Качество рабочей силы на рубеже XXI века 5 страница
В период, когда начались демократические преобразования, включая зарождение социального партнерства, в посткоммунистической России, были проанализированы объекты наиболее распространенных конфликтов в сфере социально-трудовых отношений. Приведем перечень2 этих объектов: 1) Конфликты по поводу оплаты труда работников (имелись в виду не только 2) Конфликты, вытекающие из проблем занятости и в связи с ухрозой безработицы. 3) Конфликты, связанные с разгосударствлением и приватизацией (субъектами ; личительная черта этих конфликтов вовлечение в спорные отношения субъек-! тов разного уровня социального партнерства (например, конфликт между организацией и госкомитетом). 4) Конфликты, связанные с приватизацией и соучастием работников в управле За период с 1992 по 1998 гг. позитивных изменений, т.е. тенденций к уменьшению этих объектов, не отмечено. В данной сфере общественных отношений к перечисленным объектам добавились конфликты: • связанные с проблемой признания профессиональных союзов и их органов в • связанные с проблемами проведения процедур банкротства (санации) органи '■ договоре, отраслевом (тарифном) соглашении. ■ Определенные особенности переходного периода от одной общественной формации к другой показали, что при обеспечении свободы объединения граждан с целью защиты своих экономических и социальных прав, интересов порождаются конфликты по поводу признания со стороны работодателей, их объединений (союзов) того или иного профсоюза, объединения профсоюзов. 1 Си. Иноземцев В.Л. За десять лет. К концепции постэкономического общества: Научное издание. — М.: «Academia». I998. — с. 356. " См. I la пути к социальному партнерству. Специальное приложение к бюллетеню «Конституционный вестник». Руководитель авторскою коллектива Гордон Л.А. — М., 1993. — с. 102-127. 3 См. Соловьев A.R. Социально-фудовые конфликты к способы их разрешения как реални социальной политики.// Экономика труда и социальные отношения. Курс ключевых лекций. Отв. ред. и состав. НА. Волгни, Б.В. Ракитскнй. — М.: Издательство РАГС. 1998. — с. 197-206. * См Соловьев Л.В. 1]рактичсскнн комментарий закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров». М., Фонд «Правовая культура», 1997, С. 197; Со/ювьев А.В. РПЛБЖ призывает к забастовке в обход закона. Почему? — Человек и труд. 1998. № 8. — с. 76-78.
Конфликты по этому поводу влияют на общую характеристику социальной об- ■ становки в России. Происходит это на почве неотъемлемого переплетение причин .] конфликта по поводу признания профсоюза (объединения профсоюзов) с заявленными требованиями общественных организаций к работодателям (их объединениям), принимающими форму экономических, политических, идеологических требований. Социальный конфликт в трудовой сфере принято подразделять на основании действующего трудового права, которое базируется на Конституции Российской Федерации, кац 2. Основная классификация конфликтов в социально-трудовой сфере и понятия об их разрешении или урегулировании Классификация конфликтов в социально-трудовой сфере необходимое условие для уяснения порядка их рассмотрения. Основная классификация конфликтов дана в п.4 ст.37 Конституции Российской Федерации",' закрепившей их деление на категории — инди в и див и дуальные и коллективные трудовые споры. Критерием подразделения конфликтов выбрано свойство их принадлежности отдельному индивиду или группе, определенному социуму. Стороной, спорящей с работодателем (объединением, ассоциацией работодателей), в социальных конфликтах в трудовой сфере выступает либо отдельный работник, либо группа работников, объединенных по организационно-правовому или профессиональному признакам. Регулирование трудовых отношений, вошедших в стадию конфликта, осуществляется на основе действующего законодательства о труде. В Кодексе о труде Российской Федерации содержится ряд статей (ст.201-220) о трудовых спорах." Законодатель не раскрыл понятия индивидуальный трудовой спор. Поэтому данную категорию конфликтов можно характеризовать на основании анализа правовых норм. Из него вытекает следующее. Как в том случае, когда один спорящий работник — индивидуум, считает, что его права нарушены, так и тогда, когда_он добивается признания за ним какого-либо нового права (например, повысить оплату труда или привести в соответствие с ней условия труда при выполнении работ в тяжелых или опасных ее характеристиках), речь идет либо о применении к индивидууму — конкретному лицу, нормативных условий, установленных законом, коллективным договором, подзаконным актом и т.