Здавалка
Главная | Обратная связь

Качество рабочей силы на рубеже XXI века 5 страница



В период, когда начались демократические преобразования, включая зарожде­ние социального партнерства, в посткоммунистической России, были проанализи­рованы объекты наиболее распространенных конфликтов в сфере социально-трудовых отношений.

Приведем перечень2 этих объектов:

1) Конфликты по поводу оплаты труда работников (имелись в виду не только
конфликты по поводу размеров оплаты 1руда работников производственной и
не производственной сфер хозяйствования, но и по поводу массовых задержек
расчетов с работниками за выполненные объемы работ (услуг).

2) Конфликты, вытекающие из проблем занятости и в связи с ухрозой безработицы.

3) Конфликты, связанные с разгосударствлением и приватизацией (субъектами
таких конфликтов могут быть государство в лице его органов — министерст­
ва, ведомства, госкомитеты, местные органы власти), трудовые коллективы
организаций, определенные группы внутри организации, отдельные лица. От-

; личительная черта этих конфликтов вовлечение в спорные отношения субъек-! тов разного уровня социального партнерства (например, конфликт между ор­ганизацией и госкомитетом).

4) Конфликты, связанные с приватизацией и соучастием работников в управле­
нии организацией. Перерастание социально-трудовых конфликтов в социаль­
но-политические.

За период с 1992 по 1998 гг. позитивных изменений, т.е. тенденций к уменьше­нию этих объектов, не отмечено. В данной сфере общественных отношений к пе­речисленным объектам добавились конфликты:

• связанные с проблемой признания профессиональных союзов и их органов в
качестве представительных или наиболее представительных;

• связанные с проблемами проведения процедур банкротства (санации) органи­
зации и соблюдения гарантий для работников, закрепленных в коллективном

'■ договоре, отраслевом (тарифном) соглашении.

■ Определенные особенности переходного периода от одной общественной фор­мации к другой показали, что при обеспечении свободы объединения граждан с целью защиты своих экономических и социальных прав, интересов порождаются конфликты по поводу признания со стороны работодателей, их объединений (сою­зов) того или иного профсоюза, объединения профсоюзов.

1 Си. Иноземцев В.Л. За десять лет. К концепции постэкономического общества: Научное издание. — М.: «Academia». I998. — с. 356.

" См. I la пути к социальному партнерству. Специальное приложение к бюллетеню «Конститу­ционный вестник». Руководитель авторскою коллектива Гордон Л.А. — М., 1993. — с. 102-127.

3 См. Соловьев A.R. Социально-фудовые конфликты к способы их разрешения как реални социальной политики.// Экономика труда и социальные отношения. Курс ключевых лекций. Отв. ред. и состав. НА. Волгни, Б.В. Ракитскнй. — М.: Издательство РАГС. 1998. — с. 197-206.

* См Соловьев Л.В. 1]рактичсскнн комментарий закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров». М., Фонд «Правовая культура», 1997, С. 197; Со/ювьев А.В. РПЛБЖ призывает к забастовке в обход закона. Почему? — Человек и труд. 1998. № 8. — с. 76-78.


 




Конфликты по этому поводу влияют на общую характеристику социальной об- ■ становки в России. Происходит это на почве неотъемлемого переплетение причин .] конфликта по поводу признания профсоюза (объединения профсоюзов) с заявлен­ными требованиями общественных организаций к работодателям (их объединени­ям), принимающими форму экономических, политических, идеологических требо­ваний.

Социальный конфликт в трудовой сфере принято подразделять на основании действующего трудового права, которое базируется на Конституции Российской Федерации,

кац

2. Основная классификация конфликтов в социально-трудовой сфере и понятия об их разрешении или урегулировании

Классификация конфликтов в социально-трудовой сфере необходимое условие для уяснения порядка их рассмотрения.

Основная классификация конфликтов дана в п.4 ст.37 Конституции Российской Федерации",' закрепившей их деление на категории — инди в и див и дуальные и кол­лективные трудовые споры. Критерием подразделения конфликтов выбрано свой­ство их принадлежности отдельному индивиду или группе, определенному социу­му. Стороной, спорящей с работодателем (объединением, ассоциацией работода­телей), в социальных конфликтах в трудовой сфере выступает либо отдельный ра­ботник, либо группа работников, объединенных по организационно-правовому или профессиональному признакам.

