Здавалка
Главная | Обратная связь

Цели культурной политики российского государства



В культурной политике в России в общетеоретическом плане представление о должном сегодня уже меняется. Это происходит во многом в силу перехода к со­временным научным представлениям о сущности культуры, учитывающим актуа­лизацию ее роли в жизни современного общества, видения культуры не как от-


 




дельного сектора, а как явления, которое распространяется на все общество, ра сматриваемое с точки зрения качества его жизнедеятельности.

Практическая реализация современных принципов и целей культурной полити­ки в России встречается с множеством трудностей. Необходимо подчеркнуть зна­чительную сложность характера изменений российской национальной культуры. Позитивные перемены противоречивы и зависят от ее освобождения от идеологи­ческого диктата, получения художниками невиданной свободы творчества, усиле­ния интенсивности культурного обмена, децентрализации управления процессом создания, распространения, потребления духов но-культурных ценностей. Такого рода перемены не снимают острейшего вопроса о кризисном состоянии культурь^ которое выражается в информационной и культурной изоляции ряда регионов, ухудшающемся состоянии материальной базы культуры и сохранности недвижи­мых памятников, музейных экспонатов и архивных фондов, сокращении кадрового потенциала работников и оттоке в другие сектора, миграции за рубеж. Цена ре­форм оказалась слишком велика, она привела к отчужденности многих людей от богатства национальной культуры, закрыла социально-экономические возможно­сти духовного воспроизводства различных субъектов деятельности, привела к ут­рате ряда позиций в управлении культурной жизнью страны.

Национальное культурное проявление как императив развития остро ставит вопрос о сохранении глубинных основ и уникального своеобразия российской культуры. Это не просто теоретический или идеологический вопрос. Его практи­ческое значение связано с выбором действий, позволяющих преодолеть неста­бильность социокультурной ситуации. Перед вызовами новых глобальных тен­денций Россия должна активнее продвигать на международной арене стратегию зашиты своей культурной самобытности, включающую реализацию принципов суверенитета, равенства культур, защиту культурного разнообразия, сохранение наследия.

Одновременно страна должна быть открытой новым технолога чески ми изме- | нениям, глобализационным культурным процессам. В одиночку такого рода зада- 1 чи не могут быть решены и требуют от правительства России совместных дейст- | вий с правительствами других стран для поддержания равновесия между культурной уникальностью и унификацией, неизбежной при развитии информаци­онных сетей и глобальных коммуникационных технологий. Формирование важ­нейших стратегических приоритетов культурной политики актуализируется с уче­том международного опыта и необходимого диалога между различными странами, в процессе которого разворачивается обсуждение задач, стоящих перед культурой в ходе развития.

Вопросы самобытности российской культуры являются стержнем оптимальной модели культуры России, предполагающей интеграцию страны в систему мировой культуры на правах равноправного участника глобальных культурных процессов . Это наиболее желаемый и самый трудный для осуществления сценарий, требу* ций коренных изменений в российской культуре и предполагающий её выход >олее высокий уровень, выработку духовной традиции инновационного типа д юстижеиия нового общественного состояния.

' См.; Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему/' >гв. ред.: И.А. Нутенко, К.Э. Разлогов. — М., 1998. —с. 154.


Приоритеты модели связаны с двунаправленным процессом. Это, с одной сто­роны, сохранение и развитие культурного наследия как фактора формирования культурной идентичности нации, ее духовности и исторической памяти; с другой стороны —■ ответ на вызов глобализационных процессов, требующих интенсивно­го меж культур но го взаимодействия, включение в мировые информационно-ком-муникаиионные сети, развития индустрии культуры на основе новых технологий.

,, 4. Приоритетные направления культурной политики

Выходы из сложной ситуации, в которой находится сегодня российская куль­тура, не сводятся только к недостатку средств, Важно и другое:

• практика — это всегда развитие идей, что порождает необходимость еще раз
вернуться к следующим вопросам какие социокультурные факторы влияют на
развитие;

• что представляют из себя «срезы» культуры, на которые сегодня необходимо
обратить внимание;

• где расположены «точки», воздействие на которые способны вызвать каскад­
ные явления процессов саморазвития культуры.

Однимиз главных, приоритетных направлений культурной политики россий­ского государства становится сохранение^ютенциала культУРНОГ0 наследия. Ус­тойчивое развитие требует бережной защиты и передачи следующим поколениям исторического опыта общества и его культурных достижений. Культурное насле­дие — это нравственный и духовный опыт, накопленный поколениями, источник вдохновения и творчества, важнейший фактор поддержания национальной иден­тичности. Высокая значимость культурного наследия и его уязвимость делают его охрану одним из основных направлений культурной политики на международном и национально уровнях.

Интенсивные изменения в обществе день ото дня порождают новые проблемы, связанные с культурным наследием, его сохранением и возрождением. Культурное наследие в условиях динамичного мира подвергается угрозам от загрязнения ок­ружающей среды, уничтожается в результате военных действий, разрушается при ограниченных ресурсах, недостатках знаний, страдает от неконтролируемого ту­ризма. К сожалению, во всем мире существуют проблемы, связанные с использо­ванием культурного наследия для достижения экономических целей, с незаконной торговлей произведениями искусства, нечестной продажей изделий народных промыслов, манипулированием деятельностью музеев. Нуждаются в проработке вопросы доступности архивов и музейных коллекций, развития исследований по интерпретации культурного наследия и т.д.

Главная задача —'■ воздать должное исключительному разнообразию культур­ного наследия, использовать его в интересах развития. Стратегии такого рода Должны складываться на региональном уровне с учетом социально-экономических особенностей территорий, интересов и запросов различных категорий населения, культурного потенциала региона в целом, но не замыкаться на местные общины. Богатства культуры различных народов могут и должны становится основой для их взаимодействия.



Формулировка ценности культурного наследия, опирающаяся на соответст­вующие международные конвенции и национальное законодательство, основан.,ш на социальной, научной, исторической, эстетической, символической ценности культурного объекта, одновременно должна включать в себя и новые акценты, cbhJ занные с привлечением внимания к той пользе, которую может принести исполъ-, зование объекта культуры для экономического и инфраструктурного развития. С хранение культурного наследия сегодня должно быть тесно увязано социальными, экономическими стратегиями развития города, региона, улучшени­ем качества потребительских услуг.

Самум эффективным средством доступности культурных ценностей и источ­ником сохранения наследия сегодня становится туризм. С его помощью возможно выполнение сложных проектов возрождения и сохранения культурного наследия, реставрации памятников культуры. Туризм интегрирует в себе различные состав-ляюшие — не только социальную, культурную, эстетическую, но и экономиче­скую. Он важнейший фактор самофинансирования наследия, источник инвестиций в его сохранение. Туризм не должен развиваться только внутри себя, как это часто происходит сегодня. Доходы от использования культурных ресурсов должны воз­вращаться в сферу культуры и употребляться для последующих мероприятий по охране культурных ценностей. В налаживании этого процесса важная роль при­надлежит государственным органам. Они должны выстраивать необходимые при­оритеты по отношению к туризму, играть координирующую роль при взаимодей­ствии заинтересованных сторон, способствовать созданию правовой среды, обеспечивающей развитие туристской отрасли.

