Качество рабочей силы на рубеже XXI века 6 страница
дации, реорганизации, банкротства) организации и соблюдения гарантий для ра-| ботников, закрепленных в коллективном договоре, отраслевом (тарифном) согпа шении. Задание Ла 3. Укажите из нескольких вариантов правильный ответ на вопрос:! Каким законодательным акт Российской Федерации закреплена основная класси-| фикацин конфликтов на индивидуальные и коллективные трудовые споры? Варианты: - Конституция Российской Федерации; - Кодекс законов о труде Российской Федерации; - Гражданский Кодекс Российской Федерации; - Закон РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров». Задание Хг 4. В приводимом тексте правильно восполните ключевые слова из числа, тех которые заключены в скобки. В целях защиты своих прав и интересов работники и их полномочные предста Задание № 5. Дополните приводимый перечень принципов на основании полученных знаний. «Основными принципами формирования института примирения сторон и орга Задание Лг 6. Согласно действующему законодательству формирование и соз-1ание трудового арбитража в целях разрешения коллективного трудового спора юлжно осуществляться при обязательном участии полномочного представителя службы по урегулированию коллективных трудовых споров. Дайте ответ: «Да» или «Нет»? Глава 4.6. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРА СТРУКТУРА План: 1. Социальная сфера жизни общества как объект политики 2. Основные принципы реализации социальной политики 3. Социальная инфраструктура — сущностные основы, возможности 4. Пути оптимизации социальной политики 5. Контрольные задания и задачи для самопроверки 6. Литература
7. Литература 1. Соловьев А.В. Социально-трудовые конфликты и способы их разрешения 2. Соловьев А.В. Практический комментарий закона «О порядке разрешения 3. Трудовое законодательство России: Законодательные акты и комментарии. 1. Социальная сфера жизни общества как объект политики В обществоведческой отечественной литературе последних лет принято различать четыре сферы жизни общества — экономическую, политическую, социальную и духовную. Такая стратификация общественной жизни правомерна и не вызывает возражений. Тем не менее, очевидна и ее относительная ценность для науки и практики, поскольку в реальной жизни людей все сферы общества взаимосвязаны, переплетены, взаимно проникают друг в друга настолько, что установить грань между ними не всегда удается. Экономическая деятельность и экономическое сознание ограниченно переплетены между собой и не может быть экономики вне связи с экономическим сознанием. Социальная сфера, в свою очередь, имеет условные границы, но на практике представить ее вне экономической реальности крайне трудно, так как экономические проблемы человека это его жизненные проблемы, т.е. проблемы социальные. Стратификационный анализ общества не может быть сведен к проблеме дифференциации сфер жизни людей. Он предполагает и изучение характера зависимости между ними. Известно, что экономическая сфера самая важная и фундаментальная. Но экономическая деятельность это на самоцель, а средство для решения каждым человеком и обществом в целом своих жизненных интересов, для расширения свободы выбора. По мнению Б.А. Вороновича «... в этом плане социальная сфера является смыслообраэующей субстанцией всего того, что делает общество. При таком подходе к проблеме социальная сфера уже не является простой производной от экономики. Она обретает статус фундамента общественной структуры, решающей детерминанты жизни людей...».' Идея решающей роли социальной сферы в жизни и развитии общества не должна содержать в себе недооценку экономики. В реальной жизни людей экономика также необходима, как и социальная сфера. «Концепцию социального детерминизма, как и концепцию экономизма, можно считать лишь идеальным типом определенного философско-социологнческого подхода, никогда не реализуемого в чистом виде, ибо в действительности экономика определяет социальную жизнь в гакой же мере, в какой жизненные интересы человека определяют уровень экономического развития "общества».2 Функционирование общества в рамках рыночных отношений предопределяет чеобходимость содержательного определения понятия социальная сфера. Это по-*ятие широко употребляется как в научной литературе, представляющей различ-1ые отрасли знания (философия, социология, статистика, экономика), так и на трактике всех уровней управления. Понятое трактуется либо слишком узко (в та-[их случаях обычно речь идет об отдельных отраслях социальной сферы — здра-юохранении, образовании, науке, культуре и спорте), либо слишком широко, кода, например, в статистические сборники, специально посвященные развитию юциальной сферы, без всякого объяснения включаются все показатели социально-'ко ном и чес кого развития. Е.