Здавалка
Главная | Обратная связь

Сущность, эволюционный и революционный типы развития. Основные теории социальной трансформации




Глава 1.4.

СОЦИАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПА СНОСТЬ

План:

1. Социальная трансформация: сущность, эволюционный и револю­
ционный типы развития. Основные теории социальной трансфор­
мации

2. Тенденции социальной трансформации современного российскою
общества

3. Социальная безопасность: сущность, содержание, взаимосвязь с со­
циальной трансформацией

4. Роль социальной политики для социальной безопасности

5. Контрольные задания и задачи для самопроверки

6. Литература •


Социальная трансформация— изменение социальной структуры общества вследствие внешних и/или внутренних воздействий — может быть следствием эволюционных или революционных процессов. Эволюция и революция (лат. evolution — развертывание; revolution — поворот, изменение) — неразрывно свя­занные стороны развития, соответствующие нарастанию количественных измене­ний в развитии явления, процесса (эволюция) и более или менее быстрому качест­венному изменению (революция).

Общество находится в непрерывном движении. Мыслители давно задумались над направлением общественного развития, его зависимостью от сознательной деятельности людей, оценками прогрессивного и регрессивного продвижения это­го развития.

Тип, направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее к более совершенному общественному устройству определен как социальный прогресс( от лат. progresses — движение вперед, успех). Движе­ние от высшего к низшему, процессы социальной деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам общественного устройства — социальный регресс.

Дня понимания характера эволюции социальной структуры ученые вводили различные критерии, по которым пытались оценить прогрессивность или регрес-сивнось трансформации.

К. Маркс считал, что отношения, присущие исторически более ранним и более простым сообществам, в более развитом обществе выступают «как более простое отношение развивающегося организма», т.е. в социальной реальности: как отно­шения, отставшие от уровня развитости данного общества (Маркс К, Энгельс Ф. Соч-е изд. Т. 46. 4.1.-е. 39).

Т. Парсонс предполагал, что критерии изменения прогрессивного характера, увеличивающие способности общества воплотить в жизнь те или иные ценности, выражаются в дифференциации, т.е. в образовании новых социальных групп, в том числе классов.

Для понимания функционирования и развития общества в аспетсте его социаль­ной структуры рассмотрим основные теории, освещающие проблемы социальной трансформации.

С точки зрения социального дарвинизма, человеческая жизнь — это борьба за существование, война всех против нсех и выживание каждого в одиночку. С этих позиций индивидуалистические и эгоистические качества личности — суть опре­деляющие двигатели формирования общественной системы. Однако весь истори­ческий путь развития человечества доказал, что несмотря безусловную значимость роли личности, решающего влияния на процессы преобразования социальной структуры общества она не имеет.

Существует и другая крайняя точка зрения: общество идентично термитному образованию, в котором человек выполняет строго предписанный ему режим по­ведения, когда личный интерес растворяется в общественном, а однообразие, стан­дартность и унификация становятся нормой жизни. В этом свете преобразование


 




оциальной структуры общества есть заданный порядок. Однако даже в жестких 1ерархических системах с развитой централизованной государственной бюрокра-ией не происходит регламентированное изменение социальной структуры обще-тва.

Важный социальный закон — закон цикличного развития — утверждает, что в ложных социальных системах динамика общественного развития приобретает ха-актер спиралевидного процесса от энтропии к неюнтропии, а в простых социаль-ых системах — форму маятннкообразного движения («движения качелей»). Вид-ый отечественный ученый Н.Д. Кондратьев по этому поводу писал: «Периоды овышения волн больших циклов, как правило, значительно богаче крупными то­нальными потрясениями и переворотами в жизни общества (революции, войны), ем периоды положительных волн. (Кондратьев Н.Д. Избранные сочинения. — М: 1нциклопедия,1993. — с. 55). По его мнению, крупные социальные трансформа-ии возникают на почве реальных экономических условий, и социальные потрясе-ия возникают именно в период повышательных волн больших экономических иклов, когда бурное развитие производительных сил вступает в противоречие с тставшими экономическими отношениями и социально-правовым укладом обще-гва. Дальнейшее развитие концепция о цикличности социального развития, син-ронизации больших экономических и социальных циклов получила развитие в рудах ученых МГУ им. М.В. Ломоносова.

В соответствии с теорией социальной мобильности {мобильность социальная - процесс перемещений людей и социальных групп в рамках социальной струк-уры) специфика социального процесса заключается в перемещении людей. Неко-эрые исследователи считают, что индивидуальное перемещение людей есть уни-z реальное средство преобразований в социальной структуре общества, овременный американский социолог М. Миллер подчеркивал, что более широкий асштаб социальных перемещений является основополагающим фактором обще-гвенного развития. Возможно достичь изменений социальной структуры общест-1 путем управления социальным развитием таким образом, чтобы дети из рабочих :мей могли бы продвигаться на более продвинутые места, а средние слои — мог-я бы сохранить евди рабочие места. Не вызывает сомнения, что привлечение к гветственной деятельности одаренных и динамичных людей из различных слоев эщества, позитивный фактор. Это в определенном смысле влияет на ситуацию в ;хнологиях производства, локальных экономических отношениях. В тоже время жие социальные перемещения не влияют существенно на социальную структуру эщества.

Весьма интересно суждение А. Хрящевой: «Классы образуются не в порядке ;мотрения или происхождения человека, а в порядке законов экономических |роизводственных> отношений буржуазного общества. Отдельные лица могут де-гассировать сколько угодно. От этого не измениться структура общества, так как ia обусловлена требованиями отношений производства. Если структура общества 1кова, что в нем 10% крупнобуржуазных верхов, 40% земельных мелких собст-:нников и мелкой буржуазии (служащих и чиновников) и 50% рабочих, то ника-ie восхождения и нисхождения не могут изменить этого отношения. С точки зре-ля образования классов, важно не то, сколько и откуда деклассирует лиц, а важно (отношение классов в каждый данный момент. Индивидуальные случаи деклас-фования ни на одну йоту не меняют законов образования классов... Изменение

I


Т


соотношений классов может произойти лишь вследствие изменения соотношений производственных функций общества». (Хрящева Л.К вопросу об условиях обра­зования классов//Вестник статистики. 1922. Книга XII, №9-12, —■ с. 173-174).

По мнению некоторых ученых, социальная мобильность — это форма латент­ного процесса, образующего сердцевину преобразований в социальной структуре общества — социального воспроизводства. Социальное воспроизводство — про­цесс эволюции системы социальных отношений в форме их циклического воспро­изведения. Этот процесс воплощает тенденции изменения социальной системы, присущие конкретному этапу общественного развития: воссоздание существую­щих элементов социальной структуры и отношений между ними (простое соци­альное воспроизводство), а также возникновение новых элементов и отношений (расширенное социальное воспроизводство).