Другое важнейшее приоритетное направление культурной политики — как поддержка творчества в широком значении этого слова — включает не только са­мовыражение человека в области искусства, но и решении проблем в других об­ластях, в создании нового образа жизни, поддержку культурных инноваций. Важ­нейшие задачи культурной политики, которые можно отнести к сфере преобра­зования окружающей действительности на основе творческого воображения и инициативы, связаны не только с поддержкой развития профессионального твор­чества и профессионального художественного образования, но и усилением роли деятелей и институций культуры в решении важнейших социально-политических задач, формировании социально активной личности .

Среди современных аспектов продвижения коллективного и индивидуального
творчества, а также развития демократического доступа к культуре, активизации
культурного диалога важное значение приобретает анализ возможностей индуст­
рии культуры. .
Индустрия культуры — активнее других секторов культуры развивается в .]
постперестроечной России — отличается сложным процессом одновременного
присутствия и отсутствия в ней государства, особенно в отраслях, которые были
совсем в недавнее время неизвестны и по отношению к которым до последнего
времени не было выработано каких-либо стратегий управления (диски, компакт-
диски, видео)2.

1 См. Фсдералысую Программу «Культура России. 2001-2005 гг.» // Культура. 2000. 7-13 сен-
габря. ,

- Культурная политика. — с. 218.


Сфера мировой индустрии культуры характеризуется интенсивным развитием, в ней сегодня создаются тысячи рабочих мест, а сама она составляет крупную до­лю национального производства в каждой стране'. В международных документах индустрия культуры предстает как динамичная сфера, вносящая вклад в развитие культуры на национальном, региональном и местном уровнях, а также способст­вующая распространению соответствующей продукции тон или иной страны за рубежом. Культурной индустрии отводится значительная роль в современном об­щественном развитии, в генерации культурного достояния.

Кинематограф, телевидение, книгоиздание, производство аудио- и видеозапи­сей развиваются преимущественно на коммерческой основе, и это не может не на­кладывать отпечаток на качество продукции индустрии культуры. При этом, если рынок будет единственным арбитром качества продукции индустрии культуры, то творчество в этой сфере может быть скомпрометировано, и решения, которые здесь принимаются преимущественно на основе коммерческого критерия, могут наносить вред культурной «составляющей». Это касается менее известных творцов и новых форм эстетического выражения. В то же время продвижение действитель­но конкурентоспособной продукции — залог того, чтобы предотвратить опасность монокультуры. Художники, антрепренеры должны обладать возможностями для полноценной деятельности в национальной индустрии культуры, создавать конку­рентоспособную культурную продукцию на глобальных рынках. Для этого в сфере культуры необходимо усиление взаимодействия между государственным сектором и бизнес-секторами, различными организациями гражданского общества, осущест­вление совместных проектов в индустрии культуры (производство, вложение средств, передача прав), поощрение исследований, посвященных изучению куль­туры и ее распространения в средствах массовой информации.

В условиях, когда мир движется к усиливающейся взаимозависимости, в сфере индустрии культуры более, чем когда-либо, необходимо сотрудничество между правительствами разных стран. Направления, по которым могло бы происходить это взаимодействие:

• содействие развитию общих рынков;

• создание сетей для обмена информацией;

• развитие телекоммуникаций;

• совместное производство телевизионных н радиопрограмм,видео- имульти­
медийной продукции, фильмов;

• защита прав художника, актера;

• обмен актуальным опытом;

• обучение.

В 90-е гг. России индустрия культуры развивается довольно быстрыми темпа­ми несмотря на экономический спад. Государство пытается регулировать некото­рые процессы в области производства кинофильмов, телевизионного вещания, ра­диовещания, выпуск аудио- и видеозаписей, массовой литературы. Тем не менее многие сферы остаются без его' необходимого влияния, развиваясь по рыночной парадигме. Новой политики требует и российское кино. Как вид художественной культуры, оно играет особую роль в системе развития аудиовизуальных коммуни­каций, как средство проведения политики государства, ориентированной на при-

' См.; Ерасов Б.С. Социальная кулыуролопи. В 2-х ч. 4.1. М, 1994.— с. 339-340.



общение широких слоев общества к духовным и культурным ценностям, как твор­ческой сферы. Конкретная продукция этой воплощается с помощью элементов ма­териального производства, обеспечивающих процесс создания, показа и храненияг фильмов. Развитие этой сложной сферы, одновременно представляющей собой и; искусство, и промышленность, требует выработки слаженного организационно-правового и экономического механизма, обеспечивающего «достижение социо­культурных задач государства в сочетании с нормализацией рыночного товарного оборота в сфере производства и проката кинопродукции» .

5. Современное ресурсное обеспечение сферы культуры

Реформы в сфере культуры стали осуществляться с середины 80-х гг. Это было начала перехода от старой традиционной парадигмы управления сферой культуры, характеризующейся монопольной ролью государства, к новой общественно-государственной парадигме развития сферы культуры. Изменение традиционной парадигмы объективно вызвано необходимостью адаптации общества к происхо­дящим переменам. Бережное отношение к культуре и курс на ее сохранение и раз­витие — это создание современных экономических, правовых предпосылок ее эф­фективного функционирования, новых структур и институтов. По сути новая парадигма ■— это предпосылка активизации внутренних сил культуры, возможно­стей ее саморазвития, а также стимулирования эффективного использования ре­сурсов с учетом приоритетов культурной политики, наиболее полного удовлетво­рения культурных потребностей людей.

Потенциал культуры в России — это 2 тыс. государственных музеев, в которых сосредоточено более 55 млн. единиц хранения, фонд 50 тыс. библиотек приближа­ется к миллиарду книг, миллионы историко-культурных документов хранятся в ] 5 тыс. архивов, на государственной охране находится около 85 тыс. недвижимых памятников истории и культуры, в регионах функционирует более 50 тыс. клубных учреждений, около 600 театров и 250 концертных организаций. Остро стоит во­прос о переходе от сохранения этого потенциала к стратегии устойчивого развития культуры.

Жесткие условия нехватки ресурсов обостряют проблему соответствия гаран­тий государства его возможностям, усиления обоснованности бюджетных ресур сов и прозрачности расходов общественных средств (введение системы нацио­нальных счетов, публикации органов управления отчетов об использован!» бюджетных и внебюджетных средств, общественный контроль). Решение органи­зационно-экономических проблем в социально-культурной сфере предполагает се* годня повышение эффективности расходования бюджетных средств и использова­ния находяшегося в сфере культуры государственного имущества, многоканальное финансирование.