Регулирование трудовых отношений, вошедших в стадию конфликта, осущест­вляется на основе действующего законодательства о труде. В Кодексе о труде Рос­сийской Федерации содержится ряд статей (ст.201-220) о трудовых спорах."

Законодатель не раскрыл понятия индивидуальный трудовой спор. Поэтому данную категорию конфликтов можно характеризовать на основании анализа пра­вовых норм. Из него вытекает следующее. Как в том случае, когда один спорящий работник — индивидуум, считает, что его права нарушены, так и тогда, когда_он добивается признания за ним какого-либо нового права (например, повысить опла­ту труда или привести в соответствие с ней условия труда при выполнении работ в тяжелых или опасных ее характеристиках), речь идет либо о применении к инди­видууму — конкретному лицу, нормативных условий, установленных законом, коллективным договором, подзаконным актом и т.д., либо об исполнении заклю­ченного индивидуального трудового договора.

Споры индивидуального характера охватывают все конфликты, касающиеся применения установленных условий труда к персонально конкретному работнику.

Вторую категорию конфликтов в социально-трудовой сфере составляют споры коллективного характера. Действующее законодательство дает определение только коллективного трудового спора. Оно закреплено в п.1 ст.2 Федерального закона «О

1 См. Коистн |уцин Российской Федерации (1993). — М.: Тезис. 19%. — с. 12. " См. Трудовое законодательство России: Законодательные акты и комментарии./ Издательст­во концерна «Профстрой». — М. 1993. ■—с. 8J-89.


порядке разрешения коллективных трудовых споров» (1995, 175-ФЗ): «Коллектив­ный трудовой хлор-™--неурегулированные разногласия между работниками и ра­ботодателями (далее — стороны) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату}, заключения, изменения и выполнения коллек­тивных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений».'

В данном определении скрыта классификация конфликтов по характеру соотношения с правом. Согласно этому подходу классификации конфликтов в трудовой сфере споры подразделяются на исковые споры или споры права, а также неисковые споры или споры интересов.

При возникновении индивидуального спора работник, обращаясь в соответст­вующий орган, добивается, требует или предъявляет иск о восстановлении своего нарушенного права, об установлении или признании за ним того или иного индиви­дуального права, т.е. речь идет о так называемых иравоустановительных исках. Кол­лективные трудовые споры отличны от индивидуальных именно тем, что могут но­сить характер исковых (конфликты права) и неисковых (конфликты интересов). Эта особенность вытекает из анализа понятия коллективного трудового спора.

Коллективные трудовые споры, относящиеся к категории конфликтов интере­сов, могут возникнуть, например, при ведении коллективных переговоров с рабо­тодателями, их объединениями (ассоциациями) по заключению или дополнению и изменению коллективных договоров, соглашений по социально-трудовым отно­шениям.

Коллективные трудовые споры, относящиеся к категории конфликтов права, могут возникнуть, например, по поводу выполнения действующего коллективного договора или соглашения по социально-трудовым отношениям, а также выполне­ния условий труда (включая заработную плату), установленных законом, подза­конным актом и пр.

Стороной, спорящей с работодателями, их объединениями (ассоциациями) в таких конфликтах выступают как группы работников, так и их полномочные пред­ставители — органы профессиональных союзов и их объединений, уполномочен­ные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной са­модеятельности, образованные на собрании (конференции) работников.

В мировой практике регулирования трудовых отношений и конфликтов суще­ствует несколько основных понятий, соотносящихся с науками о праве и о соци­альных конфликтах. Этими понятиями являются: разрешение социального кон­фликта или трудового спора,* урегулирование социального конфликта или трудового спора. Они отличны по своему содержанию.

Разрешение социального конфликта или трудового спора это -г- целенаправ­ленное действие субъектов отношений, при которых они совместными усилиями пытаются найти взаимоприемлемый выход из конфликта. В данном процессе мо­жет принимать участие третья сторона' — государственный или негосударствен­ный орган содействия разрешению конфликтов, а также лицо их представляющее. Для подключения к процессу разрешения конфликта третьей стороны необходимо наличие доброй воли субъектов трудовых отношений. Оно оформляется соответ-

1 См. Собрание законодательства РФ. 1995. №48. Ст. 4557

См. Д.К.Зайцев. Социальный конфликт на предприятии —КаИС., Калуга. 1993. — с. 101. См. Лебедева М М. Политическое уре гул и ропак не конфликтов: Подходы, решения, техноло­гии. — М.: Аспект Пресс. 1997. — с. 104-105.


