Здавалка
Главная | Обратная связь

Психологическая сущность понимания



Заключается в способности постичь, усвоить что-либо. С позиции функционального и процессуального подходов феномен понимания включает в себя следующие составляющие.

1. Объединение в единое целое разрозненных элементов какого-либо процесса или явления. Для этого процесс понимания должен включать различные гипотезы, сравнения, пробы и, что также естественно, ошибки.

2. Выделение промежуточных элементов, выявление связей между ними.

3. Построение гипотезы с включением важнейшего формально-логического элемента – сравнения. Собственно благодаря сравнениям и осуществляется процесс понимания, который развивается от простого к сложному, от понимания на уровне явления (фрагментарного) к пониманию на уровне сущности (глубинного).

2.11. Рекомендации по совершенствованию
эффективности понимания

1. Учитывайте этнографические особенности языка.

2. Используйте специфику профессионального языка своего партнера. Это значительно поможет добиться желаемого взаимопонимания с партнером, поскольку основой его "родных" понятий является профессиональная терминология и крайне важно ее учитывать, если мы настроены на быстрое понимание.

3. Старайтесь более подробно объяснить, что надо делать и чего вы хотите, этим вы сэкономите время на всевозможные уточнения, перезванивание и переписку.

4. Стремитесь последовательно, точно и логично излагать свои мысли. Это во многом зависит от умения строить свои рассуждения по законам правильного мышления, т.е. по законам формальной логики.

В процессе делового общения необходимо реально представлять, что люди с точки зрения их социально-психологических особенностей делятся на 4 типа (см. табл. 1).

Таблица 1

Действия людей, представляющих различные психологические типы

 

Тип Действия
"Конструктор" 1. Предоставляет относящиеся к делу факты в процессе диагностики. 2. Обращает внимание на то, что надо сделать. 3. Следит за деталями в ходе диагностики или при выполнении работы. 4. Ищет неопровержимые факты, чтобы решить проблему. 5. Может исполнять роль адвоката.
"Исследователь" 1. Видит возможные варианты альтернативных решений. 2. Эффективно справляется с запутанными проблемами. 3. Вносит элементы творчества в проблемы или решения. 4. Находит образцы или связи в симптомах проблемы и проникает в ее суть.
"Судья" 1. Не сдается в борьбе с оппозицией. 2. Ищет факты, подкрепляющие альтернативы. 3. Анализирует проблему и организует ее разрешение. 4. Критически развивает альтернативы.
"Гармонист" 1. Хорошо убеждает других. 2. Находит общую основу среди различных точек зрения. 3. Пробуждает энтузиазм и дает альтернативы и планы действий. 4. Помогает партнерам общаться между собой. 5. Помогает объединить личные оценки и явления в процессе принятия решения

 

Для сравнения "портрета", который Вы получили, попросите того, чье мнение для Вас значимо, ответить вместо Вас.

Ключ для оценки результатов предложен ниже.

Полученные данные следует рассматривать как информацию к размышлению.

Тип 1 – люди, воспринимающие чувством, как конструктор, концентрируются на деталях и фактах непосредственного опыта. Они что-то знают, так как прочувствовали это своими пятью чувствами. Эти люди ориентируются в деталях предлагаемой им работы (продукции, услуг и т.п.), ищут факты и доверяют им.

Тип 2 – люди, воспринимающие интуицией, как исследователь, видят сверх того, что может быть видно. Они руководствуются интуицией, находят образец в, казалось бы, несвязанных событиях и на их основе делают вывод о предлагаемой работе и т.п. При этом слишком много деталей затрудняет им решение.

Тип 3 – люди, рассуждающие как судья, являются аналитиками и логически соединяют мысли и идеи. Они ценятся за беспристрастность, анализируют проблемы и придают большое значение определению конечной цели и последствиям для себя лично.

Тип 4 – люди, рассуждающие чувствуя, как сглаживающие различия, ценятся за гармоничность. Они хорошо умеют убеждать и сглаживать различия между членами группы коллектива, а также руководствуются личным опытом, влияющим на их рассуждения.

Оцени себя сам

А теперь попробуйте оценить и себя. Определите свои преимущества и свои недостатки с помощью тестов, посмотрите на себя со стороны.

Тест 1. "Каков Ваш стиль общения?"

Нам нередко удается взглянуть не себя со стороны, а ведь у каждого существует излюбленная манера общения, то, что обычно называют стилем. Стиль общения Вам поможет определить данный тест. Попробуйте с его помощью узнать, достаточно ли Вы корректны с другими людьми.