В аспекте усиления процессов самоорганизации культурных процессов ста­новится существенно важным преодоление жестких рамок контроля администра­тивной системы, бюрократических традиций, повышение автономности государ-

1 «Культура России. 2001 -2005 гг.»// Культура 2000. 7-13 сентября, -с. 10.


ственных учреждений сферы культуры при усилении контроля гражданского общества. Такого рода контроль может осуществляться в различной форме (за рубежом — советы директоров учреждений, создание траста, председателем ко­торого является уважаемый в данном обществе человек). Широко должна ис­пользоваться практика многоучредительства учреждений культуры государст­венными и негосударственными органами. При передаче в собственность субъектов федерации отдельных федеральных организаций культуры, которые связаны с решением территориальных задач, возможно соучредительство орга­нов разных уровней.

Понимание что государство не в силах поддерживать все созданное ранее в со­циально-культурной сфере и не может тратить деньги на культуру по-прежнему, окончательно созрело к середине 90-х гг., когда произошло обвальное сокращение финансирования социально-культур ной сферы из бюджета и многие позиции в управлении сферой культуры были утрачены. Функционирование сферы культуры стало происходить в условиях значительного дефицита ресурсов. В 1995 г. объем финансирования культуры уменьшился на 40% по сравнению с 1994 г., й в 1996 г. на 43% по сравнению с 1995 г. Из-за секвестирования федерального бюджета в 1996 г. средств на культуру выделено 42% от запланированных, в 1997 г. — 40% . В 1998 г. реальные (с учетом инфляции) расходы федерального бюджета на соци­ально-культурную сферу и науку снизились по сравнению с предыдущим годом в 2,2 раза. Наиболее низкий объем финансирования против годовых назначений по разделу «Культура и искусство» — 35,5% процента от годовых бюджетных назна­чений.

В 1999 г. государство в основном выполнило свои обязательства, но общее со­кращение расходов на социально-культурную сферу остро дает себя знать. Дина­мику расходной части федерального бюджета можно показать, сравнив удельный вес ассигнований на культуру и искусство: в 1996 г. — 0,83%, в 2000 — 0,55%. Это свидетельствует, что законодательно установленные нормативы бюджетных рас­ходов на культуру на федеральном уровне не только не выдерживаются, но и уменьшаются.

С 1992 г. резко ухудшилось материальное положение работников образования, культуры (работников клубов, библиотек, музеев) по сравнению с другими соци­альными группами, сохраняется низкий престиж их профессий.

Стратегии финансовой обеспеченности социально-культурной сферы связаны с изменением системы циркулирования финансовых потоков. Поскольку в со­временных российских условиях государство уходит от полной монополии на социально-культурную сферу, в регулировании социальных процессов все более значимо участвуют новые субъекты: негосударственные организации, общест­венные объединения и организации, частные лица. В компетенции государства остается финансирование из бюджета только услуг, включенных в список мини­мальных гарантий; оказание адресной социальной помощи беднейшим слоям, возрастает роль личных средств в оплате социальных услуг. Концентрация средств на развитие социально-культурной сферы в бюджете государственных органов со временем должна быть уменьшена, и напротив, увеличена часть

'Экономика переходного периода. Очерки экономической политики поспсоммунистической
России. 1У91-1997, — М, 199g.— с. 6Н7. ' ■


средств, которую платит потребитель соответствующих услуг. Такое изменение вполне назрело, но связано сегодня техническими трудностями исполнения и со­циальными осложнениями, —такого рода политика может вызвать риск марги­нализации бедных слоев населения.

Стратегия бюджетного финансирования должна предполагать постепенный пе-' ревод сферы культуры на нормативное финансирование на базе разработки соот­ветствующих государственных стандартов и оценки возможностей государства выполнения своих гарантий. Если же замена затратного финансирования учрежде­ний целевым финансированием «а основе по душевых нормативов и программ не предусматривается, должен существовать жесткий конкурсный порядок выделения средств, всяческое поощрение конкуренции, что должно сопровождаться развити­ем новых форм предоставления культурных услуг.

Во внебюджетном финансировании культурных программ существенную роль может играть привлечение средств предприятий и населения.

Важная современная тенденция — зарабатывание денег организациями культу­ры. В России, как и во всем мире, есть такие организации культуры, способные за­рабатывать. Несправедливо, правда, будет, если использование государственных фондов (например, музеев) достанется только самим учреждениям и посредникам. В таком случае должна быть предусмотрена передача средств в фонды для разви-гия перекрестных систем финансирования культурной деятельности.

В условиях кризиса важным является использование потенциала некоммерче-жого сектора. Государство должно создавать условия для участия и реализации (ультурных программ государственных и негосударственных некоммерческих 'Ор-■анизаций. К сожалению в России не используется имеющийся мировой опыт, свя-янный с предоставлением органам государственной власти определенных воз-южностей как соучредителям коммерческих организаций, пока не появляются 1Иды финансирования, которые распространялись бы как на государственные, так i на рыночные формы существования искусства.

Многие проблемы в развитии социально-культурной сферы упираются в про-едение соответствующей налоговой политики. При трудностях финансирования ультуры из бюджета для функционирования этого сектора должно существовать собое налоговое законодательство. Отсутствие четкой политики в этом вопросе амым неблагоприятным образом влияет на заинтересованность потенциальных оноров; учреждения культуры воздерживаются от поиска дополнительных источ-иков финансирования.

К сожалению, организациям культуры сегодня активно отказывают в льготах, экращение льгот оправдывается нехваткой средств в бюджете, хотя многие прак-ики считают, что здесь мотивация достаточно проста: боязнь обмана и нежелание шиматься необходимым контролем.

Сложная ситуация в социокультурной сфере, когда доступные ресурсы умень­шаются, а культурные потребности растут, предъявляет такие требования к при-ямаемым в ней решениям, которые предполагают рационализацию государствен->ix расходов в виде выделения их под конкретные программы и проекты. Именно ;рез реализацию соответствующих программ и проектов достигается изменение 'льтурной ситуации в обществе. Они (программы и проекты) являются механнз-зм решения конкретных проблем в социокультурной сфере. Ответственность гО-■дарства заключается в том, чтобы взять на себя инициативу в реализации про-

i6


грамм, отражающих роль культуры в развитии, чтобы культура из вторичного фе­номена стала образующим, а наличие культурного потенциала сделало перспек­тивным социально-экономическое развитие той территории, где реализуется про­грамма.

Сложности функционирования сферы культуры сегодня во многом связаны со снижением доходов населения, неспособного платить за услуги в сфере культуры, а также отсутствием необходимого опыта управленцев, чтобы организовывать жизнь организаций культуры в рыночных условиях. Знания о культуре сегодня не­обходимо преобразовывать в прикладные: если государство должно нести затраты на охрану сокровищ или памятников, то превращение сокровищ в деньги — задача людей, реально владеющих культурными процессами .

