Модели социальной политики: основные принципы построения
Современный мир живет в условиях перехода от индустриального к постиндустриальному обществу. В этих условиях изменяются фундаментальные механизмы социально-экономического ре гули ро в ания. Глобальные проблемы социально-экономической политики формулируются как экологическая и социальная ориентация экономики, укрепление национальной и международной безопасности, переход на модель устойчивого развития, обеспечивающего равенство интересов настоящего и будущего поколений. Концепция устойчивого развития предполагает нацеленность деятельности как самого индивида, так и всех социальных институтов общества государства, на такие изменения в обществе, которые рассматриваются как развитие. И хотя экономика по-прежнему остается основой реализации социальных решений, но роль социальной политики в решении проблем экономического роста постоянно возрастает. Превалирование в большинстве промышлснно развитых стран социально-ориентирован ной смешанной экономики позволяло декларировать в качестве целей общественного развития высокий уровень социальной защищенности граждан, идеи «государства благосостояния для всех». В середине 70-х гг. в условиях экономического спада в странах Запада широко развернулась критика государственной системы социальных гарантий. По мнению многих, экстенсивное обеспечение населения социальными услугами становилось непосильным бременем для экономики. Именно поэтому большинство стран приступили к совершенствовании системы социальной политики, что проявилось в реформах деятельности отраслей социальной сферы, пенсионных реформах, изменении принципов финансирования и изменении ответственности государственных структур за социальные проблемы. Социальная политика в достаточной мере структурированная гиперсистема, в состав которой в качестве подсистем входят не только отрасли социальной сферы, но и политика в области труда и 1рудовых отношений, демографическая политика, социальная защита нетрудоспособных и малоимущих слоев населения ит.д. Структурная целостность социальной политики определяется: • выбором обществом стратегических целей изадач социального развития, со • единым законодательством, формулирующим целостное социальное про • протекционизмом государства и иных субъектов социальной политики по • единой социальной инфраструктурой, единым кадровым и информационным В качестве объекта деятельности системы «социальная политика» выступает все население страны, независимо от принадлежности к той или иной социальной группе. Субъектом деятельности этой системы являются органы власти, общественные организации и объединения граждан. В своей деятельности система использует ресурсы, которые можно подразделить на правовые, материально-технические, финансовые, кадровые и информационные. Общая схема модели системы «социальная политика» приведена на рис. 1 ■
Рис. 1. Общая схема модели системы «социальная политика» На функционирование системы оказывают существенное влияние факторывнешней среды. Основные факторы внешней среды: 1) Международные юридические и экономические договоры страны: 2) Общественно-политическая ситуация вмире. 3) Экономическая ситуация в мире. 4) Экономическая и обществен и о-политическая ситуация в странах ближайшего 5) Реакция жителей на деятельность органов государственной власти по вопро 6) Реакция общественно-политических организаций (партий, движений) на дея 7) Реакция средств массовой информации на ситуацию, складывающуюся в ре 8) Национальные особенности и межнациональные отношения в стране. Анализ реализации социальной политики в мире позволяет выделить два основных направления: • сакрально-патерналистское; • либеральное. С а краль но-патерналистская модель реализации социальной политики предусматривает полную ответственность государственных структур за все, что происходит в отраслях социальной сферы, исключает участие и ответственность граждан в выборе направлений и осуществлении принципов социальной политики, не оставляя возможности хоть каким то образом влиять на неё. При данной модели социальной политики власть рассматривается в качестве всемогущего субъекта социальной политики, а общество — в качестве её объекта. Для подобной ситуации характерно следующее: народ работает, производит материальные блага, а всесильная власть определяет не только то, что нужно для его благосостояния, но и решает все насущные проблемы населения, в том числе и определяет приоритеты. Человек ставится в такие условия, что от него самого чаще всего мало что зависит в определении своего социального статуса. Ресурсы используются только субъектом деятельности системы, а факторы внешней среды, в силу закрытости системы, известны и учитываются также только ее субъектом. В
такой модели ооъект деятельности системы достаточно пассивен, что нарушает основные принципы функционирования системы. Иное направление реализации социальной политики, условно называемое либеральным, в настоящее время в странах-членах организации экономического сотрудничества и развития (ОАСР) подразделяется на три основных модели: социал-демократическую, корпоративную и собственно либеральную модели. Рассмотрим последние более подробно. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|