Важнейшим фактором социального воспроизводства, с точки зрения француз­ского социолога П. Бурдье, является такой социальный институт, как система об­разования. В целом теория воспроизводственной функции образования доказыва­ет, что родители с престижными занятиями способны использовать свои социально-экономические ресурсы, чтобы дать своим детям хорошее образование, что помогает им занять престижные рабочие места. Бурдье придает особое значе­ние культурному капиталу. Родители не только вручают детям образовательные «верительные грамоты», но также создают культурную среду, что содействует раз­витию их потенциальных способностей. Таким образом, происходит воспроизвод­ство классовых отношений, классовых привилегий, как исторически устойчивых основ социальной структуризации общества. Ведь образование есть путь к заня­тию позиций контроля в экономике, что в современных условиях более значимо, чем владение собственностью.

В 1970-80 гг. во Франции выдвинута концепция антропометрического процесса (термин «антропометрия» происходит от двух греческих слов: антропос — человек и номос — закон). Социальная трансформация, согласно этой концепции, целост­ный процесс производства, распределения и использования людей в классовой структуре общества. Существенными признаются два момента: начало социальной траектории человека, т.е. место семьи, где родился человек, в классовой структуре общества; а также кривая дальнейшей социальной жизни человека. Это подход со­циальной детерминации судеб людей. Приверженец указанной концепции, Берто подтвердил репрезентативными выборками, что шансы сына рабочего стать руко­водителем или лицом свободной профессии в 12 раз меньше, чем у выходцев из той же среды. Нельзя добиться равенства шансов при неравенстве условий жизни. В связи с этим социальная трансформация не следствие индивидуальных переме­щений, а представляет систему коллективных потоков, питающих социальную структуру общества.

Важнейшей предпосылкой социальной трансформации является, по мнению, российского ученого, последователя марксизма Г.Я. Ракитской изменение степени реальной свободы трудящихся в обществе (свободы их развития и социального по­ведения). Автор уточняет эту позицию, опираясь на теории современных марксис­тов и других гуманистически ориентированных исследователей: степень реальной свободы всех социальных субъектов (включая свободу личности и свободу образо­вания и функционирования субъектов-представителей). «Если не вмешиваться впрямую в биологическую природу человека, то невозможно изменить общество,


общественные отношения, минуя институционный уровень, то есть формы струк­туризации (организации) общественных отношений... Меняются общественные отношения —-ив этом смысле и s этом объеме меняются люди.» (Г.Я, Ракитская. Марксистская версия социальных институтов и институционных преобразований. Опыт анализа и актуального продвижения методологии. — М.: Институт перспек­тив и проблем страны, 2000).

Выдающийся советский ученый Ю.Н. Давыдов писал: «..люди никогда не вы­ступали в истории в качестве обособленных социальных «атомов» {«монад»)». (Ю.Н. Давыдов."Труд и свобода». —■ М.; «Высшая школа», 1962). Обобщая выше­изложенные трактовки и теории, следует признать, что социальная трансформация, характеризующая изменение социальной структуры общества, есть следствие из­менения социального положения, масштабного перемещения людей, существен­ных институционных перемен общественного устройства.

I г

2. Тенденции социальной трансформации современного российского общества

Современный этап радикальных экономических и политических реформ в Рос­сии сопровождается кардинальными преобразованиями социальной структуры рос­сийского общества. Социальная трансформация происходит путем формирования новых и изменения прежних социальных групп, слоев, отличных друг от друга по:

• отношению к власти и формам собственности;

• положению в профессиональном занятии (социально-профессиональным
группам — учащиеся, крестьяне, рабочие, производственная и непроизводст­
венная интеллигенция, руководители, военнослужащие, пенсионеры, безра­
ботные, домохозяйки, прочие);

• принадлежности к сектору экономики (государственному — бюджетному,
производству, сельскому хозяйству; негосударственному — полу государст­
венному, частному; науке, образованию и т.д.);

i уровню доходов (денежным доходам — ниже и выше прожиточного миниму­ма;

» распределению общего объема денежных доходов населения); i ценностным ориентирам.

Постсоветский период развития России ознаменовался тем, что господствую-цим социальным слоем в обществе осталась номенклатура, многочисленные пред-тавители которой, будучи властвующей элитой, стали частными собственниками. 1роблема собственности, личного накопления стали сверхценными идеями. Ис-юльзованные технологии денационализации, приватизации практически обеспе-или легальное отторжение большинства российских граждан от участия В пере-аспределения совокупной общенародной, государственной собственности, ее еоргашшиии в индивидуальную собственность. Значительная часть высших фе-еральпых и региональных чиновников, руководителей подведомственных им редприятий и организаций, отраслей, регионов, директоров предприятий, руково-ителей военно-промышленных комплексов, работннков торговли и службы быта,


а также теневики, «избранные» работники искусства перешли от роли управляю­щих государственной собственностью к положению реальных хозяев во власти, реальных собственников.

Существенный вклад в осмысление строения современного российского обще­ства как системы групп и слоев, являющихся либо активными субъектами реформ, либо адаптирующимися к ним и (или) страдающими от них «объектами», внесла Т.Н. Заславская и руководимый ею коллектив. Согласно этим исследованиям, рос­сийское общество на данном этапе состоит из следующих слоев:

• верхнего (политическая и экономическая элита, крупные и средние предпри­
ниматели, высшая бюрократия, генералитет, лидеры «директорского корпу­
са»);

• среднего (мелкие частные предприниматели, представители бизнес-профессий
— работающие по найму коммерсанты, финансисты и пр., интеллигенция
(специалисты);

• базового (полуинтеллигенция — помощники специалистов, работники массо­
вых профессий торговли и сервиса, квалифицированные рабочие и крестьяне);

• нижнего (технические служащие, люди без квалификации и профессии, а так­
же люмпены).

По мнению О.И. Шкаратан, переход от старого типа стратификации к новому в России происходит эволюционно, путем постепенной трансформации. Сущест­вующая социальная структура и расположение в ней тех или иных групп и слоев, носит транзитный характер, сплавляя воедино старые и новые группирования.

Противоположной точки зрения, придерживается известный российский уче­ный Б.В. Ракитский. Процессы перемен общественного устройства в России след­ствие антитоталитарной революции; «...в современной России, в отличие от соци­альных государств, антогонизм классовых интересов меньшинства и большинства не затушевывается, не смягчается компромиссом и не компенсируется уступками, а выпячен, обострен и даже намеренно демонстрируется.» (Концепция социальной политики для современной России. М.: Институт перспектив и проблем страны, 2000).

Несмотря на существенные различия в оценках социального развития России, подавляющее большинство исследователей признают, что привилегированное меньшинство стало господствующим классом в российском обществе, агрессивно заинтересованным в стабильности и правовом закреплении создавшихся общест­венных отношений, следовательно, и складывающейся социальной структуры. Со­циальные реформы в России приобрели деструктивный характер по отношению к социальному положению большинства населения страны.