А. Елисеев считает, что такой широкий диапазон и неясность в трактовке содержания социальной сферы существует потому, что до настоящего времени не предложены критерии, с помощью которых можно было бы зафиксировать не только содержание понятия «социальная сфера», но и определить его границы. По некоторым оценкам аналитиков и ученых социальная сфера — это вся система жизнеобеспечения человека, начиная от родильных домов и заканчивая культурой погребения . Сутью общественных отношений в социальной сфере является процесс воспроизводства человека со всей совокупностью его способностей и потребностей. Иными словами, социальные отношения — это те же экономические отношения, но рассматриваемые по затратам и результатам с точки зрения производства и развития личности человека. Е.А. Ьлисеев выделяет три стадии данного процесса.3 Стадия производства — это отношения по поводу рождения, охраны здоровья, воспитания, образования, социальной защиты, физического и духовного развития человека. Данная стадия образует часть социальной сферы, которая обеспечивает эти отношения — здравоохранение, все формы образования и воспитания, науку, культуру, социальную защиту, физическую культуру и спорт. Отношение общества к указанным сферам как к непроизводственным далеко небезобидно: оно подспудно стимулирует пренебрежение и так называемый остаточный принцип финансирования. Стадия распределения — это отношения по поводу регулирования использо- . вания человеческого потенциала для производства как материальных благ, так и для производства и потребления «человеческого капитала». На этой стадии возникает отрасль социальной сферы, которая представлена службами, способствующими рациональному использованию накопленных людьми знаний, навыков, умения и способностей. Стадии потребления — это область экономических и социальных отношений, где осуществляется многообразная трудовая деятельность людей. Важнейший результат потребления -— вещное богатство страны в виде созданных материальных благ и услуг, что в свою очередь является единственным источником удовлетворения разнообразных потребностей общества. Кроме того, стадия потребления способностей людей не исчерпывается решением задачи достижения благосостояния, а представляет собой огромный потенциал для дальнейшего развития творческих способностей людей, заложенных на стадии производства. Уместно заметить, что деление процесса воспроизводства человеческой личности на отдельные стадии в известной степени условно — они тесно взаимосвязаны, являются частью друг друга: стадия потребления способностей личности есть одновременно процесс подготовки необходимых материальных условий для решения ряда задач стадии производства. Более того, стадия потребления есть одновремен-
' Социальная сфера жизни общества и политика. Учебно-методическое пособие. — М: РАГС, 998, — с. 5. - Социальная сфера июни общества и политика. Учебно-методическое пособие. — М.: РАГС, 998, — с. 6. ' Елисеев Е.А. Система управления социальной сферой города (Вопросы теории и практики). Челябинск. Ичдатсльсгво «Экодом», 1997, — с. 94. 1 Социальная сфера жизни общества и политика. Учебно-методическое пособне. — М.: РАГС, 1998, — с. 7. Елисеев Е.А. Система управления социальной сферой города (Вопросы теории и практики). Челябинск. Ивдательегво «Экодом», 1997, — с. 15.
но процесс производства и развития новых способностей человека, а именно тех, которые служат удовлетворению более высоких потребностей. Социальная сфера — это сложный комплекс различных отраслей, который выполняет ряд задач по обеспечению жизни и деятельности человека Эти задачи группируются по признаку содержания (качества) удовлетворяемых индивидуальных потребностей. К первой группе относятся задачи но обеспечению жизнедеятельности человека на уровне его простейших биологических и социальных потребностей. Межлуна-родные организации связывают обязательное удовлетворение такого рода потребностей с соблюдением прав человека. Речь идет о таких аспектах, как жилищный фонд (его наличие и содержание), производство и потребление необходимых товаров и услуг, медицинское обеспечение и санитарное состояние, дошкольное воспитание и образование, социальное