 




 
 


ствующим актом, а сам процесс носит характер институализации примирительной процедуры.

Урегулирование социального конфликта или трудового шора — это процесс рассмотрения причин спорных отношений, предмета конфликта специальным ор­ганом, который может вынести соответствующее решение, понуждающее одну или обе стороны выполнить определенные действия в целях ликвидации причин кон­фликта. К числу органов, урегулирующих конфликты в социально-трудовой сфере, относятся: суды соответствующей юрисдикции, специальные трудовые арбитражи.

Практика показывает, что конфликты интересов могут быть разрешены при проведении примирительных процедур и привлечении к ним посредника, лиц, вы­полняющих функции трудовых арбитров.

Специфика конфликтов права в том, что ни примирительные процедуры с уча­стием сторон конфликта, ни рассмотрение неурегулированных разногласий между сторонами трудовых отношений с привлечением посредника, лиц, выполняющих функции трудовых арбитров, как правило, не могут разрешить конфликт такого рода. В случаях, когда сторона, выступающая в качестве инициатора конфликта права, настроена отстаивать свои требования до последнего и строго следовать бу­кве закона, противоречия между субъектами трудовых отношений могут быть сня­ты только путем урегулирования конфликта соответствующим решением судебно­го органа соответствую шей юрисдикции и специализированного арбитража, которых в России пока нет.

Участие третьей стороны в разрешении конфликтов в социально-трудовой сфе­ре определяется конституцией или законодательством государства.

3. Нормативные акты, регулирующие способы разрешения коллективных конфликтов

В мировой практике трудовые отношения и конфликты регулируют конституция и законы государства. В ряде стран американского континента на уровне конституции государства закреплены нормы о разрешении коллективных конфликтов путем организации и проведения процедур посредничества и трудового арбитража. К числу таких стран относятся Аргентина и Бразилия."

Конституцией Российской Федерации, закрепившей право граждан на индиви­дуальные и коллективные трудовые споры, предусмотрено регулирование спосо­бов их разрешения действующим законодательством.

Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.4 Они определяют смысл, содержание и применение законов государства, деятельность всех органов законе-

1 См. Соловьев А.В Практический комментарий чакона «О порядке разрешения кол­
лективных трудовых споров». М., Фонд «Правовая культура», 1997. — с. ИО-110.

2 См. Консгнтуции зарубежных стран. Американский континент. ■— Ер.: Изд-во «Мхитар
Гош-. 1998.

3См. Конституция Российской Федерации (1993)— М.: Тезис. 1996. — с. 12. * Там же. — с. 8.


дательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Следовательно, при разрешении социальных конфликтов приоритет должен отдаваться правам и свободам человека и гражданина.

В соответствии с п.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы госу­дарственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граж­дане и их объединения обязаны соблюдать Конституцню Российской Федерации и законы. Из этого вытекает, что лица, представляющие стороны конфликта и третьей стороны, призванной способствовать разрешению социального конфликта, обязаны рассматривать трудовые отношения через призму их соотношения с дей­ствующим законодательством.

Конституция Российской Федерации (п.2 ст.45) предоставила гражданам право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законами.2 Данной норме корреспондирует ст. 12 первой части Гражданского кодекса Россий­ской Федерации {ГК РФ), в которой закреплен перечень способов защиты граж­данских прав. Однако в материальном праве существует определенная иерархия законов, согласно которой правоотношения регулируемые одним законодательным актом не могут регулироваться актом, принадлежащим другой отрасли права.

Трудовые отношения, включая социальные конфликты, регулируются Кодек­сом законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ). Из этого следует, что ра­ботники и их полномочные представители, не вправе прибегать к нормам ГК РФ в целях защиты трудовых прав и интересов граждан.4 В этих целях они обязаны ру­ководствоваться исключительно нормами главы XIY «Трудовые споры» КЗоТ РФ.3

Согласно ст. 201 и сг.219 КЗоТ РФ индивидуальный трудовой спор может бьпъ разрешен при его рассмотрении комиссией по трудовым спорам или администраци­ей и соответствующим профсоюзным органом в пределах предоставленных им прав.