За истекшие годы российских реформ при отсутствии репрезентативной дина­мики социально-профессионального состава произошла масштабная социальная трансформация населения Российской Федерации путем изменения принадлежно­сти людей к секторам экономики, а также перераспределения отдельных социаль­но-профессиональных групп между отраслям экономики. Численность работников государственного сектора уменьшилась более чем в 2 раза. Основные изменения произошли в производственном секторе: вЗ раза увеличилось число лиц, занятых на негосударственных предприятиях. На селе, хотя все еще медленно, развивается фермерство, особенно существенно увеличилось число фермерских хозяйств в 1994-1995 гг. и к концу 1995 г. их насчитывалось 647 тысяч (0,6% населения).


 




тогда как в 1990 г. таковых были единицы. Отмечается существенная динамика показателей в следующих отраслях непроизводственной сферы экономики: сокра­тилась численность работающих в науке на 66,0%, в здравоохранении на 5,0%, на транспорте и связи на 9,5%; возросла численность лиц, занятых в образовании на 5,0%, в сфере культуры на 57,9%, в жилищно-коммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании на 18.6%. Кроме того, В образовании и культуре отмечается значи­тельное увеличение численности людей работающих в негосударственном секторе: в 2,5 и в 3 раза соответственно. Наряду с вышеизложенными .тенденциями четко обозначилась характерологическая специфика работников, занятых в негосударст­венной и государственной сферах. Для первых свойственны предприимчивость, высокая активность, стремление к автономности труда, скептицизм к правопослу-шанию, высокая частота случаев несоответствия базового образования работника его деятельности. Для вторьгх -— соответствие базовой профессиональной подго­товки занимаемому рабочему месту и более высокая законопослушность (у подав­ляющей части работников) по сравнению с теми кто трудится в негосударственном секторе, стереотип к работе с жесткой вертикальной субординацией, отсутствие или слабо развитая предприимчивость. Это в значительной мере повлияло на про­цесс резкого обособления этих секторов экономики и на положение занятых в них людей, в том числе И В материальном плане (на негосударственных предприятиях уровень доходов работников выше, чем на государственных). Но есть и общее для обеих групп — отстраненность людей от управления предприятием, кроме собст­венно владельцев или руководителей предприятий, а также слабая социальная за­щищенность, в том числе и владельцев и руководителей предприятий. Во многом поэтому для работников государственных предприятий не имеют принципиально­го практического значения деловые качества их руководителей и перспективы раз­вития производства, а для владельцев и руководителей негосударственных пред­приятий не столько важен профессионализм их сотрудников, сколько умение работать в автономном режиме. Приоритеты отданы сегодняшнему благополучию, пусть даже относительному. Все это, в условиях государственного патернализма в экономике, отсутствия должного правового регулирования экономической дея­тельности и защищенности социальных гарантий, является базой для теневой эко­номики и искажения норм морали, в том числе падения престижности профессио­нализма.

Социальная трансформация также сопряжена с процессом резкой поляризации населения по уровню доходов. В 2000 г. число люяей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, составляло свыше 1/3 населения России. В самом худ­шем положении в нашей стране находятся семьи с детьми: подавляющее большин­ство бедных (имеющих доход ниже прожиточного минимума) — это семьи с деть­ми. В них живут свыше 17 миллионов детей. Особенно сложное положение там, где детей трое и более, в так называемых многодетных семьях, около 70% из них за чертой бедности. Продолжает увеличиваться дифференциация денежных дохо­дов отдельных групп населения и неравномерность их плотности распределения. В 1995 г. 1/5 часть населения страны облапала 47,3% общего объема денежных дохо­дов. Соотношение 10% наиболее и наименее обеспеченного населения в 1995 г. со­ставила 13,3, что в 3 раза превышает показатели 1990 г. в 1996-2001 г.г. эти тен­денции усилились. Это означает, что в России идет устойчивое формирование социального слоя супербогатых людей, наряду с устойчивым формированием


социального слоя бедных. Вместе с тем стагнация характерна лишь для 11,0% лиц с высокими и 19,0% с низкими доходами (по 20% группам ). Тогда как остальные 70,0% граждан России но различным причинам могут за небольшой временной промежуток переходить из одной группы в другую, т.е. не имеют устойчивой эко­номической самостоятельности и устойчивого социального благополучия. Поэто­му для страны характерно отсутствие среднего класса. Временность «среднего» положения в обществе групп богатеющих и разоряющихся людей, когда они зани­мают его как бы транзитом, предопределяет отсутствие устойчивого социального мира. Все это вызывает состояние напряженности в обществе и негативных ожи­даний. Подтверждением являются результаты социологических опросов населе­ния. Ухудшение жизни за период 1990-2001 г.г. отмечают 47,2% людей , на отсут­ствие каких-либо перемен указывают 28,1% респондентов, улучшение жизни ощутили 24,7% опрощенных. При опросе людей по поводу их ожиданий измене­ний в последующие годы 78,0% из них отвечают, что ожидают только худшего, потому что считают себя незащищенными от всевозможных социальных и эконо­мических рисков. В свете таких жизненных ориентиров можно предположить о массовом крайне негативном отношении населения к рыночной экономике, как фундаменту происходящих в стране реформ. Однако по данным тех же социологи­ческих опросов более половины людей выступает за рыночный путь развития эко­номики России. При этом для каждой социально-профессиональной группы, харак­терны определенные тенденции в оценках, в связи с чем, от плотности территориального расселения этих групп зависят, в том числе, и политические пристрастия того или иного региона России, что особенно четко обозначается в период различных выборных компаний.

Таким образом, политические и экономические перемены, происходящие в Рос­сийской Федерации, ведут к формированию новых для «раны слоев населения, для которых ценностью становятся рыночные типы поведения. Вместе с тем, рыночная переориентация российской экономики основывается на недооценке, а точнее игно­рировании социальной компоненты. Отсутствие устойчивых экономической само­стоятельности и социального благополучия большинства граждан, а также действен­ной правовой и социальной защиты вызывает у подавляющей части населения состояние незащищенности и неуверенности в будущем. Убежденность этих людей в том, что государство сознательно отстраняется от нужд граждан, заставила многих из них пересмотреть свое отношение к органам власти и правопорядка, нормам мо­рали и этики. Широко распространенным стал разрыв слова и дела. Стяжательство, взяточничество, деньги «любой ценой» превратились в массовые мотивы поведения. Меркантильность, криминальность, эротизм выступают устойчивыми чертами обы­денного сознания немалого числа молодежи. Людям явно не хватает достойных эта­лонов социального поведения, нравственных нормативов общения. Массовым явле­нием стало бродяжничество и безнадзорность детей. Около 150 тыс. детей ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения родителей и невыносимой пси­хологической обстановки в доме". По официальным данным, свыше 2 тыс. детей в год заканчивают жизнь самоубийством. За последние три года почти в 3 раза вырос­ла детская преступность в России. Массовым явлением стало попрошайничество лиц пожилого и старческого возрастов, инвалидов. Изменяются ценностные ориентации людей в сторону негативизма и индифферентности. Идет снижение не только уров­ня, но и качества жизни россиян. Так, по данным многочисленных разноисточнико-