обеспечение, охрана общественного порядка, работа транспорта, организация торговли. Ко второй группе относятся задачи по обеспечению условий жизнедеятельности того уровня, который соответствует социальному стандарту «нормальной жизни» и воспринимается большинством как состояние комфорта, как состояние «блага». Данный уровень способствует созданию предпосылок для развития творческой деятельности личности и общества, для политической и соци&чьной стабильности. Речь идет о деятельности тех же отраслей социальной сферы, но на более качественном уровне их содержания. Создание возможности человеку самому выбрать жилище, место, уровень и качество необходимой ему медицинской помощи; доступность и реализация возможности для большинства членов общества приобретать товары и услуги, удовлетворяющие не низшие потребности, а в достаточной степени и утили-гарные на социально сбалансированном (не отсекающем большинство населения) эынке — таковы основные критерии реализации данной группы задач. Сюда можно этнести и уровень потребления духовных услуг — развитие телевидения, сети куль-гурных учреждений, обеспечивающее высокий уровень потребностей личности, раз-!итие информационной инфраструктуры, помогающей населению определить свой (ыбор в потреблении материальных и духовных благ и услуг. Третью группу составляют задачи отраслей социальной сферы, позволяющие 1еревести их деятельность на уровень воспроизводства человека как творческой [ичности. Человек, как субъект отношений, при реализации данной группы задач ■ыступает уже не как потребитель, а как созидатель. Решение этого класса задач и сть та установка, которая выступает в качестве высшей цели социально ориенти-'Ованной рыночной экономики, является стратегической целью реализации соци-льной политики. Рассмотрение социальной сферы жизни общества в качестве объекта социаль-ой политики дает основание считать, что социачьная политика — это нелена-равленнзя деятельность структур государственной и общественной власти по правлению социальной сферой. Деятельность отраслей социальной сферы, па-равлена на удовлетворение всех фундаментальных, жизненных, базовых потреб-остей человека, к которым в равной степени относятся как биологические (мате-иалыше), так и духовные (социальные) потребности. В таком смысле социальную олитику можно рассматривать как политику государстве иного воздействия на >8 всю сферу удовлетворения жизненных интересов людей, целенаправленную деятельность органов государственной власти по регулированию социальных отношений в обществе, теорию, практику и искусство выдвижения человека с его жизненными интересами в центр внимания этой деятельности. Главный императив социальной политики — забота об уровне и качестве жизни каждого человека. Практическая реализация данного императива должна основываться на некоторых положениях, которые можно определить как основополагающие. Без таковых социальная политика превращается в некую схоластическую деятельность, не приводящую к ожидаемым результатам. 2. Основные принципы реализации социальной политики Социальная политика составляет сущность, основу всего того, что государство должно делать, содержание всех форм его активности, ибо это не фрагмент деятельности государства, а квинтэссенция этой деятельности, её фундамент. Всё, что должно делать государство, должно быть ориентировано на общественные интересы, на интересы каждого человека, т.е. иметь гуманистическую направленность целеполагания. Человек существо автономное, самоактивное, самодеятельное. Он сам решает свои проблемы. Вместе с тем, он существо общественное, коллективное, нравственное. Исходя из этого, социальная политика государства должна строится на основе учета, с одной стороны, собственных возможностей людей в решении их социальных проблем, а с другой ■-- возможностей самого государства. Если политика государства, страдающего гиперуправленчеством, недооценивает роль самого человека как субъекта решения своих жизненных проблем, то такая политика не является сильной социальной политикой и рано или поздно обречена на провал. К числу негативных последствий подобной политики можно отнести социальное иждивенчество, стремление взвалить на государство всю ответственность за свою жизнь, ослабление присущего природе человека инстинкта самосохранения, самовыживапия. По мнению Б.