В их руках — технологии, которые могут в будущем реально работать на даль­нейшее развитие культуры.

Изменения в принципах финансирования сферы культуры требуют её работ­ников новых навыков борьбы за ресурсы, поиска заинтересованных сторон, ов­ладения стратегиями маркетинга, фандрайзиша. Необходим активный переход от административных стереотипов к проектным технологиям и овладение проект­ным языком, к рассмотрению культуры как фактора регионального и городского развития, анализу территориальных культурных ресурсов. Совсем не обязатель­но, чтобы управленцы были непосредственными разработчиками проектов в сфере культуры, но поскольку в их задачи входит обеспечение, чтобы нужный проект был реализован, необходимо по меньшей мере понимание проектного языка, тем более что бюджетные деньги также сегодня стали даваться под проек­ты.

Современная ситуация В области подготовки кадров усугубляется тем, что на развитие кадрового потенциала выделяется немного средств, и поэтому многие из руководителей действуют методом проб и ошибок. Стратегические цели совре­менной государственной политики требуют значительного изменения управленче­ской парадигмы. Такие «параметры» деятельности как необходимость создания сложной инфраструктуры культуры, расширение самостоятельности учреждений, необходимость активно контактировать с другими секторами, — коммерческим и некоммерческим, — для выстраивания схем их участия в поддержке и развитии сферы культуры значительно усложняют не только практику руководителя, но и процесс подготовки кадров для сегодняшних условии.

Для руководителей сферы культуры нужно современное образование, предпо­лагающее специальную подготовку к работе в рынке. В сочетании с хорошей ин­формационной поддержкой, налаживанием партнерских связей оно становится важнейшим ресурсом, использование которого может инициировать социокуль­турные изменения, столь необходимых России в новом тысячелетии.

'См.: Экологи* кулиуры. Информационный бюллетень №2(5). Архангельск, 1998. — с. 22.


6. Контрольные задания и задачи для самопроверки

1. Важной для будущего российской культуры моделью развития является:

а) модель с усиленным вниманием к отечественному культурному наследию и j
традиционным ценностям, ограниченным развитием инновационных форм и алия- \
нием других культур;

б) модель интенсивного вхождения России в мировое глобальное культурное!
пространство, предполагающего развитие многообразия культуры на основе по-!
тешшала как российской культуры, так и других культур, ускоренное развитие]
отечественной индустрии культуры;

в) модель, в которой приоритеты отданы воздействию других культур, под)
влиянием которых Россия полностью интегрируется в мировую.систему.

2. Какова должна быть роль государства в сфере культуры в постперестроечной j
России?

а) государство должно быть не более, чем гарантом свободы в сфере культуры;

б) государство должно полностью отвечать за происходящее в сфере культуры;

в) роль государства в сфере культуры в процессе перехода к рынку сокращает­
ся, формы его участия диверсифицируются.

3. Кто должен отвечать за формирование рынка товаров и услуг в сфере куль-!
туры?

а) в связи с тем, что товары в сфере культуры носят специфический характер и!
их использование связано с формированием ценностей, за эту сферу полностью|
должно отвечать государство;

б) формирование рынка товаров и услуг в сфере культуры может находиться за|
пределами государственного сектора и быть связано с использованием преиму-|
шесте хозяйствования в других секторах экономики.

4. К созданию рынка такой специфической отрасли как индустрия культуры:

а) государство имеет самое прямое отношение —■ формирование рынка индуст-1
рии культуры должно быть важным направлением государственной культурной
политики;

б) государство не имеет отношения, поскольку индустрия культуры развивает­
ся преимущественно на коммерческой основе.

5. Деятельность государства по созданию равных шансов доступа к товарам и
услугам в сфере культуры связана:

а) с созданием более широких возможностей для удовлетворения культурных
потребностей для социально неблагополучных слоев общества;

б) с последовательным расширением доступа к культурным благам снизу до­
верху.


7. Литература

1 Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному со­бранию // Ведомости Федерального Собрания российской Федерации. № 22 (219)

1 ^Законодательство Российской Федерации о культуре / Сост. Б. Букреев. М.,

3 Богатырева Т.Г. Современная культурная политика и реформа сферы культу-пы в России // Социально-экономические процессы переходного периода. M..199J,

4. Дмитриев В. Необходимость культуроцеитризма // Свободная мысль. 1997.

" 5.ЕрасовБ.С. Социальная культурология. В 2-х ч-4.1. — М., 1994.

6 Жидков B.C. Культурная политика и театр. — М., 1995.

7. Карпухин О.И. Культурная политика России: цели и способы реализации // Социально-политический журнал. 1996. № 1.

8 Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему./ Отв. ред. И.А. Бутеико, К.Э. Разлогов. — М„ 1998.

9. Флиер А. О новой культурной политике России// Ооществснные науки и со­
временность. 1994. № 5. „

10 Экономика переходного периода. Очерки экономической политики по­сткоммунистической России. 1991-1997. Глава 16. Институциональные реформы В социально-культурной сфере. — М„ 1998.


 




1. физическая культура и спорт — основные понятия и определения


Глава 3.5.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И СТРА ТЕГИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И САНА ТОРНО-КУРОРТНОГОДЕЛА

План:

1. Физическая культура и спорт — основные понятия и определения

2. Основные положения стратегии реформирования физической
культуры и спорта

3. Стратегия реформирования санаторно-курортной сферы

4. Контрольные задания и задачи для самопроверки

5. Литература


физическая культура —■ составная часть общей культуры, область социальной деятельности, направленной на достижение физического развития человека при помощи осознанной двигательной активности (физических упражнений), способ­ствующей совершенствованию анатомического строения и физиологических воз­можностей органов и тканей человеческого организма.

Осознанное стремление к физическому совершенству появилось у люден одно­временно с проявлением разума. Опыт выживания, составной частью которого явилось добывание пищи, заселение территорий, преодоление громадных расстоя­ний, способствовал накоплению знаний, умений и возможностей человеческой по­пуляции в физическом совершенствовании. Поэтому физическую культуру можно отнести к одному из самых ранних видов социальной деятельности, способствую­щей становлению человечества.

Общественное развитие существенно повлияло на трансформацию физической культуры как вида социальной деятельности. Человечество накапливало не только духовные, но и материальные ценности, непосредственно связанные с физической культурой, все более приходя к выводу, что физическая культура есть способ со­хранения и укрепления здоровья, повышения работоспособности и продления жизни в условиях физического, психического и социального благополучия. Основ­ной принцип физической культуры гласит:

• необходима непрерывность и преемственность физического совершенствова­ния в любом возрасте, на всех этапах жизнедеятельности.

Физическая культура по своей сущности — явление массовое, вовлекающее в сферу своего влияния, хотя и с разной степеныо активности, большинство членов общества.