В соответствии со ст.220 КЗоТ РФ6 коллективные трудовые споры (конфлик­ты), возникающие между администрацией предприятия, организации и трудовым коллективом (коллективом подразделения) или профсоюзом но вопросам установ­ления новых или изменения существующих условий труда и быта, заключения и исполнения коллективного договора и иных соглашений, рассматривается в соот­ветствии с законодательством о порядке разрешения коллективных трудовых спо­ров (конфликтов). Данная статья КЗоТ РФ отсьшает пользователя к Федеральному закону «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (от 23.11.1995 г. 175-ФЗ7).

В качестве способов разрешения коллективных трудовых споров этим законо­дательным актом предусмотрено рассмотрение сути социального конфликта при­мирительной комиссией, а также с участием посредника И трудовых арбитров.

' См. Гам же. —• с. 7.

'Конституция Российской Федерации (1993) — М. Тезис. 1996.-е. 15.

! См. Гражданского кодекс Российской Федерации. — М. «Проспект». 1997 —с. 7-8.

'См. Соловьев А.В. Забастовка или саботаж'/ Хозяйство и право. 1997. № 10.

См. Трудовое законодательство России: Законодательные акпы и комментарии./ Издательст­во концерна «Профстрон». — М. 1993. — с. 81-89.

Трудовое законодательство России: Законодательные акты и комментарии./ Издательство концерна «Профстрой». — М. 1993.—с. 89.

См. Собрание законодательства РФ. 1995. № 48. Ст. 4557.


 




       
   
 
 


4. Подведомственность конфликтов

Одним из основополагающих моментов в регулировании конфликтов в соци­ально-трудовой сфере является определение их подведомственности. Под подве­домственностью социальных конфликтов понимается распределение действую­щим законодательством функций по рассмотрению споров в зависимости от их характера между органами и институтами, наделенными правом их разрешать и урегулировать.

В практике правоприменения КЗоТ РФ и Закона РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (175-ФЗ] определение подведомственности соци­ального конфликта означает установление органа или института, в котором спор должен быть рассмотрен в первоначальном порядке. Подведомственность соци­ального конфликта зависит от предмета спора и его основных характеристик:

1) индивидуальный или коллективный спор;

2) права (исковой спор) или интересов (неисковой спор}.
Индивидуальные трудовые споры, подлежащие разрешению, подведомственны

рассмотрению комиссией по трудовым спора (КТС) организации (ст. 204 КзоТ РФ); рассмотрению работодателем (администрацией организации) совместно с соответствующим органом профсоюза в пределах предоставленных им прав (ст.219КЗоТРФ).'

Коллективные трудовые споры (ст.220 КЗоТ РФ), подлежащие разрешению на основании Закона РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (от 23.11.1995, 175-ФЗ], подведомственны рассмотрению примирительной комиссией; рассмотрению сторонами спора с привлечением посредника; рассмотрению в тру­довом арбитраже с привлечением лиц, выступающих в качестве трудовых арбит­ров, третейских судей.

Индивидуальные трудовые споры, подлежащие урегулированию, согласно КЗоТ РФ (ст.201 и ст.210}2 подведомственны рассмотрению гражданскими судами общей юрисдикции как непосредственно, т.е. минуя комиссию по трудовым спо­рам (КТС) организации, так и после прохождения процедуры рассмотрения в рам­ках КТС организации, где имел место конфликт. Кроме того, в тех случаях, когда предметом индивидуального трудового спора, подлежащего урегулированию, яв­ляется вопрос возмещения вреда, причиненного работодателем здоровью работни­ка, конфликты этой категории подведомственны рассмотрению органами Феде­ральной инспекции труда (Рострудинспекции) при Минитруде России.'

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется КзоТ РФ и иными законодательными актами, а порядок рассмотрения дел по тру­довым спорам в районных (городских) гражданских судах определяется, кроме то­го, Гражданским процессуальным кодексом РСФСР. Коллективные трудовые спо­ры могут рассматриваться в гражданских судах общей юрисдикции. Особенностя-

1 См. Трудовое чаконодатсльство России: Законодательные акты н комментарии / Издательст­
во концерна -Профстрой». — М. 1993. — с. 82-КЗ, — с. 88-89.

