Здавалка
Главная | Обратная связь

О Государственной Думе



Приближаются выборы в районные думы. Списки кандидатов приняты иопубликованы. Избирательная кампания идет полным ходом. Выставляют списки самые разнообразные "партии": действительные имнимые, старые и новоиспеченные, серьезные и игрушечные... Пестрота и причудливость флагов невообразимая. ("Муниципальная кампания" т.3 стр.67.) Избирательная борьба - это живое дело, а узнать партии можно только наделе. Ясно, что чем ожесточеннее велась борьба, тем отчетливее должна былавыявиться и физиономия борющихся. ("Избирательная борьба в Петербурге и меньшевики" т.2 стр.14.) Мы верим, что подкупить и обмануть весь народ не смогут "имущие ивлиятельные лица" при свободе предвыборной агитации. ("Временное революционное правительство и социал-демократия" т.1стр.153.) Из всех буржуазных групп, выставивших собственные списки кандидатов,наиболее неопределенное положение занимают беспартийные группы... Кто они, откуда они и куда держат путь? Все они - буржуазные группы. Это большей частью - купцы, промышленники,домовладельцы, люди "свободных профессий", интеллигенты. У них нет принципиальных программ. Избиратели так и не узнают, чегособственно добиваются эти группы, приглашающие обывателей голосовать за них. У них нет муниципальных платформ. Избиратели так и не узнают, какихулучшений требуют они в области городского хозяйства, из-за чего,собственно, голосовать за них. У них нет прошлого, ибо их не было в прошлом. У них нет будущего, ибо они исчезнут после выборов, как прошлогоднийснег. Они возникли только в дни выборов и живут только в данную минуту, покаесть выборы: пробраться бы как-нибудь в районную думу, а потом хоть трава нерасти. Это - боящиеся света и павды беспрограммные группы из буржуазии,старающиеся контрабандным путем протащить своих кандидатов в районные думы. Темны их цели. Темен их путь. ("Муниципальная кампания" т.3 стр.76.) Итак, что такое нынешняя Дума и каково должно быть наше отношение кней? Еще из манифеста 17 октября было известно, что особенно больших правДума не имеет: это - собрание депутатов, которое "имеет право" совещаться,но "не имеет права" переступать существующие "основные законы". За нейнадзирает Государственный совет, который "имеет право" отменить любоепостановление Думы. А на страже стоит вооруженное с ног до головы царскоеправительство, которое "имеет право" разогнать Думу, если она неудовольствуется совещательной ролью. Что же касается лица Думы, то мы и до открытия съезда знали, из когоона будет состоять, мы и тогда знали, что Дума в большей части должна будетсостоять из кадетов. Этим мы вовсе не хотим сказать, будто сами кадетысоставили бы большинство в Думе,- мы лишь говорим, что приблизительно изпятисот членов Думы одну треть составили бы кадеты, другую треть составилибы промежуточные группы и правые ("партия демократических реформ", умеренныеэлементы из беспартийных депутатов, октябристы и пр.), которые в моментыборьбы с крайними левыми (с рабочей группой и группой революционныхкрестьян) объединились бы вокруг кадетов и голосовали бы за них, и, такимобразом, хозяевами положения в Думе были бы кадеты. А кто такие кадеты? Можно ли их назвать революционерами? Конечно, нет!Тогда кто же такие кадеты? Кадеты - это партия соглашателей: они хотятограничения прав царя, но не потому, что они якобы сторонники победынарода,- царское самодержавие кадеты хотят заменить самодержавием буржуазии,а не самодержавием народа (см. их программу),- а для того, чтобы и народумерил свою революционность, взял обратно свои революционные требования икак-нибудь столковался с царем, кадеты хотят соглашения царя с народом. Как видите, большинство Думы должно было составиться из соглашателей, ане революционеров. Это было само собой ясно еще в первой половине апреля. Таким образом, бойкотируемая и бессильная, с ничтожными правами, содной стороны, нереволюционная и соглашательская в своем большинстве, сдругой,- вот что собой представляла Дума. Бессильные и без того обычностановятся на путь соглашательства, а если к тому же у них и устремлениянереволюционные, то они тем скорее скатываются к соглашательству. То жесамое должно было случиться и с Государственной думой. Она не могла целикомстать на сторону царя, так как она желает ограничения прав царя, но она немогла перейти и на сторону народа, так как народ выдвигает революционныетребования. Поэтому она должна была стать между царем и народом и взяться ваих примирение, т. е. заняться толчением воды в ступе. С одной стороны, онадолжна была убедить народ, чтобы он отказался от "чрезмерных требований" икак-нибудь столковался с царем, а, с другой стороны, она должна была явитьсямаклером перед царем, чтобы он малость уступил народу и тем самым положилконец "революционной смуте". Вот с какой Думой имел дело Объединительный съезд партии. ("Современный момент и объединительный съезд рабочей партии" т.1стр.260.) Дума- это ублюдочный парламент. Она только на словах будет обладатьрешающим голосом, на