По мере развития человеческого общества, появилась потребность в выявлении лучших среди равных. Такая потребность могла быть реализована за счет органи­зации специфического соревновательного процесса, участие в котором и позволя­ло выявить одного лучшего. В свою очередь, некоторые виды человеческой дея­тельности для достижения цели требовали участия группы в равной степени подготовленных для этой деятельности людей (команды). 11ри этом требовалось не только индивидуальное совершенство (мастерство), но и взаимопонимание и взаи­мозаменяемость участников команды, координация их деятельности. Первона­чально сутью соревновательного процесса являлось выявление сильнейшего в ви­дах физической активности, связанных с жизнеобеспечением человека. Это бег, прыжки, метание снарядов, поднятие и перенос тяжестей и др. В дальнейшем ста­ли появляться виды соревновательной деятельности, связанные с красотой и со­вершенством человеческого тела (прообраз спортивной гимнастики), действия от­дельных людей и групп с предметом (прообраз современных индивидуальных и групповых спортивных игр).

Человечество осознанно пришло к занятиям спортом — специфической соци­ально организованной формой и областью сопоставления физических и интеллек­туальных способностей и подготовленности отдельного человека или команды,



одобряемой социальной общностью, в которой виды деятельности направлены на достижение результата посредством подготовки и участия в специфических (спор­тивных) соревнованиях.

Спорт входит в физическую культуру, но только частью, связанной непосред­ственно с двигательными действиями.

Таким образом, физическая культура и спорт — это один из видов человече­ской деятельности, направленной на физическое совершенствование как человече­ской популяции в целом, так и каждого отдельного человека, оказывающей оздо­ровительное, воспитательное, политическое и социально-экономическое воздейст­вие на общественное развитие человечества.

Представление о физической культуре и спорте невозможно без определения таких понятий1 как:

спортсмен -- лицо, систематически занимающееся спортом;

спортсмен-профессионал — спортсмен, для которого занятия спортом явля--
ются основным видом деятельности, и который получает в соответствии с
контрактом заработную плату и иное денежное вознаграждение за подготовку
к спортивным соревнованиям и участие в них;

любительский спорт ■— многогранное массовое спортивное движение как ор­
ганическая часть физического воспитания граждан и выявление перспектив­
ных и талантливых спортсменов в различных видах спорта;

профессиональный спорт — предпринимательская деятельность, цель которой
удовлетворение интересов профессиональных спортивных организаций,
спортсменов, избравших спорт своей профессией, и зрителей:

физкультурнп-спорюшиое движение — форма социального движения, целью
которого является содействие повышению уровня физической культуры насе­
ления, целенаправленная деятельность по развитию физической культуры и
спорта; •

физкупътурно-спортивиая организация — одна из организационно-Правовых
форм физкультурно-спортивного объединения, созданная на основе членства в
целях совместной деятельности по проведению физкультурно-оздоровитель­
ной и спортивной работы и достижения своих основных целей;

» олимпийское движение — одна из форм международного спортивного сотруд­ничества, цель которого международное развитие спорта как одного из средств достижения физического и духовного совершенства человека;

спортивные ii спортивно-технические сооружения — объекты, предназначен­
ные для занятий граждан физическими упражнениями, спортом и проведением
спортивных зрелищных мероприятий;

спортивная промышленность — совокупность промышленных предприятий,
осуществляющих производство физкультурно-спортивного и туристического
назначения.

Специфика физической культуры и спорта связана с обязательным наличием ютребностей общества в соответствующем материально-вещественном обеспече-1ии данного вида деятельности, т.е. в соответствующей инфраструктуре. К основ-1ьтм элементам социальной инфраструктуры физической культуры и спорта отнО-

1 Определения даются по тексту Федерального Закона № 80-ФЗ от 29 апреля 1999 гола «О фи-веской культуре и спорте в Российской Федерации».


сятся стадионы, спортивные залы, физкультурно-оздоровительные центры и ком­плексы, физкультурный и спортивный инвентарь и др.

В совсем недавнем прошлом многие из высказанных выше положений с боль­шой долей успеха претворялись в реальную общественную жизнь нашей страны. Существовавшее в советское время государственно-общественное регулирование физкультурно-спортивной деятельности носило достаточно жесткий характер и, вместе с тем, оказывало существенное положительное влияние на образ жизни многих поколений. Это, в большей степени, касается развития любительского (массового) спорта. Еще свежи в памяти массовые физкультурно-спортивные ме­роприятия, которые проводились существовавшими в то время добровольными спортивными обществами «Буревестник», «Урожай», «Спартак», «Динамо» и дру­гими. Спартакиады школьников, студенческие Универсиады, спартакиады рабоче­го спорта и многие другие массовые спортивные мероприятия по своей масштаб­ности и уровню организации привлекали не только большое количество участников, но имели широкий общественный резонанс. Целенаправленная физ­культур но-с по ртивная работа проводилась со школьниками не только в период их пребывания в школе, но и во время летнего отдыха. Практически в каждом городе функционировали детские спортивные школы, где занимались сотни тысяч детей. Одни из них стали затем выдающимися спортсменами, другие — приобрели здо­ровье и физическое совершенство. Хорошо известными для страны были » такие детские спортивные организации как клубы «Кожаный мяч» и «Золотая шайба». Соревнования детских команд в рамках этих клубов носили истинно массовый ха­рактер. Именно с участия в них и начинали свою спортивную карьеру многие из­вестные спортсмены.

Опыт организации массовой физкультурно-спортивной работы, накопленный в нашей стране, не имеет цены. Да, можно говорить об имевшихся в то время недос­татках, в частности, некоторой заорган изо ванн ости проводимых мероприятий, их излишней идеологизации, а иногда и просто носящих элементы профанации (особо это относится к массовой сдаче норм ГТО в 70-SO-x гг.), вместе с тем, огульно от­вергать существовавшую систему физкультурно-спортивной работы было не толь­ко неразумно, но и как оказалось, опасно для общества.

Возобладавшая в последнее десятилетие идея всеобщего рыночного регулиро­вания всех отраслей социальной сферы, в том числе и физической культуры и спорта, не способствовала сохранению многих обшественно-массовых структур, занимавшихся в предыдущие времена организацией и проведением физкультурно-спортивной работы. Не выдержали напора коммерциализации добровольные спор­тивные общества: многие из них исчезли, другие превратились в профессиональ­ные спортивные организации. Под этим же напором значительно сократилось ко­личество детских спортивных школ, многие из которых перешли на коммерческую основу. В обществе в целом, как и в реформаторской среде, не возникло никаких идей по реформе массового физкультурно-спортивного движения, придания ему новых импульсов хотя бы в сохранении существовавших позиций, не говоря уже о развитии. Коммерческие отношения, насильно внедряемые в существовавшие структуры физкультурно-спортивных организаций и инфраструктуру, не только не укрепили их, а в подавляющем большинстве случаев способствовали их уничто­жению. Тяжелейшие экономические условия, в которых оказались промышленные и сельскохозяйственные предприятия, заставили последних не только отказаться


 




от принадлежащих им спортивных сооружений, пусть, во многих случаях и про­стых, но и «забыть» на долгие годы о таких понятиях как массовая физкультура и спорт. В запустение и упадок пришли большинство спортивных площадок в шко­лах и дворах.