2 См. Трудовое законодательство России Законодательные акты и комментарии./ Издательст­
во концерна «Профстрий». — М 1У93 . 81-82, — с. 85-86.

!См Собрание законодательства РФ, 1994.№ 13. Ст. 1476.


ми такого рассмотрения являются повод и определенная юрисдикция судов. Пово­дом для обращения в суд соответствующей юрисдикции согласно ст.17 Закона РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (1995, 175-ФЗ) может быть признание объявленной, проводимой или проведенной забастовки незакон­ной. Такого рода иски рассматриваются верховными судами республик, краевыми, областными судами, суда%ш городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной об­ласти, автономных округов по заявлению работодателя или прокурора.'

Непосредственному разрешению индивидуального или коллективного трудо­вого спора должно предшествовать рассмотрение его предмета соответственно вкомиссии по трудовым спора организации; в примирительной комиссии (обяза­тельная процедура), с участием посредника или в трудовом арбитраже с участием лиц, выступающих в качестве трудовых арбитров, третейских судей.

Работа лиц, призванных содействовать разрешению индивидуального или кол­лективного трудового спора, должна строится на определенных принципах с при-минением определенных способов, способствующих достижению цели их дея­тельности при рассмотрении конкретного конфликта.

5. Принципы, способы разрешения конфликтов и правовая база организации и проведения примирительных процедур

Целью комиссии по трудовым спора организации, примирительной комиссии,, процедуры рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, или в трудовом арбитраже с участием лиц, выступающих в качестве трудовых ар-; битров, является содействие сторонам конфликта в его разрешении. Указанные ин-г статуты, в которых предпринимается попытка примирить конфликтующие сторо­ны путем рассмотрения предмета и причин индивидуального или коллективного трудового спора, носят общее название — примирительные процедуры.

В действующем законодательстве Российской Федерации нет норм, в которых были бы закреплены принципы, на которых должны базироваться организация примирительной процедуры и деятельность лиц, призванных способствовать раз­решению социальных конфликтов. Эти принципы относятся к числу, вырабо­танных международной и отечественной практиками примирения, посредничества и арбитрирования.

Основными принципами формирования института примирения сторон и орга­низации в нем рассмотрения трудового спора с участием полномочных представи­телей сторон спора являются: добровольность, паритетность, свобода выбора и принятия решения субъектами трудового спора по поводу кандидатов на роль по­средника и арбитров, формирования и организации примирительных процедур; доверие, признание в качестве законного, независимого, компетентного лица (на­пример, посредника) или группы лиц, выбранных и утвержденных в установлен­ном порядке в качестве членов определенного института примирения (комиссии по трудовым спорам (КТС), примирительной комиссии, трудового арбитража).

1 См. Собрание законодательства РФ, 1995. №48. Сг. 4557.


 




Рассмотрение индивидуального или коллективного трудового спора в целях его разрешения должны строиться на принципах:

• соблюдения норм законодательства, полн омочи ости представителей сторон
коллективного конфликта, равноправия сторон конфликта перед законом;

• свободы выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание проблемы
■ конфликта;

• добровольности принятия обязательств каждой из сторон конфликта;

• возможности осуществления контроля и ответственности за выполнение обя­
зательств, направленных на ликвидацию причин конфликта.

Отдельно следует перечислить принципы, которые должны соблюдаться лица­ми, выполняюшими функции посредника или трудового арбитра. В ходе рассмот­рения коллективного конфликта посредник и трудовые арбитры обязаны соблю­дать принципы: беспристрастности, нейтральности, независимости, законности, соблюдения чести и достоинства, а также сохранения конфиденциальности сведе­ний о предмете конфликта, его причинах и прочие.2

Действующим российским законодательством закреплено несколько способов разрешения коллективного трудового спора. К их числу относятся:

1) процедура рассмотрения конфликта примирительной комиссией (ст.6 175-ФЗ);

2) процедура рассмотрения конфликта с участием посредника ■— посредничество
(ст. 7 175-ФЗ);

2) процедура рассмотрения конфликта в трудовом арбитраже (ст. 8 175-ФЗ) с
участием лиц, которые приобретают статус арбитров в результате институали-
зации этой процедуры.3

Правовой базой организации и проведения примирительных процедур при раз­решении коллективных трудовых споров являются: 1) Конституция Российской Федерации. I) Ст. 220 КЗоТ РФ и Закон РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых

споров» (1995, 175-ФЗ).