вых исследований 77% опрошенных стали реже, чем раньше ходить в театры и ки­нотеатры, 66% — посещать культурно-увесилительные мероприятия, 58% ■— зани- [ маться спортом, 48% — встречаться с друзьями, 43% — читать газеты, 42% — вы­езжать на природу, 39% — читать книги, 28% — слушать радио. Более трети I населения России живет в условиях высокого уровня хронического психоэмоцио­нального стресса (35,2%0), средний уровень фиксируется у 35% населения. Более 70% населения России испытывает состояние хронического дистресса и отмечается тенденция к ею нарастанию. Причем более I млн. лиц, страдающих тяжелыми пев-1 розами, составляют дети.

Очевидно, что путь социального развития России означает отсутствие равных I возможностей в реализации прав, свобод, реализации потенциальных способно- | стен и интересов граждан

Пребывание людей в подобных социально-экономической и социально-] психологической ситуациям крайне негативно сказывается на их фажданском са­мочувствии, определяющим само идентификацию граждан, их отношение к своей стране, к власти, к правопорядку, к социально-трудовым и межличностным отно­шениям. Гражданское самочувствие народа предопределяет процессы, следствием которых являются социальная напряжённость и социальные конфликты, ставшие характерной, почти обыденной чертой российского государства и общества. Исто­рические коллизии России показывают, что народы, ее населяющие, не обладают достаточно выраженной способностью к самоорганизации. Поэтому в российском обществе всегда существовала и существует в настоящее время проблема построе­ния многосубъектного гражданского общества. Традиционное формы пассивного сопротивления всегда были присущи россиянам, и нередко в историческом мас­штабе выливались в «бунты», революции, сопровождающиеся затяжными репрес­сиями, кровавыми гражданскими войнами, тяжелыми материальными и мораль­ными издержками для всей нации.

Таким образом, социальная трансформация — это сфера социальной жизни общества и государства, требующая изучения, формирования механизмов управ­ления. Пренебрежение к процессам изменения социальной структуры общества обуславливают угрозу социальной безопасности, являющейся неотъемлемой ком­понентой национшГьиой безопасности страны.

3. Социальная безопасность: сущность, содержание, взаимосвязь с социальной трансформацией

Социальная безопасность— это состояние и характеристика меры достиже­ния оптимального уровня безопасности (в каждый текущий момент и на будущее) функционирования, воспроизводства и развития социальной системы, которое обеспечивается совокупностью, осуществляемых государством и обществом, по­литических, правовых, экономических, идеологических, организационных и соци­ально-психологических мер, позволяющих сохранять существующие в обществе конституционный строй, социальную стабильность, не допуская их ослабления и тем более подрыва.


Безопасность подразумевает:

• отсутствие опасностей и/или угроз для существования илифункционирования
социальной системы;

■ устойчивость к опасностям с достаточным запасом прочности;

■ силу, умение и средства для уклонения, устранения или преодоления опасности.
Социальная безопасность должна быть ориентирована на обеспечение соответ­
ствующих целей инаправленности развития общества, способов удовлетворения
потребностей личности и зашиты её интересов на основе принципов гуманизма и
гармонии во взаимоотношениях всех элементов социальной структуры, предот­
вращения деструктивных явлений и процессов.

Субъекты социальной безопасности— это граждане страны, государство в лице законодательной, исполнительной, судебной властей, органы местного само­управления, партии и другие общественные организации и движения.

Объекты социальной безопасности— государство и общество, система их институтов, проводимая ими социальная политика, узаконенные в обществе фор­мы собственности и сложившаяся на их основе социальная структура — слои, группы, социальные общности и отношения между ними, личность, включая граж­данскую сферу жизнедеятельности отдельного человека, права и свободу лично­сти, её здоровье и жизнь, социальные интересы.

В современной России социальная безопасность может быть обеспечена только целенаправленной на ее достижение политикой и действиями государства и обще­ства. Для этого необходимы благоприятные социально-экономические условия, в том числе экономический рост, обеспечение занятости населения, преодоление демографического кризиса, обеспечение доступа различных слоев населения к системам образования, охраны здоровья, институтам социальной защиты, куль­турным ценностям, создания действенной системы безопасности личности, охране имущества граждан.

Социальной безопасности могут угрожать явления и процессы, которые приво­дят к резким (возможно, и качественным) изменениям в жизни общества, опасным деформациям, влекущим за собой тяжелые социальные последствия для личности, социальных групп и институтов.

Среди угроз социальной безопасности можно выделить следующие группы:

• угрозы, порожденные недостатками и ошибками в политике и действиях госу­
дарственных и политических лидеров, властных институтов. Это решения,
противоречащие Конституции, законам, административным нормам и ведущие
к неблагоприятным социальным последствиям и вследствие этого — конфлик­
там, массовым выступлениям населения (или отдельных социальных групп),
интересы которых в наибольшей мере оказываются ущемлёнными;

• угрозы, связанные снациональными противоречиями, конфликтами интересов
центра и регионов, нарушением прав, свобод и законных интересов граждан
какой-либо национальности, межконфессиональными и межэтническими кон­
фликтами, тем более произошедшие вследствие провоцирования этих кон­
фликтов;

• угрозы, возникшие в результате деятельности государства, политических пар­
тий идвижений, их лидеров и ведущиек подрыву стабильности общества и


 




государственного строя, социальным конфликтам или иной форме социальной нестабильности;

• угрозы, обусловленные политическим экстремизмом и терроризмом, вследст­
вие которых возникают материальный, моральный, социалыю-психологичес-
кий ущерб населению, отдельным его группам, личностям;

• угрозы, вызванные нарушением законных прав, свобод и интересов личности
и неспособностью государства их защитить (нарушение права на жизнь, труд,
образование, жильё, здравоохранение, свободу передвижения, обеспеченную
старость и т.д.);

• угрозы, связанные С обострением криминогенной ситуации в обществе, ростом
преступности, нарушениями законности в деятельности правоохранительных
органов и государственных структур;

• угрозы здоровью населения страны в результате ухудшения системы здраво­
охранения и медицинского обслуживания, экологического неблагополучия и
особенно вследствие экологических бедствий, массового распространения
хронических и инфекционных заболеваний, наркомании и алкоголизма, других
социальных болезней;

• угрозы, связанные с деградацией среды обитания и жизнедеятельности насе­
ления, подрывающие механизмы воспроизводства человека и социума;

• угрозы резкого количественного И качественного изменения демографической
ситуации в стране, отдельном регионе, этносе.