д., либо об исполнении заключенного индивидуального трудового договора. Споры индивидуального характера охватывают все конфликты, касающиеся применения установленных условий труда к персонально конкретному работнику. Вторую категорию конфликтов в социально-трудовой сфере составляют споры коллективного характера. Действующее законодательство дает определение только коллективного трудового спора. Оно закреплено в п.1 ст.2 Федерального закона «О 1 См. Коистн |уцин Российской Федерации (1993). — М.: Тезис. 19%. — с. 12. " См. Трудовое законодательство России: Законодательные акты и комментарии./ Издательство концерна «Профстрой». — М. 1993. ■—с. 8J-89. порядке разрешения коллективных трудовых споров» (1995, 175-ФЗ): «Коллективный трудовой хлор-™--неурегулированные разногласия между работниками и работодателями (далее — стороны) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату}, заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений».' В данном определении скрыта классификация конфликтов по характеру соотношения с правом. Согласно этому подходу классификации конфликтов в трудовой сфере споры подразделяются на исковые споры или споры права, а также неисковые споры или споры интересов. При возникновении индивидуального спора работник, обращаясь в соответствующий орган, добивается, требует или предъявляет иск о восстановлении своего нарушенного права, об установлении или признании за ним того или иного индивидуального права, т.е. речь идет о так называемых иравоустановительных исках. Коллективные трудовые споры отличны от индивидуальных именно тем, что могут носить характер исковых (конфликты права) и неисковых (конфликты интересов). Эта особенность вытекает из анализа понятия коллективного трудового спора. Коллективные трудовые споры, относящиеся к категории конфликтов интересов, могут возникнуть, например, при ведении коллективных переговоров с работодателями, их объединениями (ассоциациями) по заключению или дополнению и изменению коллективных договоров, соглашений по социально-трудовым отношениям. Коллективные трудовые споры, относящиеся к категории конфликтов права, могут возникнуть, например, по поводу выполнения действующего коллективного договора или соглашения по социально-трудовым отношениям, а также выполнения условий труда (включая заработную плату), установленных законом, подзаконным актом и пр. Стороной, спорящей с работодателями, их объединениями (ассоциациями) в таких конфликтах выступают как группы работников, так и их полномочные представители — органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на собрании (конференции) работников. В мировой практике регулирования трудовых отношений и конфликтов существует несколько основных понятий, соотносящихся с науками о праве и о социальных конфликтах. Этими понятиями являются: разрешение социального конфликта или трудового спора,* урегулирование социального конфликта или трудового спора. Они отличны по своему содержанию. Разрешение социального конфликта или трудового спора это -г- целенаправленное действие субъектов отношений, при которых они совместными усилиями пытаются найти взаимоприемлемый выход из конфликта. В данном процессе может принимать участие третья сторона' — государственный или негосударственный орган содействия разрешению конфликтов, а также лицо их представляющее. Для подключения к процессу разрешения конфликта третьей стороны необходимо наличие доброй воли субъектов трудовых отношений. Оно оформляется соответ- 1 См. Собрание законодательства РФ. 1995. №48. Ст. 4557 См. Д.К.Зайцев. Социальный конфликт на предприятии —КаИС., Калуга. 1993. — с. 101. См. Лебедева М М. Политическое уре гул и ропак не конфликтов: Подходы, решения, технологии. — М.: Аспект Пресс. 1997. — с. 104-105.