3) Положение о службе по урегулированию коллективных трудовых споров, ут­
вержденное постановлением Правительства Российской Федерации от Т 5-04.

I) Гражданский Кодекс Российской Федерации (Часть Is).

») Другие законодательные акты, подзаконные и нормативные акты, регулирую­щие социально-трудовые отношения.

>) Коллективные договоры, соглашения по социально-трудовым отношениям, в которых могут содержаться положения о порядке, регламенте проведения примирительных процедур и прочие.

В перечне указан Гражданский Кодекс РФ (4.1), поскольку между одной сто-юной или сторонами коллективного трудового спора и лицами, добровольно при­шв ш их решение выполнять функции посредника или трудового арбитра, может |Ыть заключен безвозмездный или возмездный договор (ст.420, ст.423 ч.1 ГК РФ) в

1 См. Соловьев А.В Практический комментарий -икона аО порядке разрешения коллективны*
рудовых споров» М., Фонд «Правовая культура», 1997. — с. 50-51.

2 См. Соловьев А.В. Практический комментарий закона «О порядке разрешения коллективны"
эудовых споров». М., Фовд «Правовая культура», 1997. — с. 98.

3См. Собрание.законодательства РФ, 1995. №48. Ст. 4557. * См. Собрание законодательства РФ, 1996. № 17. Ст. 1999. 5 См. Грэж;инского кодекс Российской Федерации. — М: «Проспект». 1997.


связи с выполнением им своих обязанностей. Данные обязанности могут быть предметом любого из такого видов договоров.

В обеспечение организации и проведения процедур по рассмотрению коллек­тивного трудового спора с участием посредника или в трудовом арбитраже при­нимает непосредственное участие государственный орган — служба по урегулиро­ванию коллективных трудовых споров (далее — Служба), а также соответствую­щие органы субъектов Российской Федерации, на которые возложены аналогич­ные функции.

6. Контрольные задания и задачи для самопроверки

Задание X* 1. В социально-трудовой сфере конфликты могут происходить по

поводу отдельно взятых..................................

Укажите категории проблем, по которым могут происходить конфликты в со­циально-трудовой сфере.

Задание № 2. В приводимом тексте правильно восполните ключевые слова из числа, тех которые заключены в скобки.

Основными объектами распространенных конфликтов в сфере социально-трудовых отношений являются:

1. Конфликты по поводу ................. (заработной платы, оплаты труда, мини­
мальной оплаты труда) работников, имея в виду не только конфликты по поводу
размеров......... (заработной платы, оплаты труда, минимальной оплаты труда) ра­
ботников производственной и не производственной сфер хозяйствования, но и по
поводу массовых задержек расчетов с работниками за выполненные объемы работ
(услуг).

2. Конфликты, вытекающие из проблем занятости и в связи с угрозой............

(сокращения штатов, ликвидации организации, безработицы).

3. Конфликты, связанные с разгосударствлением и приватизацией (субъектами
таких конфликтов могут быть государство в лице его органов — (министерства,
ведомства, госкомитеты, местные органы власти), трудовые коллективы организа­
ций, определенные ................... (группы, социальные группы, профессиональные

группы) внутри организации, отдельные лица.

4. Конфликты, связанные с приватизацией и соучастием работников в управле­
нии организацией. Перерастание социально-трудовых конфликтов в ..................

(экономические, социально-политические, политические).

5. Конфликты, связанные с проблемой............... (утверждения, признания, со­
гласования) профессиональных союзов и их органов в качестве представительных
или наиболее представительных.

См. А.В.Соловьев. Посредничество при разрешении коллег™иных трудовых споров. — Человек и труд 1997. № 6. — с. 76.

" См. Ст.М Закона РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (1995. 175-ФЗ) и Постановление Правительства РФ от 15.04.19%. №468. Собрание законодательства РФ,

1996..№17.Ст. IW9.

3 См. Собрание законодательства РФ, 1996. 17. Ст. 1999


 




6. Конфликты, вытекаюшие из проблем проведения процедур............ (ликви-J







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.