например, комната площадью 12 кв. м достаточна для организации отдыха 6-10 сотрудников библиотеки.
1 В скобках указана максимально допустимая норма площади. 2 Рассчитывается в соответствии с нормами действующих ВСН. В условиях высокого уровня энерговооруженности современной библиотеки и с учетом характера носителей содержащихся в ее хранилищах документов необходимо принять все меры по обеспечению выполнения противопожарных требований. Противопожарные мероприятия и соответствующее оборудование должны быть в каждой библиотеке, независимо от ее размеров или характера деятельности, и отвечать требованиям действующей Инструкции по правилам техники безопасности и противопожарным мероприятиям в библиотеках. В настоящее время наиболее распространенным решением пространства публичной библиотеки стала организация по принципу «одной комна- Здания библиотек ты» «one room library». Это характерно и для англоязычных стран, и для Скандинавии, и для Франции и т.д. Решение распространяется и на такие огромные по своей площади библиотеки как Публичная Информационная библиотека при Центре Помпиду в Париже. Суть этого решения заключается в том, что в одном пространстве концентрируется зона обслуживания. Бюро приема и записи читателей становится ядром библиотеки. Пути читателей — взрослых и детей, равно как и путь книги и путь персонала, пересекаются в центральной точке, которой становится центральная кафедра. При этом следует обратить внимание на то, что пересечение путей взрослого и детского читателей имеет для многих современных зарубежных публичных библиотек принципиальное значение. Правда, это не исключает и решения, когда под одной крышей сосуществуют две читательские раздельные зоны — для взрослых и для детей. В большинстве стран Европы оптимальными размерами читального зала считается площадь, не превышающая 250-300 кв. м. Зал абонемента в свою очередь не должен превышать 300-400 кв. м. Если для читального зала или абонемента требуется площадь, превышающая эти параметры, то необходимо организовать различные читальные залы. Эти залы не обязательно разделяются путем создания внутренних стен, ибо можно создать перегородки путем использования мебели и оборудования. При этом важно учесть и то, что площадь идеального с точки зрения комфортности по отношению к пользователю читального зала не должна быть меньше 100-150 кв. м. Исключение может быть сделано лишь для читальных залов для детей. Согласно нормативам, используемым в странах Европы, оптимальная площадь для обслуживания силами одного сотрудника составляет примерно 200 кв. м. Принципиально важно направить по разным направлениям пути читателя библиотеки и широкой публики. В свою очередь, они не должны пересекаться с путем персонала библиотеки и с путем книги. В идеале для читателей библиотеки, для широкой публики и для сотрудников должны быть разные входы и выходы. В современных условиях особое значение приобретают помещения библиотеки, функционирующие в зоне, предназначенной для широкой публики. Эту проблему так или иначе решают сегодня и крупнейшие национальные библиотеки мира, и более скромные по масштабам своей работы публичные библиотеки. Так, на рубеже XX и XXI вв. библиотеки, ставшие своего рода лидерами в построении, а затем и освоении новых зданий — Британская библиотека в Лондоне, Национальная библиотека Франции в Париже, Королевская библиотека в Копенгагене и др., — каждая впервые решает эти проблемы. Одни библиотеки (например, Британская) пошли путем освоения именно особой зоны для широкой публики, и делают акцент на раскрытие богатств своих фондов через организацию музея книги и проведение масштабных выставок. Другие, как библиотека в Копенгаге- 14 Зак 809 Здания, интерьер и оборудование библиотек не, создают при библиотеке комплекс с пятью выставочными залами, с семью помещениями для проведения занятий, собраний и конференций, способными вместить до 600 человек. При этом здесь создаются в качестве самостоятельных подразделений музей фотографии и культурные и исследовательские институты, такие как Датский женский информационный центр и Центр информации по датской литературе. В определении масштабов и форм деятельности национальной библиотеки как культурного центра нет и не может быть единых рецептов. Своим путем идут и классические научные библиотеки. Библиотека герцога Августа в Вольфенбюттеле (Германия) — специализированная библиотека гуманитарного профиля, обслуживающая ученых, организует не только масштабные выставки и концерты камерной музыки, но и расширяет рамки аудитории, на которую она сориентирована, увеличивая масштабы работы, например, со школьниками, и не только города Вольфенбюттеля. Все это оказалось возможным, потому что всесторонне продумано, прежде всего, соотношение зон обслуживания читателей и широкой публики. Целый ряд парадных помещений библиотеки оборудованы таким образом, что здесь возможно проведение и постоянных экскурсий, ибо библиотека рассматривает себя в качестве туристического объекта, а также конференций и других масштабных мероприятий. Таким образом, функция культурного центра перестает быть привилегией публичной библиотеки. Традиционная работа публичной библиотеки как культурного центра сегодня также претерпевает изменения. Сама публичная библиотека может входить в качестве составной части в большой культурный центр, чаще всего