А. Вороновича, низкая эффективность социальных реформ в России на протяжении всей её истории связана в значительной мере с тем, что они проводились в рамках сакрально-патерналистской парадигмы управления, при которой власть рассматривается в качестве всемогущего субъекта социальной политики, а общество — в качестве её объекта. Для подобной ситуации характерно следующее: народ работает, производит материальные блага, а всесильная власть определяет не только то, что нужно для его благосостояния, но и решает все насущные проблемы населения, в том числе и определяет приоритеты. Недавнее прошлое нашей страны — яркое подтверждение данного тезиса. Человек был поставлен в такие условия, что от него самого чаще всего мало что зависело в определении своего социального статуса. Без сомнения были и исключения, но для того они и исключения, чтобы подтверждать правила. Не меньшую опасность для страны представляет собой и другая деформация политики, когда государство по существу игнорирует в той или иной форме свои социальное обязанности, оставляет людей наедине со своими проблемами. В этом случае в обществе начинают господствовать силы центробежного характера — социально-экономический и политический сепаратизм, эгоизм и индивидуализм, ко- , торые формирует жизненные интересы людей. «К сожалению, социальная политика российского государства на нынешнем этапе развития российского общества оказалась в значительной мере деформирована именно в данном направлении. В сегодняшней России значительная часть людей испытывает чувство неудовлетворенности политикой государства, отсутствием роста уровня жизни населения. Именно поэтому многие не удовлетворены своей жизнью, растеряны, чего-то ждут, не надеются на самих себя, на свои силы, не в состоянии реализовать себя, да и не знают, как это сделать» — считает Б. А. Воронович. Один из существенных недостатков российской социальной политики —- отсутствие четкой её концепции, целей и приоритетов, основанных на реальных экономических возможностях. Все чаще социальная политика становится заложницей у политических демагогов различной окраски, инструментом политических групп в борьбе *а власть, а проблемы обеспечения жизнедеятельности населения используются исключительно в популистских целях. Опыт социального реформаторства во многих странах позволяет утверждать, что в качестве основных положений, на которые необходимо ориентироваться при реализации социальной политики на современном этапе развития общества, следует рассматривать следующие: • реализм —- опора властных структур на реальные возможности по созданию ■ открытость — недопустимость манипулирования социальной политикой в популистских целях; » опора на реальную информационную базу — властные структуры должны опираться на адекватную информацию о ситуации; • соответствие целям — отсутствие деформаций, связанных с бюрократизмом; » относительность — никакая социальная политика не может полностью удовлетворить в конкретный момент времени потребности каждого конкретного человека; i целостность — все звенья и направления государственной социальной политики взаимосвязаны друг с другом и взаимозависимы. Даже частичное отклонение от этих положений, а хуже, выхолащивание их ущности приводит к девиантным формам социальной политики. Кроме того, социальная политика должна основываться на принципах, кото- ые, по мнению некоторых ученых и аналитиков, напрямую определяют её эффек- ивность. Приведем наиболее важные из них. Приниип экономической эффективности и социальной справедливости. Важ-ость этого принципа в том, что он является объединенным. Данный принцип гла-ят: экономическая эффективность не противопоставляется справедливости и, на-борот — справедливость — экономической эффективности. Реализовать на рактике этот принцип крайне сложно, ибо справедливость зачастую не хочет счисться с экономическими возможностями, а экономическая эффективность — с эебованиями справедливости, во всяком случае, с тем, как она понимается теми или иными слоями общества. Все сферы общества гармонично связаны. Гипертрофия социальных потребностей таит в себе серьезные опасности. Но не менее опасна недооценка этих потребностей. Опыт большинства стран свидетельствует: соотношение заработной платы десяти процентов наиболее оплачиваемой части населения и такой же доли наименее оплачиваемых работников для обеспечения нормального, стабильного развития общества — не должно превышать предельно допустимых цифр. В каждой стране они имеют свою специфику, свои нюансы. Но даже если проявить максимальную гибкость, терпимость по отношению к иным точкам зрения, этот показатель