Социальная трансформация один из важнейших индикаторов социальной безо­пасности. Неустойчивость социальной структуры общества, процессы ее деграда­ции, отсутствие сбалансированности интересов отдельных социальных групп, узурпация власти и собственности отдельными группировками, пренебрежение к условиям воспроизводства каких-то социальных групп могут приводит к социаль­ным потрясениям общества и государства.

В России в зависимости от компетенции органов исполнительной и законода­тельной власти, общественных структур, призванных гарантировать социальную безопасность, можно выделить четыре уровня её обеспечения: федеральный, ре­гиональный, местный, самоорганизации граждан. На каждом уровне актуальность и острота проблемы требуют постоянного внимания к ней всех институтов госу­дарства и общества, анализа её состояния с тем, чтобы не допустить дестабилиза­ции и социальных потрясений в обществе. Особая роль для достижения социаль­ной безопасности принадлежит социальной политике.

4. Роль социальной политики для социальной безопасности

Социальная политика — сфера практического осуществления важнейшей функции государства по созданию условий, обеспечивающих каждому члену об­щества реализацию его потребностей, с учётом, одобряемой обществом, системы ценностей. В центре такой политики должен находиться человек, который одно­временно выступает как её цель, предмет и субъект.

В практическом аспекте объектами социальной политики служат условия жиз­ни и труда человека, общественные отношения (межгрупповые и межличностные)


Т


и социальная структура в целом. До настоящего времени в России государственная социальная политика, ориентированная на социальную безопасность, не получила адекватной легализации в действуюших норматив но-правовых документах. В кон­цептуальных программных разработках предполагается, что она должна основы­ваться на следующих принципах:

• гарантированное™ государством ее осуществления в интересах своих граждан
и при их активном участии;

• правовой легализации социальной защищённости личности;

• целевого финансирования, прогнозирования и программно-информационного
обеспечения целевых социальных программ;

• обеспечения профессионально-технического функционирования системы со­
циальных институтов (систем здравоохранения, образования, социальной за­
щиты, культуры, охраны труда, занятости и т. п.);

• легализации, адекватности, дифференцированности и устойчивости социаль­
ных гарантий;

• правовой, информационной и финансовой адресности социальной поддержки
населения;

• профилактики социальных рисков;

• ориентации на выявление и ликвидацию механизмов и процессов, дегумани-
зирующих действительность;

• интеграцию человека в общество, ориентированную на оптимальную реализа­
цию потенциальных способностей личности к самообеспечению с учётом ин­
дивидуальных и общественных интересов;

• равенства стартовых возможностей и реализации потенциальных способно­
стей индивидов;

• системности и стабильности мер, направленных на поддержание и позитивное
развитие объектов социальной политики;

• социальной справедливости и социального прогрессивного развития.

В реальной социальной политике эти принципы не использовались и не ис­пользуются до настоящего времени в должной мере. В России к началу пере­строечных процессов стало (и сохраняется по-прежнему) явным банкротство го­сударства по своим социальным обязательствам перед своими гражданами. Обремененность государства этими непомерно большими обязательствами, ори­ентированными на федеральный уровень исполнения, при отсутствии ясности в распределении полномочий между центром и субъектами федерации, а также ка­ких-либо значимых шагов по управлению социальными процессами, привели к масштабным изменениям качества жизни людей, к неудовлетворенности граждан своим социальным положением и в этой связи к социальной напряженности в обществе. Социальная политика государства и общества оказались несоответст­вующими ожиданиям людей. Это наряду с политическими и экономическими процессами, вызвавшими существенные изменения в привычном укладе жизни большого числа людей, привело к дисгармонии социальной жизни России и рос­сиян, социальной трансформации с тенденциями регресса, а по оценке ряда спе­циалистов, с явной деградацией. Дисбаланс в общественных отношениях усилен расхождением целеполагания и целеосуществления мер социальной политики. Это во многом определяет выраженную настороженность населения по отноше­нию к любым социальным новациям.


 
 

Социальная политика осуществляется через систему мер, воздействующих: на этику и мораль, включая формирование и определение их места в жизни от­дельных членов общества (индивидов, семьи, социальных групп, слоев и т.д.); на общественный и личный быт членов общества, в т.ч. государственное регу­лирование материальной и культурной среды, в которой происходит удовле­творение потребностей человека в пище, одежде, жилище, отдыхе, развлече­ниях, поддержании здоровья, и др. стороны быта; на психологию быта членов общества (семьи, сферы обслуживания, досуга

яр-);

на социально-психологические особенности различных типов личностей, со­циальных групп, слоев и т. п.;

на взаимодействия психологических и социальных факторов жизнедеятельно­сти людей;

на формирование взаимоотношений, форм общения и взаимовлияния членов общества, а также их личностных и общественных ориентации и установок; на становление обычаев, нравов, традиций, обществ, сознания различных групп, слоев населения и общества В целом;

на закономерности развития и функционирования отдельных социальных групп, слоев, как самостоятельных систем и как части системы «общество в целом»;

на институт семьи; на производственную сферу деятельности людей, включая государственное регулирование формирования оптимальной производствен­ной среды, её психологии; условий и охраны труда;

на приоритеты мотиваций личности, общества, семьи при формировании уста­новок на трудовую деятельность; на социально-экономические аспекты, включая:

- условия обеспечения экономической самостоятельности членов общества;

- стимулирование трудовой деятельности;

- эффективную занятость,
уровеньобразования;

качество жизеГи населения, его доходы, прожиточный минимум, уровень и структуру потребления материальных и культурных благ; предотвращение массовой бедности;

повышение благосостояния населения в целом и его отдельных слоев, групп; на пенсионные и другие формы социального обеспечения, социальное обслу­живай не, «реабилитацию лиц с ограниченной трудоспособностью; на деятельность отраслей и институтов социальной сферы; на обеспечение целевой государственной и благотворительной помощи наибо­лее незащищённым, социально уязвимым и малоимущим слоям населения; на демографическую ситуацию, сохранение генофонда; на охрану здоровья нации;

на культуру, просвещение, включая решение вопросов базового и профессио­нального образования, сохранения и приумножения культурного и духовного наследия народа;

на развитие науки и техники, научно-технический прогресс; на правовое регулирование социальных гарантий;


• на обеспечение гражданам условий для самозащиты от социальных и эконо­
мических рисков с целью поддержания и повышения уровня благосостояния
их семей.