На каждый из двадцати вопросов даны три варианта ответов: подчеркните тот, который Вас устраивает. Если ни один ответ Вам не подходит, переходите к следующему вопросу.

1. Склонны ли Вы, искать пути к примирению после очередного служебного конфликта?

а) Всегда.

б) Иногда.

в) Никогда.

2. Как Вы ведете себя в критической ситуации?

а) Внутренне кипите.

б) Сохраняете полное спокойствие.

в) Теряете самообладание.

3. Каким считают Вас коллеги?

а) Самоуверенным и завистливым.

б) Дружелюбным.

в) Спокойным и независтливым.

4. Как Вы отреагируете, если Вам предложат ответственную должность?

а) Примите ее с некоторыми опасениями.

б) Согласитесь без колебаний.

в) Откажетесь ради собственного спокойствия.

5. Как Вы будете себя вести, если кто-то из коллег возьмет с Вашего стола бумагу?

а) Дадите ему "по первое число".

б) Заставите вернуть.

в) Спросите, не нужно ли ему еще что-нибудь.

6. Какими словами Вы встретите мужа (жену), если он (она) вернулся(ась) позже обычного?

а) Что тебя так задержало?

б) Где ты торчишь допоздна?

в) Я начал(а) волноваться.

7. Как Вы ведете себя за рулем автомобиля?

а) Стараетесь обогнать машину, которая "показала Вам хвост".

б) Вам все равно, сколько автомобилей Вас обошло.

в) Помчитесь с такой скоростью, чтобы никто не догнал Вас.

8. Какими Вы считаете свои взгляды на жизнь?

а) Сбалансированными.

б) Легкомысленными.

в) Крайне жесткими.

9. Что Вы предпринимаете, если не все удается?

а) Пытаетесь свалить вину на другого.

б) Смиряетесь.

в) Становитесь впредь осторожнее.

10. Как Вы реагируете на фельетоны о случаях распущенности среди современной молодежи:

а) Пора бы уже молодежи запретить такие развлечения.

б) Надо создать им возможность организованно заниматься тем, чего они хотят.

в) И чего с ними возимся?

11. Что Вы ощущаете, если должность, которую Вы хотели занять, досталась другому?

а) И зачем я только на это время тратил?

б) Видно, этот человек начальству приятнее.

в) Может быть, мне удастся в другой раз.

12. Какие чувства Вы испытываете, когда смотрите страшный фильм?

а) Испытываете чувство страха.

б) Скучаете.

в) Чувствуете искреннее удовольствие.

13. Как Вы будете себя вести, если образовалась дорожная пробка, и Вы опоздали на важное совещание?

а) Будете нервничать во время совещания.

б) Попытаетесь вызвать снисхождение партнеров.

в) Огорчитесь.

14. Как Вы относитесь к своим спортивным результатам

а) Обязательно стараетесь выиграть.

б) Цените удовольствие почувствовать себя вновь молодым.

в) Очень сердитесь, если проигрываете.

15. Как Вы поступите, если Вас плохо обслужили в ресторане?

а) Стерпите, избегая скандала.

б) Вызовете метрдотеля и сделаете ему замечание.

в) Отправитесь с жалобой к директору ресторана.

16. Как Вы поступите, если Вашего ребенка обидел другой ребенок в школе?

а) Поговорите с учителем.

б) Устроите скандал его родителям.

в) Посоветуете ребенку дать сдачи.

17. Какой Вы человек?

а) Средний.

б) Самоуверенный.

в) Пробивной.

18. Что Вы скажете подчиненному, сделавшему ошибку?

а) Простите, это моя вина.

б) Ничего, пустяки.

в) А повнимательнее Вы не можете быть?

19. Ваша реакция на статью в газете о хулиганстве среди молодежи?

а) Когда же, наконец, будут приняты конкретные меры?

б) Надо бы ввести суровое наказание.

в) Нельзя же все валить на молодежь.

20. Какое животное Вы любите?

а) Тигра.

б) Кошку.

в) Медведя.

Напротив номера вопроса в вертикальной колонке находится тот ответ, который Вы подчеркнули. Определите его оценку в очках. Очки суммируйте. Если Вы не выбрали ответ из предложенных вариантов, то по данному вопросу Вы набрали 0 очков.

Оценка результатов:

Вопросы
Очки за ответ                                        
а
б
в

Результаты

34 очка и менее. Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это, конечно, не значит, что Вы гнетесь под любым ветерком. И все же побольше решительности Вам не помешает! К критике "снизу" относитесь доброжелательно, но побаиваетесь критики "сверху".