муниципальный. И все же чаще культурный центр создается при библиотеке. В большинстве стран Европы считается, что в идеале библиотека, площадь читательской зоны которой превышает 6000 кв. м, должна иметь самостоятельный выставочный зал площадью 300 кв. м. Минимальная площадь такого зала не должна быть меньше 100-200 кв. м. Особое внимание при организации такого зала следует уделить охране экспонатов. Наличие специального зала не только не означает отказа от проведения выставок в читательской зоне, а, напротив, позволяет более полно использовать возможности выставочной работы. Читательская зона должна быть оборудована карнизами, на которые развешиваются картины, и мобильными выставочными стендами. В зоне, предназначенной для широкой публики, должен быть и многофункциональный зал площадью 200 кв. м, который условно можно называть лекционным. Условность определена тем, что в этом зале, как правило, проводятся различные мероприятия, в том числе и музыкальные вечера, и даже спектакли. Здесь же могут проводиться и видеопоказы. Минимальная площадь такого зала — 50-60 кв. м. В этом случае им смо- Интерьер библиотек________________________________________ 419 гут пользоваться 40-50 человек. Залы меньшей площади создавать просто нецелесообразно. При наличии большей площади можно менять объем зала путем использования мобильных перегородок. Для показа же кинофильмов, если позволяет площадь библиотеки, следует отводить отдельный специальный зал, который может занимать небольшую площадь в 40 кв. м. В таком зале особое внимание следует уделить акустике. В этом отношении непревзойденным шедевром остается лекционный зал в Выборгской библиотеке Аалто, который благодаря уникальному волнообразному потолку из карельской березы обладает поразительной акустикой, при которой голос человека при его естественном звучании, без малейшего форсирования, идеально слышен в противоположном конце зала. Само собой разумеется, эта зона библиотеки должна иметь отдельный вход, холл и туалеты. ИНТЕРЬЕР БИБЛИОТЕК Библиотечный интерьер, как и все библиотечное пространство в целом, следует рассматривать как пространство открытое, свободно организуемое и динамично меняющееся. Именно гибкий, не монументальный вариант интерьера, основанный на использовании так называемых модульных конструкторских систем с минимальным числом внутренних несущих стен, обеспечивает наилучшие условия решения проблем автоматизации библиотек и использования не книжных носителей информации. Давно уже установлено, что свободной ориентации в пространстве библиотеки способствуют малые, визуально обозримые объемы. Большое внимание следует уделять освещению библиотек, в том числе вестибюлей, холлов, лестниц, переходов. Темное помещение библиотеки производит крайне негативное впечатление. Обязательным является сочетание естественного и искусственного освещения. Помещения, отведенные для экспозиций, должны иметь дополнительные источники света. В читальных залах необходимо обеспечивать рабочие места читателей настольными лампами. Особое значение имеет для библиотечного интерьера цвет отделки помещения библиотеки. Цветовая отделка должна соответствовать общему архитектурно-композиционному решению интерьера с учетом физиологического воздействия цвета и способствовать улучшению освещения помещений. Это достигается использованием светлых тонов, имеющих более высокий коэффициент отражения. Например, в читальном зале для окраски стен можно использовать малонасыщенные тона одной гаммы. На абонементе, в холлах и на лестничных проемах лучше всего использовать тона насыщенные и даже контрастные. 420____________________ Здания, интерьер и оборудование библиотек В целом отношение к цвету не является чем-то раз и навсегда устоявшимся. На протяжении XX в. произошел переход от темных тонов древесины и белых потолков к почти бесцветным библиотечным помещениям с желтовато-коричневыми стенами и окраской оборудования умеренных тонов. Затем преобладали тона землистого оттенка. К концу века победили яркие оживленные цвета. Во многих помещениях стало преобладать оборудование белого цвета. Эта белизна подчеркивается живой зеленью растений и яркими тонами других элементов интерьера. Именно цвет придает интерьеру индивидуальный облик. Известно, что определенный цвет может как привлекать, так и отталкивать внимание читателей. Библиотека, выступая в роли информационного центра, активно привлекающего к себе пользователя, должна использовать в интерьере хорошо освещенные и красочно оформленные информационные стенды. А вот на абонементе это, напротив, не требуется. Здесь следует использовать тона более приглушенные. Так, например, пожилые люди воспринимают оттенки голубого и зеленого цвета как мутные. Цвет может меняться в зависимости от степени освещенности. Так, лампочки холодного белого света нельзя использовать в помещениях, окрашенных в темно-голубые, пурпурные или зеленые тона. То же следует сказать и о помещениях, выходящих окнами на север, так как свет с северной стороны имеет обычно специфический голубоватый оттенок. Можно использовать нетрадиционные решения во внутренних помещениях, лишенных естественного освещения. Так, неожиданное использование цвета всегда привлекательно. Например, цветовое пятно в конце длинного коридора или ряда стеллажей. Можно покрасить в яркие цвета отдельно стоящие радиаторы отопления, чтобы они