Здавалка
Главная | Обратная связь

Подготовка государственного обвинителя к судебному разбирательству по делам о грабежах и разбоях



Подготовка прокурора к участию в судебном разбира­тельстве по делу о грабеже (разбое) включает изучение мате­риалов дела и разработку плана участия в судебном разбира­тельстве.

Среди документов, подлежащих наиболее тщательному из­учению государственным обвинителем, следует назвать:

1. протокол осмотра места происшествия;

2. протоколы допросов потерпевшего, обвиняемого, свидете­лей-очевидцев;

3. протокол проверки показаний на месте;

4. протокол осмотра одежды и обуви лица, подозреваемого в совершении преступления;

5. протоколы обысков и выемки, в том числе протокол личного обыска задержанного лица;

6. протокол предъявления для опознания;

7. заключения экспертиз.

 

Осмотр места происшествия — следственное действие, кото­рое проводится по большинству уголовных дел, возбужденных в связи с грабежом или разбоем. Особенно важное значение имеет анализ протокола осмотра, если нападение совершено в помещении, но и при нападении на открытом месте возможно обнаружение важной доказательственной информации.

Анализ протокола осмотра позволяет получить информацию о следах, оставлен­ных преступником, позволяющих провести идентификацию, а также о следах, обнаружение которых вероятно на преступнике.

Анализируя протокол осмотра места происшествия, государ­ственный обвинитель должен обратить внимание на следующие следы и объекты, которые были обнаружены следователем:

· следы человека (на открытой местности — следы ног, в по­мещении — ног и пальцев рук человека, реже следы зубов);

· следы транспортных средств, которыми пользовались пре­ступники;

· следы крови потерпевшего и преступника (если, например, потерпевший оказал активное сопротивление);

· следы применения огнестрельного оружия (пули, гильзы, дробь, пыжи, предметы со следами выстрела и т. п.);

· предметы, оставленные преступником, в том числе орудия преступления, предметы одежды, выброшенные преступника­ми, окурки, похищенные и выброшенные за ненадобностью предметы и т. п.

Оценке подлежат также приложения к протоколу осмотра — фототаблицы и план места происшествия. Они позволяют полу­чить наглядное представление о размерах места происшествия, расположении относительно окружающей обстановки, обнару­женных предметах и следах, их взаимном расположении, в це­лом об обстановке на месте происшествия. В отдельных случаях целесообразно использовать как фоготаблицы, так и план для обеспечения наглядности поддержания государственного обви­нения (например, изготовить копию плана на листе большого формата для его демонстрации в судебном заседании).

Оценивая протокол осмотра, государственный обвинитель должен не только установить факт обнаружения следов и иных объектов, но и проверить, как они были использованы в процес­се доказывания.

В частности, нужно проверить, все ли необхо­димые экспертизы были назначены, сопоставить полученные результаты с другими материалами дела, прежде всего протоко­лами допросов потерпевшего и свидетелей-очевидцев, чтобы выявить возможные противоречия. Следует выяснить также и местонахождение указанных объектов к моменту направления Дела в суд.

Помимо этого оценка протокола осмотра должна проводить­ся с точки зрения его допустимости как доказательства, т. е. соблюдения требований уголовно-процессуального закона. При установлении нарушений и противоречий государственный об­винитель должен определить, является ли данный пробел суще­ственным, возможно ли его устранение, и наметить пути ис­правления недостатков следствия.

 

Важную для судебного разбирательства информацию содер­жат также протокол проверки показаний обвиняемого с прило­женными к нему планами, схемами и фототаблицами и видеоза­пись данного следственного действия. Проверка показаний на месте характеризуется одновременным восприятием и сопо­ставлением двух информационных потоков, идущих из различ­ных источников — показаний лица и фактической обстановки на месте происшествия, что позволяет установить достовер­ность полученных показаний, своевременно выявить случаи самооговора.

Анализируя эти материалы, сопоставляя результаты след­ственного действия с фактической обстановкой на месте про­исшествия и с показаниями других соучастников, государствен­ный обвинитель может объективно оценить показания, полу­чить информацию о том:

- знал ли обвиняемый обстановку на месте происшествия и особенности происшедшего события, бывал ли он там ранее.

- по манере поведения, свобо­де движений обвиняемого можно сделать вывод о применении к нему незаконных методов ведения следствия либо полностью исключить вероятность физического воздействия, а следова­тельно, оперативно опровергнуть в суде версию защиты о при­менении такого воздействия.

В отдельных случаях целесообраз­но запланировать заявление ходатайства о назначении психоло­гической экспертизы для определения того, в каком психологи­ческом состоянии находился обвиняемый в момент проведения данного следственного действия, не оказывалось ли на него психическое воздействие, является ли произносимый им текст свободным рассказом либо заученным..

Из протокола осмотра одежды и обуви лица, подозреваемого в совершении преступления, может быть получена следующая информация:

· о предметах одежды и обуви (эти сведения сопоставляются со сведениями, сообщенными потерпевшим и очевидцами);

· следах, свидетельствующих о совершении преступления (следах крови, разрывах и повреждениях одежды, следах метал­лизации от орудий преступления, следах нахождения в предме­тах одежды похищенного имущества и т. п.).

Факты обнаружения указанных следов сами по себе имеют доказательственное значение. Более того, они подлежат оценке в совокупности с другими доказательствами., в том числе и с заключениями судебных экспертиз (трасологической, биологи­ческой, судебно-химической и проч.).

В ходе расследования может быть проведен еще один ком­плекс следственных действий — обыски (реже выемки). В ходе указанных следственных действий возможно изъятие как похищенных предметов, так и иных предметов, связанных с расследуемым событием (орудий пре­ступления, документов на имя иных лиц, упаковки от похищен­ных предметов, предметов, использованных виновными для маскировки, и т. д.).

Задача государственного обвинителя — запланировать использование результатов указанных след­ственных действий в ходе судебного разбирательства. В част­ности, он должен выяснить

· где находятся предметы, изъятые в ходе обыска,

· на какие экспертизы они направлялись,

· какие иные следственные действия проводились с использованием данных предметов.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.