В российское общество внедрились понятия и ценности, характеризующиеся! тем, что быть приобщенным к спорту можно и в другом «амплуа». Для этого нуж- ! но стать болельщиком-фанатом.

Недооценка государством и обществом оздоровительной, воспитательной и ее циальной роли физической культуры и спорта привели к тревожной ситуации физическим и духовным здоровьем нации.

В этой связи в общественное сознание должны быть вновь возвращены поня-1 тия, что физическая активность и спорт, особенно для детей и молодежи — н ходимое И важнейшее условие развития ума и тела, что абсолютное большинство психических и физических заболеваний, так или иначе, связаны с обездвиживай и-' ем и ожирением, что физическая активность и занятия «спортом для себя» улуч-1 шают качество жизни, снимают стрессовые состояния, повышают работоспособ-1 ность. При отсутствии в обществе осознания этих простейших истин не удастся не! только значительно поднять уровень общественного здоровья, но и приостановить| физическую деградацию нации.

2. Основные положения стратегии реформирования физической культуры и спорта

I,

Любые реформы и инновации должны иметь под собой нормативно- право­вую базу. В настоящее время в Российской Федерации правовые, организацион­ные, экономические и социальные основы деятельности фи з культурно-спортивных организаций, принципы государственной политики в области физи-1 ческой культуры и спорта, олимпийского движения определены Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 80-ФЗ от | 29 апреля 1999 года.

Закон содержит семь глав, определяющих: общие положения; систему физиче­ской культуры и спорта в Российской Федерации; физкультурно-оздоровительную работу и развитие спорта высших достижений; пропаганду физической культуры и спорта; права и обязанности спортсменов, работников физкультурно-спортивных организаций, общественных физкультурных организаторов и их социальную за­щиту; ресурсное обеспечение в области физической культуры и спорта; заключи­тельные положения.

Стратегия реформирования физической культуры и спорта, изложенная в про­екте Основных направлений социально-экономического развития Российской Фе­дерации на долгосрочную перспективу, исходит из того, что цель реформирования физической культуры и спорта — повышение уровня здоровья населения, эффек­тивное использование средств физической культуры и спорта по предупреждению заболеваний, поддержанию высокой работоспособности людей, профилактике правонарушений, преодолению наркомании, алкоголизма, других вредных привы-


чек, реализации обеспечения конституционной гарантии права граждан на равный доступ к занятиям физической культурой и спортом.

Осуществление на практике здорового образа жизни с раннего возраста спо­собствует не только укреплению здоровья, но и поднимает уровень активного дол­голетия. Здоровый образ жизни следует формировать с самого раннего детства. Дети лучше всего воспринимают поступающую информацию, глубоко усваивают ее и, таким образом, у них легко образуются соответствующие привычки и по­требности. Уровень спортивных достижений общества зависит от развития массо­вого спорта и физической подготовленности детей, подростков и молодежи, по­скольку это развитие определяет потенциал состава занимающихся в специали­зированных спортивных учреждениях, возможность поиска талантливой в спор­тивном отношении молодежи, ее способность переносить современные физиче­ские и психические нагрузки.

Основные направления государственной политики в области физической куль­туры и спорта должны основываться на совместной деятельности физкультурно-спортивных организаций, органов и учреждений образования, здравоохранения, средств массовой информации. Предстоит создать систему физического образова­ния и воспитания для всех социально-демографических групп населения.

Государственная политика включает в себя:

1. Организаыионную деятельность по проведению массовых соревнований и
физкультурно-спортивных мероприятий. В их числе:

• организация и проведение в учреждениях образования внеурочных занятий, в
том числе спортивных соревнований и праздников;

• создание условий для занятия физической культурой и спортом по месту жи­
тельства и в парках отдыха;

• увеличение количества спортивных школ, клубов, центров.

Как приоритетные должны приниматься и реал изо выв аться программы разви­тия физической культуры и спорта среди детей-сирот, «трудных»подростков, сре­ди инвалидов, а также специальные программы, направленные на преодоление наркомании, алкоголизма н других девиантных отклонений среди подростков. Це­лесообразно значительное увеличение числа общедоступных одноступенчатых (без предварительного отбора) соревнований по массовым видам спорта для всех возрастных групп населения (в трудовых коллективах, по месту жительства и от­дыха, в учреждениях образования). Проведение массовых соревнований не должно быть самоцелью. Их главная задача вовлекать в спортивную соревновательную деятельность детей, подростков, молодежь. Основой ф из культурно-спортивно го движения в стране должны стать физкультурно-оздоровительные и спортивные клубы.

2. Подготовку специалистов высокой квалификации. В образовательных учре­
ждениях высшего физкультурного образования кафедры и факультеты по подго­
товке специалистов физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками,
детьми младшего И среднего школьного возраста, с учащимися специальных ме­
дицинских групп, людьми, имеющими хронические заболевания, инвалидами,
пенсионерами. Необходимо обеспечить подготовку, переподготовку и стимулиро­
вание деятельности общественных организаторов физической культуры и спорта.

3. Информационное и пропагандистское обеспечение. Физическая культура и
спорт должны иметь единое информационное пространство. Необходимы феде-


 




ральная, региональные и локальные информационные системы, пропагандистские информационные технологии по основным видам деятельности отрасли, создание их путем использования практики грантов по социальным программам, предостав­ляемых на конкурсной основе средствам массовой информации. Основополагаю­щая цель пропаганды — создание в обществе приоритетов здорового образа жиз­ни, ограничение и ликвидацию девиантных форм поведения (наркомании и алкоголизма), повышение интереса к занятиям физической культурой и спортом, настойчивое формирование в массовом сознании понимания жизненной необхо­димости этих занятий.

4. Управленческие меры. В управлении развитием физической культуры и спорта необходимо исходить из приоритета территориального принципа на основе суверенных прав и самоуправления местных ф из культурно-спортивных организа­ций. Необходима переориентация деятельности региональных и местных физкуль­тур но-с портив ных государственных учреждений и общественных организаций с развития спорта высших достижений преимущественно на массовое развитие фи­зической культуры, спорта и спортивного туризма. Вместе с тем, необходимо и участие государства в развитии олимпийского движения в стране, обеспечивающе­го представительство российского спорта в олимпийских играх, государственная поддержка участия ведущих российских спортсменов и спортивных команд в пре­стижных международных соревнованиях, государственное участие в становлении и развитии профессионального спорта. Не до конца отрегулированы и проблемы социальной защиты и социальной реабилитации спортсменов, закончивших актив­ные занятия спортом.


