Здавалка
Главная | Обратная связь

Субъекты социальной политики



Если в социальной политике, как и во всякой политике определяющим являют­ся общественные взаимодействия, то правомерным с точки зрения уяснения со­держания будет вопрос о том, кто с кем взаимодействует, кто ведёт социальную политику.

Сущность политики вообще и социальной политики выявляется через взаимоот­ношения устойчивых элементов социальной структуры — социальных групп. Ус-1тойчивость таких групп воспроизводится благодаря действию комплекса общест-j венных условий их существования и развития (основные из них были обозначены).

Социальные группы, структурные части народа (общества) — несомненная ре­альность. Но эти группы могут действовать или бездействовать, осознавать свои интересы и не осознавать, организовываться для действий в обществе или быть политически не организованными. Словом, они могут быть активными действую­щими социальными силами (реальными субъектами политики). Л могут быть и пассивными неорганизованными участниками социальных процессов (лишь по­тенциальными, формальными субъектами).

Субъекты социальной политики — это реально самостоятельные и притом фактически действующие социальные группы и представляющие их органы, орга­низации, институты, структуры. Кроме самих социальных групп к субъектам по­литики относятся и представляющие их интересы организационные структуры. Получается, что субъекты как бы раздваиваю!ся (удваиваются). «Первородные» (первичные) субъекты — это сами социальные группы. А вторичные (как бы по­рожденные первичными для удобства практического действия в политике) — это представляющие их интересы органы, организации и т.п.

К примеру, летчики, писатели, ученые, горняки — разные социально-профессиональные группы. Они создали свои организации:

• Профсоюз летного состава гражданской авиации;

• Союз писателей;

• Академию наук, профсоюз горняков.

Создаются классовые политические организации, союзы, ассоциации, движе­ния. И всё это действующие лица социальной политики, ее субъекты.

Особенностью тоталитарного общества времен СССР была пассивность, фор­мальность многих субъектов. Профсоюзы, комсомол, женские советы, местные со­веты, но действовали они несамостоятельно. Исполняли предписанное сверху. При


такой монополии на власть многие субъекты приобретают декоративный вид, фак­тически не являются субъектами.

От тоталитаризма Россия пытается теперь уйти к демократии. Если бы это уда­лось, возникло бы гражданское общество.

Гражданское общество — тип общественного устройства, отличительный при­знак которого — реальная многосубъектность общественной, экономической, социальной, культурной, политической жизни. В гражданском обществе реально действует множество независимых друг от друга субъектов (центров) подготовки, принятия и осуществления решений. Их взаимодействие регулируется законами страны и международными актами.

В наиболее развитом виде гражданское общество существует в форме демокра­тии. Диктаторская форма правления существенно деформирует гражданское обще­ство, порождает тенденции и опасность его фашизации. В фашистском (тоталитар­ном) обществе многосубъектность, как уже отмечалось, носит декоративный вид или отсутствует даже формально.

Субъекты социальной политики — это граждане и социальные группы, а также представляющие их институты, организации и органы власти, реально ак­тивно взаимодействующие в социальной сфере, т.е. формирующие, предъявляю­щие и отстаивающие интересы граждан и социальных групп в этой сфере.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.