Здавалка
Главная | Обратная связь

МОЛОДЫЕ ИГРАЮТ В «СИСТЕМУ»



 

Я навсегда запомню тот поздний вечер, когда вме­сте с Борисом Павловичем Кулагиным мы поклялись друг другу обязательно ввести в жизнь нашу новую систему.

Но нас в то время постоянно одолевали сомнения. Правильно ли мы поступили, начав вводить систему с новичками? Может быть, все-таки попробовать уго­ворить первую тройку — «гроссмейстеров хоккея»? Но вдруг наши лидеры по новой системе не «заиг­рают». А мы, тренеры, ведь не можем все-таки забы­вать об очках...

В конце концов решили не ломать зря голову сом­нениями такого рода и твердо оста-новиться на третьем звене, которое с этого момента стали для себя назы­вать «системой».

Мы просили молодых хоккеистов поверить, что они могут успешно освоить новую систему, убеждали их потрудиться для этого серьезно, с полной отдачей сил и полным доверием к предложениям тренеров. Не скрыли мы и возможности временных неудач, которые, разумеется, не исключены в любом новом деле. (Но, видимо, как свидетельствует история с Толей Дроз­довым, мы все-таки старались прежде всего нарисовать ребятам радужные картины.) Мы просили хоккеистов очень глубоко поверить в свое будущее и будущее нашего хоккея. Поверить в это будущее и сра-жаться за него.

Так «система» начала делать первые шаги. И в эти первые дни мы старались не навязывать ребятам свои взгляды, не стеснять их творческой инициативы.

Мы хотели, чтобы игроки сами создавали; твори­ли, фантазировали, проясняя и определяя свою игровую задачу, свое игровое амплуа.

Не нужно было теоретически до мелочей обосно­вывать роль того или иного хок-кеиста в новом такти­ческом построении, ибо она, эта роль, должна быть плодом кол-лективных раздумий и выводов.

Мы мечтали о том, что в новых амплуа игроки смогут раскрыть какие-то неизвестные доселе черты игрового мастерства и характера. И потому ограничи­лась только общей тактической задачей и расстанов­кой игроков на поле. Все остальное вначале зависело от инициативы и пытливости самих хоккеистов. На хоккейном поле, а иногда за столом мы снова и снова обсуждали с ребятами приемы ведения атаки, скрытые в недрах новой системы.

Конечно, не все у парней, да и у нас, получалось гладко. Случались неудачи. Ребята, например, никак не могли привыкнуть, что у них нет центра напа­дения.

— Посмотрите, — спорили они. — Альметов играет все время на «пятачке» и забивает много шайб: А как строится у нас атака без центра?

— Да, — разъясняли мы в ответ, — при трех нападающих центр играет на «пятач-ке», а края, разыгры­вая между собой шайбу, в конце концов отдают её центру, и она оказывается в воротах.

Но посмотрите, какая хитрость скрыта в системе. Края по-прежнему разы-грывают свою комбинацию, готовят и завершают атаку. Но на «пятачок» теперь могут выходить оба полузащитника—и забрасы­вает шайбу тот, у кого выгоднее позиция! Надо толь­ко нападающим шире охватывать взглядом поле и на­учиться мгновенно оценивать, кому из полузащитников выгоднее отдать шайбу.

И снова «система» выходила на поле, и снова про­игрывались все варианты с двумя центрами при взя­тии ворот.

Мы не боялись трудностей, мы боялись только одного — как бы не отступить! Неверие со стороны тренеров могло бы погубить все дело.

И тут произошла такая история. .

На одном из общих собраний команды, когда мы довольно резко покритиковали игру «системы» в оче­редном матче, Олег Зайцев поднялся со своего места и недовольно буркнул (но это услышали всё):

— А сами-то вы в «систему» верите?

Я удивился:

— Почему у тебя возникли такие сомнения?

— А если вы верите, то почему скрываете ее?.. Почему не предпринимаете мер, чтобы она стала до­стоянием всех команд?.. — И, увидев наше, тренеров,
замешательство, добавил: — Значит, сами не уверены, что все продумано до конца.

Чтобы рассеять все недоразумения, мы решили вы­ступить со статьей о новой так-тической расстановке хоккеистов в «Советском спорте»...

Видимо, наши молодые хоккеисты поняли, что на­мерения тренеров вполне обосно-ванны и продуманны и что, заявив о своих взглядах публично, тренеры будут стремиться сделать все возможное, чтобы «си­стема» стала существующим фактом.

Теперь все уже зависело от самих спортсменов, и они сделали для себя необ-ходимые выводы: перспек­тива, открывающаяся перед каждым из них, была за­манчива и увлекательна. Ведь каждому хоккеисту хочется как можно скорее вырасти в большого ма­стера.

Прошло три года, и новая пятерка стала одной из лучших в нашем хоккее.

Это признают и соперники армейцев и иностранные специалисты.

Конечно, в игре Зайцева, Ромишевского, Мишако­ва, Ионова, Моисеева еще немало брака и работа им предстоит большая, но главное — «система» раскрыла перед ними и перед нами, тренерами, самые широкие возможности для творчества, открыла перед каждым из пятерки просторные горизонты, позволила наибо­лее полно использовать их мастерство.

Ребята, недавние новички большого хоккея, стали первоклассными хоккеистами. Не уверен, что они смог­ли бы подняться так быстро, если бы играли по-ста­рому.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.