Коренные изменения, произошедшие в общественно-политической жизни за последние десять лет, переход экономики на рыночные рельсы не могли не затро­нуть санаторно-курортной сферы. Особо отрицательно отразились на санаторно-курортном комплексе первые годы реформ. Именно в начале 90-х гг. началось со­кращение количества санаториев И учреждений отдыха. Если в 1990 г. их было 7431 (без одного- и двухдневных), то в 1998 г. — 4519 (почти на 40 % меньше), уменьшился и коечный фонд (за 1990-1995 гг. количество коек уменьшилось более чем на 30%).'

Начавшийся процесс приватизации санаторно-курортных организаций изменил форму собственности более половины государственных, ведомственных и принад­лежащих общественным организациям здравниц. В 2000 г. доля государственной собственности в санаторно-курортных организациях составляла 40,6%.

Деятельность санаторно-курортных организаций заключается в осуществлении мероприятий, которые принято называть восстановительной медициной. Под вос­становительной медициной, по определению А.Н. Разумова, следует понимать систему научных знаний и практической деятельности, направленной на сохране­ние и восстановление функциональных резервов человека, сниженных в процессе неблагоприятного действия факторов среды и его собственной деятельности, либо в результате болезни на этапе выздоровления или ремиссии (отсутствия острой стадии заболевания). Восстановительная медицина включает в себя первичную и вторичную профилактику. Схематично это можно представить следующим обра­зом (см. рис. 1).


Восстановительное лечение


3. Стратегия реформирования санаторно-курортной сферы

В общегосударственной системе охраны здоровья населения страны, позво-1 пяющей целенаправленно осуществлять профилактику и лечение заболеваний на ранних стадиях, вести диспансерное наблюдение за больными и проводить их реа-эилитации, важное место принадлежит санаторно-курортному лечению. Основой :анаторно-курортной помощи являются наиболее гуманные, социально и научно обоснованные прогрессивные принципы: профилактическая и реабилитационная направленность, преемственность между стационарными, амбулаторно-поли кли­ническими и санаторно-курортными учреждениями, доступность для лиц в ней чуждающихся, высокая квалификация и специализация оказываемой помощи.

О высокой медицинской эффективности лечения, проводимого в санаторно-; <урортных учреждениях, свидетельствует, что более 95% больных выписываются 13 санаториев с улучшением состояния, число обострений хронических заболева­ний в последующем уменьшается в 2-6 раз, потребность в госпитализации снижа­ется в 2,5 раза, на 30 % в среднем уменьшается заболеваемость с временной утра-гой трудоспособности.


 

Первичная профилактика — система государственных мероприятий, направленных на активное сохранение и восстановление здоровья здорового человека

Вторичная профилактика —

медицинская реабилитация на "лапе выздоровления, меро­приятия по предотвращению обострения имеющегося у чело­века хронического заболевании

Рисунок /. Восстановительная медицинапервичная и вторичная профи.-шктикв

Стратегия реформ заложена в формировании единой системы медико-сошгального страхования (МСС), предусматривающей обеспечение тесной взаи­мосвязи между представлением лечебных и санаторно-курортных услуг путем час­тичной передачи специализированным санаторно-курортным организациям лечеб­но оздоровительных функций по отдельным видам заболеваний (например, реабилитация в профильных санаториях постипфарктных больных, больных с за-


 


1 См; Сан а юр но-курортные учреждения Федерального подчинения (Справочно-и] [форма*] тонные материалы). Минеральные Воды: ГУЛ «Издательство «Кавказская здравница», 2001. : 87.


1 См: Проект «Основные направления социально-экономическою развития Российской Феде­рации на долгосрочную перспективу».


 


1-76



 
 

;c- w

болеваняями опорно-двигательного аппарата, а также некоторые категории после- j операционных больных). Санаторно-курортное лечение, таким образом, будет тес­нее увязано с реабилитацией и долечиванием после ряда тяжелых заболеваний и операций. Должна быть обеспечена максимальная льготность (бесплатность) при предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение именно в этих целях.

Другой вид страховых выплат направляется на оздоровление в течение очеред­ного трудового отпуска и будет выполнять роль профилактического санаторно-курортного лечения при хронических заболеваниях. При этом усиливается целевой характер расходования средств обязательного меди ко-социального страхования и повышается эффективность их расходования с точки зрения восстановления здо­ровья той части населения, чьей жизни угрожает опасность из-за тяжелых заболе­ваний, в том числе профессиональных.

Данные мероприятия обеспечивают вторичную профилактику как одного из этапов восстановительного лечения с точки зрения организации и ресурсной под­держки.

В настоящее время сеть санаториев системы здравоохранения насчитывает 591 санаторий круглогодового функционирования на 74,3 тыс. коек, из них 89 санато­риев для взрослых и 502 санатория для детей. 539 санаториев находятся в введении органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации. В непо­средственном подчинении Минздрава России функционирует 39 санаториев для детей и детей с родителями на 8,8 тыс. коек и 13 туберкулезных санаториев для взрослых на 3,5 тыс. коек. Ежегодно в санаториях системы здравоохранения полу­чают санаторно-курортное лечение более 472 тысяч больных, в том числе около 352 тыс. детей и 120 тыс. взрослых.

Стратегической целью политики государства в санаторно-курортной сфере яв­ляется создание конкурентоспособного на мировом рынке курортного комплекса, обеспечивающего эффективное воспроизводство трудовых ресурсов. Достижение этой цепи предполагает осуществление мер по следующим направлениям:

• проведение полной инвентаризации объектов санаторно-курортной сферы,
разработка и реализация системы учета этих объектов и формирование прав на
них;

• повышение конкурентоспособности организаций санаторно-курортной сферы,
в том числе путем совершенствования их организац ион но- правовых форм и
экономических механизмов функционирования, а также освобождения их от
выполнения несвойственных им функций;

• определение роли государства в регулировании рынка санаторно-оздорови- |
тельных услуг и содействие становлению негосударственных институтов са­
морегулирования участников рынка санаторно-курортных услуг;

• содействие формированию рынка санаторно-оздоровительных услуг, в том
числе путем его либерализации, устранения барьеров на пути развития ку­
рортного дела, содействия конкуренции;

• обеспечение равноправия санаторно-курортных организаций всех форм собст­
венности, в том числе в части доступа к государственному финансированию
санаторно-курортных и оздоровительных мероприятий;

1 См. Саигггорно-курортные учреждения Федерального подчинена (Справочно-информанионкые материалы). Минеральные Bo;uj: 1 УП «Издательство «Кавказскаяздравница». 2001.— с 87


 

• введение обязательной кон курен ости при финансировании санаторно-
курортных организаций за счет государственных средств в рамках реабилита­
ционных мероприятии и долечивания, а также оздоровительных мероприятий,
профилактики и лечения при ряде хронических заболеваний;

• содействие в улучшении стратегии маркетинга И продвижения санаторно-
оздоровительных услуг на внутреннем и международном рынках, в том числе
путем адаптации маркетинговых стратегий и механизмов к современной прак­
тике оказания санаторно-оздоровительных услуг.

