Здавалка
Главная | Обратная связь

Модели соц. партнерства (по участию работников в представительстве их интересов).



1. Модель профсоюзного представительства(США, Канада, Япония, Великобритания, Ирландия). Характеризуется тем, что профсоюзы по закону являются представителями работников, притом часто и той части работников, которые не являются членами профсоюзов. Следует отметить, что в зависимости от особенностей профсоюзов и их поведения эта модель может рассматриваться в виде подмоделей, когда: а) профсоюзы ориентированы на сотрудничество с властью; б) профсоюзы нацелены на конфликтность с государственной властью.

2. Модель чистого представительства работников(Испания, Греция, Португалия). Отличается тем, что трудовой коллектив выбирает своих собственных представителей в совет (или комитет) предприятия, которые и ведут переговорный процесс с работодателем. Правда, в основном такой совет (комитет) имеет консультативно-информационные полномочия. Степень обязательности учета мнений совета работодателем должна быть специально определена в коллективном соглашении.

3. Модель смешанного представительства(Франция, Бельгия, Дания, Ирландия). выделяется тем, что в советы, избираемые трудовым коллективом, включаются также представители работодателя. Здесь полномочия совета более широкие, так как совет может участвовать в принятии решений на основе консенсуса. Правда, круг вопросов, по которым могут приниматься решения (трудовой распорядок, охрана труда, условия труда, продолжительность рабочего времени), должен специально оговариваться законодательством либо соглашением.

 

21. Возможности соц.партнерства в гос. соц. политике. понятие трипартизма.

Социальное партнерство является важнейшим инст­рументарием социального государства при согласовании про­тиворечивых интересов труда и капитала. Оно как социальный институт и социальный процесс объективно присуще соци­альному государству, органично включается в содержание понятия «социальное государство», вего теорию и практику.

Во-первых, социальное партнерство как особый тип об­щественных, в частности, социально-трудовых отношений, при котором обеспечивается баланс реализации социально-экономических интересов всех основных социальных групп общества, выражает саму сущность социального госу­дарства, основу социальных отношений, свойственных социальному государству, важнейший принцип и цель его социальной политики.

Во-вторых, социальное партнерство как специфичес­кий социально-политический механизм регулирования соци­альных отношений в целом, социально-трудовых и связан­ных с ними экономических отношений, основанный на прин­ципе равноправных переговоров, достижения компромисса, консенсуса между государственной властью, работодателями и работниками, предотвращения социальных конфликтов, составляет базис общественного механизма регулирования социально-трудовых отношений в социальном государстве.

В-третьих, социальное партнерство выражает важней­шую, характерную черту идеологии, соответствующей це­лям и общественной востребованности социального госуда рства, идеологии, составляющей важный фактор его разви­тия и совершенствования. Для социального государства как представителя общественных интересов социальное партнер­ство — это социальный мир и сплоченность общества, усло­вие его политической стабильности, экономического прогресса

В-четвертых, социальное партнерство – во всех фор­мах его проявления (коллективных переговорах, взаимных консультациях, при участии работников в управлении орга­низацией, представителях работников и работодателей в до­судебном разрешении трудовых споров и др.) выступает фак­тором совершенствования социального государства, повыше­ния уровня его демократичности, развития институтов гражданского общества.

Таким образом, социальное партнерство, его формирование и развитие служат важнейшим фактором и показателем социальной, политической, нравственной и идеологической зрелости самого социального государства, общества вцелом. В свою очередь, социальное государство является важ­нейшим политическим институтом, оказывающим решающее влияние на становление и развитие подлинного социального партнерства в обществе, на регулирование социально-трудовых отношений.

Социальное государство выступает обязательным и равноправным субъектом социального партнерства в целом, аорганы исполнительной власти – обязательной и равноправной стороной коллективных соглашений в рамках системы социального партнерства на всех уровнях заключаемых соглашений с целью регулирования социально-трудовых отношений. Именно социальное государство, его законодательные органы призваны обеспечить завершение формирования правовой основы социального партнерства и последующее постоянное совершенствование.

Социальное государство предполагает сбалансированность централизации, децентрализации и самостоятельности (самоуправления) территорий и поселений российского общества. Необходимым условием эффективного функционирова­ния социального государства является реализация социаль­ной ответственности всех уровней власти и управления, общества, каждого гражданина. Социальная ответственность может быть определена как ответственность субъекта конк­ретной сферы перед обществом.

ТРИПАРТИЗМ - регулирование трудовых и связанных с ними экономических и политических отношений на основе равноправного взаимодействия, сотрудничества представителей наемных работников, работодателей и государства. Обязательными условиями взаимодействия трех сторон являются: добровольность, равноправие, ответственность, самоограничение и взаимные уступки в ходе переговоров в рамках существующих законов и согласованных правил.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.