деле же у нее будет лишь совещательный голос, ибо вкачестве цензоров над нею будут стоять верхняя палата и вооруженное до зубовправительство. В манифесте прямо говорится, что ни одно постановление Думыне может быть проведено в жизнь, если его не одобрят верхняя палата и царь. Дума не является народным парламентом, это парламент врагов народа, ибовыборы в Думу не будут ни всеобщими, ни равными, ни прямыми, ни тайными. ("Государственная дума и тактика социал-демократии" т.1 стр.207.) То есть нынешняя Дума не вышла из недр народа, что она являетсяантинародной, и потому не выражает воли народа. ("Современный момент и объединительный съезд рабочей партии" т.1стр.264.) Как мы можем смести Думу: участием в выборах или бойкотом выборов - вэтом теперь вопрос. Одни говорят: мы непременно должны принять участие в выборах, чтобы всетях, расставленных реакцией, запутать самое реакцию и тем самымокончательно сорвать Государственную думу. Другие отвечают им: участвуя в выборах, вы невольно помогаете реакции вделе создания Думы и таким образом сами обеими ногами попадаете в сети,расставленные реакцией. А это значит, что сперва вы заодно с реакциейсоздаете царскую Думу, а потом под давлением жизни пытаетесь разрушить вамиже созданную Думу, что несовместимо с требованиями принципиальности нашейполитики. Одно из двух: либо откажитесь от участия в выборах и приступайте ксрыву Думы, либо откажитесь от срыва Думы и приступайте к выборам с тем,чтобы вам не пришлось потом разрушать того, что вами же создано. Ясно, что единственно правильный путь - активный бойкот, посредствомкоторого мы изолируем реакцию от народа, организуем срыв Думы и тем самымлишаем всякой почвы этот ублюдочный парламент. Так рассуждают сторонники бойкота. Кто же из них прав? Два условия необходимы для подлинной социал-демократической тактики:первое то, что она не должна противоречить ходу общественной жизни, и второето, что она должна все выше и выше подымать революционный дух масс. Тактика участия в выборах противоречит ходу общественной жизни, ибожизнь подрывает устои Думы, а участие в выборах укрепляет ее устои и темсамым идет в разрез с жизнью. Тактика же бойкота сама собой вытекает из хода революции, ибо онасовместно с революцией с самого начала дискредитирует и подрывает устоиполицейской Думы. Тактика участия в выборах ослабляет революционный дух народа, ибосторонники участия зовут народ на полицейские выборы, а не к революционнымдействиям, они видят спасение в избирательных бюллетенях, а не в выступлениинарода. А полицейские выборы породят в народе обманчивое представление оГосударственной думе, разбудят в нем ложные надежды и невольно наведут егона мысль: повидимому, Дума не так уж плоха, иначе социал-демократы несоветовали бы нам принять в ней участие,- авось нам улыбнется счастье, иДума пойдет нам на пользу. Тактика же бойкота не сеет никаких ложных надежд на Думу, а прямо инедвусмысленно говорит, что единственное спасение - в победоносномвыступлении народа, что освобождение народа может быть осуществлено только руками самого народа, и так как Дума являетсяпомехой этому, надо теперь же приняться за ее устранение. Здесь народрассчитывает только на самого себя и с самого же начала занимает позицию,враждебную Думе как цитадели реакции, а это все выше будет подымать егореволюционный дух, подготовляя почву для всеобщего победоносноговыступления. Революционная тактика должна быть ясной, четкой и определенной,а тактика бойкота как раз и обладает этими качествами. ("Государственная дума и тактика социал-демократии" т.1 стр.208.) Мы не будем заниматься разбором того, какая тактика была болееправильна - бойкот или участие в выборах. Заметим лишь следующее: Еслисегодна Дума ничем, кроме разговоров, не занимается, если она застряла междуреволюцией и контрреволюцией,- это значит, что сторонники участия в выборахошибались, когда звали народ на выборы, возбуждая в нем ложные надежды. ("Современный момент и объединительный съезд рабочей партии" т.1стр.260.) Наша фракция должна выяснять с думской трибуны всему народу всю истинуотносительно переживаемой революции. Она должна сказать народу вовсеуслышание, что в России нет возможности мирным путем добитьсяосвобождения народа, что единственный путь к свободе - это путь всенароднойборьбы против царской власти. ("Наказ социал-демократическим депутатам" т.2 стр.79.) Вы слышите, рабочие: соглашательская кадетская Дума может, оказывается,превратиться в центр революции и очутиться во главе ее,- от собаки,оказывается, может родиться ягненок! Что вам тревожиться - отныне нет нуждыни в гегемонии пролетариата, ни в том, чтобы народ сплачивался именно вокругпролетариата: нереволюционная Дума сама сплотит вокруг себя революционныйнарод, и все будет в порядке! Вот, оказывается, как просто делаетсяреволюция, вот как нужно, оказывается, доводить до конца нынешнюю революцию! ("Современный момент и объединительный съезд рабочей партии" т.1стр.264.)





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.