Вышеуказанные меры социальной политики в перестроечном периоде стали реализовываться в технологиях, ориентированных на отвлеченные от человека макроэкономические параметры, в которых обезличенно среднестатистически рас­сматриваются такие ценности как:

• повышение благосостояния людей;

• обеспечение материальной заинтересованности в высокопроизводительном
труде;

• создание необходимых мер и возможных условий экономической самостоя­
тельности 1раждан;

• создание условий для духовной удовлетворённости индивидов;

• сочетание интересов личного и общественного прогресса.

Социальная политика практически осуществляется без учета интересов различ­ных классов, социальных групп, этнокультурных общностей; не противодействует любым проявлениям социального эгоизма, паразитизма и иждивенчества.

В современной России государственная социальная политика ориентирована на подчинённость экономическим интересам и ее толкование как дополнения к эко­номической политике. Она осуществляется без учёта (либо недостаточного учёта) одобряемой обществом, исторически сложившейся системы ценностей и взаимо­связи общественного прогресса с экономическим развитием. Это в конечном итоге предопределяет подчинение социальных интересов общества экономическим ин­тересам государства вне интересов конкретного человека и его жизненных про­блем. Субъектом такой политики становится население, а не человек, предметом — социальная инфраструктура, целью — сохранение конкретной государственной власти. Подобная социальная политика привела к нарастанию противоречий меж­ду обществом и государством, личностью и государством, личностью и общест­вом. Все это привело к социальной трансформации, в которой сочетаются количе­ственные и качественные изменения социальной структуры, обусловленные эволюционными и революционными преобразованиями с регрессивными и про­грессивными тенденциями развития.

Происходящие процессы социальной трансформации требуют адекватного вы­бора и реализации приоритетов социальной политики, которые должны опреде­ляться, исходя из конкретных условий жизни и уровня развития общества и госу­дарства, исторически обусловленных материальных, культурных и духовных претензий населения, экономических ресурсов, а также распространённости, мас­штабности и остроты социальных проблем.

Управление социальной трансформацией населения и обусловленной ею соци­ально-психологической ситуацией является сферой национальной безопасности в целом и ее компоненты — социальной безопасности.

В этой связи социальная политика должна предполагать продуманную систему мер, посредством которых возможны воздействия на оздоровление социально-экономического положения конкретных слоев и групп населения, а также воздей­ствия на душевное состояние людей, дестереотипизацию их сознания, вызова у них жизненного оптимизма. Сложившаяся ситуация социальной напряженности, неясности образа будущего страны требует выбора и декларирования приоритетов



социального развития России, которыми должны стать социальное партнерство, социальная защита и социальная интеграция населения. Данные приоритеты должны иметь четкую программу, включая цели, задачи, механизм и временные параметры реализации. Это послужит для многих людей обнадеживающим ориен­тиром в реальной обстановке, обусловленной сложными условиями построения социально ориентированной рыночной экономики и демократической политиче­ской системы в России. Социальная политика должна предусматривать в интере­сах социальной безопасности реализацию первоочередных действий но следую­щим направлениям;

1) Принятие социальной хартии (декларации) России. В этом согласительном го­
сударственно-общественном документе должны быть отражены вопросы, свя­
занные с жизнью и положением человека в обществе — труд, его условия и
оплата, социальное обеспечение, отдых, духовное развитие личности, охрана
жизни и здоровья людей, образование, семейные связи, воспитание детей, мо­
рально-этический прогресс. В нем должен содержаться комплекс положений,
зафиксированных в отдельных законодательных актах России и субъектов Фе­
дерации, И тех, которые могут стать основой для долгосрочных Государствен­
ных программ решения коренных социальных проблем, стоящих перед стра­
ной, ее гражданами, различными общественными слоями.

2) Организация мониторинга и экспертизы социальных процессов и социальной
трансформации населения России, включая:

 

- анализ социальной структуры общества;

- анализ социальной структуры экономики:

- оценку социально-экономических отношений, в том числе отношений
собственности, условий, уровня и качества жизни социальных групп, тру­
дового и экономического поведения населения;

- оценку поддержки различными группами проводимой экономической и
социальной политики;

- оценку трансформации массового сознания населения.

 

3) Регулярное заслушивание Советом Безопасности России вопросов, касающих­
ся социальной безопасности.

4) Введение в практику деятельности Правительства России регулярной подго­
товки Национального доклада по социальному развитию, социальной безопас­
ности и социальной политике.

5) Регулярное проведение научных, общественных акций (конференций, семина­
ров, круглых столов и т.д.) для привлечения внимания к проблемам социаль­
ной безопасности, что всегда полезно для социальной разрядки, инициирова­
ния диалога, обмена знаниями и мнениями по актуальным социальным
проблемам между научными, общественными кругами И органами власти.

Ориентированная на социальную безопасность социальная политика государ­ства и общества способствовала бы выработке на основе сотрудничества, если не единых, то компромиссных взглядов на социальное развитие страны, и на их базе разработки конструктивных решений, нацеленных на созидательные обществен­ные процессы, в которых приоритет отдан интересам России и россиян.


5. Контрольные задания и задачи для самопроверки

1. Дайте определение понятию «социальная трансформация».

2. Назовите основные причины изменений социальной структуры общества.

3. Каковы основные признаки социальной трансформации?

4. Перечислите основные теории социальной трансформации и сформулируйте
их основополагающие позиции.

5. Почему индивидуальные перемещения людей не способны привести к соци­
альной трансформации.

6. Раскройте дефиницию понятия «социальная безопасность».

7. Назовите субъекты социальной безопасности.

8. Назовите объекты социальной безопасности.

9. Перечислите основные потенциальные угрозы социальной безопасности.

!0. Почему среди причин социальной безопасности обозначены негативные демографические процессы?

11. Какие условия необходимы для обеспечения социальной безопасности в со­
временной России?

12. В каких случаях социальная трансформация угрожает социальной безопас­
ности?

13. Какие основные явления определяют социальную напряженность в совре­
менной России?

14. Назовите основные меры по обеспечению социальной безопасности в России.

15. Какая основная цель достижения социальной безопасности?

6. Литература

1. Волгин Н.А., Карпухин Д.Н. и Др. Концептуальные основы социальной по­
литики. В кн.: Социально-трудовая сфера России в переходный период: реалии и
перспективы. М.,1996, — с. 59-77.

2. Горкин Д.П. и др. Социальная энциклопедия. — М.; Научное издательство
«Большая Российская энциклопедия», 2000 г.

3. Осипов Г.В. и др. Энциклопедический социологический словарь. М, 1995.

4. Кондратьев Н.Д. Избранные сочинения. ■— М.: Экономика, 1993 г.

 

5. Осипов Ю.М и Шургалина И.Н. Переходы и катастрофы. — М.: Изд-во
МГУ, 1994 г.

6. Храпылина Л.П. и др. «Социально-психологическая поддержка населения
Российской Федерации». М., 1995 г.


Глава 1.5.

ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

План:

1. Понятие предмета, объекта и субъекта социальной политики

2. Государственная социальная политика

3. Социальное право

4. Контрольные задания и задачи для самопроверки

5.Литература


 

1. Понятие предмета, объекта и субъекта социальной политики

Г

Трансформация экономической системы сделала актуальным вопрос о соотно-

шекия экономического и социального развития, способах и путях решения соии-альных проблем в период коренных реформации общества. С точки зрения целей и средств развития общества, социальная политика относится к области целеполага-Н ния. Цель_социальной политики — создание в обществе благоприятного социаль-1 ного климата и социального согласия, условий, обеспечивающих удовлетворение Щ основных жизненных потребностей населения. Социальную политику государства I можно рассматривать как специфическую деятельность государства, направлен-I ную на реализацию права каждого гражданина свободно участвовать во всех сфе­рах социально-экономической, трудовой, духовной жизни общества, направленной на удовлетворение сущностных потребностей человека, интересов социальных групп при постоянном выявлении и учёте социальных последствий экономиче­ских, политических, мировоззренческих преобразований.

Предметом социальной политики, как науки, являются свойства, закономерно­сти, содержательные (устойчиво воспроизводимые и выражающие сущность) от­ношения общества, а также процессы и формы общественной практики, которые представляют собой взаимодействие социальных групп по поводу их обществен­ного положения. Политическое руководство определяет цели социального разви­тия общества, а комплекс мер по их реализации — важнейшая задача социальной политики. Государственные органы, общественные организации, органы местного самоуправления, производственные коллективы реализуют социальную политику по достижению социальных целей и результатов, связанных с повышением благо­состояния населения, улучшением качества его жизни, обеспечением социально-политической стабильности, социального партнёрства в обществе.

С позиции субъектно-объектных отношений термин «социальная политика» мно-говариантен. С точки зрения одних авторов, это деятельность государства в социаль­ной сфере. Другие вкладывают в это понятие иной смысл — взаимодействие всех субъектов самодеятельного населения, хозяйственных, управленческих структур в рамках декларируемых или законодательно утверждённых целей и задач.

В системе объектно-субъектных отношений объектом социальной политики выступает всё самодеятельное население, отдельные граждане, социальные общ­ности определённого уровня, объединённые конкретными связями и отношениями.

Субъектами социальной политыки являются государственные органы власти, организации и учреждения, а также действующие в социальной сфере негосудар­ственные организации, общественные объединения граждан и инициативы. Субъ­ектами социальной политики являются также законодательные, исполнительные, судебные органы власти, определяющие при общественном участии цели, задачи, приоритеты, норматив но-правовую базу социальной политики государства и про­водящие непосредственную практическую работу по её реализации.

Некоторые исследователи считают, что объект — это подчинённая, пассивная, вторичная управляемая структура, не обладающая собственной активностью и инициативой. Это далеко не всегда так, тем более, когда речь идёт об обществен­ной жизни.



В данном контексте объект социальной политики представлен социальной и социально-трудовой сферой общества в целом конкретно, её главными состав­ляющими элементами, а также их показателями — благосостояние, образование, здоровье населения, социальная стабильность, конструктивность отношений соци­альных групп и т.д.

В формировании и осуществлении социальной политики участвует множество субъектов. Их деятельность определяется конкретными социальными интересами и осуществляется на основе той или иной нормативно-правовой базы. В Россий­ской Федерации формируется конституционная, законодательная и нормативная база, отражающая деятельность всех ветвей власти по регулированию социальных отношений в стране.

Одним из первых документов, регламентирующих социальные отношения в стране, стала Декларация прав и свобод человека и гражданина (1991 г.). В декабре 1993 г. принята Конституция Российской Федерации, в которой провозглашено построение социального государства, обеспечивающего достойную жизнь и сво­бодное развитие личности, гарантирующее гражданам России право на труд, на социальное обеспечение и защиту, медицинское обслуживание, жильё, образова­ние, охрану семьи, материнства, отцовства и детства. Основные социальные права закреплены в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоро­вья граждан, Кодексе законов о труде Российской Федерации, Кодексе о браке и семье. Жилищном кодексе, законах «Об образовании», «О занятости населения Российской Федерации, ifO государственных пенсиях в России» и ряде других.

Правом законодательной инициативы обладает и Правительство России, кото­рое регулярно вносит на заседание Государственной Думы значительное число важнейших законопроектов, в том числе и по вопросам функционирования соци­альной сферы. Субъекты федерации имеют право на собственное законотворчест­во в области социальной политики. Само существование единого социального пространства необходимо предполагает получение гражданами социальных прав и гарантий независимо от места проживания. В регионах созданы специальные со­циальные структуры, отвечающие за реализацию государственных социальных норм и стандартов^ В настоящее время идёт процесс разграничения полномочий между федеральными и региональными органами власти.

Социальная политика осуществляется на нескольких уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, а также на уровне отдельных предприятий, орга­низаций, учреждений. Если на федеральном уровне определяются основные цели, )адачи, принципы социального развития, а также основные способы, меры их дос-гижения по отношению ко всему обществу, го региональная социальная политика зеуществляется с учётом особенностей региона: уровня экономического развития i соответствующих возможностей, этн о национальных, историко-культурных и фугих особенностей.

Социальная политика, соответственно и деятельность её субъектов на регио-(альном и местном уровнях направлена на решение конкретных проблем населе-[ия, отдельных особо нуждающихся социальных ipynn и граждан.

Стратегические установки субъекты социальной политики осуществляют через истему долговременных мер. Состояние социально-экономического развития, со-[иально-трудовых отношений при наличии ограниченных финансовых ресурсов, овых социальных функций государства требует постоянного разграничения задач


и уточнения приоритетов в целях определения долговременных, среднесрочных и краткосрочных, текущих социальных программ.

Так, федеральные органы власти принимают законодательные и нормативные акты, регулирующие общие принципы социальной политики в Российской Феде­рации. Они же устанавливают единую систему минимальных социальных гарантий в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, пособий, стипендий, медицин­ского обслуживания, образования, культуры. Здесь же разрабатываются целевые социальные программы; формируют внебюджетные государственные фонды, оп­ределяют условия и порядок компенсации денежных доходов и сбережений насе­ления в связи с инфляцией и т.д.

Региональные органы власти разрабатывают и реализуют региональные законы и социальные программы. Они же обеспечивают функционирование учреждений социальной инфраструктуры; разрабатывают направления адресной социальной помощи и планируют развитие социальной инфраструктуры. Именно региональ­ные органы власти реализуют жилищную политику, политику в области образова­ния, здравоохранения и т.д.