ствующим актом, а сам процесс носит характер институализации примирительной процедуры. Урегулирование социального конфликта или трудового шора — это процесс рассмотрения причин спорных отношений, предмета конфликта специальным органом, который может вынести соответствующее решение, понуждающее одну или обе стороны выполнить определенные действия в целях ликвидации причин конфликта. К числу органов, урегулирующих конфликты в социально-трудовой сфере, относятся: суды соответствующей юрисдикции, специальные трудовые арбитражи. Практика показывает, что конфликты интересов могут быть разрешены при проведении примирительных процедур и привлечении к ним посредника, лиц, выполняющих функции трудовых арбитров. Специфика конфликтов права в том, что ни примирительные процедуры с участием сторон конфликта, ни рассмотрение неурегулированных разногласий между сторонами трудовых отношений с привлечением посредника, лиц, выполняющих функции трудовых арбитров, как правило, не могут разрешить конфликт такого рода. В случаях, когда сторона, выступающая в качестве инициатора конфликта права, настроена отстаивать свои требования до последнего и строго следовать букве закона, противоречия между субъектами трудовых отношений могут быть сняты только путем урегулирования конфликта соответствующим решением судебного органа соответствую шей юрисдикции и специализированного арбитража, которых в России пока нет. Участие третьей стороны в разрешении конфликтов в социально-трудовой сфере определяется конституцией или законодательством государства. 3. Нормативные акты, регулирующие способы разрешения коллективных конфликтов В мировой практике трудовые отношения и конфликты регулируют конституция и законы государства. В ряде стран американского континента на уровне конституции государства закреплены нормы о разрешении коллективных конфликтов путем организации и проведения процедур посредничества и трудового арбитража. К числу таких стран относятся Аргентина и Бразилия." Конституцией Российской Федерации, закрепившей право граждан на индивидуальные и коллективные трудовые споры, предусмотрено регулирование способов их разрешения действующим законодательством. Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.4 Они определяют смысл, содержание и применение законов государства, деятельность всех органов законе- 1 См. Соловьев А.В Практический комментарий чакона «О порядке разрешения кол 2 См. Консгнтуции зарубежных стран. Американский континент. ■— Ер.: Изд-во «Мхитар 3См. Конституция Российской Федерации (1993)— М.: Тезис. 1996. — с. 12. * Там же. — с. 8. дательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Следовательно, при разрешении социальных конфликтов приоритет должен отдаваться правам и свободам человека и гражданина. В соответствии с п.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцню Российской Федерации и законы. Из этого вытекает, что лица, представляющие стороны конфликта и третьей стороны, призванной способствовать разрешению социального конфликта, обязаны рассматривать трудовые отношения через призму их соотношения с действующим законодательством. Конституция Российской Федерации (п.2 ст.45) предоставила гражданам право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законами.2 Данной норме корреспондирует ст. 12 первой части Гражданского кодекса Российской Федерации {ГК РФ), в которой закреплен перечень способов защиты гражданских прав. Однако в материальном праве существует определенная иерархия законов, согласно которой правоотношения регулируемые одним законодательным актом не могут регулироваться актом, принадлежащим другой отрасли права. Трудовые отношения, включая социальные конфликты, регулируются Кодексом законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ). Из этого следует, что работники и их полномочные представители, не вправе прибегать к нормам ГК РФ в целях защиты трудовых прав и интересов граждан.4 В этих целях они обязаны руководствоваться исключительно нормами главы XIY «Трудовые споры» КЗоТ РФ.3 Согласно ст. 201 и сг.219 КЗоТ РФ индивидуальный трудовой спор может бьпъ разрешен при его рассмотрении комиссией по трудовым спорам или администрацией и соответствующим профсоюзным органом в пределах предоставленных им прав. В соответствии со ст.220 КЗоТ РФ6 коллективные трудовые споры (конфликты), возникающие между администрацией предприятия, организации и трудовым коллективом (коллективом подразделения) или профсоюзом но вопросам установления новых или изменения существующих условий труда и быта, заключения и исполнения коллективного договора и иных соглашений, рассматривается в соответствии с законодательством о порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов). Данная статья КЗоТ РФ отсьшает пользователя к Федеральному закону «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (от 23.11.1995 г. 175-ФЗ7). В качестве способов разрешения коллективных трудовых споров этим законодательным актом предусмотрено рассмотрение сути социального конфликта примирительной комиссией, а также с участием посредника И трудовых арбитров. ' См. Гам же. —• с. 7. 'Конституция Российской Федерации (1993) — М. Тезис. 1996.-е. 15. ! См. Гражданского кодекс Российской Федерации. — М. «Проспект». 1997 —с. 7-8. 'См. Соловьев А.В. Забастовка или саботаж'/ Хозяйство и право. 1997. № 10. См. Трудовое законодательство России: Законодательные акпы и комментарии./ Издательство концерна «Профстрон». — М. 1993. — с. 81-89. Трудовое законодательство России: Законодательные акты и комментарии./ Издательство концерна «Профстрой». — М. 1993.—с. 89. См. Собрание законодательства РФ. 1995. № 48. Ст. 4557.