выделялись на окружающем фоне. Окраску можно использовать для так называемого «цветового кодирования» отдельных частей помещения библиотеки. Так, отдел художественной литературы может иметь синий цвет, а истории — оранжевый. Но при этом гамма цветов не должна быть хаотичной. Если библиотека расположена в анфиладе помещений, то следует чередовать участки с более яркой окраской с участками, окрашенными в мягкие пастельные тона. Растения в интерьере библиотеки не только украшают его, но и способствуют поддержанию в библиотечном помещении устойчивого своеобразного микроклимата. Размещение растений может влиять на восприятие пространства как по горизонтали, так и по вертикали. Так, вьющиеся растения, направленные вверх, могут создать ощущение более высоких потолков. Эти растения уместны в холлах, вестибюлях, но не в читальных залах, так как здесь они будут часто загораживать свет. Размещать растения следует на специальных напольных подставках различной формы или в кадках. Нельзя использовать для их размещения библиотечную мебель и оборудование. Применяя зеленые растения в библиотечном помещении, следует учитывать их естественное происхождение. В принципе, в библиотеках могут применяться комнатные растения различных климатических
Интерьер библиотек___________________________________________ 421 зон — влажных тропических лесов (бальзамин, бегония, драцена, жасмин, некоторые виды пальм, паслен, традесканция, фикус и др.); растения субтропиков (араукария, аспарагус, бирючина, гортензия, инжир, калла, камелия, камнеломка, кипарис, лавр, лимон, мирт, олеандр, плющ, роза, самшит, тис, туя, фуксия, эвкалипт и др.); растения пустынь (кактусы, алоэ, агава, астрофитум («тысячелистник») и множество других видов); водные растения (в основном аквариумные). Само существование аквариума в библиотеке вполне допустимо и даже желательно, так как в сочетании с соответствующим подбором других растений он создает особый, неповторимый природный декор и хорошо вписывается в интерьер библиотеки. Растительное убранство в помещении библиотеки не только украшает интерьер, но и прекрасно увлажняет воздушную среду, очищает ее от пыли. Следует только очень тщательно и избирательно подходить к выбору цветущих комнатных растений, так как они иногда плохо воспринимаются людьми, склонными к аллергии. При проектировании библиотечных зданий и оформлении интерьера библиотеки важно четко определить систему указателей (табло) как для читателей, так и для библиотекарей. Оформление должно начинаться с фасада библиотечного здания, с вывески библиотеки, режима работы, нахождения входа и выхода и т. п. Система координатных указателей внутри помещений библиотеки должна играть роль путеводителя. Естественно, чем меньше библиотека, тем меньше потребность в самих знаках. Указатели должны быть красочными. Между фоном и надписью должен быть использован контраст. Особенно хорошо виден черный цвет на желтом фоне, зеленый на белом (аналогично — красный, синий, коричневый). Размещение указателей должно быть очень четко продумано. Расположение их не должно превышать высоты 2,4 м от уровня пола. Их не следует (по возможности) размещать на мебели и оборудовании. Особого внимания требуют детские библиотеки. С одной стороны, в них можно более смело использовать более яркие цвета. Но еще важнее учитывать возможности использования нетрадиционных решений для оформления. Дети любят читать не только сидя, но и лежа. Для ребенка может быть характерно и желание спрятаться, уединиться. Среди приемов оформления помещения, используемых в детских библиотеках, можно назвать следующие. Во-первых, могут быть созданы так называемые «ямы» для чтения — углубления в полу с мягким ковровым покрытием, с множеством подушек. Во-вторых, можно создать пирамиду для чтения с помощью использования ящиков разного объема и цвета и тех же подушек. Для уединения можно предусмотреть создание ячеек-ниш. Ниши могут быть расположены и у стеллажей. Особо следует отметить организацию работы в отделах, работающих с непечатными документами. Так, для подразделения, которое может использовать звуковоспроизводящие устройства(нотно-музыкальный от- 422 Здания, интерьер и оборудование библиотек дел, фонотека, дискотека), необходимо создать особую звукопоглощающую среду. Рабочие места читателей должны быть оборудованы наушниками. Наиболее современным способом организации считается сосредоточение всех подводов на одном столике или стойке со свободным расположением сидячих мест вокруг. В остальном мебель для аудиовизуального зала ничем не отличается от мебели, которая используется в других читальных залах. Литература 1. Беплер Й. Строительство нового здания для Соборной библиотеки в Хильдесхейме // Петерб. библ. школа. — 1998. — №3/4. — С. 45-51. 2. Володин Б. Ф. Человечные библиотеки Алвара Аалто / / Петерб. библ. школа. — 1998. — №3/4. — С. 39-44. 3. Гаскюэль Ж. Пространство для книги. Руководство для всех тех, кто строит, оборудует и обновляет библиотеку. — М.: Рудомино, 1995. — 303 с. 4. Куликова Л. В., Могилевер Н.В. Организационно-технологический проект реконструкции библиотеки Алвара Аалто г. Выборга Ленинградской области // Петерб. библ. школа. — 1998. — №3/4. — С. 68-95. 5. Матлина С. Г. Привлекательная библиотека, или что может реклама. — М.: Либерея, 1997. —94 с. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|