В основе разграничения деятельности федеральных и региональных органов власти по вопросам социальной политики лежат такие фундаментальные принци­пы федерализма как обязательное «распределение ролей» во всех общественно значимых сферах между всеми уровнями власти, установление зоны самостоя­тельных и ответственных действий каждого уровня власти в указанных сферах в соответствии с «распределением ролей». Каждый уровень власти наделяется пра­вами и ресурсами для осуществления самостоятельных и ответственных действий в этих зонах. По, как правило, не хватает ресурсов для самостоятельного и полно­ценного выполнения распределённых функций. В современной России эта про­блема стала главной.

Конституция Российской Федерации устанавливает суть социальных отношений в обществе. Даёт перечень общих социальных гарантий, определяет предметы веде­ния и полномочия в социальной сфере Российской Федерации и её субъектов, опре­деляет роль Президента и Правительства Российской Федерации в проведении госу­дарственной социальной политики и в гарантиях по социальным обязательствам государства, намечает контуры самостоятельной реализации социальной политики государства органами местного самоуправления. Всё это подтверждается, корректи­руется, дополняется и конкретизируется в региональных законодательствах.

Законодательной деятельностью Государственной Думы и нормотворческой деятельностью Правительства Российской Федерации формируются нормативно-правовые акты о содержании и механизмах реализации отдельных направлений социальной политики. Тем самым создано общероссийское правовое пространство действий органов власти разных уровней в социальной сфере. Главное здесь рег­ламентация финансовых ресурсов бюджетной сферы, что фиксируют федеральные законы о федеральном бюджете на очередной год, налоговое законодательство, нормативные акты.

Важную роль играют законы, регламентирующие решение, на первый взгляд, да­лёких от социальной сферы проблем, например, военной реформы и статуса военно­служащих, земельной реформы и развития сельского хозяйства. Такие законы кос­венно, но весьма ощутимо корректируют предмет ведения и полномочия в социальной сфере региональных, особенно местных органов власти. Свою роль в



разграничении полномочий в социальной сфере между федеральной и региональной властью играют и специальные договоры, предусмотренные ст. 11 Конституции.

Основная часть общегосударственных регламентации по управлению социаль­ной сферой создается исполнительной властью —■ правительством в целом, от­дельными министерствами и ведомствами.

Содержание деятельности региональных и местных властей в социальной сфере (региональные и местные компоненты государственных стандартов, перечень регио­нальных социальных программ, содержание и организация деятельности в конкрет­ной отрасли социальной сферы, учредители организаций и учреждений, полномочия законодательных и исполнительных органов власти в конкретной отрасли социаль­ной сферы и многое другое| определяется законами органов законодательной власти и постановлениями правительств (администраций) субъектов федерации.

Именно в социальной сфере, в её организации и порядке функционирования, в уровне ответственности региональных и, особенно, местных властей за выполне­ние прямых обязанностей в социальной сфере в настоящее время присутствует и большая упорядоченность и большее исполнение законов, чем в сфере предприни­мательства, экономики и финансов.

В то же время государственная социальная политика не может быть сведена к функциям каждого отдельного направления. По характеру, содержанию, внутрен­нему строению — это целостная система качественно нового уровня.

Её целостность определяется следующими факторами:

1) выбор обществом стратегических целей и задач социального развития, соци­
альных приоритетов;

2) единое законодательство, формирующее целостное социальное пространство
для всех слоев населения;

?) протекционизм государства и иных субъектов социальной политики по обес­печению финансирования социальной сферы;

I) единая социальная инфраструктура, единое кадровое и информационное обес­печение».1

В зависимости от периода реализации социальной политики субъекты вы-гграивают свою деятельность в соответствии с уровнем и целями социальной по-1итики, субъекты определяют задачи и конкретные меры по её реализации: орга-гизационные, правовые, социальные, финансово-экономические, экологические, [ем о графические, социокультурные, просветительские. В зависимости от статуса, юли субъекта могут осуществляться задачи и меры идеологического, пропаганди-тского характера.

2. Государственная социальная политика

Основным субъектом реализации социальной политики в современном мире аляется государство. Каждое государство самостоятельно определяет перспекти-

Реформирование социальной сферы в условиях перехода к рыночной экономике. М.,1998. —

12.


вы своего развития. Но существуют и центральные проблемы глобальной социаль­но-экономической политики: экологическая и социальная ориентация экономики, укрепление национальной и международной безопасности, переход стран к моде­лям устойчивого развития, обеспечивающий равенство интересов настоящего и будущих поколений. Экономика по-прежнему остаётся основой решений социаль­ных проблем, но роль социальной сферы в решении задач экономического роста постоянно возрастает. Национальные экономики всё активнее вовлекаются в ми­ровое хозяйство, что увеличивает степень их открытости, изменяет механизм под­держания экономической и политической стабильности, стимулирования исполь­зования и распределения национальных возможностей, условий для производства и экономического роста.

В результате коренной трансформации российского общества изменяется ха­рактер социальной политики и роль государства как основного субъекта социаль­ной политики. Государство ушло от полной монополии на данный вид деятельно­сти. В регулировании социальных процессов все более значимо участвуют многие субъекты: негосударственные предприятия и организации, общественные объеди­нения и организации, частные лица. Социальная политика всё более приобретает государстве![но-общественный характер.

Основные аиды деятельности по реализации социальной политики государства:

а) правотворческая деятельность законодательных органов;

б) организационно-управленческая, финансово-экономическая, прогнозная и
другая деятельность исполнительных органов;

в) контролирующая, надзорная деятельность судебных органов;

г) совместная деятельность каждой из ветвей власти с социально-профессиональ­
ными и другими объединениями граждан.

Управление социальным развитием, в аспекте которого осуществляется соци­альная политика чрезвычайно сложный процесс. В настоящее время это связано в первую очередь с формированием нового типа социально-экономических общест­венных отношений. Реформирование социальной политики происходит в условиях сокращения объёма и перечня социальных гарантий, которые давала прежняя сис­тема, при значительном снижении жизненного уровня основной части населения, резком увеличении масштабов бедности.

Конституция определила Российскую Федерацию как социальное государство.

Характеристики социального государства:

а) развитая система страховых социальных отчислений и высокий уровень нало­
гов, формирующих бюджет, высокие размеры отчислений на социальную сферу;

б) развитая система услуг и социальных служб для всех групп населения;

в) развитая правовая система, при которой осуществлено разделение властей,
чёткая реализация функций каждой ветви власти, отработана нормативно-
правовая система социальной жизни;

В настоящее время российское государство переориентировалось на либераль­ную социальную политику. В российском обществе положено начало процессу выработки новых компонентов, нового опыта в процессах самоопределения людей. Личность перестает быть объектом воздействия со стороны государства и строит отношения с окружающей реальностью по принципу свободного выбора норм, ценностей, правил.



Либеральная политика означает снижение роли государства в решении соци­альных проблем граждан, предоставлении им возможностей большей свободы для самостоятельного их решения. Для либеральной модели характерно оказание ад­ресной социальной помощи бедн







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.