4. Подведомственность конфликтов Одним из основополагающих моментов в регулировании конфликтов в социально-трудовой сфере является определение их подведомственности. Под подведомственностью социальных конфликтов понимается распределение действующим законодательством функций по рассмотрению споров в зависимости от их характера между органами и институтами, наделенными правом их разрешать и урегулировать. В практике правоприменения КЗоТ РФ и Закона РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (175-ФЗ] определение подведомственности социального конфликта означает установление органа или института, в котором спор должен быть рассмотрен в первоначальном порядке. Подведомственность социального конфликта зависит от предмета спора и его основных характеристик: 1) индивидуальный или коллективный спор; 2) права (исковой спор) или интересов (неисковой спор}. рассмотрению комиссией по трудовым спора (КТС) организации (ст. 204 КзоТ РФ); рассмотрению работодателем (администрацией организации) совместно с соответствующим органом профсоюза в пределах предоставленных им прав (ст.219КЗоТРФ).' Коллективные трудовые споры (ст.220 КЗоТ РФ), подлежащие разрешению на основании Закона РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (от 23.11.1995, 175-ФЗ], подведомственны рассмотрению примирительной комиссией; рассмотрению сторонами спора с привлечением посредника; рассмотрению в трудовом арбитраже с привлечением лиц, выступающих в качестве трудовых арбитров, третейских судей. Индивидуальные трудовые споры, подлежащие урегулированию, согласно КЗоТ РФ (ст.201 и ст.210}2 подведомственны рассмотрению гражданскими судами общей юрисдикции как непосредственно, т.е. минуя комиссию по трудовым спорам (КТС) организации, так и после прохождения процедуры рассмотрения в рамках КТС организации, где имел место конфликт. Кроме того, в тех случаях, когда предметом индивидуального трудового спора, подлежащего урегулированию, является вопрос возмещения вреда, причиненного работодателем здоровью работника, конфликты этой категории подведомственны рассмотрению органами Федеральной инспекции труда (Рострудинспекции) при Минитруде России.' Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется КзоТ РФ и иными законодательными актами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в районных (городских) гражданских судах определяется, кроме того, Гражданским процессуальным кодексом РСФСР. Коллективные трудовые споры могут рассматриваться в гражданских судах общей юрисдикции. Особенностя- 1 См. Трудовое чаконодатсльство России: Законодательные акты н комментарии / Издательст 2 См. Трудовое законодательство России Законодательные акты и комментарии./ Издательст !См Собрание законодательства РФ, 1994.№ 13. Ст. 1476. ми такого рассмотрения являются повод и определенная юрисдикция судов. Поводом для обращения в суд соответствующей юрисдикции согласно ст.17 Закона РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (1995, 175-ФЗ) может быть признание объявленной, проводимой или проведенной забастовки незаконной. Такого рода иски рассматриваются верховными судами республик, краевыми, областными судами, суда%ш городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов по заявлению работодателя или прокурора.' Непосредственному разрешению индивидуального или коллективного трудового спора должно предшествовать рассмотрение его предмета соответственно вкомиссии по трудовым спора организации; в примирительной комиссии (обязательная процедура), с участием посредника или в трудовом арбитраже с участием лиц, выступающих в качестве трудовых арбитров, третейских судей. Работа лиц, призванных содействовать разрешению индивидуального или коллективного трудового спора, должна строится на определенных принципах с при-минением определенных способов, способствующих достижению цели их деятельности при рассмотрении конкретного конфликта. 5. Принципы, способы разрешения конфликтов и правовая база организации и проведения примирительных процедур Целью комиссии по трудовым спора организации, примирительной комиссии,, процедуры рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, или в трудовом арбитраже с участием лиц, выступающих в качестве трудовых ар-; битров, является содействие сторонам конфликта в его разрешении. Указанные ин-г статуты, в которых предпринимается попытка примирить конфликтующие стороны путем рассмотрения предмета и причин индивидуального или коллективного трудового спора, носят общее название — примирительные процедуры. В действующем законодательстве Российской Федерации нет норм, в которых были бы закреплены принципы, на которых должны базироваться организация примирительной процедуры и деятельность лиц, призванных способствовать разрешению социальных конфликтов. Эти принципы относятся к числу, выработанных международной и отечественной практиками примирения, посредничества и арбитрирования. Основными принципами формирования института примирения сторон и организации в нем рассмотрения трудового спора с участием полномочных представителей сторон спора являются: добровольность, паритетность, свобода выбора и принятия решения субъектами трудового спора по поводу кандидатов на роль посредника и арбитров, формирования и организации примирительных процедур; доверие, признание в качестве законного, независимого, компетентного лица (например, посредника) или группы лиц, выбранных и утвержденных в установленном порядке в качестве членов определенного института примирения (комиссии по трудовым спорам (КТС), примирительной комиссии, трудового арбитража). 1 См. Собрание законодательства РФ, 1995. №48. Сг. 4557.