35-44 очка. Вы умеренно агрессивны. Вам сопутствует успех в жизни, поскольку у Вас достаточно здорового честолюбия. К критике относитесь доброжелательно, если она деловая и без претензий.

45 очков и более. Вы излишне агрессивны и неуравновешенны, нередко бываете чрезмерно жестким по отношению к другим людям. Надеетесь дойти до управленческих "верхов", рассчитывая на свои силы. Добиваясь успехов в какой-либо области, можете пожертвовать интересами окружающих. К критике относитесь двойственно. Критику "сверху" принимаете, а критику "снизу" воспринимаете болезненно, порой небрежно.

Если по 7 и более вопросам Вы набрали по 3 очка и менее, а по 7 вопросам – по 1 очку, то Ваша агрессивность носит скорее разрушительный, чем конструктивный характер. Вы склонны к непродуманным поступкам и ожесточенным дискуссиям. Относитесь к людям пренебрежительно и своим поведением провоцируете конфликтные ситуации, которых вполне могли бы избежать.

Если же по 7 и более вопросам Вы получили по 1 очку, а менее чем по 7 вопросам – по 3 очка, то Вы чрезмерно замкнуты. Это не значит, что Вам не присущи вспышки агрессивности, но Вы подавляете их слишком тщательно.

Тест 2. "Агрессивны ли Вы"

Агрессивность, которая, по сути, есть не что иное, как сознательное стремление нанести вред ближнему, - это черта характера, которая, к сожалению, в той или иной степени присуща многим из нас, и мы проявляем ее в различных ситуациях. Агрессивность можно считать дочерью гнева. Если Вы хотите знать, насколько серьезным элементом Вашей натуры она является, примите участие в нашем тесте. И, может быть, Вы узнаете о себе нечто новое. И, может быть, это поможет Вам лучше владеть Вашими нервами.

1. Легко ли Вы выходите из терпения?

Да. Нет.

2. Уверены ли Вы в приоритете силы над логикой?

Да. Нет.

3. Трудно ли Вам удержаться от ссоры, если Вы с кем-то категорически не согласны?

Да. Нет.

4. Считаете ли Вы, что окружающие завидуют Вам по тому или иному поводу.

Да. Нет.

5. Любите ли Вы иногда делать что-то назло другим?

Да. Нет.

6. Бываете ли Вы грубы в тех или иных ситуациях?

Да. Нет.

7. Любите ли Вы читать детективы и смотреть боевики и фильмы ужасов?

Да. Нет.

8. Нравится ли Вам высмеивать других, быть критичным и саркастичным?

Да. Нет.

9. Есть ли в Вашей жизни кто-либо, кого Вы по-настоящему ненавидите?

Да. Нет.

10. Бываете ли Вы неприятны для окружающих?

Да. Нет.

11. Часто ли Вы наказываете детей, если они этого заслуживают?

Да. Нет.

12. Считаете ли Вы, что применение смертной казни в определенных случаях оправдано?

Да. Нет.

13. Впадали ли Вы в такую ярость, что разбивали какой-нибудь предмет?

Да. Нет.

Теперь подсчитаем очки. Каждый ответ «да» — 5 очков, нет» — 0 очков.

0 — 24 очка. Вы относитесь к людям, которые добродушны к окружающим, полагая, что это наилучший способ взаимоотношений. Вы склонны верить в душевное богатство че­ловека, в доброту, справедливость и любовь как факторы, которые определяют нашу цивилизацию. Правда, Вам не дано легко привлекать других к реализации собственных целей. И Ваше умение владеть собственными чувствами нередко соединяется с недостатком уверенности в себе и достаточно легким подчинением мнению окружающих. Поэтому Вы часто стано­витесь объектом агрессивности других. Не позволяйте садиться Вам на шею!

25 — 65 очков. Вы явно склонны к агрессивным импульсам в отношении окружающих и потере контроля над собой. Содержание Ваших высказываний, а также их форма и элементы, им сопутствующие, нередко свидетельствуют о намерении навредить другим, душевно ранить их. Вы можете даже сами не подозревать, что так называемое «высказывание правды в глаза» часто означает лишь проявление Вашей агрессивности. Так же, как и то, что Вы подчас не скупитесь на негативные оценки знакомых и близких. Повышаете голос и используете чрезмерно острые аргументы, оспаривая, отличную от Вашей точку зрения. Подумайте, так ли уж конструктивно Ваше поведение и так ли обязательна резко наступательная позиция? Может быть, Вам удастся заменить сарказм юмором?







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.