применительно к нашей стране не должен превышать соотношения 1:8-1:10. Но сегодня он составляет 1:20т а по некоторым исследованиям разрыв еще более значителен. Опасность такого разрыва явно недооценивается многими представителями государственной и муниципальной власти. Названная диспропорция далеко не единственная в сегодняшнем российском обществе. Она коррелирует со многими другими. По данным Н. Римашевской, в нашей стране к бедным могут быть отнесены 51,9% населения, малообеспеченным — 19,1%, среднеобеспеченным — 18,2%, высокообеспеченным — 5,8%, богатым — 3%, «очень богатым» — 2%. Такой разрыв не только социально несправедлив, но и экономически неэффективен, обрекает многие слои населения на тяжелейшую фрустрацию, которая подрывает экономический потенциал трудоспособного населения. Осенний кризис 1998 г. значительно обострил эту ситуацию — изменилась структура обеспеченности населения. Те, кто относил себя к высоко- и среднеобеспеченными перешли, в силу сложившихся обстоятельств, в категории с более низким уровнем доходов. Важное значение имеет принцип единства соииальнои защиты и самозащиты. помощи и самопомощи. Любая форма социальной зашиты, а равно и социальной политики, в конкретно-исторических условиях не может соответствовать социальным потребностям, если она не опирается на активность и сам о активность тех, кто нуждается в этой защите. Отсюда вполне справедливы предложения по реформированию пенсионного обеспечения в плане создания именных накопительных счетов граждан, их включение в механизм финансирования пенсий, что позволяет существенно увеличить для получателя ее ежемесячный размер. Предполагается, что в долгосрочной перспективе трудовая пенсия по государственному страхованию будет формироваться по распределительному и накопительному принципу Примерно в равной пропорции. В тоже время реализация самозащитных механизмов населения в нашем обществе, особенно в провинции, идет крайне медленно в силу пока господствующей в ней патерналистской социальной и политической культуры, ориентирующей человека на помощь извне. Кроме того, нельзя не видеть и того, что утверждение новых, нетрадиционных подходов в России связано с рядом специфических трудностей. Вот одна из них: «активизация одних групп общества, например, правящего слоя, активизирует общественные группы с противоположными ценностям и».г 1 Римашевскст И. Сколько сбережений у российского населения? // Власть. — 1998. — Лэ 3. 2 Российская модернизация: проблемы и перспективы. Материалы «круглого стола» // Вопро Поэтому для утверждения нетрадиционных подходов в социальной политике необходимы дополнительные усилия, способные нейтрализовать инициируемую ею энергию её оппонентов. С предыдущим принципом органично связан принцип субсидиарности: те социальные проблемы, которые могут быть решены на локальном организационном уровне, не должны передаваться в ведение более высокой организации. Практическое следование этому принципу развивает способность индивидов, социальных групп, общественных организаций, органов власти к самостоятельным действиям, повышает их ответственность за положение дел на их уровне деятельности. Согласно этому принципу предпочтение в решении социальных проблем должно быть отдано негосударственным органам, что содействует развитию инициативы общественных организаций. Из первых трех принципов проистекает четвертый —■ необходимость поиска новых социальных приоритетов и ориентиров, утверждения их в .жизни общест-ш_. При всей важности базисных потребностей — в пище, одежде, жилище, безопасности, социальная политика не может быть ограничена, а тем более исчерпана заботой об их удовлетворении. «Высшие» потребности — в справедливости, добре, красоте, истине — также необходимы человеку. Неудовлетворенность решением этих потребностей вызывает многочисленные социальные аномалии и патологии. Принижение нравственных критериев или тем более отказ от них в деятельности работников социальной сферы содействует сё дегуманизации. Модель эффективной социальной политики должна интегрировать и реинтег-рировать общественные связи и отношения, формировать новые социальные общности, обеспечивать реализацию социальных потребностей. Социальная политика, осуществляемая в рамках подобной модели, обеспечивает необходимые гарантии достойного уровня жизни граждан и только в такой ситуации может представ л ять гобой адекватное управление общественным выбором в условиях противоречивых интересов представителей различных социальных групп с целью гармонизации этих интересов и достижения общественного согласия. Большинство исследователей выделяет следующие основные направления со- диальной политики социального государства: 1) Общие вопросы политики доходов населения. I) Политика в сфере труда и трудовых отношений. i) Демографическая политика. I) Социальная защита негрудодпособных и малоимущих слоев населения. )) Развитие отраслей социальной сферы. j) Социальная защита отдельных групп населения (вынужденные мигранты, районы экологического бедствия и т.