Рассмотрение индивидуального или коллективного трудового спора в целях его разрешения должны строиться на принципах: • соблюдения норм законодательства, полн омочи ости представителей сторон • свободы выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание проблемы • добровольности принятия обязательств каждой из сторон конфликта; • возможности осуществления контроля и ответственности за выполнение обя Отдельно следует перечислить принципы, которые должны соблюдаться лицами, выполняюшими функции посредника или трудового арбитра. В ходе рассмотрения коллективного конфликта посредник и трудовые арбитры обязаны соблюдать принципы: беспристрастности, нейтральности, независимости, законности, соблюдения чести и достоинства, а также сохранения конфиденциальности сведений о предмете конфликта, его причинах и прочие.2 Действующим российским законодательством закреплено несколько способов разрешения коллективного трудового спора. К их числу относятся: 1) процедура рассмотрения конфликта примирительной комиссией (ст.6 175-ФЗ); 2) процедура рассмотрения конфликта с участием посредника ■— посредничество 2) процедура рассмотрения конфликта в трудовом арбитраже (ст. 8 175-ФЗ) с Правовой базой организации и проведения примирительных процедур при разрешении коллективных трудовых споров являются: 1) Конституция Российской Федерации. I) Ст. 220 КЗоТ РФ и Закон РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (1995, 175-ФЗ). 3) Положение о службе по урегулированию коллективных трудовых споров, ут I) Гражданский Кодекс Российской Федерации (Часть Is). ») Другие законодательные акты, подзаконные и нормативные акты, регулирующие социально-трудовые отношения. >) Коллективные договоры, соглашения по социально-трудовым отношениям, в которых могут содержаться положения о порядке, регламенте проведения примирительных процедур и прочие. В перечне указан Гражданский Кодекс РФ (4.1), поскольку между одной сто-юной или сторонами коллективного трудового спора и лицами, добровольно пришв ш их решение выполнять функции посредника или трудового арбитра, может |Ыть заключен безвозмездный или возмездный договор (ст.420, ст.423 ч.1 ГК РФ) в 1 См. Соловьев А.В Практический комментарий -икона аО порядке разрешения коллективны* 2 См. Соловьев А.В. Практический комментарий закона «О порядке разрешения коллективны" 3См. Собрание.законодательства РФ, 1995. №48. Ст. 4557. * См. Собрание законодательства РФ, 1996. № 17. Ст. 1999. 5 См. Грэж;инского кодекс Российской Федерации. — М: «Проспект». 1997. связи с выполнением им своих обязанностей. Данные обязанности могут быть предметом любого из такого видов договоров. В обеспечение организации и проведения процедур по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника или в трудовом арбитраже принимает непосредственное участие государственный орган — служба по урегулированию коллективных трудовых споров (далее — Служба), а также соответствующие органы субъектов Российской Федерации, на которые возложены аналогичные функции. 6. Контрольные задания и задачи для самопроверки Задание X* 1. В социально-трудовой сфере конфликты могут происходить по поводу отдельно взятых.................................. Укажите категории проблем, по которым могут происходить конфликты в социально-трудовой сфере. Задание № 2. В приводимом тексте правильно восполните ключевые слова из числа, тех которые заключены в скобки. Основными объектами распространенных конфликтов в сфере социально-трудовых отношений являются: 1. Конфликты по поводу ................. (заработной платы, оплаты труда, мини 2. Конфликты, вытекающие из проблем занятости и в связи с угрозой............ (сокращения штатов, ликвидации организации, безработицы). 3. Конфликты, связанные с разгосударствлением и приватизацией (субъектами группы) внутри организации, отдельные лица. 4. Конфликты, связанные с приватизацией и соучастием работников в управле (экономические, социально-политические, политические). 5. Конфликты, связанные с проблемой............... (утверждения, признания, со См. А.В.Соловьев. Посредничество при разрешении коллег™иных трудовых споров. — Человек и труд 1997. № 6. — с. 76. " См. Ст.М Закона РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (1995. 175-ФЗ) и Постановление Правительства РФ от 15.04.19%. №468. Собрание законодательства РФ, 1996..№17.Ст. IW9. 3 См. Собрание законодательства РФ, 1996. № 17. Ст. 1999
6. Конфликты, вытекаюшие из проблем проведения процедур............ (ликви-J ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|