При реализации указанных направлений реформирования санаторно-курортной сферы сохраняется ряд проблем, от решения которых будет зависеть как ход ре­форм, так и их результат. Во-первых, как будет организовано взаимодействие ме­жду собственниками санаторно-курортных организаций и системой медико-социального страхования, особенно по вопросам тарифов на услуги? Во-вторых, каков будет механизм распределения путевок, особенно тех, которые не будут распределяться через лечебные учреждения? В-третьих, где, кроме лечебного уч­реждения, смогут получить путевки на санаторно-курортное лечение лица, нуж­дающиеся в санаторно-курортных услугах с целью профилактики обострения имеющихся у них хронических заболеваний? К поиску ответов на эти и другие, не менее важные вопросы, которые возникают сейчас и, безусловно, возникнут в про­цессе реформирования российского санаторно-курортного комплекса следует под­готовиться, т.к. они являются тактическим разрешением крупных стратегических задач по реформированию отрасли.

4. Контрольные задания и задачи для самопроверки

1. Определите основные понятия, используемые при рассмотрении государст­
венной политики в области физической культуры и спорта?

2. Перечислите основные меры государственной политики в области физиче­
ской культуры и спорта.

3. Определите понятие «восстановительная медицина».

4. Перечислите меры по реформированию санаторно-курортной сферы совре­
менной России.

5. Литература

1. Федеральный Закон № 80-ФЗ от 29 апреля 1999 года «О физической культу­
ре и спорте в Российской Федерации».

2. Санаторно-курортные учреждения Федерального подчинения (Справочно-
информационные материалы). Минеральные Воды: ГУЛ «Издательство «Кавказ­
ская здравница», 2001. — с. 87.


/. Значение туризма и мотивы путешествий


Глава 3.6.

РЕФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНДУСТРИИ СОВРЕМЕННОГО ТУРИЗМА

План:

1. Значение туризма и мотивы путешествий

2. Социально-экономическое и экологическое воздействие туризма
3- Государство и туризм

 

4. Планирование и политика развития туризма

5. Контрольные задания и задачи для самопроверки

6. Литература


Увеличение жизненного уровня и уровня образования населения, изменение его демографических характеристик, усовершенствование коммуникаций и, нако­нец, подъем социального самосознания зарождают у людей огромный интерес друг к другу и иному образу жизни. Сегодня контакты между людьми из разных стран повседневная реальность благодаря туризму, который трансформирует пре­жде закрытые общества в открытые универсальные общества. Неоспоримо, что ту­ризм один из влиятельнейших феноменов (если не самым влиятельный) экономи­ческого и социального развития нашего общества.

Туризм играет одну из главных ролей в мировой экономике, составляя десятую часть мирового Валового национального продукта (ВНП); он является сильно раз­вивающейся отраслью экономики и в ближайшие годы станет еще более важным ее сектором. Прогнозируется, что инвестиции в туристический сектор будут уве­личиваться на 30%в год.

В последние годы туризм как вид бизнеса стал одним из самых прибыльных в мире. Он использует примерно 7% мирового капитала. Уже в начале 90-х гг. доля туризма составляла более 10% от мировой торговли товарами и услугами, что по­зволило туризму занять третье место по экспорту после экспорта нефти и автомо­билей, а к 2005 г. ожидается его выход и на первое место.

Туризм оказывает мощное воздействие на занятость и по оценкам специали­стов, около 100 млн. чел. в мире работают в отрасли, а к 2005 г. каждый восьмой трудоспособный человек мира будет работать в этом секторе экономики.

Туристический сектор, который также называют индустрией туризма, объеди­няет вместе все виды экономической деятельности, которые обеспечивают необ­ходимыми услугами путешественников во время их путешествия, а именно: гости­ничную индустрию, транспорт, питание, торговлю, развлечения и другие.

С другой стороны, сам процесс обслуживания туристов достаточно трудоем­кий, и поэтому туристический сектор источник рабочих мест, в основном, для не­квалифицированного труда. Однако это не означает, что в отрасли не используется высококвалифицированный труд. В туризме новые рабочие места в географиче­ском плане распространяются более широко, чем в других претерпевающих рост секторах экономики.

Обмен услугами туризма между странами как и обмен товарами, является ча­стью международной торговли и оказывает значительное влияние на экспорт и импорт страны, воздействуя на ее платежный баланс. Проживание туриста в отеле страны пребывания является экспортом для принимающей страны, а питание, ко­торое получают туристы за рубежом, является импортом для страны отправления туристов. Так что туризм для принимающей страны — «невидимый» экспортом, а Для отправляющей страны «невидимый» импорт.

Помимо влияния на экономику многих стран, международный туризм воздей­ствует на их экологию, социальную и культурную среду, а они, в свою очередь, влияют натуристов.

Таким образом, туризм — это набор отношений, возникающих при взаимодей­ствии туристов с местными жителями или властями, а также с поставщиками ус­луг. А туристом сегодня считается человек, путешествующий с одного места на


 




другое по причине, не связанной с работой. Организация Объединенных Наций да­ет более точное определение категории «турист»: туристом считается тот, кто гос­тит на месте своего пребывания более одной ночи, но менее одного года. Напри-^ мер, дипломаты, иностранные студенты или иммигранты не могут считать туристами, а люди посещающие своих друзей и родственников, или восстанавли ваюшие свое здоровье в лечебницах, могут.

Разные туристические центры привлекают туристов как по разнообразию ус-Ч луг, так и по интересам. Например, многие туристические центры Европы и США, помимо обслуживания любителей рекреационного туризма, знамениты как круп­ные центры по проведению конгрессов. С другой стороны, из множества туристи- I ческих центров турист может выбрать тот, который предлагает только один вид туризма. Так, турист, интересующийся горнолыжным спортом, посещает альпий­ские курорты и там проводит свой отпуск.

Главные факторы, определяющие привлекательность туристического региона:

• доступность региона; '

• его природа и климат;

• отношение местного населения к приезжим;

• инфраструктура региона;

• уровень цен;

• состояние розничной торговли;

• спортивные, рекреационные и образовательные возможности;

• культурные и социальные характеристики.

Многие международные путешественники интересуются экономическим со­стоянием той или иной страны, т.е. промышленностью, торговлей, уровнем благо­состояния и другие. Туристические компании организуют специальные туры на заводы и фабрики страны, способствующие обмену опытом. Такие мероприятия в туристических центрах продвигаются и поддерживаются местной Торговой пала­той, отелями, ресторанами и другими организациями сферы обслуживания.

Торговые палаты также организовывают групповые туры с целью налаживания тесных контактов с потенциальными рынками — генераторами туристов и пробу­ждения интереса к товарам своей страны. Другими заинтересованными предпри­ятиями являются торговые центры и крупные магазины, которые хотят продать туристам как







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.