д.). ') Миграционная политика. Очевидно, что реализация социальной политики по указанным направлениям ребует развития нормативно-правовой базы, подготовленных кадров, социальной щфрастру ктуры, разработки специфических механизмов реализации социальных ipo грамм. В предыдущих главах приведены подробные характеристики условий реализа- 1ии социальной политики, поэтому остановимся более подробно на одной из них - социальной инфраструктуре. : 3. Социальная инфраструктура — сущностные основы, возможности развития и функционирования Природа и сущность социальной инфраструктуры. Интенсификация экономического роста требует проведения комплекса социальных мероприятий и создания вспомогательных объектов, образующих некую инфраструктуру. Экономическая деятельность, как сказано выше, тесно взаимосвязана с социальной деятельностью и направлена на удовлетворение социальных потребностей человека. В свою очередь, потребности человека могут быть реализованы только через использование конкретных материально-вещественных объектов, предназначенных именно для этих целей. Существует два концептуальных подхода к определению понятия «социальная инфраструктура» — отраслевой и деятельностный. Сущность «отраслевого» подхода в том, что экономическое развитие должно носить комплексный характер, способствующий созданию необходимых условий для обеспечения эффективного функционирования производства и удовлетворения потребностей населения. При этом обращается внимание на то, что инфраструктура представляет собой совокупность общих условий, а не отдельных элементов и объектов. Сторонники «отраслевого» подхода определяют социальную инфраструктуру как совокупность структурных и функциональных элементов хозяйственной системы: отраслей, производств, предприятий, учреждений, организаций, объектов, включенных в производственные отношения, направленные ни создание общих условий общественного прогресса. Положительные моменты данного подхода: в процессе производства учитываются общие условия труда (подготовка квалифицированных трудовых ресурсов, физическое и нравственное здоровье работающих, уровень их благосостояния), а также компоненты (транспорт, связь, энергоснабжение, водоснабжение), непосредственно обеспечивающие условия производства Недостатками: инфраструктура представляется как механическая совокупность отдельных отраслей, производств, организаций и учреждений, обеспечивающих поддержание на определенном уровне материального производства, являясь фактически его частью и развивающейся по экономическим законам. «Деятельностный» подход к социальной инфраструктуре, по мнению Ж.Т. То-щенко, наиболее полно учитывает все составляющие обеспечения жизнедеятельности человеческого сообщества, в том числе: • цель развития инфраструктуры и главный критерий — создание рациональных • в качестве факторов развития инфраструктуры рассматриваются потребности, • цель функционирования социальной инфраструктуры — обеспечение жизне • базовые потребности населения выступают критерием эффективности социальной инфраструктуры. В этой связи сторонники «деятельпостного» подхода определяют социальную инфраструктуру как совокупность материально-вещественных элементов, создающих и обеспечивающих общие условия для прдстранственной и временной организации жизнедеятельности населения в контексте его социаяъпо-жономических, демографических и культурных особенностей. Каждый объект социальной инфраструктуры обладает лишь ему присущим набором специфических свойств и характеристик. Поэтому всесторонний анализ icex единичных объектов вряд ли возможен, да и не сможет помочь выявлению чаиболее общих тенденций их развития. Именно поэтому целесообразно класси-рицировать элементы социальной инфраструктуры. Ж.Т. Тощенко считает, что возможно сосуществование различных принципов (лассификации, например по уровням, целям (назначению), формам, направлени-ш, видам . ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|